Методическая разработка урока
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Шупейко Галина Викторовна

Предлагаю методическую разработку урока из курса обществознание 8 класс по теме 13 "Религия как одна из форм культуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ 13. «РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ»

                                                                                                                                                                                   ВЫПОЛНИЛА:        

                                                                                                                                                                      Учитель истории и обществознания

                                                                                                                                                                      МБОУ СШ № 22 городского округа г. Бор

                                                                                                                                                                      ШУПЕЙКО ГАЛИНА ВИКТОРОВНА

                                                                                                                                                                      Образование – высшее

                                                                                                                                                                      Педагогический стаж работы – 18 лет

                                                                                                                                                                      Без квалификационной категории

                                                                                                                                                                     

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Методическая разработка урока по теме 13 «Религия как одна из форм культуры»  курса «Обществознание», 8 класс.
  • Урок составлен на основе «Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н, Боголюбова. 5-9 классы», М.: Просвещение, 2011г.
  • Обоснование выбора темы. Роль религии в жизни российского общества все больше возрастает.  В наши дни становится  актуальной задача определения места  религии,  и ее значение в социально-политической жизни человека и общества. В настоящее время огромный поток  информации в литературе  и СМИ представляют противоречивые суждения о религиозных организациях и объединениях. Помочь учащимся разобраться в потоке информации и сформировать собственное представление  о целях, задачах и значении религии, религиозных организаций и объединений задача педагога.
  • На изучение данной темы  отведено 2 часа.
  • В работе используются   общеизвестные методы дидактики:  фронтальная беседа,  частично-поисковый метод, а также проблемно-поисковый метод (в приёмах ТРКМ), основной целью которого является не только формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков, но и  способствует достижению высокого уровня умственного развития, активизирует деятельность на уроке.

УРОК ПО ТЕМЕ 13: «РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ»

Категория учащихся: 8 класс

Предметная область: обществознание

Урок 1. Что такое религия? Религия в жизни человека.

Урок 2. Религиозные нормы.  Религиозные организации и объединения. Свобода совести

        

УРОК 1. Что такое религия? Религия в жизни человека.

Цель: повышение эффективности воспитательного процесса через создание воспитательного пространства – нравственного становления личности учащихся на основе формирования устойчивых представлений о религии как социально-духовном явлении, ее месте и роли в жизни человека

        

Задачи:

  • Обучающие. Дополнить и расширить знания учащихся о понятии религия, ее основными чертами, содержанием; признаками религии; классификацией  религий; основными причинами возникновения и функциями религии. Выяснить роль религии в жизни человека.
  • Развивающие. Формировать у учащихся умение излагать и аргументировать свои суждения; развивать умение поиска информации из представленного источника; формировать толерантность
  • Воспитывающие. Воспитывать положительные жизненные мотивации, высокий морально-нравственный уровень

Основные понятия: религия, вера, вероучение, культ

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: традиционная

Метод: фронтальная беседа, частично-поисковый

Ход урока

  •  1 этап. Организационный момент.
  •  2 этап. Мотивация. Подведение учащихся к изучению новой темы.
  •  3 этап. Изучение нового материала.
  •  4 этап. Первичное повторение и закрепление нового материала на уровне восприятия.
  •  5 этап. Организация домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I  ЭТАП. Приветствие.  

Учитель создает условия для достижения психологического комфорта учащихся на уроке, способствует быстрому вхождению класса в деловой ритм.

II ЭТАП. Из курса истории и обществознания вы уже знаете, что такое религия. Вспомните, когда и почему появились первые религии? Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает числа верующих?

На этом  уроке мы будем говорить о религии, и ее месте в жизни человека.  

(на доске записано название Темы  и тема урока: «Что такое религия? Религия в жизни человека».

Учитель знакомит с целями урока и вопросами, которые должны изучить:

  1. Понятия религия, вера, вероучение, культ.
  2. Признаки религии и причины  возникновения религии
  3. Классификация религий
  4. Функции религии
  5. Роль религии в жизни человека

III ЭТАП. Учитель сообщает, что знакомство с новым материалом будет происходит в процессе групповой работы и дифференцированно делит класс на 5 групп. Предлагает из текста:

1 группа – выбрать из текста признаки религии и причины возникновения религии

2 группа – классификация религий

3 группа – работает с отдельным текстом-высказыванием

4 группа – функции религии

5 группа – найти в справочной литературе значение понятий темы – это религия, вера, вероучение, культ,  атеизм.

ЗАДАНИЕ: выразить свой ответ в виде схемы и, отобразив ее на ватмане, представить классу. На работу 15 минут

Учитель просит фиксировать ответы групп в тетради

IV ЭТАП.

Учитель просит ребят составить по 2 «тонких» и 2 «толстых» вопроса к одной из тем, по своему выбору.

Выясняется степень усвоения материала

Подводится общий итог по теме и предлагается оценить свою работу на уроке, в заранее заготовленных таблицах:

На уроке я работал

Активно

Пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен

Не доволен

Материал урока мне был

Понятен

Не понятен

На этом 1 урок о том, что такое религия закончен, но мы продолжим говорить о религии  на следующем уроке.

V ЭТАП. В качестве домашнего задания я 1. предлагаю вам подумать о том, какую роль религия играет в жизни человека: приведите примеры из истории, жизни, когда религия

  • может разъединить;
  • вдохновлять на подвиги;
  • призывать к бездействию;
  • способствовать распространению культуры;

2. выучить определения новых понятий

Учитель оценивает работу учеников на уроке. Благодарит за работу

Учащиеся формируют умения внутренней самоорганизации

- дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы

- записывают тему в тетрадь

Дети включаются в работу, по мере необходимости обращаясь за помощью к учителю

Представление группами своей работы. Остальные фиксируют в тетради основные моменты тем.

Задаются вопросы, даются ответы

Выполняют работу

Записывают домашнее задание в дневник. Задают уточняющие вопросы по домашнему заданию


УРОК 2. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения.

              Свобода совести

Цель: создать условия для формирования знаний о религиозных нормах, Религиозных организациях и объединениях, свободе совести.                

Задачи:

  • Обучающие. Дополнить и расширить знания учащихся о понятии религия, ее месте и роли в жизни человека. Оценивать свое отношение к религии и атеизму
  • Развивающие. Формировать у учащихся умение излагать и аргументировать свои суждения; Объяснять сущность и значение веротерпимости; Раскрывать сущность свободы совести; активизировать работу с разнообразными источниками информации, через применение приема Инсерт
  • Воспитывающие. Воспитывать положительные жизненные мотивации, высокий морально-нравственный уровень

Основные понятия: религиозная организация, церковь, секта, веротерпимость, атеизм,

                               свобода совести

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Метод: фронтальная беседа, проблемно-поисковый

Ход урока

  •  1 этап. Организационный момент.
  •  2 этап. Мотивация. Подведение учащихся к изучению новой темы.
  •  3 этап. Изучение нового материала.
  •  4 этап. Рефлексия.
  •  5 этап. Организация домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап. Приветствие.  

Учитель создает условия для достижения психологического комфорта учащихся на уроке, способствует быстрому вхождению класса в деловой ритм.

2 этап.

  1. Что такое религия? Приведите примеры из истории, жизни, когда религия
  • может разъединить;
  • вдохновлять на подвиги;
  • призывать к бездействию;
  • способствовать распространению культуры;

Какой мы можем сделать вывод?

Учитель обращает внимание учеников на план урока и спрашивает: все ли пункты им известны и понятны?

План  урока:

  • религиозные организации и объединения
  • свобода совести и вероисповедания
  • новые понятия: религиозная организация, церковь, секта, вероисповедание, атеизм

3 этап.

Ученикам предлагается для работы небольшой текст по теме урока, в котором отражены вопросы о понятиях и различиях религиозных организаций и объединений, свободе совести и вероисповедания, новые понятия: религиозная организация, церковь, секта, вероисповедание, атеизм

. Объявляется, что при работе с текстом мы используем прием «Инсерт» - маркировки текста.

Прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учитель знакомит учащихся  с рядом маркировочных знаков и предлагает им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки следующие:        

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

(Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4 этап.

После прочтения  текста учащимся  предлагается заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста:

«+»

« – »

«?»

5 этап.

Подготовиться к тестированию по теме 13 «Религия как одна из форм культуры»

Учитель оценивает работу на уроке, благодарит всех за работу

Учащиеся формируют умения внутренней самоорганизации

Представляют свое домашнее задание

религия играет важную роль в жизни человека и общества

высказываются

Работают с текстом

Заполняют таблицу

Записывают домашнее задание в дневник,  задают  уточняющие вопросы

        

ИСТОЧНИКИ  И  ЛИТЕРАТУРА

        

  • Религии России. Пособие для учителя/ В. А. Сомов, В. К. Романовский, Г. Б. Гречухин, Л. Н. Шилова. - Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006.
  • Религии России: хрестоматия по экспериментальному курсу для общеобразовательных учреждений. В. К. Романовский, В. А. Сомов, Г. Б. Гречухин. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
  • Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и другие. - Москва: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...