Рабочая программа курса по выбору для 10-11 классов «Искусство убеждать»
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Главная цель курса – заложить основы функциональной коммуникативно-речевой грамотности.
- дать представление о конкретных речевых жанрах и способах построения речи в различных ситуациях общения;
- показать многообразие речи;
- научить анализировать ситуацию общения относительно различные ее компонентов;
- научить выбирать нужный в данной ситуации тип речи и речевой жанр;
- строить свое высказывание по риторическим законам;
- научить произносить речь, реализуя поставленные перед собой цели;
- научить корректировать речь в процессе ее произнесения;
- научить анализировать письменную и устную речь (как свою, так и чужую).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_iskusstvo_ubezhdat_10_kl_34_ch.docx | 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе курса по выбору
для 10-11 классов «Искусство убеждать» (34 ч)
Главная цель курса – заложить основы функциональной коммуникативно-речевой грамотности, то есть решить следующие задачи:
- дать представление о конкретных речевых жанрах и способах построения речи в различных ситуациях общения;
- показать многообразие речи;
- научить анализировать ситуацию общения относительно различные ее компонентов;
- научить выбирать нужный в данной ситуации тип речи и речевой жанр;
- строить свое высказывание по риторическим законам;
- научить произносить речь, реализуя поставленные перед собой цели;
- научить корректировать речь в процессе ее произнесения;
- научить анализировать письменную и устную речь (как свою, так и чужую).
Настоящий элективный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете. Методическая система курса базируется на том, что для достижения его основной цели необходимо последовательно отрабатывать у учащихся как общие коммуникативно-речевые умения (вступать в общение, использовать средства установления и упрочения контакта, грамотно завершать общение и т.д.), так и более частные умения, связанные с различными фазами и сторонами общения, особенностями восприятия выступающего с речью, а также с созданием текстов конкретных речевых жанров.
В связи с этим на занятиях используются различные типы заданий и упражнений, но главными из них являются тренинги и речевые игры, в ходе которых актуализируются и отрабатываются наиболее важные элементы речи, предупреждаются типичные ошибки, чтобы старшеклассники овладели базовыми умениями и технологией их развития при дальнейшей самостоятельной работе. Следовательно, задача преподавателя состоит преимущественно в организации целенаправленной деятельности на занятии и в оказании квалифицированной доброжелательной поддержки: конкретных советов-рекомендаций учащимся.
Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы. Обилие групповых заданий (от 2 до 10 человек в группе) диктуется необходимостью, с одной стороны, предоставить каждому слушателю максимум возможностей для активной творческой речевой деятельности (работа в группах позволяет нескольким учащимся выступать одновременно); а с другой стороны, дает возможность создать более комфортные психологические условия на этапе первичного формирования вырабатываемых коммуникативно-речевых умений.
Среди критериев оценки выступления особенно нужно отметить аспекты, связанные с невербальным поведением выступающих: с умением себя держать, находить нужную тональность общения, пользоваться различными параметрами голоса, варьировать интонацию, пользоваться мимикой и жестами, уметь правильно расположиться в заданном пространстве, держать нужную дистанцию с партнерами по общению и т.п.
Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:
- проверка наиболее актуальных для занятия инструментальных знаний (в виде теста в самом начале занятия);
- коммуникативные разминки (задания на отработку наиболее важных умений);
- разминки по технике речи (перед выступлением);
- тренинги по овладению коммуникативными тактиками.
Учебно-методическое обеспечение
В коммуникативном процессе очень важны условия общения. К помещению для занятий предъявляются следующие требования: это должно быть просторное светлое помещение (например, актовый зал), в котором можно переставлять столы и стулья, имитировать условия, характерные для различных коммуникативных ситуаций. В то же время в помещении должны быть созданы условия для письма и эмоционального обсуждения той или иной речевой задачи одновременно несколькими группами учащихся.
Методика овладения коммуникативными умениями предполагает также обязательное использование технических средств обучения: видеокамеры и видеоплеера, магнитофона, микрофонов и т.п. Кроме того, для проведения занятий нужны песочные часы на 1, 3 и 5 минут.
В качестве одного из пособий для проведения занятий может быть использована рабочая тетрадь Пелехатый М.М.Искусство убеждать. М., 2010.
Литература для учителя:
1. Чалдини Р. Психология влияния. Минск, 2001.
2. Дилтс Р. Фокусы языка. СПб., 2002.
3. Горин С., Котлячко А. Оружие – слово. Оборона и нападение с помощью…КСП+, 2007.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Искусство убеждать»
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема занятия | Вид занятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контрольные мероприятия | |
планируемая | проведения | |||||
1. | Коммуникативные основы речи | Комбинированный, беседа | Владеть знаниями о коммуникативных основах речи | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения
| ||
2. | Коммуникативные основы речи | Практическая работа в малых группах, тренинг | Коммуникативно-речевые умения осознанно вступать в контакт при личном общении | Выполнение заданий для самостоятельной работы | ||
3. | Коммуникативные основы речи | Речевая игра | Исследовать практические ситуации | Выполнение творческих работ. | ||
4. | Что такое убеждения и как они влияют на нас | Изучение нового материала, беседа | Умение выделять главное, сравнивать | Выполнение заданий для самостоятельной работы | ||
5. | Ограничивающие убеждения | Практическая работа в малых группах, тренинг | Научиться определять основные ограничивающие убеждения | Выполнение заданий для обсуждения | ||
6. | Использование ценностей собеседника | Изучение нового материала, работа в малых группах | Исследовать практические ситуации | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения
| ||
7 | Самопрезентация | Практическая работа в малых группах, тренинг | Умение держаться перед публикой и контролировать различные аспекты невербального поведения | Выполнение творческих работ. | ||
8. | Зрительный контакт с аудиторией | Изучение нового материала, тренинг | Умение устанавливать и поддерживать зрительный контакт с аудиторией | Выполнение заданий для самостоятельной работы | ||
9. | Механизмы влияния и манипуляции | Изучение нового материала, работа в малых группах | Умение создавать бессознательное доверие | Выполнение заданий для обсуждения | ||
10. | Механизмы влияния и манипуляции | Работа в малых группах | Овладение вербальными моделями управления мнением | Выполнение творческих работ. | ||
11. | Речевые стратегии скрытых внушений | Практическая работа в малых группах, тренинг | Исследовать практические ситуации | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения
| ||
12. | Информирующая речь | Изучение нового материала, практикум | Умение выделять главное, сравнивать | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения
| ||
13. | Информирующая речь | Практическая работа в малых группах, тренинг | Активизировать разнообразные критерии оценки своей и чужой речи | Выполнение творческих работ. | ||
14. | Информирующая речь | Практическая работа в малых группах, тренинг | Исследовать практические ситуации | Выполнение творческих работ. | ||
15 | Речевая игра | Речевая игра | Навыки общения с аудиторией во время публичного выступления | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
16 | Диалогизация монолога | Изучение нового материала, практикум | Использование средств диалогизации в своей речи | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения
| ||
17 | Модели зафиксированных действий | Изучение нового материала, практикум | Защита от направленных манипуляций | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения
| ||
18 | Методика взаимных обязательств | Изучение нового материала, практикум | Исследовать практические ситуации | Задания для самостоятельной работы | ||
19 | Коммуникативные тактики | Тренинг | Умение оперировать информацией различных типов | Выполнение творческих работ. | ||
20 | Организационная речь | Изучение нового материала, практикум | Умение выступать публично | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения | ||
21. | Ты - организатор конкретного дела | Речевая игра | Умение проводить организационное совещание | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения | ||
22. | Методики использования «чувства партнера» при общении | Изучение нового материала, работа в малых группах | Общение с разными типами слушателей | Выполнение заданий для обсуждения | ||
23. | Методики использования «чувства партнера» при общении | Речевая игра | Исследовать практические ситуации | Выполнение творческих работ. | ||
24 | Общение с группой | Изучение нового материала, практикум | Умение выстраивать общение с группой | Выполнение заданий для обсуждения | ||
25 | Импровизационная речь | Практическое занятие | Применение невербальных средств | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения
| ||
26 | Аргументативный текст и речь | Изучение нового материала, практикум | Владение алгоритмом создания аргументативного текста и речи | Задания для самостоятельной работы | ||
27 | Аргументативный текст и речь | Практическое занятие | Умение строить эффективное аргументативное высказывание с двусторонней аргументацией | Выполнение творческих работ. | ||
28 | Принцип последовательности | Изучение нового материала, практикум | Исследовать практические ситуации | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
29 | Принцип социального доказательства | Изучение нового материала, практикум | Исследовать практические ситуации | Задания для самостоятельной работы | ||
30 | Изменение убеждений в речи | Изучение нового материала, практикум | Умение объяснять понятия | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
31 | Методики переопределения убеждений, или рефрейминг | Практическая работа | Исследовать практические ситуации | Задания для самостоятельной работы | ||
32 | Практикум по теме «Рефрейминг» | Речевая игра | Умения изменять убеждения собеседника | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
33 | Обобщающее повторение курса | Повторительно-обобщающий урок, дискуссия | Умение обобщать и систематизировать материал | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
34. | Обобщающее повторение курса | Повторительно-обобщающий урок, дискуссия | Умение обобщать и систематизировать материал | |||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса русского языка в 11 классе
Рабочая программа курса русского языка в 11 классе по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко ...
Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....
Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс
Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии. При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...
Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса 2012-2013уч. год.
Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса Количество часов: - всего 68 часов; - в неделю 2 час. Плановых контрольных уроков - 2 ч.; Планирование составлено на основе Пр...
рабочая программа курса ОБЖ для 5-10 классов
на основании ФГОС 2004 года разработана рабочая программа курса ОБЖ для 5-10 классов по комплексной программе А.Т. Смирнова....
Рабочая программа курса «Английский язык» для 4 класса на основе программы курса Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. 3 год обучения (2 часа в неделю, 66 часов в год).
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.
Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...