Проблемные вопросы школьного курса "Обществознание"
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) на тему
Как эффективней подготовиться к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye_voprosy_shkolnogo_kursa_obshchestvoznanie.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Дзержинска Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Дзержинска
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию и праву
Проблемные вопросы школьного курса
«Обществознание»
Автор: Славгородская Людмила Валентиновна
учитель истории и обществознания
высшей категории
МБОУ «СОШ № 17» г. Дзержинск
Нижегородской области
Электронный адрес: Slavgorodskai@yandex.ru
Дзержинск, 2015
Проблемные вопросы школьного курса «Обществознание»
Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование новых педагогических технологий. XXI век делает необходимым в преподавании обществознания повышение культурного уровня, что означает постоянный поиск новых форм работы. Это позволяет повысить интерес к изучению предмета, ускорить процесс получения информации, развить познавательные способности школьников.
Как известно, учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков всех обучающихся, а с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников. Основная цель занятий с учащимися 10-11-х классов — не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена, то есть обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. При этом важно не забывать, что большинство учащихся ориентируются на дальнейшее обучение в ВУЗах, где общественные дисциплины изучаются в обязательном порядке независимо от профиля учебного заведения и необходимо, чтобы у будущего студента была необходимая обществоведческая база. Итак, поставим перед собой вопросы:
Как наиболее эффективно подготовить учащихся к ЕГЭ?
Какие проблемы возникают при этом и как их преодолеть?
Прежде всего, для эффективной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ необходимо четко представлять те требования, которые предъявляются к учащимся при сдаче экзамена. Эти требования изложены в Методических рекомендациях, опубликованных на сайте ФИПИ.[1]
Сложность заключается в том, что эти рекомендации постоянно обновляются, и приходится постоянно корректировать уже сформированные знания, умения навыки учащихся, что снижает качество формируемых ЗУНов. Не секрет, что порой «переучить» бывает значительно сложнее, чем сформировать новое умение.
Кроме того, негативную роль играет несогласованность требований ЗУНам в разных учебных дисциплинах. В этом году учащиеся впервые писали итоговое сочинение по литературе, для оценки которого используются определенные критерии.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и № 2 являются основными.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.[2]
При написании эссе по обществознанию используются следующие критерии
Критерии оценивания мини-сочинения по обществознанию.
Критерий 1. Раскрытие смысла высказывания
Критерий 2. Характер и уровень теоретической аргументации. Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы
Критерий 3. Качество фактической аргументации. Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения.[3]
Сравнивая эти критерии, мы можем ответить, что они во многом схожи, но по литературе главным является раскрытие смысла и фактическая аргументация на основе примеров анализа литературных произведений. В сочинении по обществознанию кроме смысла и фактической аргументации требуется также теоретическая аргументация. Но многие учащиеся усвоив модель написания сочинения по литературе, проецируют ее на сочинение по обществознанию, пропуская теоретическую аргументацию. Анализ сочинений по обществознанию учащихся 11 классов позволяет сделать однозначный вывод: учащихся вновь надо «переучивать». Это, думается, будет видно и на экзамене 2015 года.
Другая проблема, которая, думается является не менее важно, это отсутствие четко сформулированных понятий. При том огромном объеме информации, который составляет сегодняшнюю основу нашей жизни, необходимо четко знать смысл многих понятий. Учащиеся могут пользоваться разными источниками: учебниками, справочными материалами, Интернет- ресурсами и пр. Но очень часто понятия имеют разную трактовку, что затрудняет усвоение материала и его практическое применение.
Так, понятие «ответственность» имеет представлено разными определениями:
- это контроль над деятельностью человека с позиций выполнения им принятых норм и правил;[4]
- социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.[5]
- субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.[6]
Можно привести еще массу определений. Разумеется, что все эти определения раскрывают общую сущность понятия, но для учащегося найти общее довольно затруднительно. Поэтому масса времени тратится на отработку смысла понятий. В ЕГЭ это задания С5 (с 2015 вопрос № 32). Из своего опыта хочется отметить, что для лучшего усвоения материала целесообразно использовать метод составления таблицы понятий.
Понятие | Признаки | Критерии выделения типов или видов | Особенности | Функции |
Усвоение смысла понятий является одним из важнейших составляющих обучения, так как это во многом определяет и успешность выполнения тестовых заданий.
Вопросы, возникающие при изучении курса «Обществознание», не исчерпываются тлько обозначенными автором, но на сегодняшний день считаю, что они во многом определяют подготовку учащихся к важнейшему этапу в жизни - успешной сдаче Единого Государственного Экзамена, что во многом определяет выбор будущей профессии, а большому счету и выбор всего жизненного пути.
Список, используемой литературы
1. Кишенкова О.В. Обществознание. Справочник. – М, Эксмо, 2011, с.133
2. Баранов П.А.Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.- М.,АСТ.- Астрель, 2011
Интернет-ресурсы
1. Портал федерального института педагогических измерений. http://www.fipi.ru
2. Википедия. http://www. wikipedia.org
[1] Портал федерального института педагогических измерений. http://www.fipi.ru
[2] Портал федерального института педагогических измерений. http://www.fipi.ru
[3] Портал федерального института педагогических измерений. http://www.fipi.ru
[4] Кишенкова О.В. Обществознание. Справочник. – М, Эксмо, 2011, с.133
[5] Баранов П.А.Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.- М.,АСТ.- Астрель, 2011, с.107
[6] Википедия. http://www. wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемные вопросы на уроках русского языка и литературы
Как заинтересовать учеников на простом, казалось бы материале текущего урока?Как сделать всех участниками разговора на уроке? Как заставить каждого из них думать в рамках темы конкретного ...
Проблемные вопросы в курсе биологии 8 класса
Одной из проблем, стоящей перед современной школой, является проблема потери интереса к учёбе у большей части школьников к 8,9 классам, что проявляется в снижении успеваемости, качества знаний, в пере...
Проблемные вопросы и задачи по ботанике
Тема "Побег"...
программа элективного курса "Проблемные вопросы российской истории" с разработкой одного урока
Программа курса расчитана на 34 урока. Все темы имеют в российской исторической науке дискуссионный характер. если нет возможности реализации курса полностью - возможно использование в курсе истории О...
Проблемные вопросы и задания на уроке музыки
Уроки музыки, проведенные по традиционной, давно привычной схеме, на которых ученикам передается многовековой культурный опыт человечества и учитель опирается только на свой авторитет (великий компози...
Екатерина Великая. Проблемные вопросы истории Отечества.
Дискуссионная статья по теме "Проблемные вопросы в истории Отечества".Использованы материалы: В. Соснора "Властители и судьбы"....
Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.
По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...