Материалы к районному конкурсу учебно-методических разработок по проблеме международного гуманитарного права
методическая разработка по мхк (8 класс) на тему

Терёхина Елена Владимировна

Цели урока:

 

  1. Добиться понимания необходимости ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта;
  2. Познакомить учащихся с основными нормами по ограничению средств и методов ведения военных действий;
  3. Через методы и приемы продолжить развивать монологическую речь.

 

Задачи урока:

 

  1. Содержанием урока способствовать обогащению жизненного опыта учащихся;
  2. Научить выражать мысли в устной и письменной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_mk_8_kl.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Гороховецкого района Владимирской области

Материалы к районному конкурсу учебно-методических разработок по проблеме международного

гуманитарного права.

                                                                                      Выполнила:

                                                                                учитель русского

языка и литературы

                                                                                   МОУ СОШ № 3

                                                                                   Терёхина

Елена Владимировна

г. Гороховец

План-конспект урока  УМК

«Вокруг тебя - мир».

Тема: В пределах допустимого.

8 класс

Цели урока:

  1. Добиться понимания необходимости ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта;
  2. Познакомить учащихся с основными нормами по ограничению средств и методов ведения военных действий;
  3. Через методы и приемы продолжить развивать монологическую речь.

Задачи урока:

  1. Содержанием урока способствовать обогащению жизненного опыта учащихся;
  2. Научить выражать мысли в устной и письменной форме.

Форма организации познавательной деятельности учащихся – групповая.

Оборудование

  1. Книга для внеклассного чтения «Вокруг тебя - мир»
  2. Толковый словарь

Ход урока

  1. Актуализация знаний

  1. Ребята, с какой целью вы ходите в школу?

(Получить знания, приобрести друзей, научиться строить взаимоотношения с другими…)

  1. В 6-м классе мы с вами составляли Кодекс класса. Вспомните (или найдите в толковом словаре), что такое кодекс?

(Кодекс- 1) свод законов

 2) совокупность правил)

  1. Для чего необходимы правила?

(Они регулируют поведение, помогают строить взаимоотношения друг с другом, удерживают в конфликтной ситуации от жестокости).

  1. Правила – это цель или средство достижения цели?

(Средство)

В разные времена люди понимали, как важно соблюдать определенные правила в ходе силового конфликта. Занимаясь по учебным пособиям «Вокруг тебя- мир…», мы говорили об этом.

- Вспомните, были ли среди этих правил какие-либо ограничения, запреты, обязательные для соблюдения участниками столкновения? Назовите не только авторов произведений, их названия и героев, но и упоминаемые правила и обычаи.

(В. Скотт «Айвенго»- правила рыцарского турнира; В.Распутин «Уроки французского» - правила мальчишеской драки: «до первой крови», «Лежачего не бьют». Д. Покровский «Очерки Москвы» – правила кулачного боя).

  1. На что направлены подобные правила?

(Чтобы последствия силового соперничества были не очень жестокими)

 

  1. Что общего у этих правил?

(В ходе конфликта дозволено не все! Соперники должны быть ограничены в выборе средств достижения цели.)

  1. Сообщение темы урока

Итак, тема нашего урока: В пределах допустимого.

  1.  Аналитическая беседа по тексту.

(работа в группах)

  – Откройте книгу для внеклассного чтения «Вокруг тебя – мир…» на

стр. 29 раздел II.

  1. Давайте посмотрим, что рассказывает журналист Д. Покровский в мемуарах «Очерки Москвы», опубликованных в «Историческом вестнике» за 1893-1894 г.г., о правилах ведения кулачного боя.
  2. Как осуществлялась подготовка?
  3. Соблюдались ли при этом какие – либо правила?

Чтение текста уч-ся 1 группы со слов «Побоища происходили отнюдь не с «бацу»… до конца абзаца

(С уч-ся 1 группы по данному отрывку беседа по вопросам. Во время ответа уч-ся 2 группы записывают этико-правовые понятия, используемые 1 группой).

  1. В чем состояла суть неписаных «уставов кулачных боев»?
  2. На что они были направлены?
  3. Кто следил за их соблюдением?
  4. Приходилось ли участникам кулачных боев нести ответственность за нарушение уставов?
  5. Какова была участь тех, кто нарушал неписаные законы кулачного боя?
  6. Почему с ними поступали так жестоко?

( В уставах говорилось о том, какие средства недопустимы в кулачном бою. Сами участники были заинтересованы в соблюдении ограничений. Кулачные бои были жестокими состязаниями, приводящими к травмам и даже гибели участников.)

  1. О какой Брюссельской конференции упоминается в мемуарах Д. Покровского? (о Брюссельской конференции 1874г.)

  1. Сообщение уч-ся о данной конференции:

Во второй половине XIX века общественное мнение было подготовлено к тому, что правовое регулирование войны необходимо и возможно. Это стремление нашло свое выражение в созыве русским царем Александром II конференции. Которая состоялась в Брюсселе в 1874 году. Целью конференции была кодификации права войны, т.е. пересмотр и сведение в единое систематизированное целевое законов по отдельным областям права).

-  Итак,   правила кулачного боя приводят к пониманию необходимости правового регулирования войны.

  1. Чтобы ответить на вопрос: «Какое значение ограничений в выборе средств во время войны? – мы обратимся к фрагменту повести французского писателя Луи Буссенара «Капитан Сорви – голова» (Ребята первой группы записывают этико - правовые понятия, используемые уч-ся второй группы при ответе).

- Сообщение уч-ся (2й группы):

Действия повести происходит в конце XIX века, во время англо-бурской войны. Главный герой капитан Жан Грандье по прозвищу Сорви-голова сражается на стороне буров против англичан за независимость Южно-Африканских республик – оранжевой и Трансвааля.

  1. Почему доктор Тромп противопоставляет «джентльменскую пулю» осколочному снаряду?

(Использование разных видов оружия приводит к различным последствиям. Вторая половина XIX века – время, когда в военных действиях стали применяться разрывные винтовочные пули. С военной точки зрения они не были более эффективны, чем обыкновенные. Однако, ранение от разрывной пули доставляло крайне тяжелые страдания раненым.

В 1868 г. по инициативе правительства России в Санкт-Петербурге собралась международная военная комиссия. Итогом ее работы стала Декларация об отмене использования взрывчатых и зажигательных пуль. Это был первый международный договор, зафиксировавший конкретные ограничения в средствах и методах ведения войны).

  1. Согласны ли вы с оценкой, которую дает «умной гуманной пуле доктор Тромп?
  2. Применимо ли определение «гуманный» к чему-либо, что связано с войной?

(Действие капитана Сорви-голова и доктора Тромпа гуманные. Стр. 33-34. «Жены, матери и сестры бойцов в походном госпитале буров»- работа с текстом).

-  Во время вооруженного конфликта выбор средств достижения цели особенно важен. Оружие совершенствуется – нужны ограничения.

  1. Разговор об ограничении средств, допустимых для достижения цели, был начат на прошлом занятии при знакомстве с рассказом Роберта Шекли «Абсолютное оружие». Дома вы должны были ответить на вопрос «Можно ли назвать «Абсолютное оружие» Шекли рассказом – предупреждением?

(как предупреждение могут быть восприняты слова Факсона: «Ведь что-то из того, что здесь лежит возможно, уничтожило всю расу. Ты снова хочешь заварить кашу»; надпись – предупреждение, чтобы не входили в комнату с абсолютным оружием… описание марсианского пейзажа…)

  1. А что, по-вашему, могло уберечь марсианскую цивилизацию от гибели?

(Ограничение средств и методов ведения военных действий; ответственность людей за выбор средств и методов для достижения цели в ситуации вооруженного конфликта).

  1. Итак, преследуя свои корыстные цели, человек забывает о необходимости ограничений средств достижения цели.

  1. Какая отрасль юриспруденции накладывает правовые ограничения на ведение военных действий воюющими сторонами? (Международное гуманитарное право).
  2. Почему? (Эти ограничения необходимы, чтобы война не приняла крайне жестокий характер).

  1. Познакомьтесь с рубрикой «Знаешь ли ты…» стр.38

- Выделите в рубрике смысловые блоки. Озаглавьте их. Сформулируйте основную идею данного текста.

(МГП ограничивает воюющих в выборе методов и средств ведения войны. Действовать в пределах допустимого).

  1. Работа со словарем.

Работая в группах вы записывали этико-правовые понятия.

- Какие понятия были использованы на уроке?

(Цель, ограничение, средства).

Откройте словари и запишите в тетрадях толкование этих понятий.

(Ограничение – правило, ограничивающее какие-нибудь права, действия.

Средство – прием, способ действия для достижения чего-нибудь.

Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить.)

  1. Подведение итогов.

- Во время силового и военного конфликтов участники несут ответственность за выбор средств достижения цели, обязаны ограничивать себя в выборе средств. Правовым ограничением во время войны занимается МГП.

  1. Домашнее задание.

- Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: «Приходилось ли вам ограничивать себя в выборе средств для достижения цели?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 8 классе «Где родился, там и пригодился» в рамках конкурса учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»

Цель: Разъяснить обучающимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, сформировав потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.Познакомить обучающ...

«Где родился, там и пригодился» в рамках конкурса учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»

Цель: Разъяснить обучающимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, сформировав потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.Познакомить обучающ...

Статья преподавателя Михальковой Т.Л. Участие в Республиканском конкурсе учебно-методических разработок «Калейдоскоп методических идей» по дисциплине «Иностранный язык».

По итогам конкурса методическая разработка Интегрированного урока по английскому языку и истории по теме “Victory, 71”, посвященного 71-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне преподавателя ...

Школьный конкурс учебно-методических разработок педагогов Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»

Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»в рамках внеурочной деятельности младших школьниковАктуальность работы....

Электронная газета выпуск №3 Материалы участников районного конкурса «Учитель года-2018» в номинации «Эссе «Я – Учитель», «Я - Воспитатель»

Сегодня на страницах нашей газеты состоится первое знакомство с нашими будущими участниками конкурсов "Учитель года-Воспитатель года - 2019". С пламенным приветом их встречают конкурсанты 20...

участие в региональном заочном профессиональном конкурсе учебно-методических разработок урока физической культуры «Мой лучший урок»

конспект и презентация урока физкультуры по теме:"Совершенствование технических и тактических действий в баскетболе"....

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...