Урок по технологии французской мастерской "Мораль и нравственность", 11 класс
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Сагала Ирина Анатольевна

Урок по технологии французской мастерской "Мораль и нравственность" разработан для учащихся 11 класса профильного уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedtehnolmoralinravstv.doc36 КБ
Файл prilogenie.rar832.45 КБ
Office presentation icon moral.ppt336.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обществознания

учителя МБОУ «Белокурихинская СОШ №1»

Сагала Ирины Анатольевны

Учебный предмет

Обществознание

Класс

11А

Тема урока

Мораль и нравственность

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты (цели и задачи)

Развивающие:

  • развивать навыки диалогового и публичного общения
  • продолжить формирование умения работы с различными источниками
  • способствовать развитию креативности и творческому осмыслению материала

Воспитательные:

  • формировать навык социальной компетенции
  • способствовать приобретению опыта групповой работы
  • закрепить умение давать самооценку своей деятельности, формулировки целей

Образовательные:

  • способствовать активному восприятию обучающимися учебного материала
  • сформулировать представление о взаимосвязи морали и нравственности
  • создать условия для понимания личностной значимости норавственности для человека в современном обществе

Личностная значимость изучаемого для школьника

  • Приобретение знаний о самом себе
  • Умения обосновывать свою точку зрения
  • Духовно — нравственное воспитание

Технологии обучения

Технология французской педагогической мастерской, технология сотрудничества

Методы обучения

Интерактивный, поисковый, репродуктивный, словесный, проблемный

Формы организации учебной деятельности

Диалог, дискуссия, фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа по карточкам, творческая деятельность

План урока

1. Организация начала урока

2. Индукция (эмоциональный настрой)

3. Самоконструкция

4. Социоконструкция

5. Социализация

6. Афиширование

7. Разрыв

8. Рефлексия

9. Домашнее задание

Организация деятельности кчащихся

Фронтальная работа, участие в дискуссии, самостоятельная работа, работа в парах, группах, творческая работа по составлению модели нравственного развития

Основные понятия и термины урока

Мораль

Моральные категории

Нравственность

Безнравственность

Моральные нормы

Этика

Ценность

Источники информации

1) Обществознание. 11 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.

2) Педагогические мастерские Франция — Россия. / Под ред. Э.С. Соколовой. - М.: Новая школа, 1997 г.

3) как учить не уча. / Окунев А.А.-СПб: Питер Пресс, 1996 г.

4) http://festival.1september.ru

5) http://nsportal.ru 

Домашнее задание

Прпграф 30, эссе

Рефлексия

Рубаи Омара Хайяама о ценностях

План конспект

Этап урока

Содержание

Организация начала урока

Здравствуйте, мы сегодня находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать знания. Тема посвящена морали и нравственности

Индукция

Прослушивание песни «Виноградную косточку…» (Окуджава)

- Какова основная мысль этой песни?

- О чем говорит автор песни? На какой вопрос он ищет ответ?

- Зачем на земле этой вечной живу? (любовь, дружба, взаимопонимание)

- Можно назвать все одним словом – ЦЕННОСТЬ

- связна ли песня с темой урока? (основная ценность жизни –мораль)

Самоконструкция

Обведите на листах свою руку, в центре слово мораль. Напишите на каждом пальце какие слова, выражения, ассоциации вызывает у вас это слово.

Социоконструкция

Давайте сравним ваши предположения с определениями слова Мораль из разных источников. (в парах) (мораль карточка 1)

- Похожи? Какие выводы мы можем сделать?

- Что можно добавить к вашим ассоциациям? С какими понятиями чаще всего связывают мораль?

  • Каково назначение морали? (аспекты регулятивный, познавательный, оценочный)

На слайде несколько высказываний о моральных нормах.

Рассуждаем, одинакова ли мораль? Какая она бывает? (она многообразна, моральные нормы могут отличаться друг от друга заметными расхождениями в масштабах применения (любовь к Родине, аккуратность в исполнении обязанностей)

- Как вы думаете, связаны ли понятия мораль и нравственность? Просмотр ролика о нравственности

- Какие эмоции у вас вызывает данной видео (по одному два сказать)

- О чем это видео? (о нравственности, ценностях, нормах)

У каждого из вас есть конверты, в них определенный набор слов (в парах)

- выберите те, которые соответствуют данному видеофрагменту. (соответствуют ли они вашему представлению о жизни, нормах, ценностях)

- Теперь выберите те, которые должны присутствовать в обществе по вашему мнению. Выбранное вами должно присутствовать только в обществе, или в человеке?

- Как вы думаете, уровень нравственности, его формирование от чего-то зависит или он есть?

(ответы детей)

Просмотр видео «Против русофобии» (с телевизором)????

- Как вы думаете, от чего зависит уровень нравственности (ответы детей)

Мораль эффективна только тогда, когда ее нормы внедряются в индивидуальное сознание через СМИ, семью, образовательно-воспитательную систему и находит в нем живой отклик. Это порождается от многообразия моральных представлений, моральных переживаний, солидарности, сотрудничества.

Вседозволенность, отсутствие духовной связи между поколениями

Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:

•Общая культура

•Социальные интересы

•Цели жизни и деятельности

•Степень нравственных переживаний, сопереживания

•Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности

Социализация

Американский психолог Лоренц Кольберг составил модель нравственного развития человека. Предлагаю вам с ней ознакомиться

Афиширование

и ответить на вопросы:

- В чем суть идеи?

- Какие стадии? На чем основаны?

- Что не учел?

- Что является высшей стадией, ступенью? Может быть достигнута каждым человеком?

Составить свою модель????

Разрыв

Сегодня общество свободно, человек волен сам выбирать свой путь, действия, друзей. Нужна ли на самом деле мораль и нравственность современному человеку?

Привести итог соц опроса

Рефлексия

Давайте вернемся к нашей руке. Переверните ее и на обратной стороне напишите, что сейчас, после нашего разговора,  для вас мораль.

Просмотр видео «Рубаи Омара Хайяма о ценностях»

Домашнее задание

Параграф 30, Эссе по вопросу. Карточка3



Предварительный просмотр:

Карточка 3

Давно уже замечено, что далеко не всегда люди оценивают содержание того или иного художественного произведения (оперы, песни, пьесы, романа, кинофильма, телесериала) с точки зрения морали. Так, в опере «Кармен», мы не удивляемся, что главная героиня любит человека сомнительных занятий, в фильме «Крестный отец» имеем дело с явной героизацией главарей преступного клана; многие вполне добропорядочные люди с восторгом поют «мурку». Чем, по вашему мнению, объясняется феномен отступления морали перед исуксством? Не идет ли человек в сговор со своей совестью? Нужно ли устанавливать границу моральных норм в искусстве?

Карточка 3

Давно уже замечено, что далеко не всегда люди оценивают содержание того или иного художественного произведения (оперы, песни, пьесы, романа, кинофильма, телесериала) с точки зрения морали. Так, в опере «Кармен», мы не удивляемся, что главная героиня любит человека сомнительных занятий, в фильме «Крестный отец» имеем дело с явной героизацией главарей преступного клана; многие вполне добропорядочные люди с восторгом поют «мурку». Чем, по вашему мнению, объясняется феномен отступления морали перед исуксством? Не идет ли человек в сговор со своей совестью? Нужно ли устанавливать границу моральных норм в искусстве?

Карточка 3

Давно уже замечено, что далеко не всегда люди оценивают содержание того или иного художественного произведения (оперы, песни, пьесы, романа, кинофильма, телесериала) с точки зрения морали. Так, в опере «Кармен», мы не удивляемся, что главная героиня любит человека сомнительных занятий, в фильме «Крестный отец» имеем дело с явной героизацией главарей преступного клана; многие вполне добропорядочные люди с восторгом поют «мурку». Чем, по вашему мнению, объясняется феномен отступления морали перед исуксством? Не идет ли человек в сговор со своей совестью? Нужно ли устанавливать границу моральных норм в искусстве?

Карточка 3

Давно уже замечено, что далеко не всегда люди оценивают содержание того или иного художественного произведения (оперы, песни, пьесы, романа, кинофильма, телесериала) с точки зрения морали. Так, в опере «Кармен», мы не удивляемся, что главная героиня любит человека сомнительных занятий, в фильме «Крестный отец» имеем дело с явной героизацией главарей преступного клана; многие вполне добропорядочные люди с восторгом поют «мурку». Чем, по вашему мнению, объясняется феномен отступления морали перед исуксством? Не идет ли человек в сговор со своей совестью? Нужно ли устанавливать границу моральных норм в искусстве?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мораль и нравственность (обществознание, 11 класс, профильный уровень) Автор: Сагала Ирина Анатольевна , учитель экономики и права МБОУ «Белокурихинская СОШ №1»

Слайд 2

Два мира есть у человека - Один, который нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий.

Слайд 3

Мораль -

Слайд 4

Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом

Слайд 5

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. Величие не всегда справедливо, справедливость — всегда величава. Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости , ибо без первых трудно научиться последней. Грубость — это духовная слабость. Без дисциплины нет коллектива, без коллектива нет организации. Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к отечеству. Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое. Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.

Слайд 7

Модель нравственного развития Лоренца Кольберга

Слайд 9

Нужна ли мораль и нравственность современному обществу?

Слайд 10

Мораль -

Слайд 11

Домашнее задание: § 30 Эссе: «Свобода – делай что хочешь?» «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы» (Б.Шоу) «Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию» (К. Сломиньский)

Слайд 12

Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва : Люби людей – и ближних, и дальних. Твори добро, не видя в том заслуги. Люби мир в себе, а не себя в мире. Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам. Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им! Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух. Будь совестлив: вся мораль в совести. Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.

Слайд 13

Время эти понятия не стёрло. Нужно только поднять верхний пласт. И дымящейся кровью у горла Чувства вечные хлынут из нас. Ныне присно, во веки веков, старина, И цена есть цена, и вина есть вина, И всегда хорошо, если честь спасена, Если духом надёжно прикрыта спина. Чистоту, простоту мы у древних берём, Саги, сказки из прошлого тащим Потому, что добро остаётся добром В прошлом, будущем и настоящем. В. Высоцкий. «Баллада о времени»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по технологии "Обработка края борта" 9 класс

Данный урок позволяет рассмотреть способы обработки края борта с использованием различных видов отделки. Учащиеся получают возможность, опираясь на свои знания и умения, работая с инструкционным...

урок в формате "французской мастерской" для 6 класса. Тема: "кислотные дожди"

Данный файл представляет собой подробное описание хода урока и раздаточных материалов, которые могут быть изготовлены всеми желающими преподавателями с теми иллюстрациями, которые они посчитают необхо...

План-конспект урока по технологии (обслуживающий труд) в 6 классе «Вшивание молнии в юбку»

Цель: научить учащихся правильно вшивать молнию в юбку.Задачи: ознакомить учащихся с правилами вшивания молний в юбку, сформировать навыки вшивания молнии в юбку, воспитывать аккуратность в рабо...

Интегрированный урок английского и французского языков в 7 классе на тему "Музыка"

Интегрированный урок английского и французского языков в 7 классе на тему "Музыка", предполагает знакомство учащихся с основной лексикой по теме, высражениями. Позволяет использовать изученную на урок...

Интегрированный урок французского языка и урока географии по французскому языку в 10 классе

Интегрированный урок по французскому языку и географии в 10 классе.Класс: 10Учитель: Ильичева А.Н.Предмет: французский и географияТема: Экономика ФранцииТип урока: интегрированныйМесто урока: Школа № ...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...