Элективный курс по обществознанию 11 класс.
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему
Актуальные вопросы в курсе изечения обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_obshchestvoznaniyu_11klass.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 210 ч для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе в 10 и 11 классах по 105 ч, из расчета 3 ч в неделю. 2 часа отводится на изучение обществознания на базовом уровне и 1 час на углубленное изучение предмета..
Курс углубленного изучения обществознания призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Рабочая программа составлена к учебнику: Боголюбов Л.Н., Лазебников А.Ю., Сахаров Н.М., Российская академия наук. Российская академия образования. Академический школьный учебник. Обществознание. Для 10 – 11 классов. Профильный уровень -М.: Просвещение, 2010.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (профильный уровень), утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- примерной программы по обществознанию (профильный уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и программы по обществознанию (профильный уровень), разработанной Лабораторией обществоведения РАО. Авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук.
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерством образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- примерной программы среднего (общего) образования. П76 Обществознание - М., Просвещение,2010 – 42 с.(Стандарты второго поколения);
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Изучение обществознания на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук, для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
В рабочую программу внесенные изменения, связанные с потребность формировать компетенции выпускника, способного жить в быстроменяющемся мире: увеличено количество часов на проектную деятельность.
Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты и процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (12 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (8 ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
ПРАВОВОЕ РЕГИЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (11 ч)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.
Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Учебно-тематический план.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Содержание (раздел, тема) | Количество часов |
Человек и экономика | 12 |
Проблемы социально-политической и духовной жизни | 8 |
Правовое регулирование общественных отношений | 11 |
Итоговое повторение | 3 |
Итого | 34 |
Человек и экономика (12 ч)
Цели: способствовать формированию знаний об экономике как науке; о действии рыночного механизма, экономических законах и конкуренции на рынках труда, товаров и услуг, капитала; характерных чертах рыночной экономики в современной России; развивать экономическое мышление; углубить представление об экономике как важной сфере жизни общества, её основных проявлениях; характеризовать соотношение между жизнью общества в целом и его экономическим развитием, влияние, оказываемое экономикой на общественную жизнь; использовать межпредметные связи, привлекая знания из курсов истории, географии, технологии для углубления и систематизации знания об обществе в целом, отдельных сферах общественной жизни, с которыми тесно связана экономика.
Знания: знать формы собственности; характерные черты разных экономических систем; роль государства в условиях рынка; знать понятия: «рыночное равновесие», «олигополия», «монополия», «маркетинг», «дефицит»; знать сущность предпринимательства как особой формы экономической активности; знать тесную взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества (политика, социальная структура).
Умения и навыки: объяснять роль экономики в жизни общества; ориентироваться в способах воздействия государства на экономику; сравнивать основные формы собственности; сравнивать разные типы экономических систем; сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики; объяснять причины безработицы; характеризовать факторы производства и факторные доходы; приводить примеры предпринимательской деятельности; выделять в тексте оценочные суждения.
Дата | № урока | Тема урока | Оборудование. Дидактический материал. | Тип, форма урока. | Виды деятельности. Виды контроля | Домашнее задание | Примечания | |
план | факт | |||||||
| 1 | Экономика: наука и хозяйство | Статья учебника. Презентация | Лабораторно-практическая работа с учебником с элементами беседы | Групповая работа по выполнению заданий и обсуждение практических выводов. Заполнение сравнительной таблицы | § 1 и задания 1, 2 к нему, вопросы для самопроверки. | Словарик терминов. Предварительный выбор тем для докладов и сообщений | |
2 | Экономический рост и развитие | Статья учебника. Презентация | Урок изучения нового материала: лабораторное занятие с элементами дискуссии | Самостоятельная работа с текстом учебника, дискуссия | § 2, работа с документом и задания к нему. | Таблица | ||
3 | Рыночные отношения в экономике | Статья учебника. Презентация | Работа в группах | Заполнение таблицы. Работа с текстом документа и практическими выводами. Беседа по результатам. | § 3, мини-рассуждение «Мысли мудрых», материалы документа С.Л. Франка и задания к ним. | Словарик терминов. | ||
4 | Фирма и экономика | Статья учебника. Презентация | Лабораторно-практическая работа с элементами эвристической беседы, диалога. | Работа с тестом параграфа. Анализ практических ситуаций «Создаём эффективную фирму». |
§ 4 и задания для самопроверки. Письменное развернутое рассуждение по высказыванию Г. Гинкса, | Словарик терминов. | ||
5 | Правовые основы предпринимательской деятельности | Статья учебника. Презентация | Школьная лекция с элементами лабораторного занятия по тексту учебника. | Работа со схемой, заполнение таблицы. | § 5 и задания 2, 3 к нему. Размышление на тему «Мысли мудрых» (по выбору). | Схема «Субъекты предпринимательских правоотношений» | ||
6 | Слагаемые успеха в бизнесе | Статья учебника. Презентация. Рабочие листы. | Комбинированный. | Комментированное чтение. Разбор вопросов и заданий , анализ практических выводов. | § 6 и задание и вопросы к нему. Групповой проект | Таблица «Управление предприятием», с. 52 М | ||
7 | Экономика и государство | Статья учебника. Презентация. Рабочие листы. | Лабораторно-практическая работа с элементами эвристической беседы, диалога. | Беседа, развернутый план по учебному тексту, работа с документами, выполнение практических заданий. | § 7, задания 1, 4 для самопроверки. По выбору: эссе | Индивидуальные сообщения | ||
8 | Финансы в экономике | Статья учебника. Презентация. Рабочие листы. | Лабораторная работа с учебным текстом в сочетании с беседой | Заполнение схемы Самостоятельная работа с текстом | § 8 и вопросы 5 — 11. По выбору: задания 1 — 4. | Словарик терминов. Тема для проекта | ||
9 | Занятость и безработица | Статья учебника. Презентация. Рабочие листы. | Лабораторно-практическое занятие | Практическая работа с текстом учебника, беседа по основным фрагментам, выполнение творческих заданий, обсуждение проблемных вопросов | § 9. По желанию: задание «Самые востребованные профессии в России». . Вопросы 1 – 7 (по рядам) | Таблицы | ||
10 | Мировая экономика | Статья учебника. Презентация. Рабочие листы. | Лекция и самостоятельная работа с учебником , сочетающаяся с беседой. | Индивидуальные сообщения. Беседа, работа со схемой и таблицей. Групповая работа по выполнение. Практических заданий | § 10 , вопросы 1, 3, 4, 7, задание 2 (по желанию). Документ и задания к нему | Мировая политика и политика гос-ва | ||
11 | Человек в системе экономических отношений | Статья учебника. Презентация. Рабочие листы. | Учебно-практическое занятие | Составление развернутого плана параграфа, выполнение практических заданий, упражнения, дискуссия | § 11, п. 1, 11 Вопросы 4, 5, задание 2 | |||
12 | ПОУ по разделу 1. | Презентация. Рабочие листы. | Урок контроля и коррекции знаний. Практическая работа. | Тестирование. | Работа со словарем терминов. Вопросы в тетради, эссе | Задания ЕГЭ |
Проблемы социально-политической в духовной жизни (8 ч)
Цели: рассмотреть понятие политики в трех измерениях: как вид деятельности, как сферу жизни общества, как тип социальных отношений; углубить знания о политике и власти, полученные в основной школе, о структуре политики, политических отношений , видах власти; рассмотреть важнейший путь воздействия на общество — использование политической власти. Всесторонне охарактеризовать политику как общественное явление; раскрыть сущность политической власти, разъяснить взаимосвязь политики и власти. Обобщить и систематизировать знания о политике, полученные на уроках обществознания и истории; углубить понимание процессов, происходящих в политической жизни; способствовать ориентации учащихся на демократические ценности; воспитывать будущего сознательного и ответственного избирателя; способствовать становлению политической и правовой культуры старшеклассников. Показать, что эффективное влияние на политический процесс во многом обусловлено наличием у граждан демократической политической культуры.
Знания: знать основные понятия тем: «власть», «демократия», «политический плюрализм», «парламентаризм», «правовое государство», «гласность», «политические отношения», формы правления и их характеристику, «субъект, объект политики», знать политические режимы и их характеристику; знать органы , представляющие три ветви власти в РФ;
Умения и навыки: уметь характеризовать признаки демократии и её ведущие ценности, зафиксированные в Конституции РФ, в частности права человека, правовое государство, гражданское общество; уметь раскрыть сущность , структуру, тип политического процесса; способствовать формированию умения работать со справочным и методическим аппаратом по изучаемым темам; развивать умения анализировать информацию из разных источников; оперировать основными понятиями при анализе различных видов текста; определять истинность информации, предлагаемой в СМИ.
Дата | № урока | Тема урока | Оборудование. Дидактический материал. | Тип, форма урока. | Виды деятельности. Виды контроля | Домашнее задание | Примечания | |
план | факт | |||||||
13 | Свобода в деятельности человека | Статья учебника Презентация | Лабораторное занятие по документам | Работа с текстом, его анализ. Беседа по основным фрагментам подтемы. | § 12, . Вопросы 2, 3, 4, 7, задание 1, 2, 4 . Текст документа | Словарик терминов. | ||
14 | Общественное сознание | Статья учебника Презентация | Практическое занятие, | Беседа с элементами анализа источников социальной информации, иллюстративного материала . | § 13, вопросы 1, 3, 4, 5. Задания 1, 3, 4 по выбору. | Советский агитационный плакат | ||
15 | Политическое сознание | Статья учебника Презентация. Рабочие листы | Лабораторно-практическое занятие | Анализ актуальных практических ситуаций с опорой на социальный опыт учащихся. | § 14. Вопросы 2, 4, 5, задание 5, текст | Таблица «Современные политические идеологии» | ||
16 | Политическое поведение | Статья учебника Презентация | Лекция с элементами беседы | групповая работа и обсуждение практических выводов. | § 15, схема по п. 1. З. 3, 4, к параграфу. В. 2, эссе | |||
17 | Политическая элита и политическое лидерство | Статья учебника Презентация. Рабочие листы | Лекция с элементами беседы | Первичное изучение темы и составление развернутого плана темы | § 16, справка о полит. Лидере на основе в. 4 - 6 | Материалы книги С. Кара-Мурзы | ||
18 | Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи | Статья учебника Презентация. Рабочие листы | Лабораторно-практическое занятие | Проектная работа в группах, дискуссия | § 17. Практикум 1, 2, 4. Эссе | Материалы СМИ | ||
19 | Религиозные объединения и организации в РФ | Статья учебника Презентация. Рабочие листы | Семинарское занятие | Проектная работа по группам: заполнение таблицы | § 18, задания № 2. Краткие выводы к главе 2 и вопросы к ним | Словарик терминов | ||
20 | ПОУ по теме 2 | Статья учебника Презентация. Рабочие листы | Урок контроля и коррекции знаний | Тестирование. Работа с документами. Дебаты | Работа с терминами и понятиями. Документ к П 14 и вопросы к нему |
Правовое регулирование общественных отношений (11 ч.)
Цели: обобщить и углубить знания о сути и назначении права, выделить ряд специфических признаков, определяющих его особое положение в системе социальных норм; расширить знания о системе права, её основных элементах; дать научное представление об основных источниках права; раскрыть соотношение различных видов нормативных актов; углубить понимание особого положения конституции в иерархии нормативных актов как главного источника права; раскрыть вопрос о развитии права в современной России; способствовать воспитанию осознанного отношения к праву, действующему законодательству и юридической практике; углубить знания о взаимосвязи правосознания, правовой культуры и правомерного поведения.
Умения и навыки: развивать у учащихся умение оценивать свое поведение и поступки других с позиции их правомерности; способствовать формированию у них стремления и готовности поступать в соответствии с предписанием юридических норм; соблюдать права других людей и добросовестно выполнять свои обязанности. Способствовать формированию умения работать со справочным и методическим аппаратом по изучаемым темам; развивать умения анализировать информацию из разных источников; оперировать основными понятиями при анализе различных видов текста; определять истинность информации, предлагаемой в СМИ.
Дата | № урока | Тема урока | Оборудование. Дидактический материал. | Тип, форма урока | Виды деятельности. Виды контроля | Домашнее задание | Примечания | ||
план | факт | ||||||||
21 | Современные подходы к пониманию права | Статья учебника Презентация. Рабочие листы | Урок изучения нового материала | школьная лекция с элементами эвристической беседы | § 19. Вопросы и задания к параграфу | Словарик терминов. | |||
22 | Гражданин РФ | Статья учебника Презентация. Рабочие листы - Схемы | Школьная лекция | беседа, изложение учебного материала учителем | § 20, задание 1 | Схема «Стадии законотворческого процесса», | |||
23 | Экологическое право | Статья учебника Презентация. Рабочие листы - Схемы | Комбинированный урок: объяснение учителя в сочетании с беседой | Самостоятельная работа класса с учебником. Составление схемы «Иерархия источников экологического права» | § 21, задания | ||||
24 | Гражданское право | Статья учебника Презентация. Рабочие листы - Схемы | Комбинированный урок | Беседа по основным фрагментам темы, самостоятельная работа с текстом учебника, с документами, анализ реальных ситуаций | § 22, вопросы , задания | ||||
25 | Семейное право | Статья учебника Презентация. Рабочие листы - Схемы | Практическое занятие по решению задач | самостоятельная познавательная деятельность учащихся | § 23. Вопросы для самопроверки, задания 1, 3 , 4 к параграфу. | Таблица «Права и обязанности ребенка и родителей», схема | |||
26 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | Рабочие листы — Схемы. | Урок -практикум | Работа с фрагментами трудового договора | Подготовка проектов: Куда пойти учиться. | Словарик терминов | |||
27 | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс | Статья учебника Презентация. Рабочие листы - Схемы | Школьная лекция | проработка всего содержания темы | § 25. Документ и вопросы к нему. Пояснения схем. Задания 1, 2. | Словарик терминов. Таблица сравнительная | |||
28 | Процессуальное право: уголовный процесс | Статья учебника Презентация. Рабочие листы - Схемы | Школьная лекция с элементами беседы | выполнение заданий и обсуждение практических выводов. | § 26, развернутые ответы по плану урока. Документ и задания к нему. | ||||
29 | Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство | Статья учебника Презентация. Рабочие листы - Схемы | Лабораторно-практическое занятие | Беседа. Объяснение учителя, самостоятельная работа учащихся, работа в группах. | § 27, подготовка к семинарскому занятию, | Таблица, | |||
30 | Международная защита прав человека | Статья учебника Презентация. Рабочие листы - Схемы | Лабораторная работа | работа с текстом учебника при организации групповой работы учащихся. | § 28, вопросы и задания к параграфу. | Составление таблицы «Отрасли права» | |||
31 | ПОУ по теме 3 | Статья учебника Презентация. Рабочие листы - Схемы | Урок контроля и коррекции знаний | Заполнение таблицы. Решение познавательных задач. Тестовые задания | Тестовые задания | Таблица «Правосознание» |
Итоговое повторение (3 ч.)
63 | Взгляд в будущее | Рабочие листы - Схемы | Урок-конференция | Выполнение тестов. Задания, работа с текстом. | § 29, задание 4, 7, вопросы для самопроверки 1 — 4. | |||
65 | Итоговое повторение: Человек и экономика. | Статья учебника Презентация. | Защита проектов | Беседа. Изучение документов. Заполнение таблицы . | подготовка к тесту. Подготовка проектов. | Таблица «Противоречия глобализации» | ||
67 | Итоговое повторение: Правовое регулирование. | Итоговый тест | Урок контроля знаний | Выступления учащихся, обсуждение проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"
Настоящая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и являет...
Программа элективного курса изучения обществознания "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" 10-11 классы
Предлагаемая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.Программа ра...
элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»
данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....
«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ
В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...
Разработка занятия "Избирательное право и процесс, выборы и референдум"для элективного курса по обществознанию "Подготовка к ОГЭ по обществознанию" 9 класс.
Тема занятия «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»Занятие элективного курса "Подготовка к ОГЭ по общнствознанию" , 9 класс....
Элективный курс по обществознанию для 9 класса "Практическое обществознание"
Данный курс предназначен для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащих...
Программа элективного курса по обществознания для 10 класса «Сочинения по обществознанию: политология, социология, философия»
Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10-11 классы, профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. &laq...