Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Схемы. Культура
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Баландина Оксана Владимировна

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Культура

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура

Культура ( лат) — возделывание, культивирование почвы.

Культура- все виды преобразовательной деятельности, а так же её результаты.

Культура в узком смысле - степень воспитанности человека.

Элементы культуры:

1.Духовная-созданная  в процессе духовного творчества (произведения искусства)

2.Материальная - созданная в процессе производственной деятельности( средства труда, культурно-бытовые сооружения)

Культурный комплекс- совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных( футбол- болельщики, символика, чемпионаты).

Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое ( творчество Пушкина)

Культурные универсалии- нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества ( мировая мода).

Функции культуры:

  1. Познавательная - формирование представлений о народе, стране, эпохе
  2. Оценочная – определение системы ценностей
  3. Регулятивная – формирование системы норм и требований
  4. Информативная – передача опыта, ценностей
  5. Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей
  6. Социализации – усвоение норм и культурных ролей.

 

Пути развития культуры:

  1. Накопление культурных ценностей

      а) вертикальное- передача культурных ценностей от поколения к поколению

       ( евклидова геометрия-геометрия Лобачевского)

      б) горизонтальное — наследование целого художественного

   произведения( сонеты Шекспира в 19 и 21 веке)

  1. Новаторство

Формы культуры:

  1. Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: « искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству.

 Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться,  мир возвратится в состояние варварства. Выделил черты « массового человека»:

-рост жизненных запросов

-врождённая неблагодарность

-плывёт по течению

  1. Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель -получить коммерческую выгоду. Сленговое название- кич, китч(в переводе с  нем.)- дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема.Пассивное потребление.

Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт - соединение элитарной и массовой культуры ( Бах в современной обработке)

  1. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры.
  2. Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.

Доминирующая культура- совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов ( типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д. )

Европоцентризм - течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.

Американоизм - течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.

Афроизм( негритюд) - течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.

Диалог культур( Бахтин)- взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов.

Разновидности культуры:

  1. Субкультура- часть общей культуры, присущей большой социальной группе ( молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)
  2. Контркультура- субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями ( хиппи)

 

 

                                                 Мораль

Мораль ( лат) – нравственный, относящийся к характеру.

Мораль- совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Этика- наука о морали.

Признаки морали:

  1. всеобщность
  2. добровольность

Функции морали:

  1. познавательная
  2. регулятивная
  3. воспитательная
  4. мотивационная
  5. прогностическая
  6. аксиологическая ( формирует ценности)

Моральная система включает в себя:

-       моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества

-       моральные ценности

Ценность- положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Существует 7 фундаментальных ценностей:

  1. польза- экономика
  2. господство-политика
  3. справедливость- социальная сфера
  4. истина
  5. красота
  6. добро- духовная сфера
  7. свобода- все сферы

Основные категории морали:

  1. Добро- положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.

Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.

  1. Долг- осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
  2. Стыд- осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
  3. Совесть- способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
  4. Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.
  5. Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.
  6. Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.

Золотое правило морали Канта ( категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.

 

 Нравственность- степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

Этапы нравственного поведения:

  1. человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания
  2. ----------------------------------------------------, так как дорожит мнением других людей
  3. ----------------------------------------------------, так как его поведение определяется определёнными принципами.

Духовность-обращённость человека  к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.

Альтруизм- бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. « Живи для других». 

  

 

 Мировоззрение 

Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.

Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично.

Роль мировоззрения:

  1. даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.
  2. позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: « хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».
  3. позволяет определить истинные ценности жизни.

Исторические типы мировоззрения:

  1. мифологическое
  2. религиозное
  3. философское
  4. научное

Формы мировоззрения:

  1. мироощущение - эмоциональный опыт человека
  2. мировосприятие - интеллектуальный опыт человека

Уровни мировоззрения:

  1. жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте
  2. теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами

Типы мировоззрения:

  1. обыденное ( житейское) и научное
  2. прогрессивное и реакционное
  3. оптимистическое и пессимистическое
  4. религиозное и атеистическое
  5. теоцентризм( приоритет Бога), природоцентризм, антропоцентризм( человека), социоцентризм, наукоцентризм. Фундаментализм- религиозный фанатизм.
  6. 6.     Гуманистическое

- человек, как часть природы ответственен за её сохранность

- бережное отношение к человеческой жизни

- физическое и нравственное здоровье человека

- признание равноправия различных мировоззрений

- достоинство личности

- созидательный труд на благо общества

- доброжелательные отношения между людьми

 

 

Наука и образование

 

Наука           - особая система знаний

-       система специфических организаций с работающими в них людьми ( НИИ)

-       особый вид деятельности, система научных исследований.

Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

Функции науки:

  1. теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
  2. культурно-мировоззренческая
  3. практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
  4. 4.     социальная

-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития

-управление процессами социального развития( разработка концепций, формулирование законодательных актов)

- определение путей и способов практического использования добытых знаний - превращение науки в производительную силу общества

  1. производственная
  2. прогностическая

Классификация наук:

по предмету познания

  1. естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира ( физика, химия, математика)
  2. общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей( социология, экономика, обществознание)
  3. гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики( философия, история)
  4. технические - служат практическим целям( радиоэлектроника, химия полимеров)

                                     по удалённости от практики

1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику

2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем

Этические нормы науки:

  1. социальная ответственность учёного ( клонирование)
  2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
  3. общечеловеческие требования и запреты ( плагиат)

Черты современной науки:

-       всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом

-       незавершённость

-       дифференцированность- различные направления и школы

-       интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ

Инновация- нововведение.

Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.

 

Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.

Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния.

Функции образования:

  1. трансляция культуры в обществе.
  2. Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
  3. Социальная селекция ( размещение в социальной структуре)
  4. проведение социальных и культурных изменений в обществе
  5. обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.

Обязательным является полное среднее образование.

Основные направления в развитии образования:

  1. демократизация
  2. компьютеризация
  3. интеграция — компетентностный подход
  4. интернационализация -  единая система образования
  5. гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам
  6. гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
  7. профилизация

 

Тенденции в развитии образования:

-       должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры

-       переход к непрерывному образованию ( самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)

-       развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования

-       возрастание роли образования в формировании гражданской позиции

-       повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности

 

Уровни образования:

Общее образование

-дошкольное

-начальное

-основное общее

-среднее (полное) общее

-дополнительное

Профессиональное образование

-начальное

-среднее ( лицей)

-высшее ( колледж)

а) бакалавриат

б) магистратура  

 

 

Искусство.

 

Искусство в широком смысле- художественное творчество в целом

Искусство в узком смысле- изобразительное искусство( живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства

Искусство- специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.

Эстетика- наука о красоте.

Платон- « искусство- подражание миру чувственных предметов, тень теней».

Возникновение искусства связано с магией и религиозными верованиями.

Особенности искусства:

  1. эмоционально-чувственное постижение мира
  2. локальность- отражение только тех компонентов, которые вызывают эстетическую реакцию автора
  3. субъективность-отражение мира автора
  4. компенсаторность- стремление преодолеть узость стеореотипного восприятия окружающей действительности

Функции искусства:

  1. познавательная
  2. информационная
  3. ценностно-ориентирующая
  4. коммуникативная
  5. эмоционально-рефлекторная ( эстетическое отражение действительности)
  6. гедонистическая. Гедонизм- система взглядов, в основе которой лежит стремление к удовольствию и отвращению от страданий как смыслу жизни
  7. эстетическая
  8. утешительно -компенсаторная – восстанавливает утраченную гармонию.

 

Вид искусства - конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале ( литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство).

Виды видов искусства:

  1. простое — в основе одно средство художественного выражения( поэзия-слово)
  2. сложное ( театр, балет)
  1. изобразительное — отражение действительности как она есть ( фотография)
  2. выразительное- образ не аналогичен действительности ( фотошоп)
  1. реальное ( Шеллинг) — музыка, живопись, архитектура, скульптура
  2. идеальное- литература

1. пространственное- пластичное- архитектура, фото, скульптура

2. временное- динамичное- литература, музыка

  1. пространственно -динамичное — синтетические зрелища - театр

 

Жанр искусства - специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом( эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке).

Подлинность произведений искусства определяют только специалисты и культурно подготовленная публика. 

 

 

Религия

Религия- вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Возникает так как человек был не в состоянии объяснить явления природы и действительности.

Роль религии в жизни общества:

«+»

  1. один из компонентов духовной культуры
  2. один из институтов общества
  3. специфический тип мировоззрения
  4. совокупность моральных принципов
  5. активно участвует в жизни общества
  6. одно из средств социального контроля
  7. сообщество людей, связанных единой верой
  8. компенсаторная функция - утешение

«-»

  1. способствует развязыванию войн
  2. страх как фактор поддержания религиозности
  3. догматичность.

Конфессиональный - религиозный

В малых культурах существовало 2 основных религии - тотемизм и анимизм.

Тотемизм  ( Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой.  Обычно каждый род  имел свой тотем. На него накладывалось табу при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках. Партогенезис- вера в возможность зачатия от тотема.

Фетишизм- поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства.

Анимизм ( Шталь, Тайлор) — вера в одушевлённость природы, существование души и духов.

Спиритизм - общение с духами.

Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями.

Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром.

Виды религий:

по количеству богов

  1. монотеистические
  2. политеистические

по решению проблем спасения

  1. через собственную деятельность ( буддизм)
  2. через посредника-спасителя

по степени легализации

  1. институциональная- верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы — секта, церкви
  2. внеинституциональные- модернистские объединения — культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида

по степени распространения

  1. национальные ( локальные)
  2. мировые

Вебер : бюрократ-конфуцианство, маг-индуизм,монах-буддизм, воин-ислам, бродячий ремесленник- христианство.

Особенности мировых религий:

  1. распространены на всех континентах
  2. вера в единого бога
  3. эгалитарность -проповедование равенства
  4. прозелитизм-стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания

Буддизм.

Возник в 6 веке до н.э. В Индии.

В основе легенда о принце Гаутаме.  Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца. Похоронную процессию, погружённого в раздумия аскета. Дерево бодха - древо познания. Будда - просветлённый.

Смысл буддизма:

  1. страдания правят миром.
  2. Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.

Танха -желание.

-жажда чувственных удовольствий

-жажда процветания

-жажда к уничтожению

  1. уйти от страданий можно погрузившись в нирвану. Нирвана- покой, блаженство. Сансара- круговорот рождения и смерти.
  2. Есть путь  погружения в нирвану.

Заповеди буддизма:

  1. Ахинса - непричинение вреда живому
  2. не брать чужой собственности
  3. не касаться чужой жены
  4. не говорить неправды
  5. не пить вина

Реинкарнация - учение о перерождении душ.

Священная книга - Типитака ( 3 корзины)

Направления буддизма:

  1. Махаяна - Большая колесница- широкий путь спасения
  2. Хинаяна- Малая колесница- узкий путь для монахов-отшельников.

Верховный жрец - Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.

 

 Христианство.

Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи.

В основе легенда о великом мессии Христе.

1054- разделение на православие и католицизм.

16 век, реформация в германии, появление протестантизма.

Православие - правильное учение.

-       идея центризма - Бог- центр мироздания

-       идея творения

-       идея откровения ( любое знание - божественное)

-       идея грехопадения

-       идея конца света и страшного суда

-       идея спасения и воскресения для вечной жизни

-       10 заповедей

-       священная книга- Библия

Ветхий завет ( история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)

Новый завет( предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие -благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.

Католицизм- всемирная.

-       догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание

-       дух-эманация -  производная Бога-отца

-       учение о чистилище

-       централизованность церковной организации

-       безошибочность папы в вопросах веры и нравственности

-       нерасторжимость таинства брака

-       целибат-безбрачие духовенства

-       крестное знамение слева направо

-       богослужение на латыни

-       крещение через возлияние воды на голову

Протестантизм - публично доказывающий.

-       спасение личной верой

-       священство всех верующих

-       исключительный авторитет Библии

-       церковь не посредник между Богом и людьми

-       молитвенные дома без пышности

-       из таинств только крещение и причастие

Основные формы протестантизма:

  1. Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.
  2. Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.
  3. Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.
  4. Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.
  5. Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.

Ислам- предание себя Богу, покорность.

Возник в 7 в. на Аравийском полуострове.

В основе легенда о пророке Мухаммеде.

Хиджра- переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.

Заповеди ислама:

  1. исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.
  2. Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.
  3. Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.
  4. Милостыня 1 раз в 1 год.
  5. Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу.

Мюридизм - воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават - священную войну против неверных.

Теократическое государство - государство в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти.

Священная книга- Коран. Сура-глава.

Шариат- система мусульманского права.

Течения ислама:

-       суннизм- власть  не в руках потомков пророка

-       шиизм- власть в руках потомков пророка, имамов

Типы религиозных организаций:

  1. церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
  2. Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.
  3. Деноминация- секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру( кальвинизм)
  4. культ. Свободен и неустойчив. Главное внимание индивидуальному опыту .Разновидности культа:

- магия ( колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы

-умилостивительный культ- комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.

Депривация- положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.

 

 

Локальные религии.

Конфуцианство.

Китай. Правитель получает божественный мандат -мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. « 24 примера сяо».Идеал совершенного человека-  цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.

Даосизм.

Китай. Дао-путь. Человек- посредник, « передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип у вэй - соблюдение естественного хода вещей. 2 начала- Инь - темное, Ян -светлое.

Иудаизм.

Палестина. Бог Яхве.

Зороастризм.

Иран. Культ огня и чистоты.

Синтоизм.

Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками -дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай - тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших.  Талисманы.

Индуизм.

Индия. Брахманы - белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.

Ясперс- теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, послужило толчком для развития культур востока и запада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к ГИА по обществознанию

Тесты к разделу "Человек и общество"...

Материалы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (вопросы экономики)

Материалы по подговке к ЕГЭ по обществознанию. Здесь даны задания  по экономике....

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Тематические схемы по обществознанию, с помощью которых удобно повторять основные темы курса обществознания...

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Духовная культура

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию....

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Схемы Экономика

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Экономика...

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Схемы Право

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Схемы Право...