Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Схемы. Культура
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Культура
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Культура схемы | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура
Культура ( лат) — возделывание, культивирование почвы.
Культура- все виды преобразовательной деятельности, а так же её результаты.
Культура в узком смысле - степень воспитанности человека.
Элементы культуры:
1.Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства)
2.Материальная - созданная в процессе производственной деятельности( средства труда, культурно-бытовые сооружения)
Культурный комплекс- совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных( футбол- болельщики, символика, чемпионаты).
Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое ( творчество Пушкина)
Культурные универсалии- нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества ( мировая мода).
Функции культуры:
- Познавательная - формирование представлений о народе, стране, эпохе
- Оценочная – определение системы ценностей
- Регулятивная – формирование системы норм и требований
- Информативная – передача опыта, ценностей
- Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей
- Социализации – усвоение норм и культурных ролей.
Пути развития культуры:
- Накопление культурных ценностей
а) вертикальное- передача культурных ценностей от поколения к поколению
( евклидова геометрия-геометрия Лобачевского)
б) горизонтальное — наследование целого художественного
произведения( сонеты Шекспира в 19 и 21 веке)
- Новаторство
Формы культуры:
- Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: « искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству.
Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться, мир возвратится в состояние варварства. Выделил черты « массового человека»:
-рост жизненных запросов
-врождённая неблагодарность
-плывёт по течению
- Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель -получить коммерческую выгоду. Сленговое название- кич, китч(в переводе с нем.)- дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема.Пассивное потребление.
Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт - соединение элитарной и массовой культуры ( Бах в современной обработке)
- Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры.
- Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.
Доминирующая культура- совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов ( типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д. )
Европоцентризм - течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.
Американоизм - течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.
Афроизм( негритюд) - течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.
Диалог культур( Бахтин)- взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов.
Разновидности культуры:
- Субкультура- часть общей культуры, присущей большой социальной группе ( молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)
- Контркультура- субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями ( хиппи)
Мораль
Мораль ( лат) – нравственный, относящийся к характеру.
Мораль- совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.
Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.
Этика- наука о морали.
Признаки морали:
- всеобщность
- добровольность
Функции морали:
- познавательная
- регулятивная
- воспитательная
- мотивационная
- прогностическая
- аксиологическая ( формирует ценности)
Моральная система включает в себя:
- моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
- моральные ценности
Ценность- положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Существует 7 фундаментальных ценностей:
- польза- экономика
- господство-политика
- справедливость- социальная сфера
- истина
- красота
- добро- духовная сфера
- свобода- все сферы
Основные категории морали:
- Добро- положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.
Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.
- Долг- осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
- Стыд- осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
- Совесть- способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
- Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.
- Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.
- Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.
Золотое правило морали Канта ( категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.
Нравственность- степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
Этапы нравственного поведения:
- человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания
- ----------------------------------------------------, так как дорожит мнением других людей
- ----------------------------------------------------, так как его поведение определяется определёнными принципами.
Духовность-обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.
Альтруизм- бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. « Живи для других».
Мировоззрение
Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.
Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично.
Роль мировоззрения:
- даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.
- позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: « хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».
- позволяет определить истинные ценности жизни.
Исторические типы мировоззрения:
- мифологическое
- религиозное
- философское
- научное
Формы мировоззрения:
- мироощущение - эмоциональный опыт человека
- мировосприятие - интеллектуальный опыт человека
Уровни мировоззрения:
- жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте
- теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами
Типы мировоззрения:
- обыденное ( житейское) и научное
- прогрессивное и реакционное
- оптимистическое и пессимистическое
- религиозное и атеистическое
- теоцентризм( приоритет Бога), природоцентризм, антропоцентризм( человека), социоцентризм, наукоцентризм. Фундаментализм- религиозный фанатизм.
- 6. Гуманистическое
- человек, как часть природы ответственен за её сохранность
- бережное отношение к человеческой жизни
- физическое и нравственное здоровье человека
- признание равноправия различных мировоззрений
- достоинство личности
- созидательный труд на благо общества
- доброжелательные отношения между людьми
Наука и образование
Наука - особая система знаний
- система специфических организаций с работающими в них людьми ( НИИ)
- особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Функции науки:
- теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
- культурно-мировоззренческая
- практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
- 4. социальная
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития
-управление процессами социального развития( разработка концепций, формулирование законодательных актов)
- определение путей и способов практического использования добытых знаний - превращение науки в производительную силу общества
- производственная
- прогностическая
Классификация наук:
по предмету познания
- естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира ( физика, химия, математика)
- общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей( социология, экономика, обществознание)
- гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики( философия, история)
- технические - служат практическим целям( радиоэлектроника, химия полимеров)
по удалённости от практики
1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику
2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем
Этические нормы науки:
- социальная ответственность учёного ( клонирование)
- бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
- общечеловеческие требования и запреты ( плагиат)
Черты современной науки:
- всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом
- незавершённость
- дифференцированность- различные направления и школы
- интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ
Инновация- нововведение.
Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния.
Функции образования:
- трансляция культуры в обществе.
- Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
- Социальная селекция ( размещение в социальной структуре)
- проведение социальных и культурных изменений в обществе
- обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.
Обязательным является полное среднее образование.
Основные направления в развитии образования:
- демократизация
- компьютеризация
- интеграция — компетентностный подход
- интернационализация - единая система образования
- гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам
- гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
- профилизация
Тенденции в развитии образования:
- должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры
- переход к непрерывному образованию ( самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
- развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
- возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
- повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Уровни образования:
Общее образование
-дошкольное
-начальное
-основное общее
-среднее (полное) общее
-дополнительное
Профессиональное образование
-начальное
-среднее ( лицей)
-высшее ( колледж)
а) бакалавриат
б) магистратура
Искусство.
Искусство в широком смысле- художественное творчество в целом
Искусство в узком смысле- изобразительное искусство( живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства
Искусство- специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.
Эстетика- наука о красоте.
Платон- « искусство- подражание миру чувственных предметов, тень теней».
Возникновение искусства связано с магией и религиозными верованиями.
Особенности искусства:
- эмоционально-чувственное постижение мира
- локальность- отражение только тех компонентов, которые вызывают эстетическую реакцию автора
- субъективность-отражение мира автора
- компенсаторность- стремление преодолеть узость стеореотипного восприятия окружающей действительности
Функции искусства:
- познавательная
- информационная
- ценностно-ориентирующая
- коммуникативная
- эмоционально-рефлекторная ( эстетическое отражение действительности)
- гедонистическая. Гедонизм- система взглядов, в основе которой лежит стремление к удовольствию и отвращению от страданий как смыслу жизни
- эстетическая
- утешительно -компенсаторная – восстанавливает утраченную гармонию.
Вид искусства - конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале ( литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство).
Виды видов искусства:
- простое — в основе одно средство художественного выражения( поэзия-слово)
- сложное ( театр, балет)
- изобразительное — отражение действительности как она есть ( фотография)
- выразительное- образ не аналогичен действительности ( фотошоп)
- реальное ( Шеллинг) — музыка, живопись, архитектура, скульптура
- идеальное- литература
1. пространственное- пластичное- архитектура, фото, скульптура
2. временное- динамичное- литература, музыка
- пространственно -динамичное — синтетические зрелища - театр
Жанр искусства - специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом( эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке).
Подлинность произведений искусства определяют только специалисты и культурно подготовленная публика.
Религия
Религия- вера в сверхъестественные силы и поклонение им.
Возникает так как человек был не в состоянии объяснить явления природы и действительности.
Роль религии в жизни общества:
«+»
- один из компонентов духовной культуры
- один из институтов общества
- специфический тип мировоззрения
- совокупность моральных принципов
- активно участвует в жизни общества
- одно из средств социального контроля
- сообщество людей, связанных единой верой
- компенсаторная функция - утешение
«-»
- способствует развязыванию войн
- страх как фактор поддержания религиозности
- догматичность.
Конфессиональный - религиозный
В малых культурах существовало 2 основных религии - тотемизм и анимизм.
Тотемизм ( Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой. Обычно каждый род имел свой тотем. На него накладывалось табу при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках. Партогенезис- вера в возможность зачатия от тотема.
Фетишизм- поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства.
Анимизм ( Шталь, Тайлор) — вера в одушевлённость природы, существование души и духов.
Спиритизм - общение с духами.
Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями.
Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром.
Виды религий:
по количеству богов
- монотеистические
- политеистические
по решению проблем спасения
- через собственную деятельность ( буддизм)
- через посредника-спасителя
по степени легализации
- институциональная- верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы — секта, церкви
- внеинституциональные- модернистские объединения — культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида
по степени распространения
- национальные ( локальные)
- мировые
Вебер : бюрократ-конфуцианство, маг-индуизм,монах-буддизм, воин-ислам, бродячий ремесленник- христианство.
Особенности мировых религий:
- распространены на всех континентах
- вера в единого бога
- эгалитарность -проповедование равенства
- прозелитизм-стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания
Буддизм.
Возник в 6 веке до н.э. В Индии.
В основе легенда о принце Гаутаме. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца. Похоронную процессию, погружённого в раздумия аскета. Дерево бодха - древо познания. Будда - просветлённый.
Смысл буддизма:
- страдания правят миром.
- Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.
Танха -желание.
-жажда чувственных удовольствий
-жажда процветания
-жажда к уничтожению
- уйти от страданий можно погрузившись в нирвану. Нирвана- покой, блаженство. Сансара- круговорот рождения и смерти.
- Есть путь погружения в нирвану.
Заповеди буддизма:
- Ахинса - непричинение вреда живому
- не брать чужой собственности
- не касаться чужой жены
- не говорить неправды
- не пить вина
Реинкарнация - учение о перерождении душ.
Священная книга - Типитака ( 3 корзины)
Направления буддизма:
- Махаяна - Большая колесница- широкий путь спасения
- Хинаяна- Малая колесница- узкий путь для монахов-отшельников.
Верховный жрец - Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.
Христианство.
Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи.
В основе легенда о великом мессии Христе.
1054- разделение на православие и католицизм.
16 век, реформация в германии, появление протестантизма.
Православие - правильное учение.
- идея центризма - Бог- центр мироздания
- идея творения
- идея откровения ( любое знание - божественное)
- идея грехопадения
- идея конца света и страшного суда
- идея спасения и воскресения для вечной жизни
- 10 заповедей
- священная книга- Библия
Ветхий завет ( история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)
Новый завет( предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие -благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.
Католицизм- всемирная.
- догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание
- дух-эманация - производная Бога-отца
- учение о чистилище
- централизованность церковной организации
- безошибочность папы в вопросах веры и нравственности
- нерасторжимость таинства брака
- целибат-безбрачие духовенства
- крестное знамение слева направо
- богослужение на латыни
- крещение через возлияние воды на голову
Протестантизм - публично доказывающий.
- спасение личной верой
- священство всех верующих
- исключительный авторитет Библии
- церковь не посредник между Богом и людьми
- молитвенные дома без пышности
- из таинств только крещение и причастие
Основные формы протестантизма:
- Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.
- Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.
- Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.
- Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.
- Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.
Ислам- предание себя Богу, покорность.
Возник в 7 в. на Аравийском полуострове.
В основе легенда о пророке Мухаммеде.
Хиджра- переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.
Заповеди ислама:
- исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.
- Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.
- Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.
- Милостыня 1 раз в 1 год.
- Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу.
Мюридизм - воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават - священную войну против неверных.
Теократическое государство - государство в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти.
Священная книга- Коран. Сура-глава.
Шариат- система мусульманского права.
Течения ислама:
- суннизм- власть не в руках потомков пророка
- шиизм- власть в руках потомков пророка, имамов
Типы религиозных организаций:
- церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
- Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.
- Деноминация- секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру( кальвинизм)
- культ. Свободен и неустойчив. Главное внимание индивидуальному опыту .Разновидности культа:
- магия ( колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы
-умилостивительный культ- комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.
Депривация- положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.
Локальные религии.
Конфуцианство.
Китай. Правитель получает божественный мандат -мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. « 24 примера сяо».Идеал совершенного человека- цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.
Даосизм.
Китай. Дао-путь. Человек- посредник, « передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип у вэй - соблюдение естественного хода вещей. 2 начала- Инь - темное, Ян -светлое.
Иудаизм.
Палестина. Бог Яхве.
Зороастризм.
Иран. Культ огня и чистоты.
Синтоизм.
Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками -дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай - тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы.
Индуизм.
Индия. Брахманы - белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.
Ясперс- теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, послужило толчком для развития культур востока и запада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки к ГИА по обществознанию
Тесты к разделу Экономика...
Материалы для подготовки к ГИА по обществознанию
Тесты к разделу "Человек и общество"...
Материалы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (вопросы экономики)
Материалы по подговке к ЕГЭ по обществознанию. Здесь даны задания по экономике....
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Тематические схемы по обществознанию, с помощью которых удобно повторять основные темы курса обществознания...
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Духовная культура
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию....
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Схемы Экономика
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Экономика...
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Схемы Право
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Схемы Право...