Элективный курс по обществознанию 10 класс.
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Элективные курсы по обществознанию 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_10_klass_sibel.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приобская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО на заседании МО ______ А.В.Сибель протокол №_____ от « ____» августа 20 16 г | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол №____ от « ___ » августа 20 16 г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: ___________ А.А. Луцкий приказ № _______ от «___ »_августа 20 16 г |
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Актуальные вопросы в курсе изучения обществознания»
Для обучающихся 10 классов
Срок реализации: 2016 — 2017 учебный год
Сибель Антонида Витальевна
г.п. Приобье
2016 г.
Пояснительная записка
Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.
Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче основного государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность », «Общество и человек », «Сознание и познание », «Личность. Межличностные отношения».
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части А, В, С. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
- преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
- выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
- раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
- применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
- формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
- воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
- распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
- соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
- распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
- устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Приоритетные технологии
- технология развития критического мышления;
- технология учебного проектирования ;
- технологии групповой и коллективной работы;
- технология деятельностного подхода.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:
- уроки лекционно-семинарского типа;
- изучение источников;
- обсуждение ученических сообщений;
- дискуссии;
- лабораторно - практические работы;
- подготовка и защита сочинений-эссе;
7. решение заданий части А, В, С.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
- учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
- научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
- успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Курс рассчитан для обучающихся 10 классов и рассчитан на 35 часов.
Программа курса
10 класс 35 часов
Модульный блок «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность » 7 часов
Социальные науки, их классификация. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Понятие деятельности. Виды деятельности. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура.
Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в
культуре. Мораль. Искусство. Познавательная деятельность человека. Чувственное и
рациональное познание
Модульный блок «Общество и человек .» 15 часов
Место философии в системе обществознания. Философия и наука.
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие формации. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Потребности и интересы. Социология как наука.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социализация индивида. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Контрольная работа по модульному блоку «Общество и человек ». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Модульный блок «Сознание и познание » 7 часов
Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, ее критерии. Относительность истины. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности социального познания.
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типология обществ. Системное строение общества. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Формации и цивилизации. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования.
Контрольная работа по модульному блоку «Сознание и познание ». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Модульный блок «ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – 6Ч
Социальная психология как наука.
Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в юношеском возрасте.
Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение. Гендерное поведение.
Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая сплоченность. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье.
Контрольная работа по модульному блоку «ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ».
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
.
Литература для учителя и учащихся
- Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под редакцией П. А. Баранова. – М.:АСТ: Астрель, 2016.
- Баранов П. А. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, С. В. Щевченко; под ред. П. А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2016.
- ЕГЭ 2017. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е. Л. Рутковская, О. В. Кишенкова, Е. С. Королькова и др. – М.: Эксмо, 2016.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2016: Обществознание / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2016. (Федеральный институт педагогических измерений)
- Чернышева О. А. Обществознание. ЕГЭ-2011. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2015.
- Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2014.
Учебно-тематический план
10 класс – 35 час.
№ п/п | Наименование тем курса | всего часов | Форма занятия | Форма контроля |
Модульный блок «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность » 7 часов | ||||
1/1 | Основной вопрос философии | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
2/2 | Древнеиндийская и древнекитайская философии | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
3/3 | Философия Древней Греции: | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
4/4 | Справедливое общество и пути к нему | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
5/5 | Из истории русской философской мысли | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
6/6 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
7/7 | Аукцион профессий социально-гуманитарного профиля | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
Модульный блок «Общество и человек .» 15 часов | ||||
8/1 | Сущность человека как проблема философии | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
9/2 | Мышление и деятельность | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
10/3 | Общество | 1 | Практическая контрольная работа | Решение практических заданий части А, В, С |
11/4 | Общественные отношения | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
12/5 | «Вторая природа» | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
13/6 | Типология общества | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
14/7 | Информационное общество | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
15/8 | Восток и Запад в диалоге культур | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
16/9 | Анализ социальной макротеории | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
17/10 | Две ветви стадиального подхода к истории | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
18/11 | Исторический процесс | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
19/12 | Философия истории | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
20/13 | Участники исторического процесса | 1 | Практическая контрольная работа | Решение практических заданий части А, В, С |
21/14 | Проблема общественного прогресса | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
22/15 | Абсолютная свобода. Контрольная работа по модульному блоку «Общество и человек» | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
Модульный блок «Сознание и познание » 7 часов | ||||
23/1 | Деятельность людей и её многообразие | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
24/2 | Виды деятельности | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
25/3 | Проблема познаваемости мира | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
26/4 | Многообразие путей познания мира | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
27/5 | «И опыт, сын ошибок трудных…» | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
28/6 | Познание средствами искусства | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
29/7 | Научное познание Контрольная работа по модульному блоку «Сознание и познание ».. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
Модульный блок «ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – 6Ч | ||||
30/1 | Социальные установки | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
31/2 | Стереотипы и «эффекты восприятия» | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
32/3 | Групповая сплоченность и конформное поведение | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
33/4 | Суть и роль конформности Групповая дифференциация и лидерство | 1 | Практическая контрольная работа | Решение практических заданий части А, В, С |
34/1 | Пути выхода из конфликта. | 1 | Практическая контрольная работа | Решение практических заданий части А, В, С |
34/5 | Контрольная работа по модульному блоку «ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"
Настоящая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и являет...
Программа элективного курса изучения обществознания "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" 10-11 классы
Предлагаемая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.Программа ра...
элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»
данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....
«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ
В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...
Разработка занятия "Избирательное право и процесс, выборы и референдум"для элективного курса по обществознанию "Подготовка к ОГЭ по обществознанию" 9 класс.
Тема занятия «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»Занятие элективного курса "Подготовка к ОГЭ по общнствознанию" , 9 класс....
Элективный курс по обществознанию для 9 класса "Практическое обществознание"
Данный курс предназначен для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащих...
Программа элективного курса по обществознания для 10 класса «Сочинения по обществознанию: политология, социология, философия»
Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10-11 классы, профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. &laq...