Программа самообразования учителя истории и обществознания
материал по обществознанию на тему
Предварительный просмотр:
Программа самообразования
учителя истории и обществознания
В.К.Комогорцевой
Тема: Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить»
Адольф Дисверг
В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Технология развития критического мышления способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
"Критическое мышление" - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. "Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.
Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е.О.Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:
- оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
- предполагает смену ролевых позиций учащихся;
- настраивает на доверие участников группы друг к другу;
- выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).
Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:
- мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
- самостоятельное, ответственное;
- аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
- многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
- индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Эта модель описана С.И.Заир-Бек. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).
Структура занятия в концепции "критического мышления":
1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.
Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста.
3 этап - "Рефлексия" (размышление).
Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Освоение и внедрение технологии критического мышления в преподавании предметов обществознание и история
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- Собрать необходимую информацию, изучить и осмыслить ее.
- Освоить методику ведения занятий с использованием технологии критического мышления.
- Внедрить в практику педагогической деятельности технологию критического мышления.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап – 2012-2013 уч.г. – подготовительный.
- Сбор и обработка необходимой информации в различных источниках.
- Накопление теоретического материала по технологии критического мышления.
- Апробация технологии критического мышления на уроках обществознания и истории в старших классах.
II этап – 2013 -2014 уч.год. – реализация
- Внедрение элементов технологии критического мышления в старших классах.
- Апробация технологии в 8-9 классе.
- Мониторинг результативности применения технологии при ведении уроков
III этап – 2014 – 2015 уч.год.- подведение итогов
- Внедрение элементов технологии критического мышления в 8 – 9 классе.
- Переход (или отказ от перехода) на технологию критического мышления в 10-11 классах.
- Мониторинг результативности применений технологии.
ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Направления деятельности | Содержание деятельности |
Накопление теоретических знаний |
|
Проектирование собственной деятельности |
|
Изучение состояния выбранной темы в практике работы |
|
Опытно-экспериментальная апробация собственных проектов самообразования |
|
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Формирование КМ предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому, что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию учителя истории и обществознания Бабаян Р.Л.
Необходимо стремиться создать комплекс условий, способствующих непрерывному обеспечению роста уровня профессиональной компетентности учителей в едином социокультурном пространстве шк...
Программа по самообразованию учителя истории и обществознания Лущиковой Г.С.
Цели программы: · Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога;·...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя истории и обществознания Тотровой Ларисы Казбековны.
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮучителя истории и обществознанияТотровой Ларисы Казбековны. Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет...
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания Крушельницкой Марины Анатольевны
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания содержит: методическую тему, цели и задачи работы, этапы работы...
Теоретические основы темы по самообразованию учителя истории и обществознания МАОУ «СОШ № 7» города Кургана Корюкиной Т.М. (1 год). МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Краткие теоретические основы технологии....
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...
Программа по самообразованию учителя истории и обществознания Гончаровой Елены Ивановны
Цели и задачи: Внедрение информационных технологий в преподавание истории и обществознания.Развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии...