Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Данная тема является ключевой в курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы современности.
Особенно тесно тема связана с последующими параграфами учебника: Глава 3. «Деятельность — способ существования людей», Глава 5 «Личность» и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10_obshch_sushchnost_chel.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока Сущность человека как проблема философии
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека; выяснить роль и значение мышления в жизни человека; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-проблема.
Ход урока
I. Организационный момент
Однажды великий философ Древне Греции Диоген Синопский (4в. До н.э.) зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. Он внимательно всматривался в лица людей. На вопрос горожан, что он делает. Диоген отвечал «Ищу человека». Что тем самым хотел сказать философ.
(ответы обучающихся).
-- что найти совершенного человека, который бы полностью отвечал этому званию практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь».
С древнейших времен мудрецы пытались познать сущность и глубину внутреннего мира человека, но эти попытки оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки. Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».
Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности. И тому подтверждение - наш урок.
Тема урока: «Сущность человека как проблема философии». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Великая тайна - человек.
2. Человек - биосоциальная система.
3. Социальная сущность деятельности.
4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.
II. Новый материал
«Человек есть мера всех вещей», - так сказал греческий философ Протагор. Что за мера? В чем и как она проявляется? Почему существует так много характеристик человека? Попытаемся приоткрыть завесу этой проблемы.
1. Великая тайна - человек
«Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует.
Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия.
Приведите примеры, подтверждающие позицию пессимистов.
Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине. Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек - это звучит гордо!»
Приведите примеры, подтверждающие позицию оптимистов.
Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука - философская антропология.
Беседа с обучающимися:
- Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии?
- К каким выводам пришла сегодня философская антропология?
(По ходу объяснения учителя на доске и в тетрадях появляется схема.)
Великая тайна - человек. Что нам о нем известно?
Работа с учебником стр.82 Найдите ответы на вопросы и заполните пропуски в схеме.
- ↓Главное родовое отличие человека – …. (орудийная деятельность)
↓2. Второе отличие - …… ( способность абстрактно мыслить)
↓3. Человек способен непрерывно осваивать …. (культуру с каждым новым поколением, т. е. происходит социализация человека)
Итак, Время зарождения философской антропологии - XIX в.
Причины зарождения:
Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум
↓
Работа в группах.
1 вариант выясняет взгляды И. Канта на сущность человека, 2-вариант – Л. Фейербаха.
Затем по 1 представителю от группы защищают свою позицию.
Появляется схема.
Представители философской антропологии
Концепция философской антропологии:
Работа с учебником стр.83, найдите 5 основных положений философской антропологии.
Ответы учеников.
• Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.
• Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.
• Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.
• Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».
• Их единство и образует сущность человека.
Вывод учителя:
Итак, человек как явление богаче сущности. Человек – это биопсихосоциальное существо, и поэтому его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с его существованием.
Закрепим, изученное работой с документом. Перед вами отрывок из работы Людвига Фейербаха «Сущность христианства», внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.
Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли –энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная, сущность человека как такового в цели его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума?- Разум. Любви?- Любовь. Воли?- Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого.
Вопросы к тексту.
- Выделите основные характеристики сущности человека, предложенные Л.Фейербахом.
- Какие основания определили характер и направленность суждений Л.Фейербаха о человеке?
- В чем смысл существования человека по мнению Л.Фейербаха? Согласны вы с мнением философа? Свою позицию аргументируйте.
Учитель обобщает, суждение Л.Фейербаха о сущности человека неельзя считать полным исчерпывающим для понимания…
Итак, переходим к 2 ?.
2. Человек - биосоциальная система
Организована работа с учебником и фронтальная беседа с классом.
- Прочитайте внимательно п. 2 § 8.и ответьте на вопросы?
- Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.
- Какие два начала сочетаются в человеке?
- Какие понятия нам необходимы для понимания сущности человека.
понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ,
Учащиеся находят значение, записывают термины.
Задание: составьте предложение с термином по выбору.
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ
- Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии - субъект.
- Что авторы учебника подразумевают под понятием «субъектность»?
- Что такое «человеческая субъективность»?
- Дайте полное определение понятию «человек».
- Таким образом, мы выяснили, что:
3. Социальная сущность деятельности
Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением. И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно лишь человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.
Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
Второе, деятельность - взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.
Таким образом, деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
- Как вы считаете, субъективные или объективные аспекты воздействуют на человеческую деятельность? Аргументируйте свой ответ.
Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления, силы, возможности, кроме деятельности. Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т. д.
Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т. е. что и как он делает.
Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.
Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность - это согласованные действия ради достижения какой-либо общей цели. Общение - это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности - помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь. Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретение или потребление.
4. Мышление и деятельность. Мышление и язык
Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависимость следующих понятий:
• Деятельность.
• Мышление.
• Речь.
- Как вы думаете, связаны ли они между собой. И если да, то каким образом.
- Проанализируем первую цепочку:
Мышление ⇔ Деятельность
Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.
Люди по-разному обдумывают действительность - от простейших жизненных ситуаций до глобальных обобщений. Мышление пронизывает всю деятельность человека, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность. Чтобы лучше понять эту взаимосвязь, обратимся к примеру.
Послушайте притчу. Иди вперед!
Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.
Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»
Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а посоветовал обязательно идти вперед?
На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.
Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.
- Как вы поняли смысл притчи?
- Какое отношение она имеет к вопросу, который мы обсуждаем?
- Теперь проанализируем вторую цепочку. Мышление ⇔ Речь
Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь - это орудие мышления.
Речь имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.
Вспомните, как и когда появились первые слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человека по освоению им действительности. Именно потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов.
Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Обезьяны так и не научились говорить, так как не обладают высокоорганизованным мозгом.
Итак, речь – орудие мышление. Несмотря на то , что есть разные способы передачи информации – мимика, жесты, письменность и др., речь – слово есть главный инструмент передачи информации, общения (коммуникации). Значение слова трудно переоценить Давайте вспомним пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты о величие слова, языка…
Учащиеся называют известные им пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты.
-Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..
(Вадим Шефнер)
- Словом: надо думать. (— Дмитрий Писарев)
- Сначала преврати свою жизнь в слово,
а затем уже можешь делать из неё всё что угодно. (— Юрий Ханон).
- Язык - одежда мыслей. С. Джонсон.
- Давайте вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Почему так много мнений относительно сущности человека? (Потому что разнообразны проявления человеческой деятельности.
Абстрактного человека не существует. Человек должен рассматриваться в контексте своего существования.
Человеку свойственно меняться.
Именно это обстоятельство и определяет многообразие философского подхода к проблеме человека.)
III. Итог урока
- Что вы узнали о философской антропологии?
- Чем отличается человеческая субъектность от субъективности?
- В чем проявляется социальная деятельность человека?
- Как соотносятся между собой мышление и деятельность?
- Раскройте взаимосвязь языка и мышления.
- Выполните задания к параграфу.
Домашнее задание
Выучите § 8, выполните задания.
РЕФЛЕКСИЯ.
За окном осень, по словам А.С. Пушкина «Очей очарование». Перед вами листья желтого, зеленого и красного цвета. Оцените свою работу на уроке с помощью листов, которые необходимо прикрепить на дерево на доске
Желтый –
Зеленый
Красный-
АНАЛИЗ УРОКА.
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
личностных:
— осознание значимости проблемы сущности человека как ключевой в курсе обществознания;
— формирование современных представлений о сущности человека;
метапредметных:
— умение раскрывать специфику взаимовлияния двух миров — социального (человеческого) и природного, его ключевую роль в понимании природы человека и его мировоззрения;
— понимание междисциплинарного характера проблемы человека;
предметных:
— владение понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»; умение проводить различие в трактовке понятий «природа человека» и «сущность человека»;
— осознание односторонности ряда интерпретаций сущности человека, выдвинутых в ходе исторического развития наукой, философией и религией;
— уяснение непосредственного влияния социального окружения, характера общественных отношений на формирование сущностных качеств человека, его самоопределение в качестве личности.
Задачи занятия:
1) сформировать у учащихся адекватное знание о человеке, обосновывающее преобладание его духовно-нравственных качеств;
2) показать неразрывную связь и взаимообусловленность биологической и социальной природы человека.
II. Место темы в системе учебных занятий
Данная тема является ключевой в обществоведческом курсе. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы современности.
Особенно тесно тема связана с последующими параграфами учебника: Глава 3. «Деятельность — способ существования людей», Глава5 «Личность» и др.
Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и практический методы обучения с элементами технологии проблемного обучения.
На протяжении урока учащиеся работали с понятием «сущность человека». Применяя его в различных аспектах, педагог направляет ход размышления и рассуждения, используя технологию полного усвоения, так как при доминировании одного понятия в содержании учебного материала это было наиболее целесообразно. Учитывая общий достаточно высокий уровень обученности учащихся, были разработаны практические задания разноуровненного характера: от простого – воспроизводящего уровня до творческого г). На этапе закрепления урока осуществлялось повтерение изученного учебного материала, проводилась работа по систематизации знаний учащихся с использованием элементов технологии коллективного взаимодействия.
Для того, чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается в качестве домашнего задания написать творческую работу, эссе по теме: «…».
6. Считаю урок успешным и при планировании следующих уроков буду использовать знания и умения учащихся достигнутые ими на этом уроке.
В заключение урока подводим итоги и оцениваем работу учащихся на уроке. Для этого используем метод рефлексии. У каждого на парте лежат листочки красного, желтого и коричневого цвета. Учащимся предлагается определить, насколько важную для себя информацию они получили на уроке, пригодится ли им она в будущей жизни. Для этого необходимо взять нужный листочек и прикрепить его на дерево на доске.. «Да» - желтый; «Не знаю» - красный; «Нет» - зеленый.
Материалы для работы на уроке
Отрывок из работы Людвига Фейербаха «Сущность христианства», внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.
Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли –энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная, сущность человека как такового в цели его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума?- Разум. Любви?- Любовь. Воли?- Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого.
Вопросы к тексту.
- Выделите основные характеристики сущности человека, предложенные Л.Фейербахом.
- Какие основания определили характер и направленность суждений Л.Фейербаха о человеке?
- В чем смысл существования человека по мнению Л.Фейербаха? Согласны вы с мнением философа? Свою позицию аргументируйте.
Притча. Иди вперед!
Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.
Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»
Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а посоветовал обязательно идти вперед?
На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.
Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.
- Как вы поняли смысл притчи?
- Какое отношение она имеет к вопросу, который мы обсуждаем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Моя методическая разработка. Урок для 7 класса(углубленный уровень) "Америка - далекая страна".
Данный урок создан с использованием ТРКМ....
Методическая разработка урока для 6 класса. Тема: Любовь - наивысшее чувства человека.
На уроке учащиеся должны определить понятие любви, рассказать о многоликости этого понятия, объяснить, почему каждый человек стремиться к любви и каковы ее проявления;- совершенствовать н...
Общество. Что такое общество? (Методическая разработка урока для 10 класса. Базовый уровень)
Проблемный урок по обществознанию с использованием ИКТ для 10 класса базового уровня. Направлен на формирование познавательных и коммуникативных УУД....
Методическая разработка урока по обществознанию «Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений», 9 класс (базовый уровень).
Содержание урока направлено на воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения. В ходе урока формируются предметные, личностные и метапредметн...
Методическая разработка урока по обществознанию «Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений», 9 класс (базовый уровень).
Содержание урока направлено на воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения. В ходе урока формируются предметные, личностные и метапредметн...
Методическая разработка урока по обществознанию для учащихся 10 профильного социально-гуманитарного класса "СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КТО Я? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМ Я?"
Данная разработка посвящена методике организации и проведения интегрированного урока в профильных (социально-гуманитарных ) классах на старшей ступени обучения ...