Элективный курс по обществознанию 11 класс.
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

Сибель Антонида Витальевна

Актуальные вопросы в курсе изечения обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_obshchestvoznaniyu_11klass.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 210 ч для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе в 10 и 11 классах по 105 ч, из расчета 3 ч в неделю. 2 часа отводится на  изучение обществознания на базовом уровне и 1 час на углубленное изучение предмета..
Курс углубленного изучения обществознания призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Рабочая программа составлена к учебнику: Боголюбов Л.Н., Лазебников А.Ю., Сахаров Н.М., Российская академия наук. Российская академия образования. Академический школьный учебник. Обществознание. Для 10 – 11 классов. Профильный уровень -М.: Просвещение, 2010.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (профильный  уровень), утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

- примерной программы по обществознанию (профильный  уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и программы по обществознанию (профильный уровень), разработанной Лабораторией обществоведения РАО. Авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук.

- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерством образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

- примерной программы среднего (общего) образования. П76 Обществознание - М., Просвещение,2010 – 42 с.(Стандарты второго поколения);

- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Изучение обществознания на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

 - развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук, для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

В рабочую   программу  внесенные  изменения, связанные с потребность формировать компетенции выпускника, способного жить в быстроменяющемся мире: увеличено количество часов на проектную деятельность.  

Требования к уровню подготовки выпускников.                                                                                                                                                      В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- основные социальные институты и процессы;

- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  •  тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  
  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.  ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА                                                                                                              

ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (12 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической                                        деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя. 

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (8 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

ПРАВОВОЕ РЕГИЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (11 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.

Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

                                                                                                                   

                                                                                                                Учебно-тематический план.    

Рабочая программа  рассчитана на 34 часа.

                     Содержание (раздел, тема)

Количество часов

Человек и экономика

12

Проблемы социально-политической и духовной жизни

8

Правовое регулирование общественных отношений

11

Итоговое повторение

3

Итого

34

Человек и экономика  (12 ч)

Цели: способствовать формированию знаний об экономике как науке; о действии рыночного механизма, экономических законах   и конкуренции на рынках труда, товаров и услуг, капитала; характерных чертах рыночной экономики в современной России; развивать экономическое мышление; углубить представление  об экономике как важной сфере жизни общества, её основных проявлениях; характеризовать соотношение между жизнью общества в целом и его экономическим развитием, влияние, оказываемое экономикой на общественную жизнь; использовать межпредметные связи, привлекая знания из курсов истории, географии, технологии для углубления и систематизации знания об обществе в целом, отдельных сферах общественной жизни, с которыми тесно связана экономика.

Знания: знать формы собственности; характерные черты разных экономических систем; роль государства в условиях рынка; знать понятия: «рыночное равновесие», «олигополия», «монополия», «маркетинг», «дефицит»; знать сущность предпринимательства как особой формы экономической активности; знать тесную взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества (политика, социальная структура).

Умения и навыки: объяснять роль экономики в жизни общества; ориентироваться в способах воздействия государства на экономику; сравнивать основные формы собственности; сравнивать разные типы экономических систем; сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики; объяснять причины безработицы; характеризовать факторы производства и факторные доходы; приводить примеры предпринимательской деятельности; выделять в тексте оценочные суждения.

Дата

№ урока

       Тема урока

Оборудование. Дидактический материал.

Тип, форма урока.

Виды деятельности. Виды контроля

Домашнее задание

Примечания

план

факт

 

1

Экономика: наука и хозяйство

Статья учебника.

Презентация

Лабораторно-практическая работа с учебником с элементами беседы

Групповая работа по выполнению заданий и обсуждение практических выводов. Заполнение сравнительной таблицы

§ 1 и задания 1, 2 к нему, вопросы для самопроверки.

Словарик терминов.

Предварительный выбор тем для докладов и сообщений

2

Экономический рост и развитие

Статья учебника.

Презентация

 Урок изучения нового материала: лабораторное занятие с элементами дискуссии

Самостоятельная работа с текстом учебника, дискуссия

§ 2, работа с документом и  задания к нему.

Таблица

3

Рыночные отношения в экономике

Статья учебника.

Презентация

Работа в группах

Заполнение таблицы. Работа с текстом документа и практическими выводами.

Беседа по результатам.

§ 3, мини-рассуждение «Мысли мудрых», материалы документа С.Л. Франка и задания к ним.

Словарик терминов.

4

 Фирма и экономика

Статья учебника.

Презентация

 Лабораторно-практическая работа с элементами эвристической беседы, диалога.

 Работа с тестом параграфа. Анализ практических ситуаций «Создаём эффективную фирму».

 

§ 4 и задания для самопроверки. Письменное развернутое рассуждение по высказыванию  Г. Гинкса,

Словарик терминов.

5

Правовые основы предпринимательской деятельности

Статья учебника.

Презентация

Школьная лекция с элементами лабораторного занятия  по тексту учебника.

Работа со схемой, заполнение таблицы.

§ 5 и задания  2, 3 к нему. Размышление на тему «Мысли мудрых» (по выбору).

Схема «Субъекты предпринимательских правоотношений»

6

Слагаемые успеха в бизнесе

Статья учебника.

Презентация. Рабочие листы.

Комбинированный.

 Комментированное чтение. Разбор вопросов и заданий , анализ практических выводов.

§ 6 и задание и вопросы к нему. Групповой проект

Таблица «Управление предприятием», с. 52 М

7

Экономика и государство

Статья учебника.

Презентация. Рабочие листы.

Лабораторно-практическая работа с элементами эвристической беседы, диалога.

Беседа, развернутый план по учебному тексту, работа с документами, выполнение практических заданий.

§ 7, задания 1, 4 для самопроверки. По выбору: эссе

Индивидуальные сообщения

8

Финансы в экономике

Статья учебника.

Презентация. Рабочие листы.

Лабораторная работа с учебным текстом в сочетании с беседой

Заполнение схемы

Самостоятельная  работа с текстом

§ 8 и вопросы 5 — 11. По выбору: задания 1 — 4.

Словарик терминов.

Тема для проекта

9

Занятость и безработица

Статья учебника.

Презентация. Рабочие листы.

Лабораторно-практическое занятие

Практическая работа с текстом учебника, беседа по основным фрагментам, выполнение творческих заданий, обсуждение проблемных вопросов

§ 9. По желанию: задание «Самые востребованные профессии в России». . Вопросы  1 – 7 (по рядам)

Таблицы

10

Мировая экономика

Статья учебника.

Презентация. Рабочие листы.

Лекция и самостоятельная работа с учебником , сочетающаяся с беседой.

 Индивидуальные сообщения. Беседа, работа со схемой и таблицей. Групповая работа по выполнение. Практических заданий

§ 10 , вопросы 1, 3, 4, 7, задание 2 (по желанию). Документ и задания к нему

Мировая политика и политика гос-ва

11

Человек в системе экономических отношений

Статья учебника.

Презентация. Рабочие листы.

Учебно-практическое занятие

Составление развернутого плана параграфа, выполнение практических заданий, упражнения, дискуссия

§ 11, п. 1, 11 Вопросы 4, 5, задание 2

12

ПОУ по разделу 1.

Презентация. Рабочие листы.

Урок контроля и коррекции знаний. Практическая работа.

Тестирование.

Работа со словарем терминов. Вопросы в тетради, эссе

Задания ЕГЭ

Проблемы социально-политической в духовной жизни (8 ч)

Цели: рассмотреть понятие политики в трех измерениях: как вид деятельности, как сферу жизни общества, как тип социальных отношений; углубить знания о политике и власти, полученные в основной школе, о структуре политики, политических отношений , видах власти; рассмотреть важнейший путь воздействия на общество — использование политической власти. Всесторонне охарактеризовать политику как общественное явление; раскрыть сущность политической власти, разъяснить взаимосвязь политики и власти. Обобщить и систематизировать  знания о политике, полученные на уроках обществознания и истории; углубить понимание процессов, происходящих в политической жизни; способствовать ориентации учащихся на демократические ценности; воспитывать будущего сознательного и ответственного избирателя; способствовать становлению политической и правовой культуры старшеклассников. Показать, что эффективное влияние на политический процесс во многом обусловлено наличием у граждан демократической политической культуры.

Знания: знать основные понятия тем: «власть», «демократия», «политический плюрализм», «парламентаризм», «правовое государство», «гласность», «политические отношения», формы правления и их характеристику, «субъект, объект политики», знать политические режимы и их характеристику; знать органы , представляющие три ветви власти в РФ;

Умения и навыки: уметь характеризовать признаки демократии и её ведущие ценности, зафиксированные в Конституции РФ, в частности права человека, правовое государство, гражданское общество;  уметь раскрыть сущность , структуру, тип политического процесса; способствовать формированию умения работать со справочным и методическим аппаратом по изучаемым темам; развивать умения анализировать информацию из разных источников; оперировать основными понятиями при анализе различных видов текста; определять истинность информации, предлагаемой в СМИ.

Дата

№ урока

    Тема урока

Оборудование. Дидактический материал.

Тип, форма урока.

Виды деятельности. Виды контроля

Домашнее задание

Примечания

план

факт

13

Свобода в деятельности человека

Статья учебника

Презентация

Лабораторное занятие по документам

Работа с текстом, его анализ. Беседа по основным фрагментам подтемы.

§ 12, . Вопросы 2, 3, 4, 7,  задание 1, 2, 4 . Текст документа

Словарик терминов.

14

Общественное сознание

Статья учебника

Презентация

Практическое занятие,

Беседа с элементами анализа источников социальной информации, иллюстративного материала .

§ 13, вопросы 1, 3, 4, 5. Задания 1, 3, 4 по выбору.

Советский агитационный плакат

15

Политическое сознание

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы

Лабораторно-практическое занятие

Анализ актуальных практических ситуаций с опорой на социальный опыт учащихся.

§ 14. Вопросы 2, 4, 5, задание 5, текст

Таблица «Современные политические идеологии»

16

Политическое поведение

Статья учебника

Презентация

Лекция с элементами беседы

групповая работа и обсуждение практических выводов.

§ 15, схема по п. 1. З. 3, 4, к параграфу. В. 2, эссе

17

Политическая элита и политическое лидерство

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы

Лекция с элементами беседы

Первичное изучение темы и составление развернутого плана темы

§ 16, справка о полит. Лидере на основе в. 4 - 6

Материалы книги С. Кара-Мурзы

18

Демографическая  ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы

Лабораторно-практическое занятие

Проектная работа в группах, дискуссия

§ 17. Практикум 1, 2, 4. Эссе

Материалы СМИ

19

Религиозные объединения и организации в РФ

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы

Семинарское занятие

Проектная работа по группам: заполнение таблицы

§ 18, задания № 2. Краткие выводы к главе 2 и вопросы к ним

Словарик терминов

20

ПОУ по теме 2

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы

Урок контроля и коррекции знаний

Тестирование. Работа с документами. Дебаты

Работа с терминами и понятиями. Документ к П 14 и вопросы к нему

Правовое регулирование общественных отношений (11 ч.)

Цели: обобщить и углубить знания о сути и назначении права, выделить ряд специфических признаков, определяющих его особое положение  в системе социальных норм; расширить знания о системе права, её основных элементах; дать  научное представление  об основных источниках  права; раскрыть соотношение  различных видов нормативных актов; углубить понимание особого положения конституции в иерархии нормативных актов как главного источника права; раскрыть вопрос о развитии права в современной России; способствовать воспитанию осознанного отношения к праву, действующему законодательству и юридической практике; углубить знания о взаимосвязи правосознания, правовой культуры и правомерного поведения.

Умения и навыки: развивать у учащихся умение оценивать свое поведение и поступки других с позиции их правомерности; способствовать формированию у них стремления и готовности поступать в соответствии с предписанием юридических норм; соблюдать права других людей и добросовестно выполнять свои обязанности. Способствовать формированию умения работать со справочным и методическим аппаратом по изучаемым темам; развивать умения анализировать информацию из разных источников; оперировать основными понятиями при анализе различных видов текста; определять истинность информации, предлагаемой в СМИ.

Дата

№ урока

           Тема урока

Оборудование. Дидактический материал.

Тип, форма урока

Виды деятельности. Виды контроля

Домашнее задание

Примечания

план

факт

21

Современные подходы к пониманию права

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы

Урок изучения нового материала

школьная лекция с элементами эвристической беседы

§ 19. Вопросы и задания к параграфу

Словарик терминов.

22

Гражданин РФ

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы - Схемы

 Школьная лекция

беседа, изложение учебного материала учителем

§  20, задание 1

Схема «Стадии законотворческого процесса»,

23

Экологическое право

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы - Схемы

Комбинированный урок: объяснение учителя в сочетании с беседой

Самостоятельная работа класса с учебником. Составление схемы «Иерархия источников экологического права»

§ 21, задания

24

Гражданское право

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы - Схемы

Комбинированный урок

 Беседа по основным фрагментам темы, самостоятельная работа с текстом учебника, с документами, анализ реальных ситуаций

§ 22, вопросы , задания

25

Семейное право

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы - Схемы

Практическое занятие по решению задач

 самостоятельная познавательная деятельность учащихся

§ 23. Вопросы для самопроверки, задания 1, 3 , 4 к параграфу.

Таблица «Права и обязанности ребенка и родителей», схема

26

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Рабочие листы — Схемы.

Урок -практикум

Работа с фрагментами трудового договора

Подготовка проектов: Куда пойти учиться.

Словарик терминов

27

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы - Схемы

 Школьная лекция

 проработка всего содержания темы

§ 25. Документ и вопросы к нему. Пояснения схем. Задания 1, 2.

Словарик терминов.

Таблица сравнительная

28

Процессуальное право: уголовный процесс

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы - Схемы

Школьная лекция с элементами беседы

 выполнение заданий и обсуждение практических выводов.

§ 26, развернутые ответы по плану урока. Документ и задания к нему.

29

Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы - Схемы

Лабораторно-практическое занятие

Беседа. Объяснение учителя, самостоятельная работа учащихся, работа в группах.

§ 27, подготовка к семинарскому занятию,

Таблица,

30

Международная защита прав человека

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы - Схемы

Лабораторная работа

работа с текстом учебника при организации групповой работы учащихся.

§ 28, вопросы и задания  к параграфу.

Составление таблицы «Отрасли права»

31

ПОУ по теме 3

Статья учебника

Презентация. Рабочие листы - Схемы

Урок контроля и коррекции знаний

Заполнение таблицы. Решение познавательных задач. Тестовые задания

Тестовые задания

Таблица «Правосознание»

Итоговое повторение (3 ч.)

63

Взгляд в будущее

Рабочие листы - Схемы

Урок-конференция

Выполнение тестов. Задания, работа с текстом.

§ 29, задание 4, 7, вопросы для самопроверки 1 — 4.

65

Итоговое повторение: Человек и экономика.

Статья учебника

Презентация.

Защита проектов

Беседа. Изучение документов. Заполнение таблицы .

подготовка к тесту. Подготовка проектов.

Таблица «Противоречия глобализации»

67

Итоговое повторение: Правовое регулирование.

Итоговый тест

Урок контроля знаний

Выступления учащихся, обсуждение проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Программа элективного курса изучения обществознания "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" 10-11 классы

Предлагаемая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.Программа ра...

элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»

данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....

«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ

В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...

Разработка занятия "Избирательное право и процесс, выборы и референдум"для элективного курса по обществознанию "Подготовка к ОГЭ по обществознанию" 9 класс.

Тема занятия  «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»Занятие элективного курса "Подготовка к ОГЭ по общнствознанию" , 9 класс....

Элективный курс по обществознанию для 9 класса "Практическое обществознание"

Данный  курс  предназначен для подготовки учащихся  9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащих...

Программа элективного курса по обществознания для 10 класса «Сочинения по обществознанию: политология, социология, философия»

Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10-11 классы, профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. &laq...