" Нет плохих народов, есть плохие люди" ( урок литературы по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая")
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок направлен на осознание нравственной проблематики книги, на воспитание толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
net_plokhikh.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе
«Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди»
( серьёзные вопросы книги о детях А.Приставкина «Ночевала тучка золотая…»).
Цели и задачи: - Понять нравственную проблематику книги А.Приставкина «Ночевала…»
- Развивать умение учащихся самостоятельно мыслить, опираясь на личный опыт. Формировать умение доказывать свою точку зрения.
- Воспитывать у учащихся интернациональные чувства, уважение к людям.
- Развивать речь учащихся.
- Расширять кругозор.
- Развивать умения критически осмысливать события истории
Оформление доски:
Национализм- идеология, политика и психология, основанная на разжигании национальной вражды под лозунгом защиты национальных интересов и на идее превосходства одной нации над другой.
Патриотизм----национализм----гуманизм
« Национализм может быть огромным, но великим- никогда»
Станислав Ежи Лец
« Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный»
Н.А.Добролюбов
« Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого»
Ф.Энгельс
Ход урока:
Вступительное слово
Мы живём на планете Земля. Мы –это несколько миллиардов человек. В мире около 2 тыс. национальностей, от 3 до 4 тыс.народов. Все мы разные. Даже в таком небольшом коллективе , как наш класс, все ли одной национальности? Навряд ли, даже если по документам все русские, какая кровь смешана в нас- порой и сами не знаем. Лично во мне есть и русская, и украинская, и польская.
Как разобраться, кому повезло больше: тому, кто родился русским, немцем, латышом? Где те критерии, по которым можно определить, какой народ умнее, красивее, лучше? И возможны ли такие критерии?
На доске записаны слова « Плохих народов..» Кто их произнёс?
Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, отчего одни народы презирают, а порой ненавидят другие, к чему это может привести и есть ли выход из данных конфликтов.
Беседа по книге А.Приставкина
Вернёмся к повести А.Приставкина.
Колька и Алхузур- два мальчика, русский и чеченец. Они оказались втянуты в настоящую войну на Кавказе.
- В тот момент, когда они встретились, у обоих случилось несчастье. Что у них произошло?
- Почему Алхузур начал помогать больному Кольке?
- А Колька почему принял чеченского мальчика за убитого Сашку?
- Почему ни Колька, ни Алхузур не озлобились друг на друга, ведь один мог ненавидеть русского, а другой чеченца?
Они не просто сблизились, они решили смешать свою кровь и так стать братьями.
-Вспомним моменты, когда они вели себя как братья( д/з)
Прочитать стр. 214
После этого они обсуждают воюющих взрослых: « Зачем они стреляют? Они же больше, они же умные..»
- Чего не понимали взрослые, но поняли эти мальчишки?
Да, дети смогли понять, что люди не должны убивать друг друга, должны жить дружно. Они это поняли, так как им нечего было делить, они ценили друг друга за человеческие качества, их не интересовало, кто какой национальности. Им были понятны и близки слова, написанные на доске « Плохих народов не бывает, а бывают лишь плохие люди»
Вам было предложено на прошлом уроке подумать над этими словами. Послушаем, что у вас получилось.
(Выборочное чтение творческих работ учащимися)
Обмен личным опытом. Беседа по проблемным вопросам:
- В чём, по- вашему, причина национальных конфликтов (д/з)
Есть такое понятие НАЦИОНАЛИЗМ- на доске записано определение.
- Можно ли приравнивать его к патриотизму? Почему? ( ни в коем случае нельзя патриотизм путать с национализмом. Патриотизм- великое чувство, а национализм, по словам Ежи Леца, может быть огромным, но великим- никогда.)
- Может ли одна нация превосходить другую? Почему? ( д/з)
К сожалению, это понимают и понимали не все. И история знает немало примеров, когда одна нация доказывает своё превосходство, и чаще всего это делается при помощи силы. В прошлом году на кл.часе я рассказывала вам о ХОЛОКОСТЕ. Сейчас ..нам напомнит об этом ( сообщение ученика)
Я хочу, чтобы вы посмотрели небольшой фильм об Освенцеме, концлагере, цель которого- уничтожение евреев, хотя в нём пострадало немало людей и других национальностей.
(Просмотр фильма- 9 минут)
Не верится, что это не смогло научить народы жить в мире, отказаться от взаимной вражды. Совсем недавно, 1,5 года назад, произошло событие, о котором сегодня я не могу не вспомнить.
- Кто догадался?
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ. Цхенвал. 08.08.08. Маленький народ пострадал от другого народа. А.Медведев охарактеризовал это событие, как геноцид, т.е. попытку уничтожить осетинский народ. Так это или нет, но во всяком случае Грузия напала на мирных осетинских жителей. А ведь уже 21 век. Интересно, что большинство грузин не испытывают ненависти к осетинам ( это политика, от которой простые грузины далеки). Я запомнила историю врача- грузинки, которая спасала раненых осетин. Многие оставались просто людьми. ( как Колька и Алхузур)
Раз мы говорим о современности, то нельзя не вспомнить о СКЕНХЕДАХ. Кто это?
( сообщение ученика)
- Насилие- это способ разрешения конфликтов?
(..зачитать слова Добролюбова и Энгельса на доске)
- Как , по –вашему, можно преодолеть межнациональные конфликты?
Да, надо видеть в людях только людей, уважать других. А.Приставкин
Сказал: « Я думаю, что все люди братья»
- Идеям какого писателя близки эти слова?Лев Толстой- великий гуманист.
- Гуманизм и национализм- совместимы ли эти понятия?
Настоящие гуманисты, такие как Л.Толстой борются со злом не с помощью физической силы, а с помощью силы слова. Давайте и мы попробуем сформулировать в 1-2 ёмких фразах призыв, направленный против национализма.(Письменная работа)
Зачитаем, что у вас получилось.
Так давайте же помнить, что все мы живём на одной общей планете и по большому счёту нам нечего делить. Мы- люди, и это главное.
Домашнее задание.: Записать, о чём ещё не сказали на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок памяти ""Я думаю,что все люди братья" по произведениям А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"и Т.Манджиевой "Когда изгнанником печальным".
урок,посвящённый Дню Памяти и Скорби (28 декабря -выселение калмыцкого народа по указу Сталина). Урок по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая", с использованием национально-...
Интегрированный урок (литература и искусство) в 9 классе "Золотые" и "сербряные" пушкинские нити в русской культуре XIX - XX веков".
Данный урок создан в содружестве с учителем искусства Ахмедовой Г.Н. Он проводится в 9 классе после изучения монографической темы "Жизнь и творчество А.С.Пушкина". Известный русский философ И.А.Ильин ...
Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".
На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...
Урок литературы по повести А. Платонова "Котлован". "Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести".
Технологическая карта урока...
Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе
Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения...
Творческая мастерская на уроке литературы по повести В.Распутина «Уроки французского»
Данный материал может быть использован на уроке литературы при изучении повести В.Распутина «Уроки французского»....