Урок по обществознанию "Социальные группы"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Бабошина Елена Владимировна

Урок по обществознанию по теме "Социальные группы" содержит как теортетический материал, так и практический с использованием рзаданий  в формате ЕГЭ различной степени сложности задания А, Задания В, задания С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sotsialnye_gruppy.rar22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по  обществознанию в 10 классе

(базовый уровень)

Социальные группы и их классификация

Автор : Бабошина Елена Владимировна

Учитель истории и обществознания
МКОУ «Кизлярская гимназия№1»

Республики Дагестан

1.Цели урока:

1) Представить общую типологию социальных групп

2) Изучить особенности  социальных групп , на примере семьи как малой социальной группы

3) Формировать навыки работы с материалами ЕГЭ по теме «Социальные группы и их классификация»

2. Задачи урока

Познавательная –

- усвоение учащимися понятий о социальной структуре  общества.,

 - формирование системы знаний о социальных группах, видах групп, признаков семьи как малой группы и социального института.

Развивающая - способствовать формированию:

-мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов

-информационно- методологических  умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний,  конспектирования, критического сопоставления источников

-организационных умений: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность

Воспитательная – способствовать :

- формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся.

-  формированию  исследовательских умений учащихся.

3. Тип урока :

По соотношению структурных звеньев - Урок изучения нового материала,

По ведущему методу - Практикум в сочетании с эвристической беседой.

По характеру деятельности - Проблемный, исследовательский  урок

4. Оборудование урока:

     - раздаточный материал (задания в формате ЕГЭ различной степени сложности задания А, Задания В, задания С.)

    - презентация, выполненная в программе Power Point,

Ход урока

I. Организационный момент

Тема нашего урока  «Социальная структура общества».  Каковы основные уровни рассмотрения общества? У каждого исторического типа общества есть какие-то общие характеристики, по которым ту или иную общность людей можно отнести к определенному историческому типу общества.

II. Изучение нового материала по плану: 

       1.Социальная группа. Формирование социальных групп

      2. Виды социальных групп

      3.Семья как социальный институт и малая группа

1. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.

В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Группа социальная представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В социальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.

Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Современное общество демонстрирует большое разнообразие социальных групп, которые, вместе с тем, имеют сходные механизмы формирования.

Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.

Итак, Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: Доход    Власть     Образование     Возраст    Раса     Профессия   Место жительства

Задание №1

Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп

2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Основания
классификации групп

Тип группы

Примеры

По количеству участников

малые

средние

большие

семья, группа друзей, спортивная команда, совет директоров фирмы

трудовой коллектив, жители микрорайона, выпускники университета

этносы, конфессии, программисты

По характеру отношений и связей

формальные

неформальные

политическая партия, трудовой коллектив

посетители кафе

По месту жительства

поселенческие

горожане, селяне, жители столичного мегаполиса, провинциалы

В зависимости от пола и возраста

демографические

мужчины, женщины, дети, старики, молодежь

По этнической принадлежности

этнические (этносоциальные)

русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы

По уровню дохода

социально-экономические

богатые (люди с высоким уровнем дохода), бедные (люди с низким уровнем дохода), средние слои (люди со средним уровнем дохода)

По характеру и роду занятий

профессиональные

программисты, операторы, учителя, предприниматели, адвокаты, токари

По размеру или численности выделяют группы большие и малые. Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой группе обязательно возникает необходимость в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов.

Малая группа представляет собой относительно небольшое число непосредственно взаимодействующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Во всех отношениях между членами малой группы выступает элемент личного знакомства, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга в основном анонимны. В малых группах создаётся особый вид связи между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах. Наличие непосредственных взаимодействий формирует развитое чувство принадлежности индивида к группе, особые групповые ценности и нормы.

Малые группы могут быть неформальными (круг друзей, семья), но могут существовать и высокоформализованные группы, где отношения между индивидами регулируются служебными предписаниями (производственная группа или воинское подразделение

Задание №2

Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым социальным группам.

1) семья, 2) футбольные фанаты, 3) бригада скорой помощи, 4)рок-группа, 5) группа близких друзей.

Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.

Формальная группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т. д. В формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями, объединяющие друзей и единомышленников.

Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.

Задание №3

Назовите характерные признаки формальных и неформальных групп.

Приведите собственные примеры формальных и неформальных групп

              Задание №4

Установите соответствие.

Социальные группы

Критерии

1) мужчины

А) демографический

2) племена

Б) этнический

3) народности

4) дети

5) молодежь

6) нации

Вводится понятие маргинальность .

               Маргинальность (marginalis – находящийся на краю) промежуточность, «пограничность»  положения человека между какими-либо социальными группами.

Маргинал, маргинальный  человек  (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.

Иммигранты,

Безработные,

Инвалиды,

Лица без определённого места жительства.

Лю́мпен-пролетариа́т (от нем. Lumpen — «лохмотья») — термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие). В большинстве случаев Люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками.

Задание № 4

Приведите три примера, раскрывающих проявления положительной стороны маргинальности.

3. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И МАЛАЯ ГРУППА.

Семья - это основанное на браке или родстве объединение людей, общественный механизм воспроизводства человека Семья представляет собой малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью

Поскольку семья получает моральную и правовую санкцию, общественную и государственную поддержку, она выступает и как социальный институт. Когда говорят о семье как о социальном институте, то интерес представляет не конкретная семья, а образцы семейного поведения, ролевые отношения, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Как малая социальная группа, семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучается конкретная семья, исследуются реальные отношения между ее членами или ее внутренние связи. Исследователей интересуют цели, структура, состав семьи, семейные нормы и ценности, отношения членов семьи, выполнение основных функций её членами.

Задание №5

 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «семья как социальная группа». Составьте 2 предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания

III. Закрепление изученного может проводиться как в форме фронтального опроса, применяя задания уровня А или В СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ.

( или в виде теоретических вопросов в  формате ЕГЭ

С.5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа». Составьте 2 предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.

III. Домашнее задание

1. С.8 Составьте развернутый план по теме «Социальные группы и их классификация»( не менее 3 пунктов, из которых 2 пункта детализированы)

2.  С1-4. Работа с текстом Автор Э. Гидденс. Проанализируйте текс и ответьте на вопросы к нему.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания уровня А

А1.   Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением                     2) социальной дифференциацией

3) социальной адаптацией                             4) социальным поведением

А2.   Любая социальная группа характеризуется:

1) малочисленностью состава                          2) общностью социального статуса

3) неформальным контролем поведения         4) родственными отношениями

A3.    Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между ними — это:

1) характер общества                                        2) политика общества

3) структура общества                                       4) социальная мобильность

А4.   Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества                   2) наиболее бедных членов общества

3) деклассированные элементы                               4) пограничные слои и группы

А5.   Племена и народности — это:

1) исторические типы общества                                2) социальные страты

3) этнические общности                                             4) социальные группы

А6. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

1) дети                        2) пожилые люди                   3) мужчины               4) молодежь

А7. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:

1) высокой политической активностью                   2) общностью быта

3) общими увлечениями                                            4) профессиональными интересами

А8. К малым группам, в отличие от больших, можно отнести:

1) мелких предпринимателей страны                                  2) директоров предприятий региона

3) бригаду рабочих на крупном предприятии                    4) рабочих страны

А 9.К малой социальной группе относится (ятся):

1)Интеллигенция    2) преподаватели

3)  выпускники школ   4)семья

А 10.Молодежь как социальную группу отличает:

1)общность быта     2)общность социального происхождения

3)социально-психологические особенности,  4) единство политических взглядов

А11.Основанная на браке или кровном родстве  малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это:

 1)род,    2)сословие, 3)семья, 4)элита

А12.Т. родился в Париже, его бабушка уехала из России еще до революции 1917 г. Т. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Признаки, какой общности проявляются в этом примере?

       1)Демографической, 2)территориальной, 3) этносоциальной,  4)конфессиональной

А13.Совокупность всех функционирующих в обществе общностей называется социальным (ой):

1)институтом, 2)структурой,3)средой, 4)группой

А14. Семья относится к социологическому понятию:

1)институт, 2) престиж, 3)статус, 4)мобильность

А15.  Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на формальные и неформальные.

В. Формальные группы имеют четко определенную структуру.

         1.верно только А

        2. верно только Б

        3. верны оба суждения

        4. оба суждения неверны

А16.Верны ли следующие суждения о современной семье?

А.  В современном обществе преобладает патриархальный тип семьи.

Б.  В    ряде    стран    увеличивается число свободных семейных союзов.

           1. верно только А

           2. верно только Б

           3.  верны оба суждения

           4.  оба суждения неверны

Задания уровня В

В1.    Определите понятие: «Изменение человеком или группой своего социального положения в обществе называется ...»

В2.    Вставьте пропущенное слово.

«Социальная ... — это группа людей, выделяемая на основе дохода, власти, престижа, образования и отличающаяся от других по своему стилю жизни и

менталитету».

В3.   Установите соответствие.

Социальные группы

Критерии

1) мужчины

А) демографический

2) племена

Б) этнический

3) народности

4) дети

5) молодежь

6) нации

В 4.Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым социальным группам.

1) семья, 2) футбольные фанаты, 3) бригада скорой помощи, 4)рок-группа, 5) группа близких друзей.

Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.

Задания  уровня С.

1.. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп

Ответ

1) демографический критерий (возраст, пол, состояние в браке, семейное положение);

2)  этнический критерий (принадлежность человека к определенному этносу (народность, нация, национальность);

3) расовый критерий (принадлежность к расе – монголоидная, негроидная, европеоидная);

4) поселенческий критерий (по месту жительства);

5) профессиональный критерий (по трудовой деятельности).

2. Приведите три примера, раскрывающих проявления положительной стороны  маргинальности.

Ответ

1)  маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни;

2)   маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;

3) отсутствие жестко очерченных норм и связей, характерное для маргиналов, способствует повышению социальной активности индивида и др.

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «семья как социальная группа». Составьте 2 предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.

4. Составьте развернутый план по теме «Социальные группы и их классификация»( не менее 3 пунктов, из которых 2 пункта детализированы

5.Текст. Автор Э. Гидденс — современный английский социолог.

Большинство из нас принадлежит множеству групп (включая, например, семьи, в которых мы родились), а также разнообразным организациям  гораздо большего размера — таким, как школы, колледжи и фирмы. Группы и организации управляют нашими жизнями, и системы власти, существующие в них, ограничивают и непосредственно влияют на наше поведение. <...>

Виды ассоциаций

Понятие социальной группы следует отличать от двух других близких понятий — агрегата и социальной категории. Социальная группа — это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Такая регулярность приводит к сплочению принимающих участие во взаимодействии в отдельное целое с некими общими социальными характеристиками. Члены группы ожидают друг от друга определенных форм поведения, не требующихся от нечленов. Группы могут быть разного размера, от интимных, таких, как семья, до больших коллективов, таких, как спортивные клубы. Агрегат (социальная совокупность) есть набор людей, оказавшихся в одном месте в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом. Пассажиры в аэропорту, зрители в кино, студенты, ожидающие в очереди записи на курс обучения, — все это примеры агрегатов. Используя высказывание Ирвинга Гоффмана, агрегаты — скопления людей, находящихся в нефокусированном взаимодействии друг с другом. <...> Конечно, внутри агрегатов обычно можно обнаружить различные виды групповых отношений.

Социальная категория является статистической группировкой — в рамках классификации людей объединяют вместе на основе конкретных характеристик, таких, как определенный уровень дохода или профессиональное положение. Люди из одной социальной категории не взаимодействуют друг с другом и не собраны в одном месте; они не обязательно придают особое значение тем общим характеристикам, согласно которым их объединяют. <...>

Первичные и вторичные группы

Не все группы, к которым мы принадлежим, одинаково важны для нас.  приводят нас к личным и близким связям с другими. Американский социолог Чарлз Хортон Кули (1864—1929) использовал термин «первичная группа» для обозначения небольшой ассоциации людей, связанных узами эмоциональной природы. Как пример можно привести семью, а также группы Вторичная группа представляет собой некоторое число людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер. Индивиды во вторичных группах не имеют близких связей друг с другом и обычно собираются вместе со специфическими практическими целями. Комитеты и клубы — хорошие примеры вторичных групп. Конечно, в действительных жизненных ситуациях различия между первичными и вторичными группами не столь отчетливо выражены. Например, люди,регулярно встречающиеся на заседании комитета, могут стать большими друзьями и проводить время вместе в неформальной обстановке. ГидденсЭ. Социология / Э. Гидденс. — М., 1999. — С. 266—267.

Вопросы и задания.

1) Какова, по мнению автора, роль группы и организаций в жизни человека?

2) Что автор называет социальной группой?  Что автор называет агрегатом?

3) Чем социальная группа отличается от социальной категории?  Чем различаются социальная группа и агрегат?

4) Социологи по-разному классифицируют группы. Какое название по другой классификации соответствует понятию «агрегат»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В КЛАССЕ - ГРУППЕ

В данной статье представлен практический материал использования здоровьесберегающих технологий на уроках в классе - группе (для детей со сложными дефектами) в специальной (коррекционной) школе VIII ви...

Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".

Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии....

Конспект урока для подготовительной группы в детском саду "The little house"

Данный урок составлен  в качестве итогового занятия в старшей группе детского сада....

конспект урока подросток в группе

копспккт урока по обществознанию мы и они...

Презентация к уроку "Человек в группе"

Презентация к уроку по обществознанию в 6 классе по теме"Человек в группе"....

« Как подготовить открытый урок». Выступление творческой группы по теме « Технология ТРИЗ»

« Как подготовить открытый урок».Выступление творческой группы по теме « Технология ТРИЗ»...

Урок в невлад.группе

Обобщающий урок по теме....