"Учимся дружно жить в классе"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Замковая Елена Алексеевна

Урок обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок обществознания24.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок  ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 6 класс

«Учимся дружно жить в классе».

(разработала учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10 станицы Кугоейской МО Крыловский район Краснодарского края Замковая Елена Алексеевна)

Цели урока:

  • развивать представление об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения в классе;
  •  развивать чуткость, справедливость, отзывчивость, готовность помочь, доброе отношение к людям и формирование представлений об этих качествах как нравственных ценностях.

План урока:

  1. Организационный момент.

II.  Проверка домашнего задания.

-  Кто такие сверстники?

-Кого мы называем другом?

- Какие качества вы цените в своих друзьях?

- Кем вы являетесь друг для друга?

- какие отношения существуют между вами в классе?

 III. Сообщение темы и целей урока

IV. Работа над новым материалом.

1. Рассказ учителя.

     Сегодня мы продолжим разговор о дружбе, об отношениях, которые должны быть между друзьями и между одноклассниками.

      Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность и преданность.

«Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», — сказал один мудрый человек. Нет народа, у которого не было бы пословиц, поговорок и легенд о дружбе.

2. Работа над пословицами.

Давайте и мы вспомним пословицы о дружбе и объясним их смысл.

1.Один за всех... (и все за одного).

2.Гусь свинье... (не товарищ).

3.Старый друг... (лучше новых двух).

4.Гора с горой не сходится, а человек... (с человеком сойдется).

5.С пчелкой водиться - в медку находиться, а с жуком связаться - (в навозе оказаться).

6. С кем поведешься, (от того и наберешься).

 7. Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).

 8. Дружба дружбой, (а служба службой).

3. Беседа.

По своему происхождению слово «дружба» тесно связано с таким понятием, как родственная близость. Выражение «друзья и братья» некогда имело одно лексическое значение.

      Дружба предполагает взаимную помощь и сходство чувств, переживаний, восприятия окружающего и отношения к нему: недаром близкого друга часто называют собственным, то есть дру гим «Я».

Вот как об этом сказал великий В. Шекспир:

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь - он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

У каждого из нас есть нужда в человеке, которому можно было бы рассказать о самых сокровенных мыслях, доверить свои чувства, поделиться радостью и горем, надеждой и разочарованием.

 

Дружба - это высокое чувство, в которое не может вмешиваться какая-то корысть (желание удовлетворить свои потребности за счёт других людей).

Если формула «Ты - мне, я - тебе» присутствует в мыслях человека, это уже не дружба.

А знаменитый французский философ Вольтер считал, что «глаза дружбы редко ошибаются».

- Как вы понимаете, ребята, это выражение?

Конечно, глаза дружбы не ошибаются. Вы же замечаете, если ваш друг расстроен, значит, у него что-то случилось. Часто друзья даже чувствуют неприятности своего друга.

 

Как вы думаете, при каких условиях или с чего может возникнуть дружба в классе и у отдельных ребят друг с другом?:

(С совместных дел. Мы готовились вместе к школьному конкурсу и стали ближе друг другу.

С события или происшествия. Когда заболела наша одноклассница, мы всем классом ходили ее проведать и подружились).

Учитель:

Да. Именно с совместной деятельности, общих переживаний, взаимности, щедрой отдачи себя начинается дружба. Ведь каждый человек испытывает желание быть нужным другим, ощущать потребность в себе. Это исток дружбы. Педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то свое».

Подумайте, ребята, о потребности в близком человеке. Ведь это именно то, с чего начинаются поиски человека, понимающего тебя. А из этого следует, что в основе дружбы лежит именно понимание, причем сочувствующее понимание близкого человека.

Когда у тебя появляется друг, и ты чувствуешь, что это именно тот человек, появляется желание рассказывать о себе, о своих переживаниях. Результаты духовной, эмоциональной «совместимости» дают радость общения.

Можно сказать, что без взаимной симпатии, без сочувствующего понимания, без полной самоотдачи дружеские отношения просто не состоятся.

     Помните, как поется в детской песенке — дружба начинается с улыбки. Это верно, дружба, действительно, начинается с улыбки.

 А как вы думаете, почему?

(Когда человек улыбается, он располагает к себе.

Когда мне улыбаются, у меня поднимается настроение, и мне хочется улыбнуться в ответ).

Учитель:

Улыбаясь, мы показываем, что доверяем человеку, проявляем симпатию, а именно с этого и начинаются дружеские отношения. Дружеские отношения могут быть не только между двумя людьми или небольшой группой, чувства симпатии и расположения могут составить основу коллективной дружбы, связанной общей классной жизнью, интересами, перспективами.

- Давайте же решим сегодня, часто ли мы видим в нашем классе улыбку расположения и доброго отношения друг к другу?

Ответы учащихся.

Что мешает нам строить дружеские отношения в коллективе?

Ответы учащихся.

4. Работа над текстом

Учитель:

Мне хочется привести вам один пример.

Я  прочитала в газете потрясающую историю: «...Марина за два месяца до окончания учебного года вынуждена была оставить школу - заболевание центральной нервной системы, катастрофически ухудшается речь, падает зрение. Сидеть более десяти минут не могла, не в состоянии принимать пищу без помощи посторонних.

   Приходили одноклассники,  но лучше бы они не приходили, только вызывали чувство непреодолимой пропасти между ней, лежачей, и ними. Ребята были скупы на слова.

    Первым вышел из оцепенения Сережа. Под его руководством мальчики посадили перед окном Марины шесть кустов сирени, затем устроили для Марины концерт. И дальше Марину не оставляли одну, дежурили у неё группами или поодиночке.

Прошли годы, и дружба сделала свое дело, она исцелила безнадежно  больную девочку. Они рассматривали фотографии, смеялись и вспоминали. Марина смеялась громче всех. Они сидела за столом  под сливой, как семья за обедом».

Вот такие чудеса может творить дружба.

5. Практическая работа

        Давайте  мы вместе составим  устно небольшой рассказ о нашем классе. Для этого нам необходимо закончить мысль в предложении.

Когда мы пришли в первый класс, все мы были разные, и почти никто никого не знал. Но шло время, и в классе стали появляться друзья. Все мы сдружились, когда _____________________________________________________________________.

Но что-то еще было, что не давало нам стать единым коллективом, это, скорее всего

_____________________________________________________________________.        

Чтобы мы все стали дружным классом, нам надо ____________________________.

Ведь дружба это, прежде всего, __________________________________________.

Нам бы очень хотелось, чтобы каждый из класса был ________________________.

Сейчас, когда мы уже знаем, что такое дружба, мы будем стремиться         _________.         

А для того, чтобы у нас всех все получилось, надо        ________________________.

Только когда мы сможем сделать ________________________________________ .

Мы станем дружным классом, который друг за друга и все за одного, которому не страшны будут никакие невзгоды.

6. Работа с учебником п. 11, рубрика «Учимся дружно жить в классе» с. 118.

7. Работа с учебником п. 11, рубрика «Практикум» с. 119.

V.  Обобщение и закрепление  изученного материала.

- Что такое дружба?

- Какую дружбу называют настоящей?

- Какие необходимо соблюдать правила и совершать поступки, чтобы дружно жить в классе?

IV. Прослушивание песни «Дружба крепкая»

Домашнее задание

п. 11, практикум, задание 1, подготовить несколько пословиц о дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто учит людей умирать, то учит их жить. урок литературы в 10 классе (общеобразовательный уровень)

Анализ эпизода "Смерть Базарова" в 10 классе. Урок с использованием технологии интеллект-карт....

Практикум Учимся дружно жить в классе

В презентации предлагаются задания с учётом ФГОС-2.Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать на уроке, изучить тему самостоятельно....

Классный час " Чтобы в группе дружно жить, дружбой надо дорожить"

Классный час " Чтобы в группе дружно жить, дружбой надо дорожить"...

Интерактивное занятие для учащихся 5 классов «Дружно жить!»

Интерективное занятие с учащимися среднего школьного возраста, наравленное на сплочение коллектива....

Разработка урока обществознания по теме: урок-практикум «Учимся дружно жить в классе» 6 класс

урок-практикум "Учимся дружно жить в классе" нацелен на создание общего проекта через проектную деятельность в группах, общий проект позволит учащимся решить межличностные проблемы, которые ...

классный час час "Дружить - значит дружно жить"

Классный час о дружбе. Какая бывает дружба. Разбор проблемных ситуаций. Рассказ детьми стихотворений. Игры с детьми....