Элективный курс по обществознанию для 11 класса
элективный курс по обществознанию (11 класс) на тему
Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_poobshchestvoznaniyu_dlya_11klassa.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы
Школа при Посольстве России в Кувейте
Программа элективного курса
«Вопросы современного обществознания»
для 11 класса
Программа рассчитана
на учащихся 11 класса
Срок реализации: 1 год
Автор программы: Чуркина И. Ю.
(учитель истории и обществознания)
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 11-классников.
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.
Цель элективного курса
- освоение системы обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.
Задачи курса:
1. На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
2. Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.
3. Способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной жизненной позиции.
Новизна её в том, что на занятиях учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы обществознания, так и решать сложные задания уровня ЕГЭ.
Сроки реализации программы – один год, занятия проводятся один раз в неделю.
Начало занятий в 18- 00 часов
Возраст -11 класс
Ожидаемый результат
- выбор гуманитарного профиля
- готовность к итоговой аттестации
- высокие результаты сдачи ЕГЭ по обществознанию
Комбинируются различные виды контроля знаний:
- текущий контроль,
-тематический, обобщающий.
Структура элективного курса:
- рассчитан на 34 учебных часа (1 полугодие: 16 занятий, II полугодие – 18 занятий).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела (темы). Содержание занятия | Кол-во часов | Формы и приемы обучения | Образовательный продукт | Дата занятия |
1 | Введение | 1ч | |||
Общество | 6 ч. | ||||
2 | Системное строение общества | 1 | лекция, работа с документами, дискуссия | конспект, схема структуры общества | |
3 | Многовариантность общественного развития | 1 | альтернативно-проектное моделирование | модель развития событий | |
4 | Типология обществ | 2 | практикум, работа с документами | заполнение таблицы | |
5 | Глобальные проблемы человечества | 1 | практикум, работа с документами и СМИ, выполнение заданий блока С ЕГЭ | выполнение интеллект-карты, выполнение заданий ЕГЭ |
|
6 | Социальные институты | 1 | лекция, практикум, дискуссия | конспект, правильное решение задания, формулирование собственной позиции | |
Человек | 2 ч. | ||||
7 | Социализация индивида | 1 | лекция, дискуссия, решение проблемных заданий, написание эссе | конспект, составление опорных схем, правильное решений заданий | |
8 | Свобода и ответственность личности | 1 | работа с документами, написание эссе, выполнение творческих заданий, элементы дискуссии | правильное выполнение письменных заданий, опыт публичной защиты | |
Познание | 2 ч. | ||||
9 | Истина и ее критерии. Относительность истины | 1 | работа с документами, решение тестов ЕГЭ | правильное выполнение заданий | |
10 | Научное познание. Формы научного познания | 1 | практикум, работа с документами, выполнение интеллект-карты | правильное выполнение заданий | |
Духовная жизнь общества | 5 ч. | ||||
11 | Культура и духовная жизнь | 1 | работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ | тезисы темы; написание эссе | |
12 | Роль СМИ в современном обществе | 1 | просмотр видеофильма, дискуссия, элементы деловой игры «Я - журналист» | опыт публичной защиты, графическое изображение изученного материала | |
13 | Наука и ее роль в обществе | 1 | лекция, работа с документами | конспект | |
14 | Роль религии в жизни общества | 1 | просмотр видеофильма, дискуссия | формирование собственной позиции, опыт публичной защиты | |
15 | Тенденции духовной жизни современной России | 1 | дискуссия с элементами моделирования | составление интеллект-карты | |
Экономика | 6 ч. | ||||
16 | Экономика потребителя и производителя | 1 | решение проблемных заданий, дискуссия | правильное выполнение заданий | |
17 | Роль государства в экономике | 1 | лекция, работа с документами, решение заданий ЕГЭ | конспект, правильное выполнение заданий | |
18 | Ценные бумаги | 1 | практикум | правильное выполнение заданий | |
19 | Деньги и денежная система государства | 1 | лекция, составление опорных схем, решение заданий | конспект, правильно выполненные схемы и задания | |
20 | Регулирование спроса и предложения | 1 | практикум | опорные схемы и графики | |
21 | Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица) | 1 | решение познавательных задач, дискуссия | правильное решение задач, формирование собственного мнения | |
Социальные отношения | 4 ч. | ||||
22 | Социальные группы, их классификация | 1 | практикум | заполнение таблиц, схем | |
23 | Неравенство и социальная стратификация | 1 | лекция, работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ | написание эссе | |
24 | Социальный конфликт и пути его разрешения | 1 | деловая игра | защита собственного мнения, опыт публичной защиты и работы в группе | |
25 | Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств | 1 | работа с документами, решение заданий ЕГЭ | правильно выполненные задания, опорная схема темы | |
Политика | 3 ч. | ||||
26 | Власть, ее происхождение и виды | 1 | лекция, работа с документами, дискуссия | конспект | |
27 | Политическая система государства | 1 | лекция, решение заданий ЕГЭ | правильно решенные задания, опорная схема | |
28 | Политические партии и движения. Становление многопартийности в России | 1 | семинар | опыт публичной защиты | |
Право | 2 ч. | ||||
29 | Международное гуманитарное право | 1 | работа с документами, дискуссия | опорная схема, опыт публичной защиты | |
30 | Международный механизм защиты прав человека условиях военного времени | 1 | деловая игра «Судебное заседание» | опыт групповой работы, опыт публичной защиты | |
31 | Международный механизм защиты прав человека в современном мире | 2 | сбор информации, её анализ, систематизация, оформление творческой работы | формирование авторского замысла, варианта оформления и способа защиты творческой работы | |
32-33 | Написание итоговой работы | 2 | семинар | опыт публичной защиты и критической оценки | |
34 подведение итогов за год | 1 |
Содержание курса
Введение 1 ч. (Познакомить с планом работы курса)
Общество 6 ч.
Социум – особенная часть мира. Общество как сложная динамическая система. Общество как социальный организм. Диалектика общественной жизни. Общество и природа. Общество и культура. Общество и медицина. Разные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Гражданское общество на поворотах истории. Социальные институты. Понятие общественного прогресса. Исторические типы общества. Эволюция и революция как формы социального изменения. Динамика и типология культурного развития. Проблемы и перспективы современной цивилизации
Человек 2ч.
Ценности человеческого существования. Деятельность человека, её основные формы. Человеческая деятельность и ее многообразие. Специфика человеческой жизни. Особенности отклоняющегося поведения и его типы. Внутренний мир человека. О смысле человеческой жизни.
Человек как личность, ее социализация Самопознание и самореализация личности
Познание 2ч.
Познание человеком мира, общества и самого себя. Познание как исторически развивающееся отношение человека к действительности. Многообразие видов познания. Научное познание и его особенности. Мировоззрение и его типы: мифологическое, религиозное, философское. Роль науки в современном обществе. Истина как цель познания. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Духовная жизнь общества 5ч. Духовная сфера жизни общества. Возникновение и развитие культуры. Сущность, содержание, структура и функции культуры. Формы, виды и разновидности культуры. Начало цивилизации. Философское осмысление духовных ценности Искусство и виды искусства. Роль искусства в современном обществе. Культура и религия. Сущность и функции религии. Основные мировые религии. Роль религии в современном мире. Нравственная культура. Мораль как форма духовной культуры, ее сущность и функции.
Категории морали. Ценности морали.
Экономика 6ч
Рыночный механизм: закон спроса и закон предложения. Производство: факторы, уровни, формы, виды. Основные показатели производственной деятельности фирмы.
Экономическое содержание собственности. Формы собственности. Приватизация. Право собственности. Предпринимательство: понятие, признаки, виды. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Роль государства в экономике. Экономическая политика государства. Государственный бюджет. Содержание и направления экономической идеологии. Налоги и налоговая политика государства. Финансовая система и государственный бюджет.
Деньги: причины возникновения, функции, виды. Инфляция: понятие, измерение, факторы, виды, последствия. Банки и их функции. Международная торговля.
Социальные отношения 4ч.
Социальная структура общества и социальные отношения. Многообразие социальных групп. Молодежь как социальная группа. Социальная роль, социальный статус. Социальная стратификация и социальная мобильность. Социальные конфликты и способы их разрешения.
Современная социальная стратификация. Этносоциальные общности: род, племя, народность, нация, народ. Социальный статус личности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Политика 3ч.
Политическая сфера общественной жизни. Политическое лидерство и элита. Политические партии и движения. власти. Политический статус личности.
Власть: понятие, структура, виды. Политическая власть, ее сущность и виды. Политическая система: понятие, структура и функции. Классификация политических систем. Государство как политический институт общества: теории его происхождения, признаки, функции. Государственный аппарат. Типология государств. Формы государственного устройства. Понятие и виды политических режимов.
Специфика гражданского общества. Сущность правового государства. Система федеральных органов государственной власти. Демократия, ее основные признаки и формы. Понятие и виды избирательных систем. Выборы. Референдум.
Право 3ч. Современное международное гуманитарное право, как способ примирения и как мировоззренческая система. Идеи, образы и идеалы, концепция и философия международного гуманитарного права. Место и роль международного гуманитарного права в ограничении страданий, вызванных вооруженными конфликтами. Ключевые идеи международного гуманитарного права. Содержание основных правил международного гуманитарного права. Общее и различия между правом прав человека и международным гуманитарным правом, их взаимодополняемость.
Методическое обеспечение
1. Учебная литература:
-Обществознание: учебник для учащихся 10 класс, общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др. –7-е изд. – М.: Просвещение,2011
-Обществознание: учебник для учащихся 11 класс, общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. –7изд. – М.: Просвещение, 2011
-Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Вита-Пресс, 2007-2010.
-Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Л.Н.Поляков и др. – М.: Просвещение, 2008-2010.
Методические пособия:
-Обществознание: «Право»; Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А. В. Воронцов,. — М.: ACT : Астрель, 2009
-Обществознание: «Политика»; Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов,. — М.: ACT : Астрель, 2009.
-Обществознание: «Экономика»; Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов,. — М.: ACT : Астрель, 2009.
Методические пособия для учителя:
-Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 в.: Книга для учителя /под ред. Л.В.Полякова. - М.: Просвещение, 2008.
-Международное - гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. – М.: ФРИИ МП ФЗ, 2007.
Пособия для учащихся:
-Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь по ЕГЭ/ Сост. Е.Л.Рутковская и др. – М.: Экзамен 2010.
-Задания ЕГЭ. Обществознание. – М.: ФИПИ, 2010г.
-Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов,
А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009.
-Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов.-
М.: Эксмо, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по обществознанию 11 класс "Избирательное право"
Курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 11 классов ивключает в себя теоретические и практические занятия Задачи курса: развитие интереса к изучению истории избирательно...
Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание», 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание» для 9 класса...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию, 11 класс
Данный элективный курс разработан для боллее эффективной подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по обществозанию....
Элективный курс по обществознанию 9 класс "Закон и общество"
Элективный курс по обществознанию "Закон и общество" направлен на подготовку девятиклассников к ОГЕ, успешной сдаче экзамена....
Элективный курс по обществознанию. 9 класс
Элективный курс по обществознанию в 9 классе. Подготовка к ОГЭ по обществознанию...
Элективный курс по обществознанию 10 класс.
Элективные курсы по обществознанию 10 класс....
Элективный курс по обществознанию 11 класс.
Актуальные вопросы в курсе изечения обществознания...