программа элективного курса для 11 класса Человек и сферы его деятельности (предмет обществознание)
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

Крушельницкая Марина Анатольевна

программа элективного курса "Человек и сферы его деятельности" содержит: титульный лист, пояснительную записку, ситемно-деятельностную основу, целит по уровням усвоения, календарно-тематический план, программу. Элективный курс по обществознанию "Человек и сферы его деятельности" направлен на подготовку учащихся к ЕГЭ по обществознанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА П.ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»

РАССМОТРЕНО:  

Руководитель кафедры

_______________  /______________________/

«___» _____________________ 2012г.

СОГЛАСОВАНО:  

Заместитель директора школы

________________  С.В. Прокопеня

«___» _____________________ 2012г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

  ____________________ Л.В.Заляжных

«____» __________________ 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  на 2012-2013 учебный год

Название элективного курса «Человек и сферы его деятельности» предмет Обществознание                                 

Класс  11

Учитель  Крушельницкая Марина Анатольевна

Общее количество часов на предмет по учебному плану 68

Из них на:

I полугодие  32  

II полугодие 36

По  2 часа в неделю. Всего учебных недель  34

на лабораторные  0  час

на практические работы  0  часов

контрольные работы  0  часа

Предусмотрено  3 часа самостоятельной работы обучающихся

Составлен в соответствии с программой:  Примерная программа среднего (полного) общего образования Министерства образования РФ по                 обществознанию, 2008 г.

Рассмотрен на заседании кафедры (протокол № ____ от ____________ 2012г.

Рекомендован к использованию в образовательном процессе научно-методическим советом школы (протокол №_____ от   ________2012 г.

Председатель НМС__________________ /___________________________/

        

                                                                       

Пояснительная записка.

     Настоящая программа элективного курса «Человек и сферы его деятельности» по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и  примерной программой курса «Обществознание», предусмотренной базисным учебным планом для средней (полной) школы (интернет-ресурсы). Рабочая программа ориентирована на 11 класс, рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю      

В рамках школьного курса «Обществознание» уделяется не достаточно времени для более полного и глубокого рассмотрения тем: «Человек», «Сферы  деятельности». Этот недостаток призван восполнить данный элективный курс. Курс «Человек и сферы его деятельности» рассчитан на учащихся 11 классов, в объеме 68 часов -28 часов на тему «Человек» и 40 часов на тему «Сферы деятельности человека» в рамках подготовки к ЕГЭ. Данный курс направлен на углубление, расширение и конкретизацию содержания материала, а так же на отработку тех общеучебных навыков и умений, которые не могут быть в должной степени приобретены учащимися на уроках при двухчасовой нагрузки в неделю. Это прежде всего грамотная  устная и письменная речь, конспектирование лекций, работа с информацией по определённой теме, составление схем и написание эссе. Курс предполагает подготовку к экзаменам в форме ЕГЭ.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, экономическая сфера, правовая сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии, экономики, права.      Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Цель:

  • формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления человеческой деятельности.

Задачи:   

  • способствовать  расширению  и  углублению  понимания     становления человека как  личности; 
  • формировать умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания,
  • полученные в ходе занятий, для решения познавательных и практических заданий;
  • способствовать расширению и углублению понимания роли деятельности в жизни человека.

В процессе обучения учащиеся приобретают умения:

  • самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, её критический анализ и отбор необходимых фактов и умений;
  • анализ точек зрения и формирование собственной позиции;
  • обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях.

Формы организации учебного процесса: коллективная; групповая; индивидуальная.  

     Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной   организации:

  • содержания;
  • обучающих средств;
  • методов обучения.

   Виды учебных занятий: урок , лекция, семинар, практическое занятие,  игры-обсуждения, проектная деятельность.

  Основные методы работы:

  • эвристическая беседа;
  • дискуссия;    
  • анализ литературы;
  • подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
  • диспуты
  • деловые игры

    Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация ,которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету ( согласно учебного плана);
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

Системно – деятельностная основа календарно – тематического плана

по обществознанию (элективный курс) 11 класс

№ п/п

Наименование раздела и тематического блока курса

Кол-во ч.

Цели по уровням усвоения знаний:

Виды учебной деятельности учащихся на уроке

Формы контроля достижения целей

Материальное обеспечение

I.

1.

2.

3.

4.

5

Человек.

Что такое человек?

Природа человеческого сознания.

Мыслители прошлого о мире и человеке.

Личность. Межличностные отношения.

Человек и общество.

28 ч

4 ч

7 ч

4 ч

7 ч

7 ч

Знать: 1, 14

Уметь: 16,19,20,23

25

Фронтальные, индивидуальные, групповые; анализ событий , с применением методов социального познания; решение проблемных, логических, творческих задач; участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),тренингах, моделирующих ситуацию из реальной жизни;  участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции, оппонирование иному мнению; осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка групповых и ученических проектов; освоение приемов оформления результатов исследования.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тест, понятийные диктанты

 

Задачи по обществознанию

СМИ

интернет

Презентации

ЦОР

КИМы

II.

6.

7.

8.

9.

Сферы деятельности человека.

Политическая сфера деятельности человека.

Экономическая сфера деятельности человека.

Правовая деятельность.

Социальная сфера деятельности

40 ч

9 ч

13 ч

11 ч

5 ч

Знать: 1,2,3,4,6,7,8

10

Уметь: 15 - 25

Фронтальные, индивидуальные, групповые; анализ событий , с применением методов социального познания; решение проблемных, логических, творческих задач; участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),тренингах, моделирующих ситуацию из реальной жизни;  участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции, оппонирование иному мнению; осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка групповых и ученических проектов; освоение приемов оформления результатов исследования.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тест, понятийные диктанты, решение познавательных и проблемных задач, эссе

 

Задачи по обществознанию

Нормативно-правовые акты

документы

СМИ

интернет

Презентации

ЦОР

КИМы

Цели курса по уровням усвоения  элективный курс по Обществознанию

«Человек и сферы его деятельности» в 11классе

№ п/п

Содержание цели

Ученик будет знать:

1.

биосоциальную сущность человека 

2.

основные этапы и факторы социализации личности

3.

место и роль человека в системе общественных отношений

4.

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

5.

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

6.

основные социальные институты и процессы

7.

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

8.

особенности социально-гуманитарного познания

Ученик будет уметь:

9.

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты)их место и значение в жизни общества как целостной системы

10.

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими понятиями

11.

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

12.

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

13.

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

14.

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

15.

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

16.

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

17.

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для:

19.

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

20.

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

21.

решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

22.

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

23.

предвидения возможных последствий определенных социальных действий

24.

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

25.

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Календарно-тематический план элективного курса по Обществознанию «Человек и сферы его деятельности» в 11 классе

№ п/п

Дата

Коррек-

тировка

Тема   урока

Номер и наименование практической и контрольной части программы

Домашнее задание

(если планируется)

1

2

3

4

5

Раздел 1. Человек.

Тема 1. Что такое человек?(4 часа)

06.09.

 Человек как биосоциальное существо.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

06.09.

Взгляды на происхождение человека.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

13.09.

Сущность бытия человека.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

13.09.

Потребности и способности человека.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

Тема 2. Природа человеческого сознания. Познание.(7 часов)

20.09.

Сущность сознания человека. Постижение сущности человеческого сознания

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

20.09.

Сознание, мышление, душа. Сознательное, бессознательное.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

27.09.

Познавательная деятельность человека.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

27.09.

Научное познание.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

04.10.

Научное познание.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

04.10.

Социальное познание.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

11.10.

Социальное познание.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

Тема 3. Мыслители прошлого о мире и человеке. (4 часа)

11.10.

 Мифологическое мировоззрение о человеке.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

18.10.

Древние мыслители о мире и человеке.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

18.10.

Картина мира и место в нём человека.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

25.10.

Картина мира и место в нём человека.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

Тема 4.Личность. Межличностные отношения.(7 часов)

25.10.

Индивид. Индивидуальность. Личность.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

01.11.

Структура личности. Периодизация развития личности.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

01.11.

 Социальная принадлежность и социальная позиция личности.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

08.11.

Единство свободы и ответственность личности.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

08.11.

Средства межличностной коммуникации. Общение как межличностное взаимодействие.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

22.11.

Межличностные отношения  в группах. Групповая дифференциация.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

22.11.

Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

Тема 5. Человек и общество.(7 часов)

29.11.

Человек как результат и социокультурной эволюции.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

29.11.

 Социальная сущность деятельности человека.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

06.12.

Общество как форма совместной жизнедеятельности человека.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

06.12.

Кем является человек в обществе и общество для человека?

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

13.12.

Системное строение общества.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

13.12.

Формации и цивилизации.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

20.12.

Формации и цивилизации.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

Раздел 2.Сферы деятельности человека.

Тема1.Политическая сфера деятельности человека.(9 часов)

20.12.

Власть, её происхождение и виды.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

27.12.

Политическая система.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

27.12.

Политические институты и отношения.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

10.01.

Государство как политический институт.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

10.01.

Политическая идеология. Политические партии.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

17.01.

Гражданское общество и его основные черты.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

17.01.

Взаимосвязь гражданского общества и правового государства.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

24.01.

Избирательная система. Политический процесс.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

24.01.

Политическая  культура.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

Тема 2.Экономическая сфера деятельности человека(13 часов)

31.01.

Факторы современного производства: структура, факторы, виды.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

31.01.

Собственность. Исторические типы собственности.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

07.02.

Типы экономических систем.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

07.02.

Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

14.02.

Трудовая деятельность человека.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

14.02.

Предпринимательство и его функции.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

21.02.

Экономика производителя

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

21.02.

Экономика потребителя.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

28.02.

Рынок и его функции. Инфраструктура рынка.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

28.02.

Рынок труда и рабочая сила.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

07.03.

 Деньги. Денежное обращение. Банковская система.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

07.03.

Государственный бюджет, его сущность и роль.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

14.03.

Налоги, их виды и функции.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

14.03.

Мировая экономика. Россия в системе мировых экономических связей.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

Тема 3. Правовая деятельность.(11 часов)

21.03.

Право как система.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

21.03.

Право в системе социальных норм.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

28.03.

 Отрасли права. Источники права.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

28.03.

Закон и правовые акты.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

04.04.

Закон и правовые акты.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

 04.04.

Конституционное право.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

11.04.

Административное право.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

11.04.

Гражданское право.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

25.04.

Трудовое право.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

25.04.

Уголовное право.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

02.05.

Права человека.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

Тема 4. Социальная  сфера деятельности. (5 часов)

02.05.

Социальные отношения.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

16.05.

Социальные отношения.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

16.05.

Социальная структура общества.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

23.05.

Социальные институты и общности.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

23.05.

Социальные процессы в современной России.

объяснять определения понятий; знать – признаки, черты, хар-ки общ. явл.; приводить примеры; тесты, эссе

Программа элективного курса по «Обществознанию» составлена в соответствии с примерной программой курса «Обществознание», предусмотренной базисным учебным планом для средней (полной) школы.



Раздел I. Человек

Тема 1. Что такое человек?(4 часа)

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.

Тема 2. Природа человеческого сознания. Познание. (7 часов)

Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Бытие человека. Человеческая деятельность, её многообразие. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека. Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения. Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Поведение. Самореализация личности. Саморегуляция. Свобода и ответственность личности. Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации. Проблема смерти в духовном опыте человечества.
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная. Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания.
Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Проблема социального прогнозирования. Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на человека. Целостное постижение человека. Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.


Раздел 4. Духовная жизнь общества

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культура. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России.Наука как форма культуры. Наука как система знаний и вид духовного производства. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания.Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности.Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Религия и мораль. Религия в современном мире.Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самоорганизации.


Раздел 5. Экономика

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы: проблема экономического выбора. Экономические системы. Традиционная экономика. Централизованная (плановая) экономика. Рыночная система экономики как преобладающая в современном мире. Рынок, его преимущества и недостатки. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Социально-экономические функции государства в рыночной системе. Понятие смешанной экономики. Функционирование рынка. Спрос и величина спроса. Факторы, формирующие спрос. Индивидуальное и рыночное предложение. Рыночное равновесие. Производство и его факторы. Бухгалтерские и экономические издержки производства. Конкуренция и монополия. Виды рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Показатели совокупного объема производства и дохода. Факторы экономического роста. Государственный бюджет. Основные источники доходов и структура расходов государства. Основные виды налогов. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. Бюджетно-налоговая политика и способы ее осуществления. Внешняя торговля. Свободная торговля и протекционизм. Правовые аспекты экономики. Право собственности. Правомочия собственника. Государственная собственность. Муниципальная собственность. Собственность граждан и юридических лиц. Основания приобретения и прекращения права собственности. Приватизация. Защита права собственности.



 Раздел 7. Политика

Власть, её происхождение и виды. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России.Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.Политическая идеология и её структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и политическая деятельность.Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности.


Раздел 8. Право

Государство как особая организация. Признаки государства. Государственный аппарат. Функции государства. Форма государства. Республика. Монархия. Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Государственный режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы. Социальное назначение государства. Правовое государство. Федеральное собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Понятие права и его отраслей. Место и роль права в жизни общества. Юридические нормы и правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность. Права человека. Международное право. Международные правовые акты о правах человека.


Раздел 6. Социальные отношения

Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России. Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Этнические общности. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденция развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества. Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994.
  3. Сборник кодексов Российской Федерации. М., 1999.
  4. Гамова A.M. Обществознание для будущих юристов. М., 2003.
  5. Кравченко А.И. Обществознание 10-11 класс. Учебник. М., 2008.
  6. Обществознание 10-11 класс / Под ред. Л. Н. Боголюбова М., 2008
  7. Обществознание. Пособие - репетитор / Под ред. С.С. Белокрыловой Ростов-на-Дону, 2008.
  8. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. У.Е. Кутафина. М., 2008.
  9. Обществознание. (Общество, государство, право). Учебное пособие / Под ред. проф. А.В. Аполева. М., 2000.
  10. Обществознание 10-11 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2008.
  11. Обществознание. Пособие-репетитор. / Под ред. О.С. Белокрыловой, В.Н. Филоненко. Ростов-на-Дону, 2008.
  12. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева М., 1995.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии «Человек в едином мире» 10 класс

Рабочая программа элективного курса «Человек в едином мире» для 10б класса составлена на основе авторской программы И.М. Титовой «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия», рекомендован...

Рабочая программа элективного курса «Английский язык в профессиональной сфере» для учащихся 9-х классов

Рабочая программа элективного курса«Английский язык в профессиональной сфере»для учащихся 9-х классов17 часов...

Рабочая программа элективного курса «Английский язык в профессиональной сфере» для 9 класса

Программа элективного курса «Английский язык в профессиональной сфере» для 9 класса составлена на основе федерального компонента для 8-11 классов государственного стандарта среднего общего...

Программа элективного курса «Английский язык в профессиональной сфере»

Программа элективного курса «Английский язык в профессиональной сфере» является авторской и предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений и рассчит...

Рабочая программа элективного курса «Мир. Общество. Человек» для 10 класса

Элективный курс  «Мир. Общество. Человек», предназначен для обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля. Для расширения кругозора обучающихся, их профессиональной ориентации...

Рабочая программа элективного курса "Основы генетики человека" 10 класс

программу можно использовать в профильных химико-биологических классах...