Урок по теме "Международное гуманитарное право"
методическая разработка по обж (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБ О У Екатериновская сош
ОТКРЫТЫЙ УРОК
"
Преподавателя-организатора ОБЖ
Филимонова Михаила
Владимировича
ЦЕЛИ УРОКА
1. Ознакомить учащихся с понятиями запрещения и ограничения международного гуманитарного права (МГП) в отношении методов и средств ведения войны.
2. Изучить отличительные знаки, предусмотренные МГП.
3. Привлечь внимание учащихся к необходимости изучения МГП.
ВОПРОСЫ УРОКА:
1. Ограниченные средства ведения войны (запрещенные виды оружия).
2. Ограниченные методы ведения войны (запрещенные методы ведения боя).
3. Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы.
4. Отличительные знаки, предусмотренные международными договорами.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
УРОКА:
1. Учебник по ОБЖ.
2. Конспект урока.
3. Географическая карта.
4. Дидактический материал для графопроектора (кодоскопа):
- международное публичное право;
- отличительные знаки, эмблемы, предусмотренные МГП.
5. Раздаточные материалы:
- статья 35 Протокола I.
6. Видеофрагменты из фильмов:
- применение химического оружия в Первой мировой войне - 3 мин.;
- последствия применения ядерного оружия во Второй мировой войне - 3 мин.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
С помощью графопроектора (кодоскопа) на экране демонстрируется таблица «Международное публичное право».
МГП является особой ветвью права, относящейся к ситуациям вооруженного конфликта, но не рассматривает вопросы законности или незаконности вооруженных конфликтов. МГП имеет дело с фактом наличия вооруженного столкновения, независимо от причины возникновения конфликта и его «оправдания».
При возникновении вооруженного конфликта между двумя или несколькими государствами (или внутри государства) МГП вступает в действие автоматически, независимо от того, была ли объявлена война и признают ли участвующие в конфликте стороны состояние войны, и оказывает ли сопротивление подвергшаяся нападению сторона.
Единственным обстоятельством, достаточным для применения гуманитарного права, является наличие вооруженного конфликта. Применение конвенций начинается с того момента, как в руках вооруженных сил одного государства оказываются раненые или сдавшиеся в плен военнослужащие или гражданские лица другого государства-противника. Количество раненых или военнопленных и площадь оккупированной территории также не имеют никакого значения.
Применение МГП прекращается по завершении конфликта. На практике это означает репатриацию всех военнопленных, освобождение всех интернированных гражданских лиц и всех оккупированных территорий.
Затем преподаватель обращается к учащимся: «Давайте вспомним, какие области охватывает МГП?»
При необходимости можно задать еще несколько вопросов по материалу, рассмотренному на предыдущем уроке по МГП.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Напомнить учащимся прошлый урок (как в соответствии с МГП воюющие стороны должны обращаться с жертвами военных действий). Теперь речь пойдет о правилах, которые устанавливают ограничения на ведение военных действий. Их цель - предотвратить или, по крайней мере, ослабить, насколько позволяет жестокая реальность войны, ее смертоносное, разрушительное действие.
Далее познакомить учащихся с тремя пунктами статьи 35 «Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. (Протокол I)».
Первый пункт можно прокомментировать следующим образом.
После Второй мировой войны методы ведения войны изменились. Однако это совсем не значит, что разрешается использовать любые средства для борьбы с противником. Поэтому в протоколы включены не только положения о защите гражданского населения, но и правовые нормы с указанием принципов, которые следует соблюдать в ходе боевых действий.
Поскольку эти правила имеют прямое отношение к планированию и проведению военных операций, они адресованы непосредственно высшему командованию вооруженных сил, командирам войсковых соединений и генеральным штабам, в то время как соблюдение гуманитарного права, относящегося к защите раненых и больных, военнопленных и гражданского населения на оккупированных территориях, является ответственностью тыловых служб.
Приступая к рассмотрению второго пункта Протокола, сказать о том, что МГП запрещает или ограничивает использование отдельных видов оружия либо в целом, когда договорная норма запрещает использовать оружие, действующее определенным образом, либо конкретно, когда называются виды оружия, использование которых ограничено или запрещено.
Можно предложить учащимся назвать виды оружия, которые, по их мнению, подлежат запрету или ограничению на применение. Затем рассказать о запретах и ограничениях на вооружения, существующие в МГП.
ЗАПРЕЩЕНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:
1. Оружие массового поражения (химическое и бактериологическое). Применение химического оружия во время Первой мировой войны вызвало неимоверные страдания. Женевским протоколом 1925 г. был положен запрет на применение отравляющих газов и бактериологического (биологического) оружия. Весьма примечательно, что это запрещение во время Второй мировой войны не нарушила ни одна страна. Конвенция от 10 апреля 1972 г. о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении представляет собой всеобъемлющее и эффективное запрещение столь бесчеловечного оружия.
2. Снаряды весом менее 400 граммов, являющиеся разрывными или снаряженными взрывчатым или зажигательным веществом.
3. Разрывные пули, т.е. пули, которые легко разрываются или сплющиваются в теле человека.
4. Яды, отравляющее оружие.
5. Необнаруживаемые осколки, т.е. оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей.
6. Мины-ловушки; взрывные устройства в виде кажущегося безвредным переносного предмета, который специально предназначен и сконструирован для помещения в него взрывчатого вещества или для взрыва при прикосновении или приближении к нему.
7. Лазерное оружие. Оружие, способное благодаря концентрации света вызывать у людей временную или постоянную слепоту. Поскольку оно «беззвучное», его пучок невидим, защититься от лазерного оружия при помощи специальных очков невозможно, так как они защищают только от излучения ограниченного диапазона длины волны, а лазер может давать излучение широкого диапазона.
Далее обратить внимание учащихся на то, что среди запрещенных видов оружия до сих пор не упоминалось ядерное оружие. Случайно ли это? Нет, не случайно. В настоящее время не существует специального запрещения на производство, накопление и применение ядерного оружия. Имеется только ряд договоров, регулирующих некоторые аспекты деятельности, связанные с ядерным оружием.
Например: а) Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г.; б) Договор по исследованию и использованию космического пространства от 27 января 1967 г. запрещает размещать ядерное оружие в космическом пространстве.
Обратить внимание учащихся, что не все государства связаны одними и теми же договорами. Некоторые державы приняли на себя обязательства по определенным договорам, но с правом собственного толкования их положений и (или) с оговорками. Поэтому вопрос применения тех или иных правил, касающихся использования конкретных видов оружия, определяется в каждой конкретной ситуации вооруженного конфликта.
Переходя к рассмотрению третьего пункта Протокола .обратиться к учащимся, предложить им назвать методы ведения боя,
которые, на их взгляд, должны быть запрещены и почему.
После ответов учащихся рассказать о запрещенных МГП методах ведения боя.
1. Вероломство. Под вероломством понимается, например, нападение под прикрытием белого флага (флага парламентера, используемого для переговоров и капитуляции) или же симулирование ранения, болезни и др. с целью уничтожения противника, который пытается оказать помощь «потерпевшему». Однако МГП не запрещает обычные военные хитрости: маскировку, ложные операции и дезинформацию, рассчитанную на введение противника в заблуждение.
2. Использование во время военных действий признанных отличительных эмблем не по назначению, особенно Красного креста и Красного полумесяца.
3. Нападение на вышедших из строя лиц, которых необходимо щадить. Уничтожение солдата, который явно сложил оружие, - это настоящее убийство.
4. Нападение на членов экипажа, которые покидают на парашютах терпящий бедствие летательный аппарат, так как они не могут защитить себя в данной ситуации.
Затем учащимся можно задать следующий вопрос: «Как быть с военнослужащими воздушно-десантных войск, покидающих самолет?» Выслушав ответ, сказать о том, что последнее запрещение не относится к спускающимся на парашютах воздушно-десантным войскам.
Следует добавить, что запрещается нападать на:
■ гражданские объекты;
■ необороняемые местности;
■ организации ГО;
■ объекты, представляющие культурную ценность, и места отправления культа.
Обращаясь к учащимся, предложить им назвать «установки и сооружения, содержащие опасные силы».
Выслушав мнения школьников, сказать о том, что в соответствии с МГП запрещается нападать на плотины, дамбы, атомные электростанции. Разрушение подобных объектов неминуемо будет иметь катастрофические последствия для гражданского населения. Следовательно, атомные электростанции, плотины и дамбы нельзя считать военными объектами, еслщ, их повреждение может нанести «ущерб здоровью или выживанию населения».
Можно предложить ученикам показать на карте города (области), где они проживают, плотины, дамбы, АЭС (если таковые имеются) и попросить их высказать собственное мнение о возможных последствиях для данной территории и жителей в случае нанесения удара по этим объектам.
С помощью графопроектора демонстрируются отличительные знаки, эмблемы, предусмотренные международными договорами с целью использования в защитных целях. Они позволяют распознавать людей и имущество, имеющих соответствующее право на защиту. Во время военных действий использование признанных отличительных эмблем не по назначению запрещается.
Отличительный знак должен быть настолько большим и хорошо видимым, насколько возможно в боевой обстановке:
а) с большего числа направлений;
б) с большого расстояния.
Ночью либо в условиях ограниченной видимости отличительный знак может быть освещен или быть светящимся.
Затем рекомендует им просмотреть два видеофрагмента:
■ применение химического оружия в Первой мировой войне,
■ последствия применения ядерного оружия во Второй мировой войне.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Для закрепления изученного учащимся можно задать следующие вопросы:
1, Необходимо ли принимать во внимание положения МГП при приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия тем или иным государством?
Ответ: Статья 36 Протокола I обязывает договаривающиеся стороны при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств и методов ведения войны определять, не противоречат ли они МГП - и обеспечить все условия, чтобы не противоречили.
2. Могут ли становиться объектами нападения плотины, дамбы и атомные электростанции, когда они являются военными объектами?
Ответ: В статье 56 п. 1 Протокола I сказано: «Установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электростанции, не должны становиться объектами нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения».
3. Могут ли становиться объектами нападения плотины, дамбы и атомные электростанции, когда в них или поблизости от них размещены другие военные объекты?
Ответ: В статье 56 п. 1 Протокола I сказано: «Другие военные объекты, размещенные в этих установках или сооружениях или поблизости от них, не должны становиться объектами нападения, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил из таких установок или сооружений и последующие потери среди гражданского населения».
Совместно с учащимися сделать следующие выводы:
воюющим сторонам и их вооруженным силам следует воздерживаться от применения оружия, которое:
■ причиняет излишние повреждения или излишние страдания;
■ в силу недостаточной точности или по характеру воздействия равно поражает гражданских лиц и комбатантов, военные и гражданские объекты;
■ обладает таким поражающим воздействием, которое выходит из-под контроля использующих его лиц во времени и пространстве.
Закончиваю урок следующим тезисом:
«Цель войны состоит в выведении неприятеля из строя, а не в том, чтобы заставить его страдать сверх того, что необходимо для достижения данной цели».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Основные нормы и значение Международного Гуманитарного Права"
Урок "Основные нормы и значение МГП", способствует пониманию учащихся необходимости соблюдения норм МГП, содействует формированию у учащихся таких качеств личности, как уважение к человеческому достои...
«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – ...
Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.
Предлагаемый урок разработан с учетом современных требований ФГОС по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формировани...
урок по ОБЖ «Международное гуманитарное право» (МГП)
конспект урока по ОБЖ в 8 классе...
Урок по ОБЖ «Международное гуманитарное право и сфера его применения».
Данный урок даёт понятие "Международное гуманитарное право", сферу его распространения и применения, права и обязанности стран по соблюдению прав человека в мирное и военное время....
Урок по Обществознанию (Право) 9 класс тема: "Международное гуманитарное право"
Данный урок провёл на конкурсе "Учитель года". Тип урока: изложение нового материала. На уроке учащиеся участвуют в групповой работе, высказывают свои точки зрения, строят свои...
Урок права в 11 классе по теме "Международное гуманитарное право"
Урок права по теме МГП в 11 классе. Уебный материал по подготовке егэ и огэ по обществознанию...