Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Духовная культура
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_ege._dukhovnaya_kultura._obshchestvo.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение к ЕГЭ
Содержательный блок « Общество. Духовная культура»
Понятие общество:
- Группа людей объединившихся вместе
- Конкретный этап в историческом развитии народов
- Часть материального мира, состоящая из людей с характерными способами взаимодействия.
В курсе обществознания мы изучаем общество. которое представлено как динамичная система, проявляющаяся в различных сферах своей жизни, Все эти сферы взаимосвязаны между собой.
Сферы общества:
- духовная
- политическая
- экономическая
- социальная
Признаки общества
- своя территория;
- существует дольше продолжительности жизни 1 человека
- пополняется за счет детей представителей объединения
- браки заключаются между представителями объединения
- свое название и история
- своя система управления
- своя культура, общие обычаи, традиции, юридические нормы, нравы.
Социальные институты- в процессе совместной деятельности люди создают устойчивые нормы, механизмы, которые регулируют определенную сферу общественных отношений.
Общество и природа-общество можно рассматривать как самоорганизующуюся систему взаимоотношений между человеком и природой.В этом случае общество представляется обособившейся частью природы. Человек в результате своей деятельности влияет на природу.
Природа «сопротивляется» и сама в свою очередь влияет на человека(экологические кризисы, исчезновение некоторых биологических видов, появление ранее неизвестных болезней.
Факторы развития общества
объективные-независимые от воли и сознания человека | субъективные-когда человек выступает в качестве «движущей силы» общественного развития |
1. противоречия, которые закономерно возникают в процессе исторического развития общества(классовые, национальные противоречия) | деятельность народных масс |
2. социальный детерминизм- объективный источник общественного развития, который характеризуется тем, что общество во всем многообразии само выступает источником своего изменения и развития | деятельность конкретных социальных общностей( классов. наций) |
3. изменение природной среды | деятельность отдельных личностей |
Основные схемы общественного развития
линейно-восходящая ( Гегель, Маркс,Белл, Ростоу и др.) | циклическая (Тойнби, Шпенглер, Данилевский) |
общество проходит ряд последовательных, сменяющих друг друга этапов. Эти этапы характеризуются определенным уровнем производительных сил, мировозрением, накопленными знаниями, определенной системой коммуникаций ( пример: К. Маркс – выделял пять формаций общественного развития первобытнообщинную , рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую | исторические этапы развития не заменяют друг друга по восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга ( маятниковые, волнообразные, спиралевидные) |
В динамике общества различают эволюционный и революционный пути развития.
Эволюция- это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
Революция- это одна из форм движения, основанная на коренном, резком переходе от одного качественного состояния в другое.
Цивилизационный подход к истории- отрицает единство всемирно- исторического процесса и заявляет о замкнутом( циклическом) развитии каждой цивилизации.Основной этап развития духовная культура.
Формационный подход к истории- основа развтия способ производства.
Глобализация общества.
глобальный(глобус)
Мировая система
Все страны составляют единую мировую систему
страны «полупереферии» | «ядро» | «переферия» |
«Духовная культура»
Духовная культура- это результаты духовного производства и духовные ценности, воплощенные в произведения искусства, литерат., науке и т.д.
Основными формами духовной культуры и её институтами являются:
- миф
- религия
- нравственность
- искусство
- философия
- наука
Формы культуры:
народная- культура определенного народа
массовая-культура современного общества, расчитанная на массовое потребление. Распространяется благодаря радио, телевид., СМИ, рекламе( пример: телесериалы, попмузыка, шоу)
элитарная- культура привилигированной прослойки общества ( элиты) ( живопись Дали, киноискусство Феллини)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наука- это часть культуры, особый вид деятельности человека, направленный на получение новых знаний. Для науки главная ценность- это доказательство истины посредством практической деятельности. ( наука может служить, а может уничтожить ( ядерная бомба)
Наука не может развиваться без общества.
Сциентизм- учение о том, что только современная наука, способна решить все проблемы общества.
Антисциентизм- основывается на понимании того, что наука завела общественное развитие в тупик( экологический кризиз, угроза атомной войны)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мораль- совокупность правил, норм поведения, которые регулируют и направляют деятельность людей.
Нравственность- это исторически сложившийся свод неписаных законов, норм, правил.
Этика- наука о морали и нравственности, о должных отношениях между людьми.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Религия- форма духовной культуры, основанная на вере в сверхестетсвенное.
Формы религии:
- Ранние формы:
- фетишизм- вера в сверхест. силу природных предметов
- магия- вера в сверхест. связи между естествен. объектами и явлениями
- тотемизм- вера в существование сверхестественной связи между чело. родом и животными или растениями
- анимизм- основан на вере в существование души, духов
- Национально-государственные формы: иудаизм( религия евреев), синтоизм( религия японцев) , даосизм( религия китайцев).
- Мировые религии:
- буддизм ( VI-V в до н.э)
- христианство(I в н.э)
- ислам(VII в. н.э.)
- Новые нетрадиционные религии
Специфическая черта религии- нравоучительный характер.
Искусство- вид духовной культуры, который воспроизводит мир в художественных образах, основываясь на чуственном восприятиии прекрасного
Образование
1)целостная система знаний о мире, основанная на данных современной науки, воспитательных традициях
- целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, ощества, государства
- система учебных заведений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по обществознанию Духовная культура
Контрольный тест можно использовать по завершении темы по духовной культуре в 10 и 11 классе....
Презентация к уроку по обществознанию "Духовная культура" 10 кл.
Вызывает интерес у учащихся, позволяет существенно повысить наглядность изложения материала....
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Схемы. Культура
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Культура...
Технологическая карта урока обществознания. "Духовная культура общества" (Часть 2. "Многообразие культур")
Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по базовой программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....
( ПК1) 6.04 Обществознание Духовная культура
Задание.1. Ознакомьтесь с терминами: духовная жизнь общества, духовные и культурные ценности, массовая и элитарная культура, контркультура2. Прочтите текст Антуана де Сент-Экзюпери " Планета люде...
Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию: Человек. Общество. Духовная сфера.
Данный материал будет полезен педагогам и учащимся для организации подготовки к ОГЭ по обществознанию. Максимально сжатый конспект позволит за короткий срок повторить ранее изученные темы....
Презентация по обществознанию "Духовная культура" 8 класс
Презентация по обществознанию "Духовная культура" 8 класс. Презентация содержит анимированный материал, который не видно в предварительном просмотре...