Урок по Обществознанию (Право) 9 класс тема: "Международное гуманитарное право"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме
Данный урок провёл на конкурсе "Учитель года". Тип урока: изложение нового материала. На уроке учащиеся участвуют в групповой работе, высказывают свои точки зрения, строят свои предположения по защите жертв вооружённых конфликтов, выполняют практическую работу с документами (Всеобщая декларация прав человека), документами Второй мировой войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_voennye_aspekty_mgp_opisanie_uroka.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
ТЕМА УРОКА: МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
Тип урока: Урок изложения новых знаний (материала).
Цели урока:
Учебная цель:
- узнать содержание основных статей Конвенции по защите жертв вооружённых конфликтов;
Воспитательная цель:
- пробуждение чувства сострадания к жертвам вооружённых конфликтов, гуманности и человечности;
Развивающая цель:
- развитие умения дискуссировать, работать с документами.
Кроме того (задачи):
- определить рост количества жертв во время войн с далёких времён до наших дней; высказывать свою точку зрения в ходе дискуссии по защите жертв вооружённых конфликтов, соблюдение основных правил дискуссий.
Методы: 1.Чёткая постановка перед учащимися задач урока;
2. Интерактивный метод – мозговой штурм.
3. Рассказ учителя.
Форма групповой работы: дискуссия.
Формы организации работы детей:
- Учащиеся участвуют в групповой работе, в дискуссии, высказывают свою точку зрения; строят свои предположения по принятию основных положений по защите жертв вооруженных конфликтов; выполняют практическую работу с документами (Всеобщая декларация прав человека), историческими документами периода Второй мировой войны.
Основные понятия урока:
- Международное гуманитарное право, международный вооружённый конфликт, немеждународный вооружённый конфликт, комбатант, военнопленные, гражданские лица, жертвы войны, конвенция.
Основные вопросы урока:
- Что такое международное гуманитарное право.
- Определение понятий:
- международный военный конфликт;
- немеждународный военный конфликт;
- комбатант;
- жертвы войны;
- военнопленные;
- гражданские лица;
- конвенция.
- Шаги мирового сообщества по правовому регулированию военных действий и защите жертв вооруженных конфликтов.
- Основное содержание конвенций по защите жертв вооруженных конфликтов, принятых в Женеве в 1949 г. и дополнительных протоколов в 1977 г.
Учебно-методические материалы:
- Дидактические материалы (заранее раздать раздаточные материалы: ст.2 «Всеобщей декларации прав человека», исторические документы - приказ начальника штаба 6-го стрелкового корпуса от июня – августа 1941 г.; выдержки из памятки верховного командования вермахта от 8 сентября 1941 г.)
- Раздаточные материалы: содержание текста статьи 2 «Всеобщей декларации прав человека» принятой Генеральной ассамблеей 10 декабря 1948 года;
- Женевские конвенции: Основные требования МГП по защите раненых и больных из состава действующей армии; основные требования по защите раненых, больных и потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; основные требования по защите военнопленных, по защите гражданского населения, находящегося во власти противника, в том числе на оккупированной территории.
- Исторические документы: приказ начальника штаба 6-го стрелкового корпуса Красной Армии командирам дивизий и корпусов об обращении с немецкими военнопленными от июня-августа 1941 года; выдержки из памятки по охране советских военнопленных (из распоряжения верховного командования вермахта об обращении с советскими военнопленными от 8 сентября 1941 года).
- Мультимедийный проектор. Слайды урока «Военные аспекты международного гуманитарного права».
- Видеофрагменты фильма «Взвод» (обращение с мирным населением), «Брестская крепость»;
Ход урока.
- Вводная часть. ВКЛЮЧИТЬ 1 СЛАЙД
Ребята, сегодня у нас урок «Обществознание» |
1. Мотивационная часть.
I вариант - Включить фрагмент из художественного фильма «Взвод» (обращение с мирным населением). (в папке 3-ий фильм. 47-50 минуты)
Вопрос к ученикам (мозговой штурм):
- Ребята, какие права человека, в частности мирных граждан, были нарушены солдатами американской армии по отношению к мирным гражданам Вьетнама (показаны события Вьетнамской войны в 1968 году) (Ответы: право на жизнь, право на неприкосновенность собственности мирных граждан и т. д.).
II вариант – Включить фрагмент из художественного фильма «Брестская крепость»
(в папке 3-ий фильм: 30 м.15 сек.- 32 м. 30 сек.)
Вопрос к ученикам (мозговой штурм):
1) Какая категория граждан были показаны в фильме?
2) Ребята, какие права человека, в частности раненых солдат, медицинского персонала госпиталя, солдат сложивших оружие, были нарушены солдатами немецкой армии во время начала Великой Отечественной войны? (Ответы: право на жизнь, …).
- А как вы думаете, какую тему мы сегодня с Вами будем изучать?
(ответы учеников).
Учитель:
- Международное гуманитарное право.
ВКЛЮЧИТЬ 2 СЛАЙД
«Международное гуманитарное право» |
Вопрос к ученикам:
- Ребята, в чём смысл данной темы? (использование метода мозгового штурма) (ответы учеников) (ответ: связано с международным, которые необходимо соблюдать всем народам на земле)
Если учащиеся не ответят, учитель отвечает:
- Международное гуманитарное право – это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов (в международных войнах и локальных, когда войны происходят внутри страны) и на ограничение средств и методов ведения войны (нельзя применять оружие против мирного населения); МГП защищает лиц, которые прекратили принимать участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных).
Как же можно защитить жертв вооружённых конфликтов? - Только путём правового регулирования военных действий.
II. Организационная часть.
Озвучиваются и формируются ожидаемые результаты. Устанавливаются правила работы на уроке. ВКЛЮЧИТЬ 3 СЛАЙД
Цели урока: Сегодня Вы сможете: - сформировать свои предположения основных статей по защите жертв вооружённых конфликтов: раненых, больных, военнопленных, гражданского населения. Содержание изложите на ватманах (можете создать рисунки или написать текст на ватманых листах) (к концу урока создать проект); Учебная цель: - узнаете содержание основных статей Конвенции по защите жертв вооружённых конфликтов; ---------------------------------------------------------- Сегодня Вы: - Определите рост количества жертв во время войн с далёких времён до наших дней; добавите в первоначальные свои предположения дополнительные статьи, после того как узнаете содержание настоящей Конвенции по защите жертв вооружённых конфликтов, т.е. создадите проект ваших статьей Конвенции; |
(содержание целей являются ожидаемыми результатами, правилами работы на уроке)
Воспитательная цель:
- пробуждение чувства сострадания к жертвам вооружённых конфликтов, гуманности и человечности;
Развивающая цель:
- развитие умения дискуссировать, соблюдать основные правила дискуссий
Кроме того: - высказывать свою точку зрения в ходе дискуссии по защите жертв вооружённых конфликтов. Услышите рассказ учителя об основных фактах произошедших войн. |
III. Изучение новой темы (изложение новых знаний).
Рассказ учителя об основных фактических результатах произошедших ранее войн с использованием презентации:
- Мы с вами сейчас внимательно посмотрим фактические результаты произошедших ранее войн. Ваша задача: определить рост количества жертв во время войн с далёких времён до наших дней. Почему происходит рост количества жертв? |
ВКЛЮЧИТЬ 4 СЛАЙД
Итак,
Война является одной из наиболее распространенных форм регулирования отношений между государствами. Для подтверждения сказанного можно привести следующие цифры: |
ВКЛЮЧИТЬ 5 СЛАЙД
- За последние 3400 лет на Земле было только 250 лет мирной жизни. За это время прошло 15 000 войн. В этих войнах погибло 3,5 млдр. человек. При этом: |
ВКЛЮЧИТЬ 6 СЛАЙД
- В Наполеоновских войнах 1805-1815 гг. погибло 1 млн. человек. В Первую мировую войну погибло 10 млн. человек, 21 млн. человек было покалечено. |
ВКЛЮЧИТЬ 7 СЛАЙД
- Во вторую мировую войну, по разным источникам, человеческие жертвы составили от 50 до 62 млн. человек. - А сколько было войн и жертв в новейшее время? |
И во всех войнах жертвами становятся не только сражающиеся, но и те, кто не принимает непосредственного участия в вооруженном конфликте. Изначально в ситуации войны действовал «Закон сильнейшего». Принцип «горе побежденным» был основополагающим в отношении победителей к потерпевшим поражение. С течением времени это отношение претерпевало изменения, которое можно сравнить с действием физического прибора-маятника, где «гуманность» и «жестокость» - крайние положения. |
Разные положения маятника можно привести историческими примерами (двое учащихся сообщают заранее подготовленное 2-3 минутные сообщения об отношении победителей к побежденным в разные века). - сообщения учащихся: … .
Германия в период второй мировой войны крайне жестоко относилась к мирному населению в период оккупации, к военнопленным и к тем, кто не хотел принимать идею фашизма. |
ВКЛЮЧИТЬ 8 СЛАЙД
Цифры: - За годы Великой Отечественной войны попало в плен и пропало без вести более 5 млн. советских военнослужащих – 60% погибло в плену; |
ВКЛЮЧИТЬ 9 СЛАЙД
- На территории СССР от жестоких условий оккупационного режима погибло более 4 млн. человек |
Учитель: Ребята, почему происходит рост количества жертв? Сделайте вывод из увиденных слайдов. (1. В далёкие времена количество жертв были малы. Чем современнее войны, тем больше жертв. Третьей мировой войны не бывать. Меняется техника уничтожения людей).
Вспомним и о том, что перенесли жители блокадного Ленинграда. - А что же мировое сообщество? - Делало ли оно какие-либо шаги, чтобы облегчить участь пострадавших, защитить жертвы вооруженного конфликта? Да, делало и неоднократно. Наиболее существенный вклад в правовое регулирование военных действий был сделан в Женеве в 1949 году. |
- Основная часть.
Прежде чем приступим к рассмотрению документов, принятых на Женевской Конференции, обратим внимание на понятия (заранее до урока раздать в бумажном варианте): Данные понятия Вам пригодятся в дальнейшем на уроке при составлении своих предположений основных статьей по защите жертв вооружённых конфликтов: раненых, больных, военнопленных, гражданского населения. |
ВКЛЮЧИТЬ 10 СЛАЙД
|
ВКЛЮЧИТЬ 11 СЛАЙД
|
Представьте себе, что вы жители земного шара: общественные деятели, политики, ученые, писатели, музыканты и т. д. из разных стран, обеспокоены фактами, вскрывшиеся после второй мировой войны и в особенности на Нюрнбергском процессе. /Учащиеся делятся по группам/. Вы решили поднять вопрос о защите жертв вооруженных конфликтов. И вот в 1949 году вы собираетесь в Женеве. Ваша задача состоит в том, чтобы Вы сформировали свои предположения основных статей по защите жертв вооружённых конфликтов: раненых, больных, военнопленных, гражданского населения. Содержание изложите на ватманах (можете создать рисунки или написать текст на ватманых листах). Какие Конвенции, на ваш взгляд, нужно было бы принять для защиты жертв вооруженных конфликтов? Лидеры групп получите задания (лидеры получают задания и читают всему классу своё задание). (Учащиеся в течение 4 минут формируют свои предположения. Затем лидеры групп высказывают свои предположения, собственные позиции).
ИТОГ: что Вами было создано? (ответ: предположения основных статей по защите жертв вооружённых конфликтов …) |
Настоящие Конвенции и статьи к ней были приняты в 1949 году. Называются «Женевские конвенции». Давайте мы с вами их увидим, а затем сравним с вашими предположениями. |
ВКЛЮЧИТЬ 12 СЛАЙД
Задания: 1 группа – Сформировать основные требования МГП по защите раненых и больных солдат из состава действующей армии; 2 группа - Сформировать основные требования МГП по защите раненых, больных и потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; 3 группа - Сформировать основные требования МГП по защите военнопленных; 4 группа - Сформировать основные требования МГП по защите лиц из числа гражданского населения, находящегося во власти противника, в том числе на оккупированной территории. |
Далее демонстрируются слайды «Женевские конвенции», которые были приняты в 1949 году (можно раздать раздаточные материалы). ВКЛЮЧИТЬ 13 СЛАЙД
Демонстрирую:
- «Основные требования МГП по защите раненых и больных солдат из состава действующей армии» (рис. 1) (подбирайте их, помогайте им, передайте их своему командиру или медицинскому посту)- читать 2 раза
ВКЛЮЧИТЬ 14 СЛАЙД
- «Основные требования МГП по защите раненых, больных и потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море» (рис. 2) (возьмите их под свою защиту, разыскивайте и подбирайте их, возьмите под защиту гражданские плавсредства, относитесь с уважением к госпитальным судам) – читать 2 раза
ВКЛЮЧИТЬ 15 СЛАЙД
- «Основные требования МГП по защите военнопленных» (рис.3) (щадите их, разоружите их, передайте их своему командиру, обращайтесь с ними гуманно) – читать 2 раза
ВКЛЮЧИТЬ 16 СЛАЙД
- «Основные требования МГП по защите лиц из числа гражданского населения, находящегося во власти противника, в том числе на оккупированной территории» (рис. 4) (относитесь к ним с уважением; обращайтесь гуманно с теми, кто в вашей власти; возьмите их под свою защиту; уважайте собственность гражданского населения) читать 2 раза
Эти требования сравниваются с предположениями учащихся.
Последняя конвенция была принята мировым сообществом впервые. Итак, добавим в Ваш проект то, что вы сейчас увидели и услышали (то, что у вас не было в ваших первоначальных предположениях). Т.е. создадим свой проект (уже не предположения). (После создания проектов лидеры групп выступают со своими проектами показывая всему классу - аудитории) |
ВКЛЮЧИТЬ 17 СЛАЙД – КАРТУ МИРА
Женевские конвенции 1949 г. и дополнительные протоколы к ним 1977 года, в которых содержится около 600 статей, являются основными договорами в области международного гуманитарного права. К январю 1998 года участниками Женевских конвенций стали 188 государств, т. е. практически все государства мира. Кроме: Ирака и Северной Кореи. |
Ребята, перед Вами сейчас появятся 2 исторических документа. Ваша задача: - Определить, в какое время появились данные документы? Кто и какое правительство создало такие документы? (Во время Великой Отечественной войны в 1941 г. Правительство СССР и правительство фашисткой Германии) |
Для анализа и оценки с позиций МГП учащимся предлагаются два исторических документа:
Оценим с позиции Международного гуманитарного права два исторических документа. (Раздать в бумажном варианте). - Какой приказ был жестоким, а какой более или мене гуманным? |
ВКЛЮЧИТЬ 18 СЛАЙД
«В ходе прошедших боев были случаи расстрела пленных. Необходимо принять решительные меры для предотвращения в дальнейшим таких случаев. Лица нарушающие требования международного права обращения с пленными, должны привлекаться к строжайшей ответственности». -------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Беспощадная кара при малейших признаках протеста или неповиновения. Для подавления сопротивления беспощадно применять оружия. В военнопленных, совершивших побег, стрелять без предупреждения с твердым намерением попасть в цель». «Любое общение с военнопленными запрещено. Предотвращать любое общение военнопленных с гражданскими лицами и в случае необходимости применять оружие, в том числе против гражданских лиц». |
- Закрепление изученного.
ВКЛЮЧИТЬ 19 СЛАЙД
После II мировой войны 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей принята «Всеобщая декларация прав человека» (каждому ученику раздать текст этой декларации) |
Учащиеся знакомятся с текстом ст. 2: «Всеобщей декларации прав человека».
Принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года.
Ст. 2 «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, национального, социального происхождения, имущественного, сословного положения. Кроме того , не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как- либо иначе ограниченной в своем суверенитете».
Учащимся предлагается ответить на два вопроса и сделать вывод.
Уважаемые учащиеся, давайте ответим на два вопроса:
|
Выводы учеников: …
Примечание: В случае необходимости выводы делает сам учитель
Вывод: до 1948 года не было законов по защите жертв вооружённых конфликтов на земле: по защите раненых, больных, военнопленных, мирных граждан. И потому на земле, во время войн, происходили массовые нарушения прав человека, в частности раненых, больных, военнопленных, мирных граждан. Но не всегда, даже в современное время, соблюдаются решения Женевской конвенции в области защиты человека. Приведите живые примеры: … . Следует вести борьбу за то, чтобы все соблюдали эти нормы. За контролем этих норм создали на Земле ООН. |
ВКЛЮЧИТЬ 20 СЛАЙД
В заключении мне бы хотелось сказать словами древнекитайского философа Конфуция: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту». Лучше принимать посильное личное участие в вопросах соблюдения норм международного гуманитарного права, чем обвинять тех, кто его нарушает. |
ВКЛЮЧИТЬ 21 СЛАЙД
БЕРЕГИТЕ МИР !!! |
В конце урока определяется, что получилось реализовать в ходе занятия, а что не в полной мере удалось сделать по ожидаемым результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина
Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....
Урок по обществознанию "Права Человека"
Урок по обществознанию знакомит ребят с правами человека в Р.Ф...
Урок "Основные нормы и значение Международного Гуманитарного Права"
Урок "Основные нормы и значение МГП", способствует пониманию учащихся необходимости соблюдения норм МГП, содействует формированию у учащихся таких качеств личности, как уважение к человеческому достои...
«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – ...
Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.
Предлагаемый урок разработан с учетом современных требований ФГОС по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формировани...
Урок по обществознанию на тему "Социально-гуманитарные профессии"
Узнаем о профессиях социально-гуманитарного характера...
Технологическая карта урока по обществознанию «Апологеты экономических Систем. Кто прав?» Инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборации.
Урок-дебаты: инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборацииВ учебном процессе школьные дебаты являются инновационной образовательной технологией...