Международное гуманитарное право (материалы к уроку).
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Представлен материал к уроку МГП в 9 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon net_fashizmu_k_mgp.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Факты: 1. 22 марта 1943 года большой отряд карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей - мужчин, женщин, стариков, детей - каратели выгнали из домов. А затем под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Объятые ужасом, люди стояли, тесно прижавшись друг к другу. Что задумали палачи? И вдруг вспыхнуло пламя. Фашисты подожгли сарай. Люди бросились к деревянным воротам сарая и стали колотить ногами, плечами, прося о помощи и милосердии, чтобы их выпустили. Мужчины навалились на двери, ворота распахнулись. Автоматные очереди карателей уложили всех, кто пытался вырваться из огня. Фашисты разграбили дома и сожгли всю деревню дотла. Хатынь была стерта с лица земли. 149 человек погибло в огне, среди них 76 детей. Узкая дорожка ведет на большую поляну. Здесь была деревня. А сейчас на месте сожженных хат высятся монолитные столбы, напоминающие черные печные трубы. На них бронзовые колокола. Их печальный перезвон звучит как напоминание об ужасах фашизма. И огромная плита, где высечены слова: «Люди добрые, помните, мы любили жизнь, И Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели заживо в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся мужеством и силой, чтоб смогли увековечить вы мир и спокойствие на земле, чтобы нигде и никогда она в вихре пожаров не умирала!».

 В соответствии с Актом комиссии Логойского исполкома райсовета народных депутатов от 26 мая 1969 года установлена дата и время сожжения деревни Хатынь: 22 марта 1943 года в два часа дня, а также список сожженных мирных советских граждан, среди них: Новицкий Антон (1939 г. р.) — 4 года Новицкий; Михаил (1941 г. р.) — 2 года; Миранович Василий (1940 г. р.) — 3 года; Миранович Елена (1941 г. р.) — 2 года; Яскевич Надежда (1934 г. р.) — 9 лет; Яскевич Владислав (1936 г. р.) — 7 лет; Яскевич Анатолий (1943 г. р.) — 7 недель.

185 белорусских деревень, пережившие трагедию Хатыни, были уничтожены фашистами вместе с жителями. Каждый четвертый житель Белоруссии погиб в годы Великой Отечественной войны.

2. Из разведсводок Можайского сектора НКВД по охране Московской зоны. 2.11.1941г.:“… По данным лиц, вышедших из тыла противника, в Дорогобуже находится крупный лагерь военнопленных до 38 тыс. человек. Военнопленных немцы держат под открытым небом и почти ничем не кормят… слабых и больных немцы зарывали в землю живыми….”

3. Концентрационные лагеря, созданные в Германии в начале 1933 года-первые в Бухенвальде и Дахау, впоследствии покрыли густой сетью не только ее территорию, но и оккупированные страны. К концу войны их число вместе с филиалами составило около 10.000. Из 18 миллионов граждан Европы, прошедших через фашистские концентрационные лагеря различного назначения, было уничтожено более 11 миллионов человек.

Были специальные лагеря смерти (уничтожения), где ликвидация узников шла непрерывным и ускоренным темпом. Эти лагеря проектировались и строились не как места заключения, а как фабрики смерти. Предполагалось, что в этих лагерях обреченные на смерть люди должны были проводить буквально несколько часов. В таких лагерях был построен отлаженный конвейер, превращавший в пепел по нескольку тысяч человек в сутки. К ним относятся Майданек, Освенцим, Треблинка и другие.
Система концентрационных лагерей в Германии была ликвидирована вместе с разгромом гитлеризма, осуждена в приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге как преступление против человечности.
Крупнейший нацистский концентрационный лагерь.
ОСВЕНЦИМ (Auschwitz-Birkenau), известный также под немецкими названиями Аушвиц или Аушвиц-Биркенау,- комплекс немецких концлагерей, располагавшийся в 1940-1945 годах на юге Польши в 60 км к западу от Кракова. В Освенциме погибло более 4 миллионов человек, среди которых - более 1,2 миллиона евреев, 140 тысяч поляков, 20 тысяч цыган, 10 тысяч советских военнопленных и десятки тысяч узников других национальностей. 27 января 1945 года советские войска освободили Освенцим. Если в остальных лагерях, по мнению исследователей, выжил лишь каждый десятый, то в Освенциме победы дождались только те, кого не успели уничтожить.                        

4. Начальник лагеря Освенцим Гесс: «…При уничтожении заключенных в лагере Треблинка применяли газ моноксид. Но я посчитал этот метод не очень эффективный и поэтому, я применил «Циклон» – кристаллизированную синильную кислоту и люди умирали в течение 3-5 минут. О наступившей смерти мы узнавали потому, что находившиеся в камере люди переставали кричать. Другое усовершенствование, которое мы провели по сравнению с лагерем Треблинка, что мы построили газовую камеру так, что она вместить 2 тысячи человек одновременно, а в Треблинке 10 газовых камер вмещали по 200 человек каждая. Жертвы мы выбирали таким образом: в Освенциме два дежурных врача осматривали заключенных, прибывших эшелонами. Пригодных к работе направляли в лагерь, остальных же немедленно посылали на истребление. Маленьких детей истребляли всех, так как они не могли работать. И еще одно усовершенствование, которое мы ввели по сравнению с Треблинкой – в Треблинке жертвы всегда знали, что они умрут, у нас же они думали, что их подвергнут санобработке…»

 5. Северина Шмаглевская, польская писательница, узница Освенцима: «В Освенциме детей систематически уничтожали, в том числе только что рожденных. Детей постарше заставляли непосильно работать, превращая их из физических крепких, здоровых, в смертников. Над детьми производили различные медицинские опыты. Но эта была участь только части прибывших детей. В основном же их прямо из подошедших к лагерю вагонов, по «Дороге смерти» вели в газовые камеры, а когда там не справлялись с людским потоком, их бросали живыми в раскаленные жерла крематорских печей.»

Яков Гордон, заключенный Освенцима: «В начале 1943 года в лагере были отобраны 164 мальчика и отвезены в больницу, где при помощи уколов в сердце карбоновой кислоты все они были умерщвлены.»

Вельдтраун Бакаш, из Дюссельдорфа: «В 1943 году, в то время, когда мы огораживали крематорий № 5, я лично видела, как эсесовцы бросали в горящие костры живых детей.»

Владислав Блюм, житель Каунаса: «На моих глазах происходили душераздирающие сцены: у матерей немцы отбирали детей и неизвестно куда отправляли, многие дети погибали при расстреле вместе с матерями.»

Варварство. М. Джалиль: 

Они с детьми прогнали матерей

 И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

 У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят...

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался звук...

«Я. мама, жить хочу! не надо, мама!

 Пусти меня пусти! Чего ты ждешь?» -

И хочет вырваться из рук ребенок.

 И страшен плач и голос тонок,

И в сердце он вонзается как нож. –

Не бойся, мальчик мой,

 Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.  

Терпи, сынок, терпи.

Сейчас не будет больно».

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

На шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

 Две жизни и одна любовь.

6. А. Гитлер: «Победителя не спрашивают, прав он или нет. При развязывании и ведении войны важно не право, а победа. Наша сила в подвижности и жесткости. Чингисхан с полным сознанием и лёгким сердцем погнал на смерть миллионы детей и женщин. Однако история в нём видит лишь великого создателя государства. Мне безразлично, что говорит обо мне одряхлевшая Западная цивилизация»;

«…Приказ гласит: цель войны состоит не в достижении определённой линии, а в физическом уничтожении противника. Поэтому я, пока лишь на Восток, подготовил мои части «Мёртвая голова», отдав им приказ без сожаления и жалости уничтожать мужчин, женщин и детей польского происхождения... Польша будет населена немцами. А в дальнейшем, господа, с Россией случиться то же самое, что я проделаю с Польшей. Мы разгромим Советский Союз. Тогда грянет немецкое мировое господство.» (1939 г.).

 «... В Москву не должен вступить ни один немецкий солдат. Город следует окружить так, чтобы оттуда не вышли ни солдаты, ни гражданское население. Будут приняты меры, чтобы затопить Москву и её окрестности. Там, где сегодня Москва, возникнет огромное озеро, которое навсегда скроет столицу русского народа». (1941 г.)

Задания: 1. Кем и когда были приняты нормы международного гуманитарного права? Какие нормы МГП, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения, систематически нарушались нацистами?

 2. Какие цели преследовала политика геноцида нацистов в отношении народов Европы, СССР в годы Второй мировой войны?

3. Немецкий философ И. Кант сказал: «Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?» Ответьте на вопрос, поставленный философом.

4. «На войне всякая идея человеколюбия – пагубное заблуждение, нелепость» (немецкий военный теоретик К. Клаузевиц). Как вы относитесь к этому высказыванию? Применима ли к войне идея гуманизма? Аргументируйте свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к районному конкурсу учебно-методических разработок по проблеме международного гуманитарного права

Цели урока: Добиться понимания необходимости ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта;Познакомить учащихся с осн...

Урок "Основные нормы и значение Международного Гуманитарного Права"

Урок "Основные нормы и значение МГП", способствует пониманию учащихся необходимости соблюдения норм МГП, содействует формированию у учащихся таких качеств личности, как уважение к человеческому достои...

«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – ...

Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.

Предлагаемый  урок  разработан  с учетом современных требований ФГОС по технологии  развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формировани...

Урок по Обществознанию (Право) 9 класс тема: "Международное гуманитарное право"

  Данный урок провёл на конкурсе "Учитель года". Тип урока: изложение нового материала. На уроке учащиеся участвуют в групповой работе, высказывают свои точки зрения, строят свои...

Урок права в 11 классе по теме "Международное гуманитарное право"

Урок права по теме МГП в 11 классе. Уебный материал по подготовке егэ и огэ по обществознанию...