Элективный курс по обществознанию. 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Элективный курс по обществознанию в 9 классе. Подготовка к ОГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_9_klass.doc | 279.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 121»
СОГЛАСОВАНО заместителем директора по УР _____________(____________) | УТВЕРЖДЕНО приказом директора №______________от____________ | |
Рассмотрено на школьном методическом объединении Протокол № ___________от _____________- |
Рабочая программа
Элективный курс
Практическое обществознание
для 9 классов
на 2014-2015 учебный год
(основное общее образование)
Форма обучения: очная
Объем учебного времени за год: 34 часа
Режим занятий: 1 час в неделю
Составитель: Акушевич Вероника Анатольевна, учитель истории и обществознания первой категории
Исполнитель: Акушевич Вероника Анатольевна, учитель истории и обществознания первой категории
Снежинск-2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование актуальности курса:
Данный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательной школы и представляет собой комплекс материалов, посвященных темам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся курсу обществознания 8-9 класса.
Данный курс расширяет и углубляет знания, получаемые учащимися на уроках обществознания.
Интегрированный курс обществознания отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий и требует умений оперировать ими в развернутых ответах при решении проблемных задач, анализе источников, документа.
В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме ГИА. ГИА по обществознанию относится к экзамену по выбору и входит в число тех предметов, которые являются наиболее востребованными.
Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение курса:
Преподавание предмета «Обществознание» в 2014-2015 учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Челябинской области:
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
- Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
- О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
- О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Региональный уровень
- Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
- Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
- О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.
- О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404.
5. О преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 – 2015 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30.06.2016 №03-02/4959.
Институциональный уровень
1. Положение о разработке и утверждении рабочих программ, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №121 от 22.05.2013 №72.
2. Об утверждении годового плана-графика работы МБОУ СОШ №121 / Приказ директора МБОУ СОШ №121 от 01.09.2014 №97.
3. Об утверждении учебного плана МБОУ СОШ №121 / Приказ директора МБОУ СОШ №121 от 01.09.2014 №99.
Цель программы:
Повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания.
Основными задачами элективного курса являются:
- повышение предметной компетентности обучающихся;
- закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;
- отработать выполнение заданий, которые отличаются высоким уровнем сложности.
Формы проведения занятий:
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися. Деятельность учителя сводится к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов.
Приёмы организации деятельности:
- лекция
- дискуссии
- практическая работа
- самостоятельная работа
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
- анализ источников, документов;
- решение тренировочных заданий по обществознанию.
Форма подведения итогов:
- решение познавательных задач.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса обществознания, а также пройдут необходимый этап подготовки к сдаче экзамена.
Уровень подготовки учащихся предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательная организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Критерии оценки знаний по обществознанию
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Источник: Иоффе А.Н. Проблемы оценивания // Преподавание истории в школе» №1. 2006 г.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по обществознанию
Оценка 5:
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.
Оценка 4:
Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка 3:
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.
Оценка 2:
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
При оценивании письменных ответов оценка ставится:
- за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно
- за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
- за словарный диктант
- за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
- за тестовую работу
- за письменный реферат
Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» - 100-80 %
Оценка «4» - 79-60 %
Оценка «3» - 59-40 %
Оценка «2» - 39-0 %
Источник: Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2013
Основное содержание:
Введение (1 час)
Курс «Обществознания» в школе. Общественные науки, предметы их исследования.
Тема 1. Человек (4 часа)
Биологическое и социальное в человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Деятельность человека и ее основные формы. Межличностные отношения, общение, межличностные конфликты и их конструктивное решение.
Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретенные качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Тема 2. Общество (4 часа)
Общество как форма жизнедеятельности людей, взаимодействие общества и природы. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов, возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.
Социальный прогресс и развитие общества. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствие ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Тема 3. Сфера духовной культуры (4 часа)
Происхождение слова «культура» И его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности.
Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность. Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм.
Искусство. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Тема 4. Экономика (4 часа)
Что такое экономика? Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источники доходов федерального правительства. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Бюджет государства. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицит государственного бюджета и ее расширение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги - товар - деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Рынок, цена, конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Тема 5. Социальная сфера (4 часа)
Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.
Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей.
Классы как основа стратификации современного общества. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность. Источники доходов класса богатых. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.
Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Тема 6. Сфера политики и социального управления (4 часа)
Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства.
Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Черты тоталитарного государства. Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Гражданское общество и правовое государство. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Понятие о правовом государстве. Признаки правового государства. Голосование, выборы, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий. Роль референдума в политической жизни. Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
Тема 7. Право (4 часа)
Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Закон и впасть. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.
Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
Преступление и наказание. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Итоговое обобщение (5 часов)
Предполагаемые результаты:
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся:
В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;
- успешно сдать государственную итоговую аттестацию по обществознанию.
Преподавание учебного курса осуществляется в кабинете, оснащенном АРМ учителя. Имеется доступ к информационным ресурсам сети Интернет.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 34 часа и реализуется по 1 часу в неделю в 9 классе. Элективный курс является дополнением к рабочей программе по обществознанию. Программа курса состоит из следующих разделов:
Учебно-методический комплекс:
Класс | Учебники, учебные пособия | Методические пособия | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
9 | Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово - РС, 2008. И.С. Хромова. Рабочая тетрадь к учебнику обществознания, 8 класс. М.: «Русское слово - РС» 2007 г. Драгунов А.В., Моисеев А.П., Гитис М.С. Южноральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. Челябинск: АБРИС, 2007. | Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко. Обществознание. 9 класс. М.: Русское слово, 2006. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово - РС, 2008. И.С. Хромова. Рабочая тетрадь к учебнику обществознания, 8 класс. М.: «Русское слово - РС» 2007 г. Парламентский урок : через прошлое к будущему! : метод. по- собие / [сост. С. Н.Трошков, науч. ред. В. М. Кузнецов]. – Челябинск : Книга, 2010. – 80 с. Главные праздники современной России и Малой Родины: методические рекомендации / Предс. ред. В.М. Кузнецов. – Челябинск: «Край Ра», 2012 | Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс. М.: Русское слово, 2003. | Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 9 класс. М,: ООО «Русское слово - учебник», 2013. Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 8 класс. М,: ООО «Русское слово - учебник», 2011. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Готовимся к экзамену по обществознанию (9 класс). Сборник КИМов / Авторы составители: Л.В. Айткулова, Л.А. Дмитриева, О.Н. Полякова. Челябинск: НП ИЦ «РОСТ», ООО «ЮжУралИнформ», 2008. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2013 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Человек | 4 |
3 | Общество | 4 |
4 | Сфера духовной культуры | 4 |
5 | Экономика | 4 |
6 | Социальная сфера | 4 |
7 | Сфера политики и социального управления | 4 |
8 | Право | 4 |
9 | Итоговое обобщение | 5 |
Итог | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № урока | Тема урока | № урока по теме | |
планируемая | фактическая | |||
I полугодие | ||||
Введение (1 час) | ||||
1 | Структура работы по обществознанию | 1 | ||
Тема «Человек» (4 часа) | ||||
2 | Биологическое и социальное в человеке | 1 | ||
3 | Деятельность человека и ее основные формы | 2 | ||
4 | Межличностные отношения | 3 | ||
5 | Решение заданий по теме | 4 | ||
Тема «Общество» (4 часа) | ||||
6 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 |
Дата | № урока | Тема урока | № урока по теме | |
планируемая | фактическая | |||
7 | Взаимодействие общества и природы | 2 | ||
8 | Типы обществ | 3 | ||
9 | Решение заданий по теме | 4 | ||
Тема «Сфера духовной культуры» (4 часа) | ||||
10 | Духовная сфера, культура | 1 | ||
11 | Наука | 2 | ||
12 | Искусство | 3 | ||
13 | Решение заданий по теме | 4 | ||
Тема «Экономика» (4 часа) | ||||
14 | Роль экономики в жизни общества | 1 |
Дата | № урока | Тема урока | № урока по теме | |
планируемая | фактическая | |||
15 | Государственный бюджет | 2 | ||
16 | Рыночная экономика | 3 | ||
II полугодие | ||||
17 | Решение заданий по теме | 4 | ||
Тема «Социальная сфера» (4 часа) | ||||
18 | Социальная структура общества | 1 | ||
19 | Этнос. Межнациональные отношения | 2 | ||
20 | Семья как малая группа | 3 | ||
21 | Решение заданий по теме | 4 | ||
Тема «Сфера политики и социального управления» (4 часа) | ||||
22 | Политика и ее роль в жизни общества | 1 |
Дата | № урока | Тема урока | № урока по теме | |
планируемая | фактическая | |||
23 | Форма государства | 2 | ||
24 | Участие граждан в политической жизни | 3 | ||
25 | Решение заданий по теме | 4 | ||
Тема «Право» (4 часа) | ||||
26 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | ||
27 | Конституция РФ | 2 | ||
28 | Судебная система | 3 | ||
29 | Решение заданий по теме | 4 | ||
Итоговое обобщение (5 часов) | ||||
30 - 34 | Обобщение и контроль знаний | 1 - 5 |
Материально – техническое обеспечение:
№. п./п. | Наименование | кол-во (шт) |
1. | Учебно-методическая и справочная литература | |
1.1. | Учебники и учебные пособия по истории | 186 |
1.2. | Учебники и учебные пособия по обществознанию | 151 |
1.3. | Словари | 1 |
1.4. | Методические пособия | 31 |
1.5. | Библиотека учителя | 129 |
1.6. | Краеведческий материал | 37 |
2. | Исторические карты (настенные) | 120 |
3. | Демонстрационно-наглядный материал | |
3.1. | Учебные картины по истории Средних веков и начала Нового времени | 55 |
3.2. | Портреты | 85 |
3.3. | Военные ордена | 6 |
3.4. | Учебные картины по истории Нового времени | 96 |
3.5. | Учебные картины по истории Древнего мира | 5 |
3.6. | Учебные картины по истории Средних веков | 39 |
3.7. | Учебные картины по истории России | 57 |
3.8. | Таблицы по Новейшей истории | 4 |
3.9. | Таблицы по обществознанию | 18 |
4. | Атласы ученические | |
4.1. | Всемирная история | 94 |
4.2. | История России | 91 |
Технические средства обучения:
№ п./п. | Наименование ТСО | Марка | Год приобретения | Инвентарный номер по школе |
1 | Экран настенный | 2011 | ||
2 | Компьютер (ноутбук) | Samsung Q330 | 2011 | |
3 | Принтер лазерный | HP LaserJet M 1130 | 2011 | |
4 | Проектор | EPSON | 2011 | |
5 | Мышь компьютерная | Genius | 2011 | |
6 | Колонки | SVEN SPS - 609 | 2011 | |
7 | Универсальный кронштейн для видеопроекторов | ARM MEDIA | 2011 |
Ресурсы Интернета по обществознанию
http://www.constitution.ru - Конституция Российской Федерации
http:// www.uznay-prezidenta.ru - Президент России гражданам школьного возраста
http://www.rfdeti.ru - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка
http://www.youthrussia.ru - Национальный совет молодёжных и детских объединений России
http://sernyarossii.ru - Семья России
http://www.detskiedorniki.ru - Забота о детях с особыми нуждами
http://www.unicef.ru - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)
http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
Перечень ЦОР:
1. Система Гарант. Энциклопедия Российского законодательства.
Список литературы
Книги для учителя:
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2004.
Андреев И.Л.. Происхождение человека и общества. М., 2001
Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 2, 4, 5. М., 1997.
Арутюнов С.А. народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М., 2002.
Исаев И. А. История государства и права России. М., 1994.
Олищук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997: Справочник. М., 1997.
Полевой В.М. Малая история искусств 1900-1945. М., 2001.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1998.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., 1997.
Россия в окружающем мире: 1998. Аналитический ежегодник. М., 1998.
Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2007.
Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.
Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.
Тоффлер Э. Третья волна. М., 2007.
Фляйнер Т. Что такое права человека /Пер. с нем. Г. .Люхтерхандт. М., 1997.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2000
Книги для учащихся:
Введение в обществознание. Актуальные проблемы: пособие. – М., 2001.
Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 классов обще, образовательных учреждений / Д.И. .Матвеева, Л.Ф.Иванова, Л.Н.Боголюбов и др./Под ред. Л.Н.Боголюбова. 2-е изд. М., 2003.
Захарова Е. Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». М., 1998.
Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2007.
Никитин А.Ф. Политика и право: учебное пособие для 9 класса. М., 1999.
Права человека: Книга для чтения. 5-9 кл. Молодежный центр прав человека и право вой культуры. М., 1998. .
Соколов З.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. М., 2004.
Учебно-методическое обеспечение (литература):
В качестве учебно-методического комплекса используются УМК издательства «Русское слово» по обществознанию для средней (полной) школы А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой.
1. Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Социальные отношения»: 9 класс. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
2. Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Политика»: 9 класс. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
3. Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Культура»: 9 класс. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
4. Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 класс. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
5. Введение в обществознание: Учеб. Пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова, Л.Н. Боголюбов и др.; под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 1997.
6. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
7. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2011 / ФИПИ. М.: Интеллект-Центр, 2011.
8. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 9 класс. 60 диагностических вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Национальное образование, 2011.
9. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово - РС, 2008.
10. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008
11. Обществознание: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.; под общ. ред. Г.С. Ковалевой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
12. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Готовимся к экзамену по обществознанию (9 класс). Выпуск первый. Авторы – составители Л.В. Айткулова, Л.А. Дмитриева, О.Н. Полякова. Челябинск: НП ИЦ «РОСТ», ООО «ЮжУрал-Информ», 2008.
13. Чернышева О.А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева, Р.В. Пазин, П.А. Ушаков; под ред. О.А. Чернышевой. – Ростов н/Д: Легион, 2010.
14. Чернышева О.А. Обществознание. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА – 9: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2011.
Перечень
цифровых образовательных ресурсов (далее именуются - ЦОР) и
инновационных учебно-методических комплексов (далее именуются - ИУМК)
№ | Наименование | Предмет | Вид | Кол-во | Издательство, год издания |
Обществознание 8 – 11 класс. М\медийн. уч. пособие | Обществозн-е | ИУМК | 1 | ЗАО «Новый диск», 2004 | |
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия | Энциклопедия | ЦОР | 1 | ООО «Кирилл и Мефодий», 2007 | |
1С: Школа. Экономика 9-11кл. Практикум. | Экономика | ИУМК | 1 | ООО 1С, 2004 | |
1С: Школа. Экономика и право 9-11кл. | Экономика | ИУМК | 1 | ООО 1С, 2004 | |
Экспресс подготовка. Обществознание 9-11кл. | Обществозн-е | ЦОР | 1 | ЗАО «Новый диск», 2005 | |
Боголюбов Л.Н. Обществознание Человек и общество Ч.1. 10 кл. (3,4 ч.) | Обществозн-е | ЦОР | 1 | ЗАО Просвещение-Медиа, 2007 | |
Боголюбов Л.Н. Обществознание Человек и общество Ч.2. 11 кл. (3,4 ч.) | Обществозн-е | ЦОР | 1 | ЗАО Просвещение-Медиа, 2007 | |
Автономов В.С. Введение в экономику 9-10 кл. Кн.1. (3,4 ч.) | Экономика | ЦОР | 1 | ЗАО 1С, 2007 | |
Автономов В.С. Введение в экономику 9-10 кл. Кн.1. (3,4 ч.) | Экономика | ЦОР | 1 | ЗАО 1С, 2007 | |
Автономов В.С. Введение в экономику 9-10 кл.; 9-11кл. (1,2 ч.) | Экономика | ЦОР | 1 | ЗАО 1С, 2008 | |
Липсиц И. В. Экономика 10-11 кл. (1,2 ч.) | Экономика | ЦОР | 1 | ЗАО 1С, 2008 | |
Тесты по обществознанию. Подготовка к выпускным экзаменам - 9,11 кл. | История | ЦОР | 1 | Корпорация «Диполь», 2008 | |
Парламентский урок: через прошлое к будущему | Обществозн-е | DVD (видео) | 1 | ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2010 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"
Настоящая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и являет...
Программа элективного курса изучения обществознания "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" 10-11 классы
Предлагаемая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.Программа ра...
элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»
данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....
«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ
В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...
Разработка занятия "Избирательное право и процесс, выборы и референдум"для элективного курса по обществознанию "Подготовка к ОГЭ по обществознанию" 9 класс.
Тема занятия «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»Занятие элективного курса "Подготовка к ОГЭ по общнствознанию" , 9 класс....
Элективный курс по обществознанию для 9 класса "Практическое обществознание"
Данный курс предназначен для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащих...
Программа элективного курса по обществознания для 10 класса «Сочинения по обществознанию: политология, социология, философия»
Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10-11 классы, профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. &laq...