Материалы к районному конкурсу учебно-методических разработок по проблеме международного гуманитарного права
методическая разработка по мхк (8 класс) на тему
Цели урока:
- Добиться понимания необходимости ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта;
- Познакомить учащихся с основными нормами по ограничению средств и методов ведения военных действий;
- Через методы и приемы продолжить развивать монологическую речь.
Задачи урока:
- Содержанием урока способствовать обогащению жизненного опыта учащихся;
- Научить выражать мысли в устной и письменной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_mk_8_kl.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Гороховецкого района Владимирской области
Материалы к районному конкурсу учебно-методических разработок по проблеме международного
гуманитарного права.
Выполнила:
учитель русского
языка и литературы
МОУ СОШ № 3
Терёхина
Елена Владимировна
г. Гороховец
План-конспект урока УМК
«Вокруг тебя - мир».
Тема: В пределах допустимого.
8 класс
Цели урока:
- Добиться понимания необходимости ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта;
- Познакомить учащихся с основными нормами по ограничению средств и методов ведения военных действий;
- Через методы и приемы продолжить развивать монологическую речь.
Задачи урока:
- Содержанием урока способствовать обогащению жизненного опыта учащихся;
- Научить выражать мысли в устной и письменной форме.
Форма организации познавательной деятельности учащихся – групповая.
Оборудование
- Книга для внеклассного чтения «Вокруг тебя - мир»
- Толковый словарь
Ход урока
- Актуализация знаний
- Ребята, с какой целью вы ходите в школу?
(Получить знания, приобрести друзей, научиться строить взаимоотношения с другими…)
- В 6-м классе мы с вами составляли Кодекс класса. Вспомните (или найдите в толковом словаре), что такое кодекс?
(Кодекс- 1) свод законов
2) совокупность правил)
- Для чего необходимы правила?
(Они регулируют поведение, помогают строить взаимоотношения друг с другом, удерживают в конфликтной ситуации от жестокости).
- Правила – это цель или средство достижения цели?
(Средство)
В разные времена люди понимали, как важно соблюдать определенные правила в ходе силового конфликта. Занимаясь по учебным пособиям «Вокруг тебя- мир…», мы говорили об этом.
- Вспомните, были ли среди этих правил какие-либо ограничения, запреты, обязательные для соблюдения участниками столкновения? Назовите не только авторов произведений, их названия и героев, но и упоминаемые правила и обычаи.
(В. Скотт «Айвенго»- правила рыцарского турнира; В.Распутин «Уроки французского» - правила мальчишеской драки: «до первой крови», «Лежачего не бьют». Д. Покровский «Очерки Москвы» – правила кулачного боя).
- На что направлены подобные правила?
(Чтобы последствия силового соперничества были не очень жестокими)
- Что общего у этих правил?
(В ходе конфликта дозволено не все! Соперники должны быть ограничены в выборе средств достижения цели.)
- Сообщение темы урока
Итак, тема нашего урока: В пределах допустимого.
- Аналитическая беседа по тексту.
(работа в группах)
– Откройте книгу для внеклассного чтения «Вокруг тебя – мир…» на
стр. 29 раздел II.
- Давайте посмотрим, что рассказывает журналист Д. Покровский в мемуарах «Очерки Москвы», опубликованных в «Историческом вестнике» за 1893-1894 г.г., о правилах ведения кулачного боя.
- Как осуществлялась подготовка?
- Соблюдались ли при этом какие – либо правила?
Чтение текста уч-ся 1 группы со слов «Побоища происходили отнюдь не с «бацу»… до конца абзаца
(С уч-ся 1 группы по данному отрывку беседа по вопросам. Во время ответа уч-ся 2 группы записывают этико-правовые понятия, используемые 1 группой).
- В чем состояла суть неписаных «уставов кулачных боев»?
- На что они были направлены?
- Кто следил за их соблюдением?
- Приходилось ли участникам кулачных боев нести ответственность за нарушение уставов?
- Какова была участь тех, кто нарушал неписаные законы кулачного боя?
- Почему с ними поступали так жестоко?
( В уставах говорилось о том, какие средства недопустимы в кулачном бою. Сами участники были заинтересованы в соблюдении ограничений. Кулачные бои были жестокими состязаниями, приводящими к травмам и даже гибели участников.)
- О какой Брюссельской конференции упоминается в мемуарах Д. Покровского? (о Брюссельской конференции 1874г.)
- Сообщение уч-ся о данной конференции:
Во второй половине XIX века общественное мнение было подготовлено к тому, что правовое регулирование войны необходимо и возможно. Это стремление нашло свое выражение в созыве русским царем Александром II конференции. Которая состоялась в Брюсселе в 1874 году. Целью конференции была кодификации права войны, т.е. пересмотр и сведение в единое систематизированное целевое законов по отдельным областям права).
- Итак, правила кулачного боя приводят к пониманию необходимости правового регулирования войны.
- Чтобы ответить на вопрос: «Какое значение ограничений в выборе средств во время войны? – мы обратимся к фрагменту повести французского писателя Луи Буссенара «Капитан Сорви – голова» (Ребята первой группы записывают этико - правовые понятия, используемые уч-ся второй группы при ответе).
- Сообщение уч-ся (2й группы):
Действия повести происходит в конце XIX века, во время англо-бурской войны. Главный герой капитан Жан Грандье по прозвищу Сорви-голова сражается на стороне буров против англичан за независимость Южно-Африканских республик – оранжевой и Трансвааля.
- Почему доктор Тромп противопоставляет «джентльменскую пулю» осколочному снаряду?
(Использование разных видов оружия приводит к различным последствиям. Вторая половина XIX века – время, когда в военных действиях стали применяться разрывные винтовочные пули. С военной точки зрения они не были более эффективны, чем обыкновенные. Однако, ранение от разрывной пули доставляло крайне тяжелые страдания раненым.
В 1868 г. по инициативе правительства России в Санкт-Петербурге собралась международная военная комиссия. Итогом ее работы стала Декларация об отмене использования взрывчатых и зажигательных пуль. Это был первый международный договор, зафиксировавший конкретные ограничения в средствах и методах ведения войны).
- Согласны ли вы с оценкой, которую дает «умной гуманной пуле доктор Тромп?
- Применимо ли определение «гуманный» к чему-либо, что связано с войной?
(Действие капитана Сорви-голова и доктора Тромпа гуманные. Стр. 33-34. «Жены, матери и сестры бойцов в походном госпитале буров»- работа с текстом).
- Во время вооруженного конфликта выбор средств достижения цели особенно важен. Оружие совершенствуется – нужны ограничения.
- Разговор об ограничении средств, допустимых для достижения цели, был начат на прошлом занятии при знакомстве с рассказом Роберта Шекли «Абсолютное оружие». Дома вы должны были ответить на вопрос «Можно ли назвать «Абсолютное оружие» Шекли рассказом – предупреждением?
(как предупреждение могут быть восприняты слова Факсона: «Ведь что-то из того, что здесь лежит возможно, уничтожило всю расу. Ты снова хочешь заварить кашу»; надпись – предупреждение, чтобы не входили в комнату с абсолютным оружием… описание марсианского пейзажа…)
- А что, по-вашему, могло уберечь марсианскую цивилизацию от гибели?
(Ограничение средств и методов ведения военных действий; ответственность людей за выбор средств и методов для достижения цели в ситуации вооруженного конфликта).
- Итак, преследуя свои корыстные цели, человек забывает о необходимости ограничений средств достижения цели.
- Какая отрасль юриспруденции накладывает правовые ограничения на ведение военных действий воюющими сторонами? (Международное гуманитарное право).
- Почему? (Эти ограничения необходимы, чтобы война не приняла крайне жестокий характер).
- Познакомьтесь с рубрикой «Знаешь ли ты…» стр.38
- Выделите в рубрике смысловые блоки. Озаглавьте их. Сформулируйте основную идею данного текста.
(МГП ограничивает воюющих в выборе методов и средств ведения войны. Действовать в пределах допустимого).
- Работа со словарем.
Работая в группах вы записывали этико-правовые понятия.
- Какие понятия были использованы на уроке?
(Цель, ограничение, средства).
Откройте словари и запишите в тетрадях толкование этих понятий.
(Ограничение – правило, ограничивающее какие-нибудь права, действия.
Средство – прием, способ действия для достижения чего-нибудь.
Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить.)
- Подведение итогов.
- Во время силового и военного конфликтов участники несут ответственность за выбор средств достижения цели, обязаны ограничивать себя в выборе средств. Правовым ограничением во время войны занимается МГП.
- Домашнее задание.
- Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: «Приходилось ли вам ограничивать себя в выборе средств для достижения цели?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 8 классе «Где родился, там и пригодился» в рамках конкурса учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»
Цель: Разъяснить обучающимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, сформировав потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.Познакомить обучающ...
«Где родился, там и пригодился» в рамках конкурса учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»
Цель: Разъяснить обучающимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, сформировав потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.Познакомить обучающ...
Статья преподавателя Михальковой Т.Л. Участие в Республиканском конкурсе учебно-методических разработок «Калейдоскоп методических идей» по дисциплине «Иностранный язык».
По итогам конкурса методическая разработка Интегрированного урока по английскому языку и истории по теме “Victory, 71”, посвященного 71-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне преподавателя ...
Школьный конкурс учебно-методических разработок педагогов Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»
Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»в рамках внеурочной деятельности младших школьниковАктуальность работы....
Электронная газета выпуск №3 Материалы участников районного конкурса «Учитель года-2018» в номинации «Эссе «Я – Учитель», «Я - Воспитатель»
Сегодня на страницах нашей газеты состоится первое знакомство с нашими будущими участниками конкурсов "Учитель года-Воспитатель года - 2019". С пламенным приветом их встречают конкурсанты 20...
участие в региональном заочном профессиональном конкурсе учебно-методических разработок урока физической культуры «Мой лучший урок»
конспект и презентация урока физкультуры по теме:"Совершенствование технических и тактических действий в баскетболе"....
Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты
Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...