Элективный курс по обществознанию 10 класс.
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Сибель Антонида Витальевна

Элективные курсы по обществознанию 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_10_klass_sibel.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

 на заседании МО

______ А.В.Сибель

протокол №_____

от   « ____» августа  20 16 г

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета  

протокол №____

от « ___ » августа  20 16  г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

___________ А.А. Луцкий

приказ № _______

от  «___ »_августа  20 16  г

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Актуальные вопросы в курсе изучения обществознания»

Для обучающихся 10 классов

Срок реализации: 2016 — 2017 учебный год

 Сибель Антонида Витальевна

г.п. Приобье

2016 г.


Пояснительная записка

Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.

Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче основного  государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам:  «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность », «Общество и человек »,  «Сознание и познание », «Личность. Межличностные отношения».

Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части А, В, С. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

  1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
  2. выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
  3. раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
  4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
  5. формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
  6. воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.

В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;
  • распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
  • соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
  • распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
  • устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
  • применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
  • различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  • называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
  • перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
  • применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.

 Приоритетные технологии

- технология развития критического мышления;

- технология учебного проектирования ;

- технологии групповой и коллективной работы;

- технология деятельностного подхода.

Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

  1. уроки лекционно-семинарского типа;
  2. изучение источников;
  3. обсуждение ученических сообщений;
  4. дискуссии;
  5. лабораторно - практические работы;
  6. подготовка и защита сочинений-эссе;

7. решение заданий части А, В, С.

Система оценивания и формы контроля:

На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.

Предполагаемые результаты изучения курса:

  1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
  2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
  3. успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Курс рассчитан для обучающихся 10  классов и рассчитан на 35  часов.

Программа курса

10 класс 35 часов

Модульный блок «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность  » 7 часов 

 Социальные науки, их классификация. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Понятие деятельности. Виды деятельности. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура.      

Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в

культуре. Мораль. Искусство. Познавательная деятельность человека. Чувственное и

рациональное познание

Модульный блок  «Общество и человек .» 15 часов

 Место философии в системе обществознания. Философия и наука.

Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие формации. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Потребности и интересы. Социология как наука.

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

Социальные институты. Социальная инфраструктура.

Социальная стратификация и мобильность. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Социализация индивида. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

Контрольная работа по модульному блоку «Общество и человек ». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

Модульный блок «Сознание и познание » 7 часов

 Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.

Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, ее критерии. Относительность истины. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности социального познания.

Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типология обществ. Системное строение общества. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Формации и цивилизации. Процессы глобализации и становление единого человечества.

Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.

Социальная и личностная значимость образования.

 Контрольная работа по модульному блоку «Сознание и познание ». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

 Модульный блок «ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – 6Ч

 

Социальная психология как наука.

Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в юношеском возрасте.

Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение. Гендерное поведение.

Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая сплоченность. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.

Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье.

Контрольная работа по модульному блоку «ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ».

 Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

 .

Литература для учителя и учащихся

  1. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под редакцией П. А. Баранова. – М.:АСТ: Астрель, 2016.
  2. Баранов П. А. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, С. В. Щевченко; под ред. П. А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2016.
  3. ЕГЭ 2017. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е. Л. Рутковская, О. В. Кишенкова, Е. С. Королькова и др. – М.: Эксмо, 2016.
  4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2016: Обществознание / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2016. (Федеральный институт педагогических измерений)
  5. Чернышева О. А. Обществознание. ЕГЭ-2011. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2015.
  6. Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2014.

Учебно-тематический план

10 класс – 35 час.

№ п/п

Наименование тем курса

всего часов

Форма     занятия

Форма контроля

Модульный блок «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность » 7 часов

1/1

 Основной вопрос философии

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

2/2

Древнеиндийская и древнекитайская философии

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

3/3

Философия Древней Греции:

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

4/4

Справедливое общество и пути к нему

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

5/5

Из истории  русской философской мысли

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

6/6

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

7/7

Аукцион профессий социально-гуманитарного профиля

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Модульный блок  «Общество и человек .» 15 часов

8/1

Сущность человека как проблема философии

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

9/2

Мышление и деятельность

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

10/3

Общество

1

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий части А, В, С

11/4

Общественные отношения

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

12/5

«Вторая природа»

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

13/6

Типология общества

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

14/7

Информационное общество

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

15/8

Восток и Запад в диалоге культур

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

16/9

Анализ социальной макротеории

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

17/10

Две ветви стадиального подхода к истории

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

18/11

Исторический процесс

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

19/12

Философия истории

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

20/13

Участники исторического процесса

1

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий части А, В, С

21/14

Проблема общественного прогресса

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

22/15

Абсолютная свобода. Контрольная работа по модульному блоку «Общество и человек»

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Модульный блок «Сознание и познание » 7 часов

23/1

Деятельность людей и её многообразие

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

24/2

Виды деятельности

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

25/3

Проблема познаваемости мира

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

26/4

Многообразие путей познания мира

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

27/5

«И опыт, сын ошибок трудных…»

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

28/6

Познание средствами искусства

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

29/7

Научное познание Контрольная работа по модульному блоку «Сознание и познание »..

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Модульный блок «ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – 6Ч

30/1

Социальные установки

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

31/2

Стереотипы и «эффекты восприятия»

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

32/3

Групповая сплоченность и конформное поведение

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

33/4

Суть и роль конформности Групповая дифференциация и лидерство

1

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий части А, В, С

34/1

Пути выхода из конфликта.

1

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий части А, В, С

34/5

Контрольная работа по модульному блоку «ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Программа элективного курса изучения обществознания "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" 10-11 классы

Предлагаемая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.Программа ра...

элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»

данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....

«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ

В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...

Разработка занятия "Избирательное право и процесс, выборы и референдум"для элективного курса по обществознанию "Подготовка к ОГЭ по обществознанию" 9 класс.

Тема занятия  «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»Занятие элективного курса "Подготовка к ОГЭ по общнствознанию" , 9 класс....

Элективный курс по обществознанию для 9 класса "Практическое обществознание"

Данный  курс  предназначен для подготовки учащихся  9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащих...

Программа элективного курса по обществознания для 10 класса «Сочинения по обществознанию: политология, социология, философия»

Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10-11 классы, профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. &laq...