система оценки знаний учащихся на уроках обществознания
статья на тему

Гущина Лариса Александровна

необычная система оценивания знаний учащихся на уроках обществознания, применяемая на уровне основной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_otsenki_znaniy_na_uroke_obshchestvoznaniya.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Лицевой счет – это элемент игры. Начинаем изучать новый предмет в 5 –ом классе. Предмет  по своему содержанию не очень трудный, на первый взгляд, но и не простой, требующий внимательного изучения общественных явлений, собственного отношения  к проблемам жизни общества, страны.

Лицевой счёт  помогает концентрировать внимание, не отвлекаться на посторонние разговоры, постоянно следить за происходящим на уроке процессом и не только следить, но и принимать непосредственное участие, зарабатывая баллы.

Обучающиеся 6 -7 -8 классов уже привыкли заносить свои баллы в конец тетради в лицевой счет.

Параллельно я сама веду лицевой счёт на доске, чтобы учащиеся могли сверить свои записи. Итог за урок подвожу – максимальные баллы – это максимальная оценка, если по каким-то причинам не получилось у ученика набрать должное количество баллов  - ставлю «четверку». «Троек и двоек» на уроке, работая с лицевым счётом,  я не ставлю, тем самым оставляю стимул для ребёнка совершенствовать свои знания, умения,  активно работая, приобретать навыки, компетенции.

Многие из обучающихся понимают, что заработать «пятёрку» можно выполняя максимально большее количество заданий, включая  часто и домашнее упражнение, письменную работу, устный ответ на вопросы после параграфа.

Неудовлетворительные отметки, конечно же, на уроке существуют, но они, как правило, выставляются тем, кто элементарно не прочитал дома материал,   не смог  выполнить письменной зачетной  работы, допустил множество ошибок в  контрольной.

Я считаю, что уроки обществознания не направлены на механическое зазубривание, не на пополнение памяти, поэтому стараюсь, чтобы смогли выступить все желающие, сказали все свое мнение, привели все свои примеры, бывает, даже и ошибочные. Но зато  у учащихся исчезает страх перед ответом, они учатся анализировать, дополнять, самостоятельно формулировать определение, не пользуясь текстом учебника, обязательно делать выводы

Проблем хватает. Работая достаточно давно по этой системе, я стала замечать -  появились случаи обмана, правда я стараюсь их пресекать,  и в этом мне помогают сами ученики. Лет пять тому назад  такого просто не было.  Дети, сегодня, стали менее наивными и более наглыми, менее добрыми и более циничными. Работают не для знаний, а больше ради оценки, не стараются исправить или дополнить свои знания,  не дают высказаться своим одноклассникам, не слушают и не хотят  слышать, часто просто оскорбляют, если кто-либо опередил  и сказал ответ.

Появились ученики, которые не хотят работать на всех, стараются единолично без группы, без сотрудничества обойтись на уроке (в 5а классе).

Есть и такие, которых не хотят видеть ни в одной группе ( в 7б, в классах).

Есть и слишком «взрослые», чтобы заниматься таким «детским  садом» ( 8а класс).

Старшеклассники уже не записывают в свой лицевой счёт баллы, хотя я продолжаю многие уроки  проводить, используя технологию «педагогических мастерских». Совсем недавно учащиеся 11а класса вспомнили про балы с ностальгией «что-то давно мы баллы не зарабатывали!»

 Темы, изучаемые на уроках, расширяются и углубляются, сложнее становиться  не только  материал, но и  формы  организации учебной деятельности. Часто я практикую занятия – лабораторные работы с текстами учебника, Конституцией РФ. Семинары по отдельным темам.

 Раздаю карточки для работы в группах, рабочие листы, содержащие  разные по сложности задания, многовариантные тесты, содержащие разные уровни сложности. Оценивание этих работ происходит по схеме ЕГЭ, т.е  обучающие знают, что за каждый  правильный вариант ответа предусмотрен 1 балл, тесты повышенного уровня сложности, оцениваются в 2 балла,  кроме тестовых заданий предусмотрены задания  с полным свободным ответом, а также написание эссе, которое оценивается в 5 баллов. Кстати, эссе начинаем писать уже  с седьмого класса, у многих неплохо получается (например, нынешний 7- а класс пишет довольно прилично). Оценка за этот вид деятельности может быть и «один и два балла», но это принятые баллы в системе ЕГЭ. В итоге баллы суммируются и, ученики,  получившие 100-80% правильных ответов, получают оценку «отлично»,  79 – 60%  получают оценку «хорошо», 59 – 50% оценку «удовлетворительно». Может, кому-то покажется слишком высокая планка для «тройки», но как показывает практика это оправдано – экзамен по обществознанию  выбирают многие учащиеся школы, но не все качественно к нему готовятся.

Не хочу, чтобы расслаблялись, часто практикую задания на воспроизведение ситуаций из реальной жизни, событий увиденных в выпусках новостей. Примеры в таблицах, на лабораторных занятиях, в эссе должны быть исторического, литературного, повседневного плана, а не фантазиями.

Таким образом, разнообразие заданий и форм работы на уроке обществознания, разные виды оценивания позволяют мне достаточно удовлетворительно готовить  обучающихся к сдаче ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...

Рейтинговая система оценки знаний учащихся

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике здоровье-сберегающие технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно – модульное обучени...

Система учета знаний учащихся на уроках русского языка

Система учёта знаний на уроках русского языка и литературы...

Методическая разработка. «Заочно-зачетная система оценки знаний учащихся по химии для профессий и специальностей технического профиля. 1курс.»

Данная разработка позволяет заочно оценивать знания учащихся  1 курса НПО по химии, обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся - педагогически сложная и психологически тонкая операция. Она требует проявления чуткости и педагогического такта.Оценка должна побуждать ученика к п...