Проблемные вопросы и задания на уроке музыки
учебно-методический материал по музыке на тему
Уроки музыки, проведенные по традиционной, давно привычной схеме, на которых ученикам передается многовековой культурный опыт человечества и учитель опирается только на свой авторитет (великий композитор, замечательное произведение и т.д.) и ощущения, эмоции, фантазию детей, то есть на то, что нельзя потрогать. Всегда ли мнения учителя и ребёнка совпадают? Конечно, нет. При этом чаще всего страдает не практический блок, который подразумевает активное участие ребят в конечном результате, а теоретический, где уже всё кем-то решено. Особенно остро это чувствуется в подростковом возрасте, когда слов учителя явно не достаточно, если они не подтверждены личным убеждением. Очень часто в старших классах это ведёт к угасанию интереса к предмету в целом, не смотря на то, что в начальной школе и среднем звене таких проблем не возникает. Проблемные вопросы, задания становятся поводом увлеченной дискуссии на уроке и ведет учащихся к новым открытиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye_voprosy_i_zadaniya_na_uroke_muzyki.docx | 28.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проблемные вопросы и задания на уроке музыки
Проблемный вопрос – тот, который вызывают интеллектуальные затруднения у обучающихся, поскольку ответ на него не содержится ни в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации. Он содержит в себе еще не раскрытую (учащимися) проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс.
Проблемный вопрос должен быть сложен настолько, чтобы вызвать затруднение у обучающихся, и в то же время быть посильным для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка такого вопроса логически должна быть связана с прежними знаниями учащихся. Ученик находит ответ, соотнося имеющиеся знания с новой информацией путем сравнения, сопоставления, обобщения, вычленения и т.д.
Примеры проблемных вопросов:
Музыка состоит из звуков, можно ли увидеть музыку?
Зачем люди придумали марш (песню, танец)?
Можно ли определить границы между музыкой разных народов?
Отличается ли отношение к музыке у людей разных стран?
Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
Почему возникла музыка?
Какими были первые музыкальные инструменты?
Каким бы был финал увертюры «Эгмонт», если бы Бетховен был романтиком?
Проблемное задание - направлено на то, чтобы найти неизвестное, которое находится в самом условии задания. В проблемном задании не просто описывается ситуация, включающая его условие, но и есть указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. В силу этого проблемное задание получает ограниченное поле поиска, но доступно для решения всеми учащимися.
Примеры проблемных заданий:
График « Линия жизни»
т | о | р | ж | е | с | т | в | о | |||||||||||||||||||||
р | а | д | о | с | т | ь | |||||||||||||||||||||||
в | о | л | н | е | н | и | е | ||||||||||||||||||||||
п | о | к | о | й | |||||||||||||||||||||||||
г | р | у | с | т | ь | ||||||||||||||||||||||||
п | л | о | х. | п | р | е | д | ч. | |||||||||||||||||||||
т | р | е | в | о | ж | н | о | ||||||||||||||||||||||
т | р | а | г | и | ч | н | о |
«Линия жизни» - это график, в котором точками обозначается изменение характера музыки.
В старших классах “Линия жизни” позволяет сопоставить содержательность лёгкого и серьёзного произведений, классического и современного. Как правило, классика выглядит, как развёрнутая линия с различными настроениями и их многочисленными оттенками, а во время звучания многих современных хитов: одна – две соседних точек - линия никак не движется. Анализируя «График жизни» учащиеся легко находят ответ на вопрос, почему одна музыка проходит испытание временем, а другая уходит в небытие.
«Как выглядит музыкальный инструмент будущего?» - ребятам предлагается создать инструмент будущего, придумать ему название, провести его представление (презентацию).
«Есть ли что мне сказать людям?»
Сначала создается установку: «А есть ли у меня что сказать, чем поделиться с другим человеком, со всеми людьми?». После рождения замысла (содержания) нужно представить: «как это выглядит?», «как это звучит?». Следующий вопрос «как сказать, чтобы меня поняли?», выбираются те выразительные средства, которые наиболее подходят для воплощения замысла. Ребенок-музыкант начинает понимать необходимость, например, «изобразить» голосом гудок, другие звуки города; с помощью барабанных палочек «отыскать» ритмический рисунок чего-то движущегося, найти мелодии, передающие взволнованный характер происходящего или, наоборот, передающие покой и др. В сущности здесь дети прикасаются к закону единства содержания и формы, начинают понимать процесс рождения музыки как процесс, протекающий от «что хочу сказать» к средствам «как это лучше сделать». И чувствуют, что «как» может быть очень разнообразным, но всегда выступающим как вторичное: музыка возникает не потому, что в жизни есть те или иные явления, а прежде всего потому, что их слышит человек и в звуках рассказывает о своем восприятии явлений и даже о том, какими он хотел бы видеть их в идеале!
Уроки музыки, проведенные по традиционной, давно привычной схеме, на которых ученикам передается многовековой культурный опыт человечества и учитель опирается только на свой авторитет (великий композитор, замечательное произведение и т.д.) и ощущения, эмоции, фантазию детей, то есть на то, что нельзя потрогать. Всегда ли мнения учителя и ребёнка совпадают? Конечно, нет. При этом чаще всего страдает не практический блок, который подразумевает активное участие ребят в конечном результате, а теоретический, где уже всё кем-то решено. Особенно остро это чувствуется в подростковом возрасте, когда слов учителя явно не достаточно, если они не подтверждены личным убеждением. Очень часто в старших классах это ведёт к угасанию интереса к предмету в целом, не смотря на то, что в начальной школе и среднем звене таких проблем не возникает. Проблемные вопросы, задания становятся поводом увлеченной дискуссии на уроке и ведет учащихся к новым открытиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания на уроках музыки.
Я предлагаю примеры творческих заданий, которые использую на своих уроках. Надеюсь, что они помогут Вам при подготовке к уроку....
Творческие задания на уроках музыки
В публикации рассказывается о творческих заданиях и о значении таких заданий в уебном процессе...
Нестандартные уроки с творческим заданием на уроках музыки
Доклад на методическое объединение...
Система вопросов и заданий к уроку по повести А.И.Герцена "Сорока-воровка"( 9-10 класс)
Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий к уроку по повести А.Герцена "Сорока-воровка". С его помощью можно составить конспект урока, разработать вопросы для контрол...
Каталог проблемных вопросов и заданий по географии
Проблемные вопросы к урокам географии с 5-11 класс....
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К УРОКУ МУЗЫКИ «Русская музыка - народная и композиторская» 4 класс
Формирование умения самостоятельного получения информации, умения проводить исследования; углубление представлений учащихся о русских народных инструментах; привить интерес к предмету через осуществле...
Проблемные вопросы и задания по географии
Проблемные вопросы и задания по географии...