Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Предлагаемый урок разработан с учетом современных требований ФГОС по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на основе сопоставления рассказа В.Гаршина «Сигнал» и эпизода из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» с целью показать ответственность человека за его нравственный выбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_butakova_krymsk.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
интегрированного урока литературы
и курса по Международному гуманитарному праву
«Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе
«О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.
(По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и рассказа Вс. Гаршина «Сигнал»)
1. | ФИО (полностью) | Бутакова Вера Владимировна |
2. | Место работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования Крымский район Краснодарский край |
3. | Должность | учитель русского языка и литературы |
4. | Предмет | литература |
5. | Класс | 7 класс |
6. | Тема и номер урока в теме | «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия (5 урок в теме, предпоследний) |
7. | Базовый учебник | Учебник под редакцией А.Г. Кутузова «В мире литературы» 7 класс |
8. | Цель урока | Создать условия для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на основе сопоставления рассказа В.Гаршина «Сигнал» и эпизода из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» с целью показать ответственность человека за его нравственный выбор. |
9. | Задачи урока |
|
10. | Тип урока | комбинированный |
11. | Формы работы учащихся | фронтальная, групповая, парная, индивидуальная |
12. | Необходимое техническое оборудование | Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля, портреты Н.В. Гоголя и В. Гаршина, Аудиофрагмент повести «Тарас Бульба», иллюстрация к рассказу В.Гаршина «Сигнал», словари литературоведческих терминов, толковые словари, учебник-хрестоматия «В мире литературы» под ред. А.Г. Кутузова, книга для ученика «Вокруг тебя – Мир…», авторы: К.Сухарев-Дериваз и др. |
13. | Структура и ход урока | 1. Организационная часть. 2. І фаза - вызов - актуализация знаний (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации, постановка учебной цели, планирование действий). 3. ІІ фаза - осмысление содержания (получение новой информации, реализация плана урока: 1) Анализ эпизода «Андрий и панночка» из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». 2) Анализ рассказа В.Гаршина «Сигнал». 3) Беседа об ответственности за нравственный выбор). 4. Физминутка 5. ІІІ фаза - рефлексия (осмысление, присвоение, рождение нового знания). 1. Коммуникационный этап. 2. Мотивационный этап. 3. Информационный этап. 4. Оценочный этап. 5. Рефлексия учителя и комментарий отметок за урок. 6. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. |
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организации-онная часть | 1. Портрет Гоголя N 109669, N 203949 2.Презентация Power Point (слайды 1-3) | Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока, его цели и задач. Демонстрация слайда 1. | Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке. | 1 мин |
2 | І фаза - вызов. Актуализация (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации, постановка учебной цели, планирование действий) | Презентация Power Point (слайд 4) высвечены на экране ключевые слова: выбор, конфликт, экстремальная ситуация, ответственность, месть, беззащитность. | Проводит эвристическую беседу: 1. Связь с предыдущим уроком. - На предыдущем уроке мы говорили о художественной детали как средстве создания характера героя в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Посмотрите в словаре литературоведческих терминов определение «художественная деталь». Это словосочетание будет ключевым на нашем уроке, как и те, которые высвечены на доске. Их значение можно посмотреть в толковом словаре и сравнить свое понимание этих слов с общепринятым. 2. Постановка учебной цели, планирование действий - Исходя из темы урока, какие цели мы поставим перед собой, и как их будем достигать? Учитель корректирует, одновременно выстраивает план действий на уроке: 1) Анализ эпизода «Андрий и панночка» из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». 2) Анализ рассказа В.Гаршина «Сигнал». 3) Беседа об ответственности за нравственный выбор. | 1.Запись темы урока в тетради. 2. Работа со словарем литературоведческих терминов и с толковым словарем. 3. Учащиеся предлагают варианты цели и способы их достижения. 4. Учащиеся записывают план действий в тетрадь. | 5 мин |
3 | ІІ фаза - осмысление содержания (получение новой информации, реализация плана урока) | Аудиофрагмент Гоголь Н.В. "Тарас Бульба". Фрагмент второй (N 213411) | 1. Анализ эпизода «Андрий и панночка» из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». 1.1. Учитель задает вопросы – фронтальная беседа: - Можем ли мы предположить в начале повести, как поведет себя Андрий во время нравственного выбора: перейти на сторону врагов или остаться верным Отчизне? - Был ли у Андрия другой выход? Если да, то почему он им не воспользовался? 1.2. Найдите художественные детали на стр.66-68 учебника-хрестоматии «В мире литературы» под ред. А.Г. Кутузова, характеризующие и объясняющие выбор Андрия. 1.3. Вопрос учителя: - Как ведет себя Андрий перед лицом смерти? 1.4. Определите художественно-изобразительные средства, используемые автором для раскрытия характера Андрия на стр. 98-99 учебника-хрестоматии «В мире литературы» под ред. А.Г. Кутузова. 1.5. Вопрос учителя: Можно ли одобрить поступок Андрия с точки зрения необходимости помощи тем, кто не участвует в вооруженном конфликте? 1.6. Учитель подводит учащихся к выводу: один из сложных вопросов повести – вопрос об отношении к предательству | 1.1. По ходу урока учащиеся составляют таблицу для рефлексии «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и ведут «бортовой журнал». 1.2. Предполагаемые ответы учащихся. - Да, потому что был хитер и влюблен в панночку. -Нет, потому что был сильным и смелым воином, достойным своего отца. - Да, панночка предлагала. Но Андрий сделал выбор, подчинившись зову сердца, ослепленный любовью, о последствиях не думал. 1.3. Работа в группах. При работе с текстом используется приём «система маркировки текста». Представители групп дают ответ. 1.4. Ответы учащихся: боится отца, но не просит о прощении, шепчет имя панночки, не раскаивается в своем выборе. 1.5. Работа в парах. Дают авторское раскрытие образа Андрия через систему художественно-изобразительных средств. 1.6. Ответы учащихся: -Да, потому что женщины не виноваты в том, что мужчины воюют. - Нет, потому что ляхи – это враги, несмотря на то, что вместе с ними страдали и женщины. 1.7. Учащиеся делают вывод об отношении к предательству Андрия. | 10 мин. |
|
| В. Г. Михайлов. Портрет В. М. Гаршина (N 203251) И. А. Гусева. Иллюстрация к рассказу В. М. Гаршина "Сигнал" (N 203259) | 2. Анализ рассказа В.Гаршина «Сигнал». 2.1. Учитель предлагает: - Прочитайте рассказ самостоятельно в книге для ученика «Вокруг тебя – Мир…» до стр. 13. Выскажите предположения, как поведут себя герои дальше? 2.2. Чтение рассказа до конца. 2.3.Исследовательское задание: - Вспомните свои предположения и скажите, что давало основания так думать? - Чьи действия – Семена или Василия – в кульминационный момент оказались наиболее предсказуемыми и почему? - Что предшествовало поступку Василия? Почему он сделал такой выбор? Хотел ли Василий, чтобы пострадали пассажиры? - Могли ли те, которые ехали в поезде, себя уберечь? - Кто в итоге защищает людей от беды и какой ценой? - Что повлияло на возвращение ослепленного обидой Василия? 2.4. Учитель задает проблемный вопрос: - Что объединяет отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и рассказ В.Гаршина «Сигнал»? (Тема выбора и ответственности за его последствия) | 2.1. Работа в парах. Учащиеся читают начало рассказа, высказывают предположения, как поведут себя герои дальше? 2.2. Учащиеся читают рассказ до конца. 2.3. Учащиеся выполняют исследовательское задание, отвечают на вопросы. 2.4. Работа в группах. Обсуждение проблемного вопроса и ответ на него. | 10 мин |
4 | Физминутка | Мультимедиа Презентация Power Point (слайд 12). | Проводит физминутку - дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз с целью снятия напряжения и усталости | Выполняют гимнастику под музыкальное сопровождение. | 1 мин |
5 | ІІІ фаза - рефлексия (осмысление, присвоение, рождение нового знания) | | Учитель организует учебную деятельность на рефлексивном этапе с помощью вопросов: 1. Коммуникационный этап. - Что нового вносит в понимание темы мести рассказ В. Гаршина «Сигнал» и проанализированный отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? - Что нужно делать для тех, кто не участвует в конфликтах, чтобы уберечь их от возможных страданий? 2. Мотивационный этап. - Какие нравственные уроки мы сегодня получили? - Какие вопросы остались без ответа? 3. Информационный этап. - Изменились ли ваши представления о проблеме выбора и ответственности за него? 4. Оценочный этап. - Что нового узнали на уроке? - Как я работал на уроке – отметить на шкале из 6 делений. | Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют «бортовой журнал», таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Читают записи из «бортового журнала» Составляют синквейн со словами: выбор, конфликт, ответственность, месть Читают материалы таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Оценивают свою работу на уроке на шкале из 6 делений. | 10 мин |
5 | Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению | Презентация Power Point (слайд 14) | Домашнее задание. 1. Проба пера. В чем заключается символический смысл названия рассказа «Сигнал»? 2. Подготовить план для сочинения «Остап и Андрий: братья и враги». | Записывают домашнее задание в дневниках. | 2 мин |
6 | Комментарий отметок за урок и рефлексия учителя | Презентация Power Point (слайд 15) | Комментирует отметки учащихся, высказывает собственное мнение об уроке. Спасибо за урок! | Слушают учителя, задают вопросы, если они возникли. Анализируют результаты своей работы на уроке | 1 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
«О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.
(По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и рассказа Вс. Гаршина «Сигнал»)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Портрет Гоголя N 109669 | иллюстрация | Статичная иллюстрация | ||
2 | Портрет Гоголя N 203949 | иллюстрация | Статичная иллюстрация | ||
3. | Начало шестой главы повести "Тарас Бульба" читает Боголюбов N 213411
| Аудиофраг-мент Гоголь Н.В. "Тарас Бульба". Фрагмент второй (N 213411) | аудиотекст | ||
4 | В. Г. Михайлов. Портрет В. М. Гаршина (N 203251) | иллюстрация | Статичная иллюстрация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/742b6b6d-4cfe-442f-952f-7da21ff3705a/?interface=catalog | |
И. Е. Репин. Портрет В. М. Гаршина (N 203206) | иллюстрация | Статичная иллюстрация | files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/3102b2e8-2c9f-8951-240b-373336355bae/ELSP-A2-Gr-001-005-07 | ||
5 | И. А. Гусева. Иллюстрация к рассказу В. М. Гаршина "Сигнал" (N 203259) | иллюстрация | Статичная иллюстрация | URL:: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/3102b2e8-2c9f-8951-240b-373336355bae/ELSP-A2-Gr-001-005-07-07/resource/DL_RES_1057bd65-f260-4da6-a39e-9bbf0588726d.zip Сохранён в:: C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\DL_RES_1057bd65-f260-4da6-a39e-9bbf0588726d.zip Размер:: 154 KБ (157 136 байт) Загружено:: 154 KБ (157 136 байт) | |
4. | Иллюстрация Е. Кибрика к повести "Тарас Бульба" (Тарас) N 204113 | иллюстрация | Статичная иллюстрация | ||
5. | Иллюстрация Е. Кибрика к повести "Тарас Бульба" (Андрий) N 203858 | иллюстрация | Статичная иллюстрация | ||
6. | Иллюстрация Е. Кибрика к повести "Тарас Бульба" (Остап) N 203979 | иллюстрация | Статичная иллюстрация | ||
7 | Иллюстрация Е. Кибрика к повести "Тарас Бульба" (Мать и сыновья) N 203963 | иллюстрация | Статичная иллюстрация | ||
8 |
| гипертекст | текст | ||
9 | Задание: распределите названия жанров произведений по колонкам, обозначающим роды литературы N 204153 | Интерактивное задание | текст |
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Оргмомент | Учитель проверяет готовность класса к уроку, устанавливает контакт с учащимися. | Подготовка к работе | 1 | |
2 | Включение в материал | Портреты Гоголя (1,2) | Детям демонстрируются портреты. Учитель предлагает детям сформулировать цели урока, спланировать работу. Кратко рассказывает ученикам о Гоголе | Определяют цель урока (творчество Н.В.Гоголя и его повесть «Тарас Бульба»). Слушают рассказ учителя, делают записи в процессе рассказа учителя. | 4-5 |
3 | Повторение ранее изученного | Интерактивное задание (3) | Для перехода к изучению повести, предлагается интерактивное задание по теории литературы. Один ученик выполняет задание у доски, остальные - в тетради. Это позволяет актуализировать знания по теории литературы, подготовить к восприятию повести | Повторяют знание о жанрах литературы. Вспоминают, чем отличается повесть от других жанров. Дают определение повести как жанру литературы. | 3 |
4 | Изучение новой темы | Аудиофрагмент (4 | Для усиления эмоционального восприятия текста при начале аналитической работы детям предлагается аудиофрагмент начало первой главы повести "Тарас Бульба" читает Боголюбов. После прослушивания фрагмента возвращается к поставленным вопросам. | Слушают текст, обдумывают ответ на вопрос «Какие качества ценит Тарас в казаке, в том числе в своих детях?» Почему именно эти качества важны Дают ответ на вопросы, делают запись в тетради | 5-6 |
5 | Изучение новой темы | Задает вопрос: «Какую характеристику автор дает Бульбе?» подберите и запишите цитаты, характеризующие Тараса. | Отвечают на вопрос, подбирая нужные фрагменты текста | 4-5 | |
Изучение новой темы | Задание: сопоставьте авторские характеристики с иллюстрацией художника, сделайте выод. Демонстрация ресурса, | Составляют словесный портрет героя, делают вывод о том, что художник хотел подчеркнуть, таким образом изображая героя.. | 5 | ||
Демонстрирует иллюстрации, дает задание для работы в группах: «на основе иллюстраций и анализа текста охарактеризуйте сыновей Тараса» (1 группа – Андрий, 2 – Остап), характеристики запишите. | Выполняют работу в группах анализируют текст повести и иллюстрации. Делают вывод о том, что сыновья Тараса не похожи друг на друга. Формулируют и записывают основные черты характера героев. | 8 | |||
Изучение новой темы | Иллюстрация Е. Кибрика к повести "Тарас Бульба" (Мать и сыновья) | Демонстрирует иллюстрацию и формулирует проблемный вопрос «Какую роль играет образ матери в первых главах» Организует работу по анализу фрагмента текста, соответствующего эпизоду. Предлагает ответить на вопрос «Почему художник иллюстрирует именно этот фрагмент?» | Для ответа на вопрос учителя подбирают соответствующие фрагменты текста, комментируют их. Делают выводы записывают в тетрадь. . | 5-6 | |
Итоги урока | Предлагает ответить на вопрос «Удалось нам реализовать поставленную цель?» Мы рассмотрели систему персонажей повести, охарактеризовали их, опираясь на художественный текст. | Делают выводы о том, какая работа проделана на уроке. | 3 | ||
Домашнее задание | Конспект учебной статьи о повести Гоголя «Тарас Бульба» | Демонстрирует ресурс, объясняет правили работы с ним | Дома составляют конспект на основе статьи | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»
Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права» предназначена для изучения учащимися 10 классов, рассчитана на 17 часов. ...
«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – ...
Урок по Обществознанию (Право) 9 класс тема: "Международное гуманитарное право"
Данный урок провёл на конкурсе "Учитель года". Тип урока: изложение нового материала. На уроке учащиеся участвуют в групповой работе, высказывают свои точки зрения, строят свои...
9 класс. Международное гуманитарное право
https://multiurok.ru/tests/2825014/...
Тест по Международному гуманитарному праву в 9 классе
Тест по Международному гуманитарному праву в 9 классе позволит проверить, как учащиеся освоили данную тему...
9 класс. Международное гуманитарное право.
Презентация составлена на основе программыВ. И. Латчук, С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов "Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс"...
Урок права в 11 классе по теме "Международное гуманитарное право"
Урок права по теме МГП в 11 классе. Уебный материал по подготовке егэ и огэ по обществознанию...