Рабочая учебная программа по обществознанию для СПО 117 часов
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС технического профиля по специальностям СПО:
260807 Технология продукции общественного питания
110809 Механизация сельского хозяйства
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл, базовая учебная дисциплина, технический профиль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_obshchestvu.docx | 70.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зимовниковский сельскохозяйственный техникум имени Бабаевского П.А.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
(ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)
для специальностей:
260807 Технология продукции общественного питания
110809 Механизация сельского хозяйства
Зимовники, 2014
ОДОБРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО с целью практического применения МК дисциплин общеобразовательного цикла Протокол № ___ от __________ 2014 г. Председатель МК _____________Л.В.Языкова | СОСТАВЛЕНА в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» |
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УМР
_______________ Е.А. Дорошенко
Разработчик:
преподаватель первой квалификационной категории
ГБПОУ РО «ЗСХТ» Л.В. Языкова
Рецензенты:
1. Степкина С.Н – преподаватель I квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗСХТ»
2. Метелкина Ж.С. - к.и.н., ст. преподаватель кафедры зарубежной истории и международных отношений ЮФУ
Рецензия
на рабочую программу учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) разработанную преподавателем ГБПОУ РО «ЗСХТ» Языковой Л.В.
Рабочая программа учебной дисциплины Обществоведение разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
В основу данной программы положена примерная программа авторов Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, А.Ю. Лазебниковой.
Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, рецензию, тематический план, содержание программы, список литературы.
Согласно государственному образовательному стандарту учебный предмет обществознание представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В программе отражается основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает изучение тем по экономике и праву.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание обеспечивает углубленное изучение некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Рецензент _________________
Степкина С.Н – преподаватель I квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗСХТ»
Рецензия
на рабочую программу учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) разработанную преподавателем
ГБПОУ РО «ЗСХТ» Языковой Л.В.
Рабочая программа учебной дисциплины Обществоведение разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
В основу данной программы положена примерная программа авторов Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, А.Ю. Лазебниковой.
Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, рецензию, тематический план, содержание программы, список литературы.
Согласно государственному образовательному стандарту учебная дисциплина обществознание представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Программа учитывает изучение тем по экономике и праву.
Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание дисциплины обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и других дисциплин.
Требования к уровню подготовки студентов дают более конкретные представления о том, что именно должны знать обучающиеся, какие умения должны быть сформированы в ходе курса.
Контроль знаний проводится преимущественно в форме тестов, контрольных работ, подготовки рефератов, докладов, сообщений.
Рецензент ____________
Метелкина Ж.С. - к.и.н., ст. преподаватель кафедры зарубежной истории и международных отношений ЮФУ
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 6 |
| 9 |
| 22 |
| 24 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС технического профиля по специальностям СПО:
260807 Технология продукции общественного питания
110809 Механизация сельского хозяйства
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл, базовая учебная дисциплина, технический профиль.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате изучения учебной дисциплины «обществознание» студент должен знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» студент должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка: 176 часов,
в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка: 117 часов;
самостоятельная работа: 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 176 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
Контрольные работы | 6 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося (всего) | 59 |
в том числе: | |
реферативная работа | 12 |
исследовательская работа | 10 |
подготовка презентаций | 8 |
работа с информационными источниками | 21 |
творческие задания | 8 |
Итоговая аттестация - экзамен | 6 |
Тематическое планирование по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования общества. Значимость социального знания. | 1 | ||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; | 1 | |||
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 21 | |||
Тема 1. 1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. | Содержание учебного материала | 12
| ||
1. | Философские представления о человеке. Философские представления о социальных качествах человека. Философские представления о социальных качествах человека. Науки о человеке. Цель и смысл жизни человека. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Мировоззрение и его роль в жизни человека. | 2 | ||
2. | Человек, индивид, личность. Человек, индивид, личность. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. | |||
3. | Социализация личности. Социализация личности. Этапы социализации. Агенты социализации. Самосознание и социальное поведение. Самореализация. | |||
4. | Деятельность человека. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности. Виды деятельности. Мотивы деятельности. Творчество. Потребности, способности и интересы. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. | |||
5. | Деятельность и мышление. Деятельность и мышление. Познание чувственное и рациональное: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. | |||
6. | Выбор профессии. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | |||
7. | Свобода человека. Свобода человека и ее ограничители. Свобода и ответственность. Выбор и ответственность за его последствия. Свободное общество. Гражданские качества личности. | |||
8. | Социальное развитие. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Социальные процессы в современной России. | |||
9. | Молодежная среда и ее проблемы. Молодежь как социальная группа. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми); – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей; – выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; – решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов. | 6 | |||
Тема 1.2.Общество как сложная система | Содержание учебного материала | 9
| ||
1. | Общество как сложная динамическая система. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Общество и природа. Общество и культура. Противоречивость воздействия людей на природную среду. | 2 | ||
2. | Социальные институты. Основные институты общества: институт семьи и брака, политические институты, экономические институты, институты образования, науки и культуры, институт религии. Функции социальных институтов. | |||
3. | Цивилизация и формация. Цивилизация и формация. Типология обществ. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) и его основные признаки. | |||
4. | Эволюция и революция. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие прогресса и регресса. Общественный прогресс и регресс. Критерии общественного прогресса. Критерии социального прогресса. | |||
5. | Глобализация современного общества. Многовариантность общественного развития. Особенности современного мира. Целостность и противоречивость современного мира. Процессы глобализации. | |||
6. | Глобальные проблемы человечества. Глобальные проблемы. Проблема Севера и Юга. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Экологическая проблема. Демографическая проблема. | |||
7. | Контрольная работа по разделу № 1 | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; | 4 |
| ||
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 15 | |||
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1-2 | Культура и духовная жизнь общества. Понятие о культуре и субкультуре. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 | ||
3-4 | Многообразие культур. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Учреждения культуры. | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях культуры и субкультуры, - сообщения о типах и видах культуры; – решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов. | 2 | |||
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире. | Содержание учебного материала | 4
| ||
1. | Познание и знание. Познание и знания. Понятие истины, ее критерии. Особенности научного мышления. | 2 | ||
2. | Многообразие человеческого знания. Виды человеческих знаний. | |||
3. | Наука. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом. | |||
4. | Образование. Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; | 2 | |||
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала | 7
| ||
1-2 | Мораль. Мораль и право. Этика. Профессиональная этика. Идеалы. Нравственность. Нравственные категории. Основные принципы и нормы морали. Смысл жизни. | 2 | ||
3-4 | Религия. Вера и верования. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Мировые религии. Религиозное и светское сознание. Религиоведение. Теология. Свобода совести. Вера и верования. | |||
5-6 | Искусство. Искусство и его роль в жизни людей. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Особенности искусства. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. | |||
7 | Контрольная работа по разделу № 2 | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; – решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов. | 3 | |||
Раздел 3. Экономика | 22 | |||
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи. | Содержание учебного материала | 6
| ||
1-2 | Экономика: наука и хозяйство. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Материальные и духовные потребности. | 2 | ||
3-4 | Типы экономических систем. Типы экономических систем. Традиционная экономика. Централизованная (командно - административная) экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. | |||
5 | Человек в системе экономических отношений. Рациональное поведение потребителя. Рациональное поведение производителя. Защита прав потребителя. Экономическая свобода. Экономическая культура | |||
6 | Бюджет семьи. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Обязательные и произвольные расходы. Сбережения. | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; – решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов. | 3 | |||
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Содержание учебного материала | 6
| ||
1-2 | Рыночные отношения в экономике. Рынок и его роль в экономической жизни. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры. Совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Факторы производства. Издержки, выручка, прибыль. | 2 | ||
3-4 | Бизнес в России. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Банковский кредит. Производительность труда. Разделение труда, специализация и обмен. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. | |||
5-6 | Экономика и государство. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Основы налоговой политики государства. Государственный бюджет. Государственный долг. | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; | 3 | |||
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | Содержание учебного материала | 6
| ||
1-2 | Экономический рост и развитие. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рос. Экономические циклы. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП, его структура и динамика. | 2 | ||
3-4 | Рынок труда. Рынок труда и безработица. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Заработная плата. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Понятие безработицы. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости. | |||
5-6 | Финансы в экономике. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях экономики, рыночной системы. – решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов. | 3 | |||
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Содержание учебного материала | 4
| ||
1 | Становление рынка в России. Становление современной рыночной экономики России. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. | 2 | ||
2-3 | Мировая экономика. Что такое Мировая экономика. Международное разделение труда. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. | |||
4 | Контрольная работа по разделу № 3 | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях международной экономики и ее влияния на экономику РФ | 2 | |||
Раздел 4. Социальные отношения | 18 | |||
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация. | Содержание учебного материала | 6
| ||
1-2 | Социальные отношения. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Многообразие социальных групп. Социальное равенство, социальное неравенство. Социальная структура общества. Социальная стратификация. | 2 | ||
3-4 | Социальная мобильность. Социальная мобильность. Открытое и закрытое общество. Каналы социальной мобильности. Горизонтальная мобильность. Вертикальная мобильность. | |||
5 | Социальная роль. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | |||
6 | Социальный статус. Социальный статус и престиж. Врожденный, наследственный и приобретенный социальный статус Престижность профессиональной деятельности. | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; – решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов. | 3 | |||
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 4
| ||
1-2 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные нормы и девиация. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Преступность. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | 2 | ||
3-4 | Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. Социальные аспекты труда. Культура труда. | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей; – выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; – решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов. | 2 | |||
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | 8
| ||
1-2 | Демографическая ситуация в России. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Статистические данные последней переписи населения в России. | 2 | ||
3-4 | Молодежь как социальная группа. Молодежь как социальная группа. Молодежные субкультуры и их особенности. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. | |||
5-6 | Нации и межнациональные отношения. Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Национальное самосознание. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Межнациональные отношения, антисоциальные конфликты, пути их разрешения. | |||
7 | Семья в современной России. Семья как социальный институт. Функции семьи. Тенденции развития семьи в современной России. Бытовые отношения. Семья и брак. Права и обязанности супругов. Виды неполных семей. Проблема неполных семей. | |||
8 | Контрольная работа по разделу № 4. | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей; – выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; – решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов. | 4 | |||
Раздел 5. Политика как общественное явление | 16 | |||
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | 6
| ||
1. | Политика и власть. Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. | 2 | ||
2. | Политическая система. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. Типология политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический режимы. | |||
3. | Демократия. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Гражданское общество и правовое государство, понятие и признаки. Международные документы о правах человека. Защита прав. Местное Демократические перемены в России. | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; | 3 | |||
Тема 5.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала | 10
| ||
1 | Участие гражданина в политической жизни. Сущность политического процесса. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. | 2 | ||
2 | Гражданское общество и государство. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Современные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. | |||
3-4 | Демократические выборы и политические партии. Демократические выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная система. Типы избирательных систем. Политические партии и движения, их классификация. Многопартийность и партийные системы. | |||
5-6 | Политические партии России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Политические партии России. Политические программы партий. Избирательная кампания в Российской Федерации. | |||
7 | СМИ и политика. Четвертая власть: Средства массовой информации современного общества. Политическая пропаганда. Функции СМИ в современном обществе. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. | |||
8 | Контрольная работа по разделу № 5 | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных политических ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных политических ролей; – изложение и аргументация собственных суждений о политических реалиях и явлениях общественной жизни; | 5 | |||
Раздел 6. Право | 24 | |||
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала | 6
| ||
1-2 | Право в системе социальных норм. Юриспруденция как общественная наука. Основные признаки права. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, нормы и отрасли права. | 2 | ||
3-4 | Источники права. Основные формы права. Нормативно-правовые акты и их характеристика. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | |||
5-6 | Правоотношения и правонарушения. Правоотношение. Правонарушение. Виды противоправных поступков. Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность и ее задачи. Система судебной защиты. | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; | 3 | |||
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала | 8
| ||
1-2 | Конституционное право. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. | 2 | ||
3-4 | Система государственных органов РФ. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Законотворческий процесс в РФ. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. | |||
5-6 | Гражданин Российской Федерации. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Права и обязанности граждан РФ. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Воинская обязанность. Основания отсрочки от военной службы. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – определение алгоритма поведения в правовом пространстве, исполнения основных прав и обязанностей. – выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; | 4 | |||
6.3. Отрасли российского права | Содержание учебного материала | 8
| ||
1 | Гражданское право. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические и юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Защита прав потребителей. | 2 | ||
2 | Права собственности. Права собственности: на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги; на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | |||
3-4 | Семейное право. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей оставшихся без попечения родителей. | |||
5 | Трудовое право. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. | |||
6 | Социальная защита и социальное обеспечение. Занятость. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Безработные. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. | |||
7-8 | Административное и уголовное право. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей; – выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; – решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов. | 4 | |||
Тема 6.4. Международное право | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные организации по защите прав и свобод человека и гражданина. | 2 | ||
2. | Контрольная работа по разделу № 6 | |||
Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей; – выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; – решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов. | 2 | |||
Итого: аудиторная нагрузка | 117 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и общественных наук
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- классная доска
- библиотека
- постоянные или сменные учебно-информационные стенды
Технические средства обучения:
- Телевизор,
- DVD плеер,
- медиапроектор
- персональный компьютер,
- экран
- магнитофон
- видеомагнитофон
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основная:
1. Боголюбов Л.Н. и Лазебникова А.Ю. Обществознание: учебник для 10 кл. М. «Просвещение», 2009.
2. Боголюбов Л.Н. и Лазебникова А.Ю. Обществознание: учебник для 11 кл. М «Просвещение», 2009.
Дополнительная:
- Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб.пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
- Певцова Е.А.Основы правовых знаний. – М., 2003.
- Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
- Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
- Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
- Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
- Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
Информационные ресурсы сети Интернета:
www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
http://www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
http://www.educom.ru – Департамент образования города Москвы
http://www.mioo.ru – Московский институт открытого образования;
http://www.drofa.ru/documents/9405/history.pdf (издательство «Дрофа»)
http://www.russkoe-slovo.ru/catalog2005/o_umk10.shtml http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482 (издательство «Просвещение»)
http://www.vgf.ru/tabid/114/Default.aspx(издательство «Вентана-Граф»)
http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/266(издательство «Мнемозина»
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; - систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; - применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Знать \ понимать - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; - особенности социально-гуманитарного познания; | Текущий контроль: - индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, - контроль выполнения индивидуальных заданий. - контрольная работа, - семинарские занятия Итоговый контроль: экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по обществознанию 2011-2012
Программа предназначена для изучения обществознания в професиональном лицее, составлена на основании новых требований для технического профиля...
Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс
Учебная программа основного общего образования по обществознанию разработана на основе федерального компонента...
Рабочая учебная программа по обществознанию для 6-11 классов (Кравченко)
Рабочая учебная программа по обществознанию для 6-11 классов по УМК Кравченко, Певцовой с учетом требований ФГОС. В программе пока нет КТП на 10-11 класс....
Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...
Рабочая учебная программа по обществознанию для 6 класса
рабочая учебная программа по обществознанию на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта к учебнику Л.Н.Боголюбова...
Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс к учебнику Л.Н.Боголюбова...
Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс
Рабочая учебная программа по обществознанию для 9 класса к учебнику Л.Н.Боголюбова...