Урок толерантности. Нет плохих народов...
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Сценарий урока обществознания "Нет плохих народов" посвящен формированию толерантного сознания и поведения старшеклассников, формирования гражданственности (на примере истории Холокоста и деятельности Праведников мира)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_net_plohih_narodov.docx | 277.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.П.Рудакова учитель истории МБОУ «Хибинская гимназия» г. Кировск, Мурманская область, категория высшая.
НОМИНАЦИЯ- «Лучшая методическая разработка педагогических работников общеобразовательных организаций по формированию толерантного сознания учащихся»
(Автор прошел стажировку в институте Яд Вашем, г. Иерусалим (Израиль) по проблеме формировании толерантного сознания молодежи в 2011 г. (Сертификат), в 2012 г. прошел обучение на виртуальных курсах «Катастрофа европейского еврейства» г. Иерусалим, Яд Вашем (Сертификат).
Методическая разработка урока обществознания
11 класс (1ч.)
Тема: «НЕТ ПЛОХИХ НАРОДОВ…»
Цели урока:
- Образовательная: на примере политики Холокост (Катастрофа), показать роль людей разных национальностей в спасении европейского еврейства, обреченного нацистами в годы Второй мировой войны на полное уничтожение;
- Развивающая: способствовать развитию компетентности анализировать текст, оценивать поступки людей, работать с документом, работать в группе, объяснять мотивы нравственного выбора участников событий;
- Воспитательная: способствовать формированию толерантного отношения к людям другой национальности, религиозных взглядов, формированию установки - «нет плохих народов».
Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска
Средства обучения: раздаточный материал для работы в группах с заданиями, учебная презентация.
Опережающее задание: прочитать раздаточные материалы (Из истории политики Холокост на территории СССР, информация для работы в группах)
Ход урока.
Организационный. Учитель сообщает тему, выдвигает учебные проблемы; знакомит группы с заданиями; определяет формы самостоятельной работы учащихся.
Актуализация знаний.
Учитель. Вспомним страницу истории. Вторая мировая война…идеология нацизма….Холокост. Шоа… Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и примерно 35 % еврейского населения мира, а также от четверти до трети цыганского народа, около 10 % поляков, полному уничтожению «чернокожих» немцев и душевнобольных, около 3-х миллионов советских военнопленных и др.
Система, предназначенная для массового уничтожения людей: были найдены многочисленные списки потенциальных жертв и свидетельства об убийствах. Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; при этом технология уничтожения совершенствовалась.
Истребление продолжалось вплоть до вторжения на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945.
(Опережающее задание- учащиеся при подготовке к уроку, повторили основные события истории Холокоста)
Основные вехи истории Холокоста:
- Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работающих в государственных учреждениях или по определенным профессиям.
- «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах.
- Антиеврейская истерия в Германии привела в 1938 году (в ночь с 9 на 10 ноября) к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).
- В 1933—1939 годах из Германии и Австрии бежало 330 тысяч евреев. Около 110 000 еврейских беженцев вырвались из Германии и Австрии в соседние страны, но подвергались преследованиям уже во время войны.
- С началом войны, нацисты захватили регионы с компактным еврейским населением — Польша, Прибалтика, Украина, Белоруссия.
- В крупных городах (намного реже — в городах небольших) создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей.
- На территории СССР крупнейшими гетто были гетто во Львове, Минске, Вильнюсе, Белостоке.
- Население еврейских местечек СССР уничтожалось сразу и на месте т. н. эйнзацгруппами, а также украинскими и прибалтийскими коллаборационистами.
- Уничтожением евреев в оккупированной Одесской области занимались румынские войска. По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся т. н. «ямы» — естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей.
- В середине октября 1941 года началась депортация евреев из Германии, и спустя несколько дней была запрещена еврейская эмиграция.
- Также в октябре были выбраны места для строительства лагерей уничтожения Хелмно и Белжец. В начале декабря первый из них, Хелмно, начал функционировать. Там евреев убивали угарным газом, который вырабатывали огромные дизельные двигатели, закачивавшие газ в газовые камеры.
- В 1942 году, в Ванзее , нацисты принимают программу «окончательного решения еврейского вопроса». Это решение не афишировалось, и мало кто (в том числе и будущие жертвы) в то время мог поверить, что в ХХ веке такое возможно. Евреев Германии, Франции, Голландии, Бельгии посылали на восток, в лагеря и гетто Польши и Белоруссии, рассказывая им о временности такого переселения. В Польше создавались т. н. «лагеря смерти», которые вообще не были рассчитаны на проживание большого количества людей — только на быстрое уничтожение новоприбывших.
- Протокол совещания фигурировал на Нюрнбергском процессе как одно из важнейших доказательств в разделе «Преследование евреев».
- Судьба евреев оккупированных территорий была предрешена. Лишённые поддержки местного населения, многие из этих людей не имели шансов выжить вне стен гетто.
Учитель.
Вопрос классу: Была ли возможность у евреев Западной Европы возможность спастись?
(Предполагаемые ответы учащихся: во многом, их спасение зависело только от людей, готовых прийти им на помощь).
Учитель.
В годы Катастрофы любая помощь евреям была запрещена законом, а бросать вызов нацистскому режиму было трудно и опасно. Тех, кто отважился спасать евреев во время Катастрофы, было меньшинство. Даже среди тех, кто был против преследования евреев, немногим достало смелости попытаться их спасти или вообще что бы то ни было сделать. Учитывая, что спасение евреев было опасным для жизни и благополучия, причем не только спасавшего, но и всей его семьи, такая ситуация по-человечески объяснима. Тем более уникальны те люди, которые несмотря ни на что решили спасать евреев.
Проблемное задание урока:
Задания по группам.
Представить свою тему, показать роль людей разных национальностей в спасении еврейского народа. Ответить на вопрос: «Какими мотивами руководствовались люди, спасавшие евреев?»
Иностранные дипломаты. Рауль Валленберг (Швеция), Семпо Сугихара (Япония) | Датское подполье. | Личное мужество. Аделаида Оваль (Франция). Вера Спарнинг (Латвия) | Личное мужество. Николай Киселев, Василий Орлов (СССР). + работа по документу «Свидетельство Феликса Сорина» | Личное мужество. Ирена Сендлер (Польша) |
Приложение1 | Приложение 2 | Приложение 3 | Приложение 4 | Приложение 5 |
Приложение 1.
Иностранные дипломаты – особая категория Праведников. В их случае основной вопрос при присвоении звания заключается в том, рисковали ли они собой и подвергалась ли их жизнь опасности; ведь, как правило, эти люди обладали дипломатической неприкосновенностью в тех странах, где работали, и не оказывались в ситуациях, представлявших непосредственную угрозу для жизни. Тем не менее, многие из них лишились работы и погубили свою репутацию, многие пострадали в результате своей гуманности, и поэтому комиссия удостоила их звания Праведника.
Рауль Валленберг
В марте 1944 года немцы оккупировали Венгрию, а к маю того же года началась депортация евреев в лагерь Освенцим-Биркенау. С мая по июль 1944 года были депортированы около 435.000 венгерских евреев; в столице Венгрии, Будапеште, осталось около 200.000 евреев. Вскоре после вторжения гитлеровцев шведская дипломатическая миссия в Будапеште начала операцию спасения. Министр иностранных дел Швеции предложил выдавать временные шведские паспорта венгерским евреям, хоть как-то связанным с гражданами Швеции. В июле, по рекомендации шведского отделения Всемирного еврейского конгресса и при поддержке Совета по делам беженцев войны при президенте Рузвельте, министерство иностранных дел Швеции направило в Будапешт Рауля Валленберга, чтобы он возглавил операцию. Валленберг был родом из известной старинной шведской семьи, многие члены которой были банкирами. Шведское посольство в Будапеште предоставило ему дипломатический статус. К октябрю 1944 года, когда к власти пришла венгерская нацистская партия «Скрещенные стрелы», депортации в лагеря смерти возобновились в полном объеме.
Однако Валленберг уже занял пост и в течение последующих трех месяцев выдал несколько тысяч «защитных паспортов». Когда Адольф Эйхман приказал отправить будапештских евреев в марш смерти к австрийской границе, Валленберг на своей машине догнал колонну, чтобы вызволить оттуда евреев, обладавших шведскими документами. Он даже подсказал тем, у кого не было шведских документов, заявить, что такие документы у них есть, и вернул их в Будапешт. Он вызволял евреев из лагерей принудительных работ и с поездов, которые должны были отправиться в Освенцим.
Цви Эрез был спасен Валленбергом во время марша смерти осенью 1944 года. Он рассказывает:
"Когда мы подошли к городу в процессе марша, мы увидели на обочине дороги двух человек. Один из них [...] сообщил нам, что он из шведской дипломатической миссии, и спросил, есть ли у нас шведские паспорта. Если нет, сказал он, то возможно, у нас их отобрали или порвали люди из «Скрещенных стрел» […] Мы поняли намек и ответили «Да». Он внес наши имена в список, и мы пошли дальше […] На следующей станции мы снова увидели Валленберга […] Размахивая списком, он требовал, чтобы всех, кто был в списке, отпустили. Они начали кричать друг на друга по-немецки […] В конце концов, к нашему изумлению, Валленберг настоял на своем, и примерно 280-300 евреям позволили вернуться в Будапешт».
Валленберг также расселял евреев в так называемых «безопасных домах». Вскоре и другие дипломатические миссии в Будапеште последовали его примеру, создав сеть международных убежищ для евреев.
Красная армия вошла в Будапешт 16 января 1945 года. Валленберг пытался договориться с советскими властями, убедиться в том, что они будут хорошо относиться к евреям. Однако Советы заподозрили, что Валленберг является шпионом, и после встречи в советском штабе он бесследно исчез.
После смерти Иосифа Сталина в 1953 году советское правительство признало, что Валленберг действительно был арестован и впоследствии умер в тюрьме в 1947 году. Однако некоторые заключенные в советских лагерях утверждали, что видели Валленберга живым и позднее. Однозначного доказательства его смерти нет.
Валленберг стал легендой. США, Канада и Израиль присвоили ему звание почетного гражданина. После войны шведское правительство не стало требовать, чтобы советские власти освободили Валленберга, а дало понять, что считает его погибшим, таким образом, возможно, решив его судьбу. Шведское правительство преуменьшало заслуги Валленберга и значение его деятельности во время войны, поскольку он происходил из семьи, считавшейся «капиталистическим врагом» шведского народа. Кроме того, его семья долгие годы отказывалась признать, что он погиб. Лишь в 1990-е годы его подвиги были официально признаны. Яд Вашем официально признал Рауля Валленберга Праведником народов мира в 1963 году.
Семпо Сугихара был японским консулом в Каунасе (Ковно), Литва. В 1940 году ему передали план спасения евреев, согласно которому еврейские беженцы могли добраться до Кюрасао – острова в Карибском море, принадлежащего Нидерландам, для въезда на который не требовалась виза. Чтобы добраться до Кюрасао, беженцам было необходимо проехать через территорию Советского Союза и Японии. Советские власти соглашались выпустить беженцев из страны при условии, что Япония предоставит им визы. Япония, являвшаяся союзником Германии, отказалась одобрить план. Сугихара решил действовать вопреки распоряжениям своего правительства и начал выдачу транзитных виз. В течение последующих нескольких недель он и его жена выдали 1880 виз. Позднее он говорил:
«Мне было очень тяжело, и в течение двух ночей я не мог заснуть. Я думал: «Я могу выдать эти транзитные визы […] Как консул я не могу допустить, чтобы погибли люди, обратившиеся ко мне за помощью, люди, которым угрожает смерть. Каким бы ни было ожидающее меня наказание, мне ясно, что я должен поступать так, как велит мне совесть».
(Отрывок из интервью Семпо Сугихары в японской газете, 24 января 1985 года).
Когда Сугихара вернулся в Японию в 1947 году, его уволили с дипломатической службы за демонстративное неповиновение в 1940-м.
Яд Вашем признал Сугихару Праведником народов мира в 1984 году. Сейчас его память чтут и в Японии.
**********************************************************************
Приложение 2.
Единственной страной Европы, которая была оккупирована нацистами, и которая при этом сумела организованно спасти свою еврейскую общину, была Дания. До Второй мировой войны в Дании проживало примерно 7800 евреев. Германская армия оккупировала страну 9 апреля 1940 года, но, поскольку датчане не оказали открытого сопротивления, немцы позволили им сохранить свое правительство. В договоре между Данией и Германией был пункт о защите датских евреев – датчане упрямо настаивали на включении его в соглашение. Эта недвусмысленная позиция, выраженная как правительством, так и общественностью Дании, дала понять нацистам, что им лучше воздержаться, хотя бы временно, от действий против датских евреев.
Важно подчеркнуть, что немецкая оккупация Дании была весьма умеренной по целому ряду причин. Согласно нацистской идеологии, датчане были народом, расово близким немцам, а потому заслуживали лучшего отношения, чем, например, поляки, которые, будучи славянами, находились на «более низкой ступени расовой пирамиды». Еще одной причиной было то, что немцы опасались британского вторжения и надеялись таким образом обеспечить безопасность побережья Дании. Германия не хотела подвергнуть опасности поставки продовольствия из Дании. Как следствие, датское социал-демократическое правительство осталось у власти, а датские евреи до 1943 года даже имели право голосовать.
Однако весной 1943 года ситуация изменилась. Датское подполье, вдохновленное победами союзных сил над Германией, активизировало свою деятельность. В августе 1943 года датское правительство ушло в отставку в знак протеста против новых требований Германии относительно евреев. Немцы ввели военное положение и взяли на себя непосредственное управление страной. Вернер Бест, наместник Германии в Копенгагене, решил, что пришло время предложить нацистскому руководству в Берлине план депортации евреев. 28 августа 1943 года немецкий дипломат Георг Фердинанд Дуквиц рассказал о плане депортации евреев Георгу Хетдопту, руководителю датской социал-демократической партии. Последний немедленно передал информацию руководителям еврейской общины Дании и датскому подполью. В ночь на 1 октября 1943 года немецкая полиция планировала начать аресты евреев. Многие государственные учреждения встали на защиту евреев, и немецкие власти получили десятки протестов от коммерческих и общественных организаций. Протест выразили и король Кристиан Х, и церковные лидеры, и другие известные деятели. Университеты закрылись на неделю, и студенты приняли участие в операции спасения. В течение трех недель бóльшая часть датских евреев – 7200 человек, а также 700 их родственников-неевреев – были тайно переправлены в Швецию. Операцию облегчило согласие шведского правительства принять еврейских беженцев. Датчане помогли евреям добраться до берега, и датские рыбаки переправили их в Швецию на лодках. В ночь планируемых арестов, с 1 на 2 октября 1943 года, немецкая полиция не нашла большинства датских евреев. План по депортации евреев Дании был полностью сорван.
Из тех, кому не удалось спастись на рыбацких лодках, около 500 евреев, в большинстве своем стариков и больных, было арестовано и депортировано в Терезин (Терезиенштадт). Датское правительство выразило решительный протест против депортаций и потребовало, чтобы группе представителей Дании было разрешено посетить лагерь. Визит датской делегации и комиссии Международного Красного Креста состоялся летом 1944 года. В результате отказа датчан бросить своих соотечественников-евреев в беде датские евреи не были депортированы из Терезина в Освенцим-Биркенау; большинство было отправлено в Швецию незадолго до окончания войны.
Решительное сопротивление датского народа дискриминационным мерам по отношению к евреям, операция по эвакуации большинства датских евреев в Швецию, а также защита тех, кого депортировали в Терезин, выделяются в истории того периода как исключительное проявление моральной и политической смелости и ответственности.
Яд Вашем присвоил многим датчанам звание Праведника народов мира. Деятельность датского подполья также была отмечена посадкой отдельного дерева на аллее Праведников. Далее мы приведем пример датской четы, членов подполья, которые были признаны Праведниками народов мира.
***********************************************************************
Приложение 3.
Аделаида Оваль – французский врач, в 1965 году получившая от института Яд Вашем звание Праведника народов мира за помощь евреям, оказанную во времена Катастрофы.
В апреле 1942 года Аделаида Оваль была задержана при попытке пересечь границу, отделявшую оккупированную зону Франции от неоккупированной. Она пыталась попасть на похороны матери. Ее арестовали и посадили в тюрьму в ожидании суда. Во время заключения Оваль резко выступала против бесчеловечного обращения с заключенными-евреями. В наказание за открытое выражение своего мнения ее депортировали в Освенцим-Биркенау; на ее документах стояла пометка «сочувствующая евреям». В Освенциме ее заставили работать врачом, и она старалась защитить как можно больше заключенных, в том числе группу женщин, больных тифом – как евреек, так и неевреек. Оваль спрятала женщин на верхнем этаже блока, чтобы нацисты не узнали об эпидемии и не убили всех инфицированных, как делали это обычно.
Позднее один из врачей СС, работавших в Освенциме, предложил Оваль «поработать в сфере гинекологии». Оваль вскоре выяснила, что врачи-эсэсовцы использовали беззащитных женщин-заключенных как подопытных кроликов, подвергая их жестоким псевдонаучным медицинским экспериментам. Оваль выразила свой протест против опытов и отказалась в них участвовать. После этого, в середине 1944 года, ее перевели в женский лагерь Равенсбрюк, где она находилась до освобождения в апреле 1945 года. В 1964 году Аделаида Оваль выступила свидетелем на суде бывшего врача СС, утверждавшего, что в Освенциме не повиноваться приказам было нельзя. По окончании процесса британский судья заявил: «Аделаида Оваль – один из самых храбрых и сильных людей, когда-либо дававших свидетельские показания в суде».
Вера Леонардовна Спарнинг родилась в 1902 году в латышской семье и всю жизнь прожила в Минске. Она работала с детьми. До войны она была директором детского садика-интерната в санатории для туберкулезных детей. С началом войны в июне 1941 года родители детей, находившихся в детском саду, забрали их оттуда, и сад прекратил свое существование.
Однако с началом нацистской оккупации появились другие проблемы. Многие дети Минска превратились в сирот. О них и начала заботиться Вера Леонардовна. В первую очередь она собирала таких детей и организовывала для них кров и базовые условия жизни. Почти сразу она была назначена Отделом детей минской управы директором 7-го детского дома, в котором оказалось поначалу около 70 детей, часть из которых были евреи. Этот детский дом находился на окраине города, недалеко от сельскохозяйственной зоны, что позволяло выращивать некоторое количество овощей для детей. Жители окружающих домов также жертвовали еду, так что можно было обеспечить минимальные потребности детей. Вера Спарнинг была отличным организатором и использовала свои довоенные связи. Ей удалось, кроме всего прочего, договориться о получении детдомом излишков производства местного молокозавода. Она также наладила связи с местной баптистской церковью, которая также жертвовала детдому еду, одежду, заботилась о профессиональной подготовке более старших детей и проводила занятия на темы веры и этики. Пастор Яков Рапецкий говорил детям на занятиях об обязанности любви к людям и ответственности друг перед другом, о грехе предательства. В беседах самой Веры Спарнинг с воспитателями она много говорила о равенстве между всеми людьми.
Поскольку Спарнинг сама подбирала воспитателей детдома, она заботилась о том, чтобы это были подходящие люди и чтобы они хранили тайну нахождения еврейских детей в детдоме. Еврейские дети попадали в детдом самыми разными путями. После прибытия в детдом еврейских детей директор придумывала им русские имена и легенды, которые детям следовало повторять во время проверок. Поскольку значительная часть еврейских детей не имели «русской» внешности, их было легко идентифицировать, поэтому у Веры Спарнинг было несколько путей спасения таких детей. Вот что рассказывает Давид Таубкин, свидетель, спасенный Верой Спарнинг:
«Вера Леонардовна проводила политику: “У нас нет евреев!” и строго наказывала за проявление “детского антисемитизма”. Когда ожидались проверки по выявлению евреев, она старалась упрятать детей с типичными семитскими лицами куда-нибудь подальше или укладывала их в постель и говорила, что они больны. Таким образом, в этом детском доме дождались прихода советской армии более тридцати еврейских детей (из 120 детдомовцев)».
******************************************************************
Приложение 4.
Василий Орлов занимал в оккупированном Минске должность директора Детского отдела местной управы, благодаря которому сотни еврейских детей остались в живых.
Судя по всему, в Минске существовала подпольная сеть по спасению еврейских детей, во главе которой стоял Орлов. Он отправлял этих детей в 7-й детдом, зная, что речь идет о еврейских детях и о том, что именно там можно этих детей спрятать. Он также направлял детей в другие детские дома. Вот один эпизод из деятельности Орлова, о котором рассказывает физически спасенный им Феликс Сорин. Нацисты знали, что в детдомах прячут еврейских детей, и поэтому постоянно устраивали проверки, комиссии, чтобы таких детей выявить. Вот как это было:
«Мужчина за руку подвёл меня к столу. Первый вопрос задала женщина, сидящая слева. Она спросила, как меня зовут и где я жил перед войной. Я ответил, что зовут меня Феликс, и что перед войной жил в Ошмянах. На вопрос, где работал отец, ответил, что он был рабочим на дрожжевом заводе. Дальше мужчина провожал меня вдоль стола от одного члена комиссии к другому. Задавались различные вопросы, и я на них отвечал почти интуитивно, где правдой, а где нет. Когда кто-то спросил, как звали мою маму, я сказал, что Феня Ивановна, хотя на самом деле её звали Фрида Исааковна, а я знал, что это имя еврейское. Я начал немного успокаиваться. Но вот передо мной оказался полицай в чёрной форме. Бросилась в глаза круглая коротко стриженая голова. Первый его вопрос был совершенно неожиданным. Он спросил: «А в синагогу ты ходил?» Я знал, что такое синагога, хотя ни разу в ней не был. Семья наша не была религиозной. Я ответил вопросом на вопрос: «А что такое синагога?» Тогда он спросил, как меня зовут. Я ответил: «Феликс». «А какая у тебя фамилия?» Я ответил: «Сорин». Он немного подумал и, обращаясь к своему соседу за столом то ли с утверждением, то ли с вопросом, сказал: «Сорин, на «ин» кончается, наверно жидовская фамилия». Я заволновался. В это время сосед, обернувшись к полицаю, спокойно и очень уверенно сказал, что это русская фамилия, что у Чехова (он назвал произведение) есть персонаж - Сорин, помещик, дворянин, а в России дворянами евреи быть не могли. А, затем, немного повысив голос, чётко произнёс: «У него чисто русская фамилия». После этих слов я как-то воспрял духом, почувствовал человеческую поддержку, и мне подумалось, что всё ещё может кончиться хорошо. Я понятия не имел, кто этот человек, так неожиданно защитивший меня, вселивший в меня надежду. Запомнились лишь какие-то своеобразные, светящиеся из глубины, ласковые глаза. А в это время над перегородкой, что отделяла комнату от коридора, (перегородка не доходила до потолка) появилась белобрысая детская рожица и заявила: «Он не еврей, он русский, мы Филю знаем!» Рожица исчезла, а за стенкой слышались детские голоса. В этом эпизоде больше всего меня почему-то поразило не то, что кто-то осмелился встать на мою защиту, а то, что этот мальчик назвал меня моим домашним именем, которое мало кому было известно». (Феликс Сорин, Свидетельство).
Позднее выяснилось, что спаситель Феликса и есть Василий Орлов, который по долгу службы участвовал в таких «комиссиях», и который сколько мог, под любым предлогом выгораживал еврейских детей. После войны Орлова взяли органы НКВД, как «пособника» нацистов, однако, благодаря письмам и свидетельствам спасенных детей, дело было закрыто, а Орлов очищен от всякой вины.
Вопросы по документу (Свидетельство Феликса Сорина):
1) Как удалось Василию Орлову спасти мальчика Феликса?
2) Каким запомнился Феликсу Василий Орлов?
******************************************************************
Приложение 5. Ирена Сендлер (1910-2008) была членом Варшавского управления здравоохранения и одновременно членом организации Жегота («Жегота» - это кодовое название совета помощи евреям). По долгу службы она часто посещала Варшавское гетто, чтобы следить за больными детьми. Во время этих посещений она вывезла около 2500 еврейских детей, которых передавали в детские дома, польские семьи и монастыри. Сендлер вывозила детей самыми различными способами: младенцев она прятала в ящик, более старших детей вывозила под брезентом. Ирена Сендлер записывала данные всех спасенных ею детей, надеясь после войны вернуть их семьям. Она прятала списки в стеклянную банку и закапывала ее во дворе своего дома.
В 1943 году Сендлер была арестована, пережила жуткие пытки и была приговорена к смертной казни. Однако польским подпольщикам удалось подкупить охранников, которые сопровождали Сендлер к месту казни, и Ирена была спасена. Вот то что позднее рассказывала сама Ирена Сендлер об этом событии: «Одна моя подчиненная не вынесла побоев, она выдала им меня. Так немцы узнали, что я принадлежу организации, которая помогает евреям. Немцы били меня, пытали меня, сломали мне ступни и ноги, и покончив с этим, они приговорили меня к смерти. Тем временем мои коллеги по Жеготе сделали всё, что могли, чтобы освободить меня. Не только ради меня лично, но еще и потому, что я была единственная, кто владел закодированной информацией о 2500 еврейских детях, спрятанных Жеготой в разных потайных местах, в монастырях, а также в частных домах. И запись этой информации хранилась у меня дома. Благодаря счастливым обстоятельствам, она не попала в руки нацистов».
В официальных немецких бумагах, при этом, она значилась казненной. До конца войны Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям. После войны она раскопала тайник с данными детей и пыталась найти их родственников. Однако выяснилось, что абсолютное большинство из них погибло в концентрационных лагерях и лагерях смерти.
В 1965 году Ирене Сендлер было присвоено звание Праведницы народов мира (в числе первых Праведников). Она была награждена многими государственными наградами Польши и Израиля. В 2006 году президент Польши и премьер-министр Израиля выдвинули кандидатуру Сендлер на получение Нобелевской премии мира, однако в том году эту премию присвоили бывшему вице-президенту США Альберту Гору.
! Каждая группа, после своего выступления, приходит к выводу, что люди, спасавшие евреев, руководствовались в своих действиях чувствами сострадания, сочувствия, осознания несправедливости всего происходящего.
Подведение итогов работы в группах.
Вопрос учителя к аудитории, после представлении работы группы.
Какую нужно иметь национальную принадлежность, чтобы иметь способность сочувствовать, сострадать, проявлять милосердие и человечность? (предполагаемый ответ учащихся- на подобные чувства способны люди любой национальности, это люди, которые имеют совесть, личное мужество, человеколюбие).
Мудрей Конфуций говорил: "Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством".
Заключение. Чувства, которые может переживать люди различны: негативные, позитивные… но ни одна наука не связывает преобладание определенного спектра чувств с этнической принадлежностью человека. Вот еще примеры. Немецкая семья Лендорф проживала в огромном особняке, где было около ста комнат и в котором на протяжении многих столетий обитали ее предки. Граф Генрих фон Лендорф-Штайнорт, был крупным землевладельцем, офицером запаса и в свое время принимал деятельное участие во вступлении Гитлера (Adolf Hitler) во власть. Случилось так, что он оказался свидетелем издевательств и убийств еврейских детей, это подтолкнуло его выступить против Гитлера и его власти — он примкнул к Движению Сопротивления нацистскому режиму Германии и стал одним из главных его участников. 20 июля 1944 года Генрих фон Лендорф принимал участие в покушении на Гитлера, которое было подавлено и кульминацией которого стала казнь Граф был казнен через повешение 4 сентября 1944 года. После этой расправы все члены его семьи были отправлены в трудовые лагеря, где и находились до конца Второй мировой войны. Война оставила без крова многих, в том числе и семью Лендорф.
Другой пример. Гейдрих Рейнхард (1904–1942) — сентиментальный музыкант, романтический моряк, хитрый и жестокий шеф Главного Управления Имперской Безопасности (РСХА), прекрасный фехтовальщик, образцовый отец, грациозный наездник и бесстрашный летчик-истребитель — все это одно лицо, имя которому Рейнхард Гейдрих.
Гейдрих являлся одним из главных архитекторов Холокоста и реализаторов замысла геноцида евреев в Германии и оккупированных странах.
После оккупации Польши Гейдрих отдал приказ создать для евреев специальные районы компактного поселения в крупных городах – гетто. Отправка евреев в гетто была для Гейдриха лишь этапом, промежуточной станцией на пути к окончательной цели — полному уничтожению еврейского населения Европы. В рамках своего проекта Гейдрих предлагал отправить евреев на принудительные работы на Восток, где большая их часть должна была погибнуть от изнурительного труда. Выжившие должны были подвергнуться «специальному обращению», то есть физически уничтожены. Всего по подсчётам ликвидации подлежали одиннадцать миллионов евреев. Таким образом, именно Гейдрих сформулировал основы «окончательного решения еврейского вопроса». НИ КАПЛИ СОСТРАДАНИЯ, ОТЧАЯННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ.
Оба немцы по национальному происхождению, но так, по-разному, проявившие себя в годы нацистской диктатуры.
Английский философ Уолтер Баджот еще из 19 века заметил: «Нации соприкасаются своими вершинами». И эти «вершины»- всё человеческое в человеке.
Востребованность человеком толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений является характеристикой демократической личности. Демократическая личность формируется в процессе "нормальной" социализации и характеризуется отсутствием этнических предрассудков, широтой мышления, толерантностью, признанием равенства людей, открытостью, низким уровнем тревожности, приоритетом рационального начала, активной жизненной позицией и чувством ответственности за других.
Надо понимать одну, очень важную вещь: «Нет плохих народов, есть плохие люди». Это то, что должно стать ценностью толерантной личности.
Рефлексия. Чему мы учимся на таких историях?
Литература и источники.
- Катастрофа и память о ней. И. Гутман, Н.Галиль. 2010г. Иерусалим.
- Материалы Виртуального курса «Катастрофа европейского еврейства». Яд Вашем. Иерусали. 2011 г.
- Холокост. Режим доступа- http://ru.science.wikia.com/
- Музей истории Катастрофы Яд Вашем. http://www.yadvashem.org/yv/ru/resources/index.asp
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной ...
" Нет плохих народов, есть плохие люди" ( урок литературы по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая")
Урок направлен на осознание нравственной проблематики книги, на воспитание толерантности....
ход урока " Уроки толерантности через знакомство с культурой страны изучаемого языка" с элементами ФГОС
пояснения и комментарии к презентации с тем же названием...
Тема занятия "Толерантные отношения между народами"
Данная работа проводилась в рамках исследовательской площадки по изучению процесса формирования толерантной культуры подростков в условиях внеурочной деятельности....
Проект «К толерантности через игры народов мира в спортивном клубе»
Проект «К толерантности через игры народов мира в спортивном клубе»...
Урок толерантности, посвященный Международному дню толерантности «Мое "Я" в обществе», 8 класс
Цели:1) продолжить формирование у учащихся представлений о толерантной личности, ее качествах;2) содействовать развитию у восьмиклассников адекватной самооценки толерантного поведения....
Разработка урока "Курить это плохо!", 8 класс
Урок по формирование негативного отношения к курению и потребности в здоровом образе жизни....