Календарно-тематическое планирование по "Обществознанию".5 класс.
методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по "Обществознанию" в соответствии с требованиями ФГОС.5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie.bogolyubov._5kl.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ливны»
РАССМОТРЕНО на МО Протокол №_____от «____»__________20____г. Руководитель МО | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР «___» ____________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ №2 г. Ливны» _________________ Е.И. Дорофеева «___» ___________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2014-2015 учебный год
по Обществознанию
Ступень обучения: 5 класс, основное общее
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1 час Уровень: базовый
Учитель: Ирина Валерьевна Полетаева
Квалификационная категория: первая
Программа составлена составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по обществознанию для 5-9 классов, авторской программы по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова
Учебник, автор: «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф..
Издательство, год издания: М.: «Просвещение»; 2012 год
Ливны – 2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Обществознание» в основной школе (5-9 классы), составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по обществознанию для 5-9 классов, авторской программы по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова[1] и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса в МБОУ «СОШ №2 города Ливны»
Необходимым условием успешности изучения данного предмета выступает наличие современных учебно-методических комплексов. Издательство «Просвещение» подготовило завершенную линию учебников по обществознанию для 5 - 9 классов. Коллектив авторов учебников возглавляет академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Л.Н.Боголюбов.
Все учебники линии (5-9 классы) успешно прошли экспертизу РАН и РАО в 2014 г., входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях в 2014 - 2015 гг.
Класс | Кол-во часов по учебному плану | Уровень изучения | УМК |
5 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. «Обществознание» М: Просвещение , с 2012 г. |
6 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н. и др. «Обществознание» М: Просвещение, с 2012 г. |
7 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н. и др. «Обществознание» М: Просвещение, с 2012 г. |
8 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н. и др. «Обществознание» М: Просвещение, с 2012 г. |
9 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н. и др. «Обществознание» М: Просвещение, с 2012 г. |
Общая характеристика учебного предмета "Обществознание"
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология. правоведение, этика, социальная психология), а также на знании философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Обществознание в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Являясь одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, обществознание имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако спорность и противоречивость анализа общественного развития, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, часто порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание обществознания в школе. К тому же анализ результатов современного школьного обществоведческого образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладение обществоведческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора определений (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки общественных событий. Изучение фактических и теоретических сведений часто не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить обществоведческие знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях. Отсюда вытекают цели и задачи обществоведческого образования в основной школе , которые состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
• формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению обучающимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений дня определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для со- отнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Отбор учебного материала для содержания программы по обществознанию для основной школы осуществляется с учётом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5 - 9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Место учебного предмета "Обществознание" в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в V, VI, VII, VIII, IX классах по 35 (34) часов из расчета 1 учебный час в неделю (количество часов определяется годовым календарным планом-графиком ОУ).
Данная Рабочая программа предназначена для реализации в 2014-2019 учебных годах в МБОУ «СОШ №2 города Ливны» в общеобразовательных классах и предполагает изучение обществознания на базовом уровне.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения и освоения содержания курса учебного предмета "Обществознание" в основной школе
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Критерии оценки
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.
2. Содержание и планируемые результаты реализации программы изучения учебного предмета «Обществознание" по основным тематическим блокам
Блоки | Разделы | Часы |
1. Социальная сущность личности (27 ч) | 1.1. Человек в социальном измерении | 18 |
1.2. Ближайшее социальное окружение | 9 | |
2. Современное общество (27 ч) | 2.1. Общество – большой дом для человечества | 12 |
2.2. Общество, в котором мы живём | 15 | |
3. Социальные нормы (27 ч) | 3.1. Регулирование поведения людей в обществе | 18 |
3.2. Основы российского законодательства | 9 | |
4. Экономика и социальные отношения (27 ч) | 4.1. Мир экономики | 27 |
4.2. Человек в экономических отношениях | 6 | |
4.3. Мир социальных отношений | 9 | |
5. Политика. Культура (27 ч) | 5.1. Политическая жизнь общества | 16 |
5.2. Культурно-информационная среда общественной жизни | 8 | |
5.3. Человек в меняющемся обществе | 3 | |
Итого | 175 |
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)
1. Человек в социальном измерении (18 ч)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
2. Ближайшее социальное окружение (9 ч)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Выпускник научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)
3. Общество — большой «дом» человечества (12 ч)
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
4. Общество, в котором мы живём (15 ч)
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)
5. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность.
Выпускник научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
6. Основы российского законодательства (9 ч)
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Выпускник научится:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)
7. Мир экономики (12 ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
Выпускник научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
8. Человек в экономических отношениях (6 ч)
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя.
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
9. Мир социальных отношений (9 ч)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества.
Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч)
10. Политическая жизнь общества (16 ч)
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
11. Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
12. Человек в меняющемся обществе (3 ч)
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Выпускник научится:
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.
Содержание программы. 5 класс. 35 (34) ч.
Вводные уроки (3 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Проектная деятельность на уроках обществознания. Проекты учебные и социальные. Как подготовить проект? Правила успешной работы над проектом.
Тема 1. Человек. (4 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность.
Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Тема 2. Семья. (6 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа (5 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Тема 4. Труд (5 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Тема 5. Родина (7 ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва - столица России.
Гражданин - Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Итоговые уроки (5 или 4 ч.) Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни школьников. Обобщение и систематизация знаний по курсу. Защита проектов.
Возможные формы и темы проектов.
Наиболее реальными формами проектов могут быть групповые, парные, индивидульные рисунки, схемы, полезные советы, памятки, правила, таблицы, создание стенда, плаката, компьютерной презентации, учебного пособия, справочника, подборки материалов прессы и т.п.
1. Социальный портрет моего сверстника.
2. Знай свои права (пособие для подростка).
3. Защита правопорядка.
4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
5. Здоровый образ жизни.
6. Мой режим дня.
7. Акция: "Неделя добрых дел".
8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
9. Мой город — город для всех.
10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).
12. Человек долга — кто он, каков он?
13. Свободное время школьника.
14. Герои современной России. Ими гордится Орловщина.
Нормы оценки знаний по
истории, обществознанию, правоведению
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Оценка письменных работ (контрольных срезов и тестов)
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;
60-80% - оценка «4»;
40-60% - оценка «3»;
0-40% - оценка «2».
Календарно-тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
"Обществознание". 5 класс. 35 (34) ч.
№ | Раздел программы | Часы | Тема и тип урока | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата план 5а,5в,5г | Дата факт | Дата план | Датафакт | Д/ З |
1- 2 | Вводные уроки | 3 | 1.Что изучает обществознание? 2.Урок "открытия нового знания" | Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. . | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Формулировать определения и раскрывать значение понятий «общественные науки», «обществознание», «общество». Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознание. Фиксировать информацию в различных знаковых системах (составление схемы "Сферы жизнедеятельности общества") | Записи в тетради Записи в тетради | ||||
3 | 3.Практикум: "Как подготовить проект? Правила успешной работы над проектом" | Проектная деятельность на уроках обществознания. Проекты учебные и социальные. Как подготовить проект? Правила успешной работы над проектом | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Раскрывать значение понятия "проект". Участвовать в работе малых групп Обсуждать и составлять алгоритм проектной деятельности Осознавать социальную ответственность и формировать гражданскую компетенцию при работе над социальными проектами. | Записи в тетради | ||||||
4. | Тема 1. Человек. | 4 | 4.Загадка человека. Урок "открытия нового знания" | Зачем человек рождается? Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни, биологическое и социальное в природе человека. Фиксировать информацию в различных знаковых системах(составление таблицы " Отличие человека от животных") Проводить поиск необходимой информации в тексте. | §1, рабочая тетрадь | ||||
5. | 5.Отрочество – особая пора жизни. Урок "открытия нового знания" | Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари? | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Описывать отрочество как особую пору жизни человека. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. Систематизировать учебный материал, определяя предпочтения данной возрастной группы, заполняя таблицу. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §2, рабочая тетрадь | ||||||
6. | 6.Учимся общаться. Урок "открытия нового знания" | Правила общения. Взаимодействие с другими людьми. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Участвовать в работе малых групп. Составлять правила общения с незнакомыми людьми. Тренировать навыки продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации). Осуществлять самооценку и взаимооценку. | рабочая тетрадь | ||||||
7. | 7.Практикум: "Легко ли быть подростком?" | Проблемы подросткового возраста. Правила общения в различных социальных ситуациях. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Решать учебные задачи и проблемные ситуации, на основе ранее полученной информации. Применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях в процессе группового тренинга. Работать над проектом "Легко ли быть подростком?", презентовать проделанную работу. Проводить саморефлексию. | проект | ||||||
8. | Тема 2. Семья. | 6 | 8.Семья и семейные отношения. Урок "открытия нового знания" | Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи. Семейные заботы. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Проводить поиск необходимой информации в тексте. Сравнивать двухпоколенные и многопоколенные семьи. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §3, рабочая тетрадь | ||||
9. | 9.Семейное хозяйство. Урок "открытия нового знания" | Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Проводить поиск необходимой информации в тексте, тренировать навыки продуктивного чтения. Участвовать в работе группы. Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, объяснять причины отличий. | §4, рабочая тетрадь | ||||||
10. | 10.Учимся помогать вести семейное хозяйство. Урок "открытия нового знания" | Собственные обязанности в ведении домашнего хозяйства. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Описывать собственные обязанности в ведении домашнего хозяйства. Проводить саморефлексию. | |||||||
11. | 11.Свободное время. Урок "открытия нового знания" | Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Телевизор, компьютер и мобильный телефон. Своими руками. Что такое хобби. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. Разработать и презентовать мини-проект "Моё хобби" Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §5, рабочая тетрадь | ||||||
12. | 12.Учимся распределять своё время. Урок - проект | Режим дня. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Разработать и презентовать групповой проект "Режим дня пятиклассника" Осуществлять самооценку и взаимооценку. | проект | ||||||
13. | 13.Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Семья" | Систематизация полученных ранее знаний по теме: «Семья» | Анализировать несложные практические ситуации, тексты, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Составлять синквейны. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Повторение | ||||||
14. | Тема 3. Школа | 5 | 14.Образование в жизни человека. Урок "открытия нового знания" | Школьное образование. О чём рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Раскрывать значение образования в жизни человека на конкретных примерах. Описывать ступени школьного образования. Проводить саморефлексию. | §6, рабочая тетрадь | ||||
15. | 15.Образование и самообразование. Урок "открытия нового знания" | Формы самообразования. Книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Составлять простой план по теме. | §7, рабочая тетрадь | ||||||
16. | 16.Одноклассники, сверстники, друзья. Урок "открытия нового знания" | Ты и другие ребята. Слово не воробей. Какой ты друг? | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Работать над проектом "Наш класс" | §8, рабочая тетрадь | ||||||
17. | 17.Урок систематизации и обобщения знаний по теме с элементами практикума по теме "Школа" | Повторение ранее изученного материала | Анализировать несложные ситуации из жизни человека и общества, которые раскрывают значимость образования в наше время и в прошлом. Исследовать образовательные интересы своих сверстников, разрабатывать вопросы анкеты для соц.опроса. Проводить саморефлексию. | Записи в тетради | ||||||
18. | 18.Учимся дружно жить в классе. Урок-проект | Умение общаться с одноклассниками. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Разрабатывать и защищать проект "Правила жизни нашего класса" Осуществлять самооценку и взаимооценку. | проект | ||||||
19. | Тема 4. Труд. | 5 | 19.Труд – основа жизни. Урок "открытия нового знания" | Каким бывает труд. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою деятельность. Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Проводить поиск необходимой информации в тексте, тренировать навыки продуктивного чтения. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §9, рабочая тетрадь | ||||
20. | 20.Учимся трудиться и уважать труд. Урок "открытия нового знания" | Благотворительная деятельность и меценатство. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Участвовать в работе группы. Объяснять понятия "благотворительность", "меценат". Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Участвовать в подготовке и презентации групповых и индивидуальных проектов для "Недели добрых дел". Осуществлять самооценку и взаимооценку. | проект | ||||||
21. | 21.Труд и творчество. Урок "открытия нового знания" | Трудовая деятельность человека. Мастер и ремесленник. Что такое творчество. Творчество в искусстве. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Публично выступать со справочной информацией о людях и произведениях искусства. Различать творчество и ремесло. Участвовать в психологических тестах на определение индивидуального уровня креативности. Проводить саморефлексию | §10, рабочая тетрадь | ||||||
22. | 22.Практикум по теме "Труд" | Творения мастеров. Творчество в науке и искусстве. | Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. Анализировать различные источники информации. Участвовать в подготовке и презентации групповых проектов: "Творчество в науке и искусстве" Осуществлять самооценку и взаимооценку. | проект | ||||||
23. | 23.Практикум: "Учимся творчеству". | Мастера класса. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Оценивать собственное творчество. Презентовать результаты своего труда для выставки "Наши классные мастера" Уметь на примерах иллюстрировать проявление творчества. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Подготовить выставку | ||||||
24. | Тема 5. Родина | 7 | 24.Наша Родина - Россия. Урок "открытия нового знания" | Российская Федерация. Государственный язык. Что значит быть патриотом. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать деятельность. Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Проводить поиск необходимой информации в тексте, тренировать навыки продуктивного чтения. Работать с картой и другими источниками визуальной информации. | §11, рабочая тетрадь | ||||
25. | 25.Государственные символы России. Урок "открытия нового знания" | Герб России. Флаг России. Гимн России. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Описывать и знать историю основных символов РФ. Осуществлять анализ текста гимна РФ и сравнивать его с текстами гимнов других стран, выделять общее и особенное. Работать в группах, готовить справочную информацию по теме, публично выступать. аргументировать свою точку зрения. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §12, рабочая тетрадь | ||||||
26. | 26.Гражданин России. Урок "открытия нового знания" | Гражданин. Права и обязанности граждан. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятий «гражданин», «гражданство». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Проводить поиск необходимой информации в юридическом документе, преобразовывать текстовую информацию в таблицу. Участвовать в работе группы. Проводить саморефлексию. | §13, рабочая тетрадь | ||||||
27. | 27.Учимся быть достойными гражданами. Урок "открытия нового знания" | Патриотизм, добросовестное выполнение гражданских обязанностей, гражданственности. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Приводить примеры проявлений патриотизма, добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности. Уметь работать со СМИ, анализировать различные источники информации, осуществлять отбор информации, готовить сообщения по теме "Ими гордится Орловщина". Проводить самооценку и взаимооценку. | сообщения | ||||||
28. | 28.Мы – многонациональный народ. Урок "открытия нового знания" | Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Национальность. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Объяснять смысл понятий «нация», «национальная культура», «толерантность». Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. Проводить саморефлексию (психологический тест по толерантности) | §14, рабочая тетрадь | ||||||
29-30. | 29-30.Урок - фестиваль "Мозаика народов России" (2 ч.) | О национальностях РФ. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых данной тематике. Составлять собственные информационные материалы о народах России. Участвовать в групповой работе. Публично выступать. Разрабатывать и защищать проекты. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Сообщения, проект | ||||||
31 | Итоговые уроки | 5 (4) | 31.Подведём итоги Урок обобщения и систематизации знаний. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Уметь формировать собственную позицию к проблемам, которые были изучены в курсе. Участвовать в дискуссии. Осуществлять самооценку и взаимооценку. Проводить саморефлексию. | Повторение §1-14 | |||||
32. | 32.Итоговое повторение. | Обобщение и систематизация знаний по курсу обществознания за 5 класс | Выполнять учебные, познавательные и практические задания по курсу. Объяснять явления и процессы социальной действительности на доступном уровне. Осуществлять критериальное оценивание. Проводить саморефлексию. Планировать индивидуальную работу по коррекции пробелов в ЗУН.
| Повторение | ||||||
33-34. | 33-34.Защищаем индивидуальные и групповые проекты | Проекты | Уметь сознательно организовать проектную деятельность на доступном уровне. Обсуждать и оценивать свои достижения и достижения одноклассников. | проекты | ||||||
Итого | 34 |
4. Планируемые результаты обучения обществознанию в 5 классе
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• проводить наблюдение под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты изучения курса.
Учащиеся должны
знать:
основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;
основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
уметь:
выделять главную мысль, составлять план;
описывать изучаемый социальный объект;
сравнивать социальные объекты или источники;
характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей;
объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни, изученных социальных объектов;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
совершенствования собственной познавательной деятельности;
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
5. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
Нормативные и программные документы.
Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2014-2015 учебный год;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение, 2010.
Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение, 2012.
Интернет ресурсы: standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru
Учебно-методические материалы
Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2012
Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2012
Обществознание, 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2012
Обществознание, 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2012
Обществознание, 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2012
Рабочие тетради для учащихся и методические пособия для учителя по курсу "Обществознание"(указать конкретно какие)
КИМ для осуществления различных видов контроля и оценки достижения планируемых результатов обучения (указать конкретно какие)
Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/
Литература для учителя обществознания (основная школа):
1. Маленкова, Л. И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
2. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1. - 18ВЫ 5-93444-010-1.
3. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин -М., 2008.
4. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. -- СПб., 2001.
5. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
6. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. -- СПб., 2001.
7. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.
8. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб, пособие для студентов средних проф. учеб, заведений /А. И. Кравченко. - М., 2000.
9. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
10. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - М., 2004.
11. Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. - М., 2001.
12. Социальная психология: учеб, для вузов / Г. М. Андреева. - М., 2004.
13. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.2005.
14. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб, пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская - М., 2003.
15. Сухов А. Н. Социальная психология: учеб, пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача - М., 2001.
16. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. - СПб. 2008.
17. Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб, заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.
18. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. - М., 2008.
19. Латышева В. В. Основы социологии: учеб, для ссузов / В. В. Латышева. - М., 2004.
20. Миголапгьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. - М., 2005.
21. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. - М., 2005.
22. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов и др. -М., 2008.
23. Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. - М., 2007.
24. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб, для ссузов / А. Н. Михайлушкин, М., 2003.
25. Носова С. С. Основы экономики: учеб, для студентов образоват. учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. - М., 2002.
26. Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
27. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М., 2005.
Дополнительная литература
1.Книга для учащихся "Я - гражданин России. 5-7 кл." А.Иоффе, Н.Ф.Крицкая, Л.В.Мостяева, М., Просвещение. 2009 г.
2. Книга для учителя к пособию "Я - гражданин России"А.Иоффе, Н.Ф.Крицкая, Л.В.Мостяева, М., Просвещение. 2009 г.
3. Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по обществознанию. 5 класс. К УМК Л.Н. Боголюбова" Сорокина Е. Н., М., ВАКО, 2014 г.
4. "Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 5 класс." И.Ю. Буйволова, Волгоград, Учитель, 2013 г.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов. http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс. hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ. http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь. http://www.hpo.opg — Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного
http возраста. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете. ://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд». http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества. http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии. http://www.russianculture.ru/ — Культура России. http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал. http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема». http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России». http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам. http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...