Конспект урока. Конституция России.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Цель урока: формирование правовой культуры учащихся. Задачи: • показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ; • развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее; • воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. Конституция России. | 53.5 КБ |
Презентация.Конституция России. | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания в 9-м классе
"Конституция России"
Цель урока: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи:
- показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ;
- развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее;
- воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
Оборудование урока: учебник «Введение в обществознание. 8-9 кл.» под редакцией Л.Н. Боголюбова, тексты Конституции, карточки с заданиями, презентация (приложение)
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
На прошлом уроке мы с вами знакомились с правовым государством, его характерными признаками. Давайте вспомним, какое государство мы называем правовым?
Ответы детей.
Любое правовое государство в своей деятельности руководствуется Конституцией. Это слово всегда пишется с большой буквы. Почему?
Ответы детей.
Конституция – это основной закон страны. Вот сегодня мы и поговорим об этом. Тема нашего урока – Конституция России. Эта тема рассчитана на два часа. На этом уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства.
II. Актуализация опорных знаний.
А теперь давайте посмотрим, что вы уже знаете по этой теме. Ответьте на такие вопросы: (слайд 2, приложение)
- Кто или что является источником власти в нашем государстве?
- Каково государственное устройство нашей страны?
- Какими правами и обязанностями мы обладаем?
- С какого возраста мы можем приобрести свои права?
Принимаются любые ответы детей.
На некоторые вопросы вы не смогли ответить. Для этого надо познакомиться с текстом Конституции. Вот сегодня мы этим и займемся.
III. Изучение новой темы .(слайд 3, приложение)
План
- Исторический путь России к демократической Конституции.
- Общая характеристика Основного закона страны.
1. Рассказ учителя.
- Что означает понятие «Конституция»? (слайд 4, приложение)
В переводе с латинского понятие «Конституция» означает установление, учреждение, устройство.
Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в государстве, должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.
Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.
В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века. (слайд 5, приложение)
Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно же, помните.
Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.
Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна – новый законодательный орган – Государственную думу.
Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.
Потом были четыре советские Конституции (слайд 6, приложение):
- 1918 г. – Конституция РСФСР
- 1924 г. – Конституция СССР
- 1936 г. – «сталинская» Конституция
- 1977 г. – «брежневская» Конституция.
Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России.
Ныне действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).(слайд 7)
Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержаться правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.
А сейчас давайте поближе познакомимся с тестом Конституции.
2. Групповая работа по изучению Конституции РФ.
У нас сформированы три группы. Каждая группа получает свое задание, работает с соответствующими статьями Конституции и выступает с результатами своей работы.
Задание для 1 группы:
- Прочитайте статью 1. Что представляет собой РФ? Что означают понятия «демократическое», «Федеративное», «правовое» государство, «республиканская форма правления»?
- Прочитайте статью 3. Кто является носителем власти? Что это означает?
- Каково устройство РФ?
- Прочитайте статью 11 и назовите органы власти.
Задание для 2 группы.
- Просмотрите главу 2 и назовите самые важные права и свободы человека и гражданина.
- Найдите в главе статьи, которые имеют к вам непосредственное отношение.
- Как государство гарантирует равенство прав и свобод?
Задание для 3 группы:
- Могут ли быть права без обязанностей? Почему?
- Просмотрите главу 2 и назовите обязанности гражданина нашей страны.
- С какого возраста мы приобретаем свои права?
- В каком возрасте мы можем осуществлять свои права в полном объеме?
3. Выступление групп с результатами работы. (слайды 8-12, приложение)
IV. Закрепление изученного на уроке.
Мы не знали в начале урока ответы на некоторые вопросы. Как теперь мы на них ответим?
Ответы детей.
При наличии времени можно провести тестирование.(слайды 13-18, приложение)
Тест по теме «Конституция России»
- Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?
а) в 1977 г.;
б) в 1918 г.;
в) в 193 6 г. - Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
а) 12 июня 1993 г.;
б) 12 декабря 1993 г.;
в) 12 декабря 1995 г. - Конституция – это:
а) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;
б) юридический акт, содержащий все законы страны;
в) текст законов. - Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?
а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;
б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;
в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции. - Как характеризуется наше государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько)
а) демократическое;
б) общенародное;
в) федеративное;
г) союзное;
д) конфедеративное;
е) правовое;
ж) с республиканской формой правления;
з) с конституционно-монархической формой правления. - Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.
Домашнее задание: параграф 33 , задание 4 на с. 211
Литература:
- Конституция Российской Федерации.
- Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 2005.
- Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч. 2. Пособие для учителя / под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2005.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы к уроку Кто или что является источником власти в нашем государстве? Каково государственное устройство нашей страны? Какими правами и обязанностями мы обладаем? С какого возраста мы можем приобрести свои права?
План Исторический путь России к демократической Конституции. Общая характеристика Основного закона страны.
Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Конституция (лат. Constitutio) – установление, учреждение, устройство.
На пути к Конституции. XIX в. Никита Муравьев Павел Пестель 1821-1825 гг Александр II 60-70-е гг XIX в. М. Т. Лорис – Меликов 1881 г. Николай II 17 октября 1905 г.
Конституция РСФСР 1918 г. Конституция СССР 1924 г. Конституция СССР 1936 г. («Сталинская») Конституция СССР 1977 г. («Брежневская») Конституция РФ 1993 г. («Демократическая) Конституции России в XX в.
Конституция состоит из Преамбулы- вступительной части Основной части (раздел 1 – 9 глав, 137 статей) Заключительных и переходных положений (раздел 2 – 9 частей)
Группа 1. Ст.1 Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Демократическое государство – государство, в котором народ является источником власти. Федеративное государство объединяет относительно самостоятельные государственные образования, которые могут иметь собственную конституцию, правовую и судебную систему, органы власти и т.д. Правовое государство – государство, в котором все подчиняется закону. Республика – форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются населением напрямую, либо формируются представительным общенациональным органом
Ст.5 Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Ст. 3 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Группа 2. Права граждан право избирать и быть избранным, право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на защиту своей чести и доброго имени, право на свободное передвижение, право на жилище и его неприкосновенность, право на труд, право на отдых, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на получение юридической помощи, право на получение социальной помощи, свобода мысли и слова, свобода совести, свобода вероисповеданий, свобода информации, свобода творчества.
Группа 3 Обязанности граждан обязанность защищать Родину, обязанность соблюдать законы, обязанность сохранять природу и окружающую среду, обязанность платить налоги
Ст. 60 Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет Группа 3 Ст. 17 Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения
1. Когда в нашей стране впервые была принята Конституция? А) в 1977 г.; Б) в 1918 г.; В) в 1936 г.
2. Когда была принята ныне действующая Конституция ? А) 12 июня 1993 г.; Б) 12 декабря 1993 г.; В) 12 декабря 1995 г.
3. Конституция - это А) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека Б); юридический акт, содержащий все законы страны; В) текст законов
4. Какова связь между Конститу-цией и остальными законами страны? А) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство. Б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны; В) все законы страны ориентируются на содержание Конституции;
5. Как характеризуется российское государство в статье 1 Конституции РФ? А) демократическое; Б) общенародное; В) федеративное; Г) союзное; Д) конфедеративное; Е) правовое; Ж) с республиканской формой правления З) с конституционно-монархической формой правления.
6. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является: А) экономическая сфера; Б) государство; В) человек, его права и свободы.
Ключ 1- Б; 2- Б; 3- А; 4- В; 5- А, В, Е, Ж; 6- В
параграф 33, задание 4 Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Конституция РФ - 20 лет на страже закона
Конспект урока по истории и обществознанию с презентацией....
конспект урока "Конституция - механизм взимодействия человека, общества и государства"
20-летний юбилей Конституции РФ - важное политическое событие. Урок посвящен работе с текстом Конституции, ученики принимают участие в деловой игре "законотворческий процесс в РФ", работают с тестами....
Конспект урока "Конституция РФ"
Конспект урока предназначен для использования на уроках обществознания в 9 классе...
Конспект урока "Конституция РФ"
Конспект урока "Конституция РФ"...
Конспект урока "Конституция РФ"
Конспект урока "Конституция РФ"...
Конспект урока "Конституция Российской Федерации"
Конспект урока "Конституция Российской Федерации"...
Методическая разработка урока "Конституция России" 9 класс
Методическая разработка урока "Конституция России"...