Конспект урока по обществознанию 9 класс.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Урок по теме "Правовые основы семьи и брака"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obshchestvoznaniya_v_9_klasse.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания в 9 классе.
Тема урока: Правовые основы брака и семьи.
Тип урока: получение новых знаний.
Цели урока:
В конце урока учащиеся:
Узнают: - о необходимости правового регулирования семейных отношений;
- что такое брак;
- какие условия заключения брака;
- какие обязанности и права есть у супругов;
Смогут: - определить свою жизненную позицию в брачно-семейных отношениях;
Сформируют: - своё отношение к условиям заключения брака и созданию семьи.
Методы: «Мозговой штурм», «Ассоциация», «Займи позицию», «Работа в малых группах».
Основные понятия: брак, ЗАГС, Семейный кодекс РФ, права и обязанности супругов, моногамия.
План урока:
- Орг.момент
- Целеполагание – фокусировка внимания. Презентация темы.
- Метод «Ассоциация»
- Проблемная ситуация. Данные ЗАГСа г.Сыктывкара.
- Работа в малой группе. Работа с текстом «Семейного кодекса» (условия заключения брака).
- Метод «Займи позицию»
- Метод «Мозговой штурм»
- Подведение итогов урока.
Ход урока:
- Включаем «Марш Мендельсона» (15-20 сек.). Что вы услышали? В связи с чем звучит эта музыка?..... Так значит о чём мы будем говорить сегодня? О какой отрасли права? Семейное право.
Правовые основы брака и семьи.
Цели урока следующие: (учащиеся самостоятельно формулируют цели и записывают их в тетрадь)
- С чем ассоциируется у вас слово брак?
- слово образовалось от старославянского «брачите, брать»- брать на себя, отбирать, выбирать хорошее.
- омоним «брак» от немецкого – бракованный товар.
В семейном кодексе существует официальное определение брака.
Брак это - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи..
- Предлагается проблемная ситуация. В г.Сыктывкаре в 2006 году было заключено браков – 141, а расторгнуто браков – 90; в 2007 году было заключено браков – 141, расторгнуто – 92. Как вы думаете, в чём может быть причина этого?
- Все ли могут заключать брак? Или существуют какие-то условия вступления в брак? Ответить мы сможем, поработав с соответствующими статьями семейного кодекса.
Работа в малых группах.
Условия работы: 1) будете работать в парах
2) выявляете какое-то одно условие, которое обозначено в статье
3) оформляете в тетради
4) когда будете готовы, сигнализируйте.
Время работы в группах две минуты.
Задания для первой группы: Ознакомиться с извлечениями из семейного кодекса РФ и ответить на вопросы, какие условия вы можете назвать исходя из данной статьи? (Взаимное добровольное согласие). Как государственные органы узнают о том, что брак совершается добровольно? (Согласие при регистрации).
Семейный кодекс РФ. (Извлечение)
Статья 12. Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие вступающих в брак, и достижение ими определённого возраста.
Задания для второй группы: Ознакомиться с извлечениями из семейного кодекса РФ и ответить на вопросы: Каков брачный возраст, существуют ли исключения? Почему брачный возраст устанавливается именно в 18 лет?
Статья 13. 1. Брачный возраст устанавливается в 18 лет.
2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.
Задания для третьей группы: Какое условие вступления в брак вы узнали, ознакомившись со статьёй кодекса? (Брак не может быть заключён, если хоть одна из сторон уже состоит в браке. Моногамный брак в РФ)
Статья 14. Не допускается заключение брака между: - лицами, их которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.
Задания для четвёртой группы: Какое условие вступления в брак вы узнали, ознакомившись со статьёй кодекса? (Не допускается брак между близкими родственниками)
Статья 14. 2. Не допускается заключение брака между: - близкими родственниками ( родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца и мать, братьями и сестрами).
Задания для пятой группы: Какое условие вступления в брак вы узнали, ознакомившись со статьёй кодекса? (Отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни или слабоумия).
Статья 14. 3. Не допускается заключение брака между: - лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособными, вследствие психологического расстройства (душевной болезни или слабоумия).
Общий слайд – зачитать ещё раз.
- Где заключается брак? (ЗАГС) Чтобы брак имел юридическую основу, необходимо официальная регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния.
- Поработаем по методу «Займи позицию». (Встаньте, пожайлуста) В разных углах аудитории развешаны таблички «Согласен», «Не согласен», «Другое мнение». В соответствии со своими убеждениями вы должны выбрать соответствующую позицию, и аргументировано попытаться доказать её. Высказывание следующее: «Брак по расчёту – самый правильный брак».
Итог слушают стоя: отношения в семьё должны строиться на понимании, взаимоуважении, тёплых отношениях друг к другу, но очень важна и финансовая сторона, обеспеченность, достаток. Поэтому брак желательно заключать, когда у молодых людей уже имеется образование и профессия. ( Всем спасибо, присаживайтесь на свои места).
- Метод «Мозговой штурм». А теперь давайте попробуем исходя из вашего жизненного опыта, назвать обязанности мужа и жены. На доске вывешиваются два понятия: муж и жена, и вместе с ребятами вычерчивается Т-схема. А теперь, вспомните, какие права человека вы знаете? Можно ли как-то разделить эти права, сказав, это только мужские, а это только женские? НЕТ – В ПРАВАХ ВСЕ РАВНЫ. А может мужчина выполнять то, что вы назвали обязанностями женщины? Меняем таблички на доске, и что получилось. То, что выполняет жена, может выполнять и муж. В ОБЯЗАННОСТЯХ ТОЖЕ РАВЕНСТВО.
- «Мысли вслух» Попробуйте раскрыть смысл пословицы «Человек, сумевший построить крепкую семью, сумеет удержать на своих плечах целую страну».
- Итак, вы узнали, что такое брак, попробовали определить свою жизненную позицию в брачно-семейных отношениях, выработали позитивное или негативное отношение к условиям заключения брака, можете сказать о правах и обязанностях супругов, давайте вернёмся к нашей проблеме. В качестве домашнего задания поразмышляйте над данной проблемой, и свои мысли оформите в виде эссе.
- Оценки за урок. Всем спасибо.
Конспект урока по Истории России в 10 классе.
Тема: Реформы Петра Великого.
Эпиграф к уроку:
«Перемен! Перемен! Их требуют наши сердца»
Виктор Цой.
Цели урока:
В конце урока учащиеся:
Узнают: - основные понятия по теме;
- внутренние преобразования Петра I.
Смогут: - составлять схемы государственного и территориального устройства в данную эпоху;
Сформируют: - своё отношение к важности проведённых реформ.
Тип урока: комбинированный, получение новых знаний.
Данный урок проведён по технологии позиционного обучения. В процессе применения позиционного обучения рассматриваются и отрабатываются как бы три главные обобщенные позиции. Первая – нормативная, которая связана с усвоением определённого материала. Вторая - диалектическая, которая связана с выявления и формулирования оригинальных, интересных, перспективных сторон материала. Третья – символическая, обучаемый должен ответить на вопрос какое отношение данный материал имеет лично ко мне.
Ход урока.
Учебное занятие состоит из нескольких этапов.
I этап – организационно-информационный.
Цель данного этапа мотивировать обучающихся на активную работу, организовать учащихся на дальнейшую деятельность. Человек сильной воли, привыкший к всеобщему повиновению, Пётр I считал, что лишь он один знает, в чём состоит счастье державы, а сопротивление его начинаниям происходит от лени и неразумия. 1723 – в одном из указов: «Наш народ, яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают… но когда выучатся, потом благодарят».
Содержание деятельности педагога состоит в обосновании значимости материала, сообщение темы, постановка цели занятия, создание групп для рассмотрения материала с определённой позиции, организация работы в группах. Учащимся предлагается разделиться на четыре группы. Каждая группа будет освещать предложенный материал с позиций «Понятие», «Схема», «Практик», «Ассоциация». Учитель может разделить учащихся на группы по своему усмотрению, а можно разделить по интересам. На данном этапе формы деятельности обучаемых: фронтальная и индивидуальная. Методы обучения: монолог, беседа, самостоятельная работа учащихся. Главное условие для проявления активности у ребят - предоставление свободы каждой личности в проявлении своих способностей, а также уважения достоинства каждого обучаемого. Средством развития личности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность учащихся, чем они займутся на следующем этапе урока.
II этап – смысловой.
Цель данного этапа: уметь анализировать материал с предложенных позиций. Каждая группа получает карточки с заданиями, знакомятся с текстами учебных пособий.
Задания для группы «Понятие»: указать основные понятия, входящие в тему, и дать им определение. Для выполнения этого задания ребята знакомятся с текстом параграфа. Все основные понятия выписываются маркерами на заранее заготовленных карточках.
Задания для группы «Схема»: представить схему государственного и территориального устройства в эпоху Петра I.
Задания для группы «Практик»: реформы Петра I не обошли стороной и наш Омский край. Какие важные события произошли на территории Омской области в эпоху Петра I? Ребята из этой группы знакомятся с дополнительным материалом об основании города Омска. Учащимся, которые интересуются углубленным изучением истории, можно заранее дать дополнительную литературу для ознакомления и анализа материала. Основные положения по освоению города Омска оформляются на карточках.
Задания для группы «Ассоциация». Используя все имеющиеся материалы сделать коллаж, в котором отражены ассоциации (образы), возникшие при ознакомлении с личностью и эпохой Петра I, возможно это будет рисунок (Рисунок 1.jpg), а также эта группа пишет синквейн, характеризуя деятельность Петра I с положительной и отрицательной сторон.
На этом этапе формы деятельности обучаемых следующие: групповая работа, работа в парах.
Методы обучения: самостоятельная работа, дискуссия в группах. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта.
На данном этапе у ребят вырабатываются навыки работы с историческими источниками, умение критически относится к аспектам исторического развития, умение сотрудничать и работать в группе, принимать решение.
III этап – демонстрационно-дискуссионный.
Цель данного этапа: представить и аргументировать групповое решение. Учащиеся демонстрируют и защищают групповое решение по соответствующим позициям. Каждая группа составляет свой метаплан и оформляет его на доске.
Вот, например, как может выглядеть синквейн, характеризующий деятельность Петра I с положительной стороны.
Пётр
Деятельный, властный
Изменяет, исправляет, преображает.
Россия вышла на новый уровень. (Перенёс опыт Европы на российскую землю)
ИМПЕРАТОР!
А вот пример синквейна, характеризующий деятельность Петра I с отрицательной стороны.
Пётр
Злобный, агрессивный
Убивает, разрушает, подчиняет.
Уничтожил самобытность России.
Антихрист.
На данном этапе у учащихся формируются умения занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение по изучаемому вопросу, умение принимать решение и нести ответственность (особенно тем ребятам, кто демонстрирует наработанный материал). Ребята демонстрируют и защищают групповое решение по соответствующим позициям. Средствами обучения на данном этапе являются метапланы, которые составляются каждой группой и вывешиваются на доске. Методом обучения на данном этапе является дискуссия, учитель выступает в роли консультанта.
В заключении подводим итог, обобщаем изученный материал. Ребята оценивают собственные знания по следующим критериям:
1) Принимал участие во фронтальной беседе в начале урока (проявлял заинтересованность) – 1 балл; высказывал свою точку зрения – 2 балла.
2) Самостоятельно изучил теоретический материал – 2 балла; принимал участие в выполнении задания – 3 балла.
3) Был спикером группы. Демонстрация и защита группового решения по соответствующим позициям – 4 балла.
8-9 баллов – «5» (отлично)
7-5 баллов – «4» (хорошо)
3-4 балла - «3» ( удовлетворительно)
Домашнее задание на выбор учащихся:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.
Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество
Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»- Сформировать з...
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс \ Тема урока: «Человек славен добрыми делами»
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс...
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби...