Конспект урока "Конституция РФ"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Игнатьева Мария Николаевна

Конспект урока предназначен для использования на уроках обществознания в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstitutsiya_rf.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема:         Конституция РФ

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • продолжить формирование основ правовой культуры и  гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым документом;
  • расширить  правовой кругозор обучающихся, развивать навыки коммуникативной деятельности;
  • продолжить воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны.

ХОД УРОКА

      Учитель:

Тема сегодняшнего нашего урока «Конституция РФ». Запишите пожалуйста тему урока в опорном конспекте, который вы вложите в свою тетрадь.

Самым важным документом для нашего государства, является Конституция

      Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution  установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства

Определяющий:

Как устроено  государство

Как  образованы органы  власти

Каковы права и обязанности граждан.

Герб, гимн, флаг и столица государства

Вопрос: В каком государстве и когда была принята первая Конституция? "Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция".

Вопрос: Когда в России поставил вопрос о введении Конституции?

Ответы с мест: "1. декабристы - Конституция Муравьева; законопроект Павла Пестеля. 2. Манифест 17 октября 1905 г."

После 1917 года было 4 советских Конституции, они часто менялись, так как они носили идеологический характер. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция.

Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой.

Используя текст учебника на стр. 187, докажите, что Конституция – это основной закон страны. (имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)

Вывод   Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

 

Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ (работа с текстом) Проанализируйте данный документ.

Конституция РФ

Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы)  и двух разделов.

Преамбула - это вступительная, вводная часть.

В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем  9 глав, 137 статей.

Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»

Почему не законодательный орган страны принял Конституцию, а все взрослое население.  (это основной закон страны, по которому живет каждый, надо знать мнение всех)

Обратите внимание на ст.3 Единственным источником власти является народ

Конституционный строй (схема)

В первой главе Конституции РФ дается характеристика форме государства.

Но прежде, скажите что входит в понятие форма государства?

                                Форма государства

Форма правления          Форма государственного             Политический

                                                   устройства                                 режим

Какие бывают формы правления (республика, монархия).

Какие бывают формы государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация).

Какие бывают формы правления политического режима (демократический, тоталитарный, авторитарный).

    Учащиеся работают в группах с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11 ч.2,13 ч.3,  заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.

Итак,  назовите форму нашего государства (республика)

                               

Форма правления          Форма государственного         Политический

                                                   устройства                                 режим

республиканская                  федеративная                   демократия     

Докажите статьями главы 1, что у нас республиканская форма правления. (ст. 1, 3)

Докажите статьями главы 1, что у нас федеративное государственное устройство. (ст. 1, 5, 11)

Россия состоит из равноправных субъектов  федерации.

Пользуясь ст. 65  Конституции  РФ  назовите субъекты федерации.

Республики – 21        

Края   -9      

Области  - 46

Города федерального подчинения – 2

Автономная область –1

Автономные  округа – 4

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство,  остальные субъекты – Устав и законодательство

А в каком субъекте РФ мы живем?

А как вы думаете, легче управлять федеративным или унитарным государством?

Именно поэтому весь многонациональный народ принимал Конституцию.

Докажите статьями главы 1, что у нас демократический режим. (Ст. 1, 2, 3, 10, 13)

Представьте такую ситуацию:

Я участвую в митинге протеста, это пример демократического государства?

Какая партия имеет больше прав Единая Россия или ЛДПР?

Демократический режим и форма правления взаимосвязаны. Одним из принципов демократического режима является принцип разделения властей.

Назовите три ветви государственной власти.

                                      Государственная власть

Законодательная              Исполнительная               Судебная

Кто представляет законодательную власть?

На основания ст. 94,95 опишите структуру законодательной власти РФ

Кто является председателем Государственной Думы?

Кто осуществляет исполнительную власть

Имя председателя правительства РФ

Кем осуществляется судебная власть

Виды судов на основании ст. 118 ч. 2

Кто является главой государства? (президент)

Назовите имя президента.

Кто был первым президентом РФ.

А почему президент не входит не в одну из ветвей власти? (Он является главой государства и занимает особое положение в системе органов государственной власти, контролирует их)

Мы с вами на основе Конституции РФ разобрали форму нашего государства.

А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны.

Спасибо всем, что вы высказали свое мнение. Я предлагаю вам послушать мнение президента РФ В.В.Путина о нашей Конституции, которое он озвучил в 2013 г., на торжественном заседании, посвященном 20-летию конституции (видео).

И все же никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами  не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны все чаще.

И если гражданин ты настоящий,

Большой отдачи ждет от нас страна!

Сегодня мы только начали изучение Конституции РФ, на следующем уроке мы приступим к изучению главы 2 «Права и свободы человека и гражданина, которая играет важное значение в жизни каждого человека.

Домашнее задание

П. 40, вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...