Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс) по теме

Казакова Татьяна Николаевна

Учебная  программа    основного  общего     образования по обществознанию  разработана  на   основе  федерального  компонента  государственного   стандарта   основного общего  образования.
Рабочая   программа  рассчитана   на   1 час в неделю   т.е. всего   34   часа  за год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_9_klass.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обществознанию

9 класс
Пояснительная записка

Пояснительная   записка по обществознанию в 9 классе.

Учебная  программа    основного  общего     образования по обществознанию  разработана  на   основе  федерального  компонента  государственного   стандарта   основного общего  образования.

Рабочая   программа  рассчитана   на   1 час в неделю   т.е. всего   34   часа  за год.

Общая характеристика учебного предмета. 
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение предмета «Обществознание» в 9 классе ориентировано на  сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На данном этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В процессе изучения реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Функции. Данная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Цели. 
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи:
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Требования к уровню подготовки обучающихся. 

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать 
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

  Используемый учебно- методический комплект:

1. А.И.Кравченко, Обществознание, учебник для 9 класса. М., 2005.

2. Е.А.Певцова. Обществознание 9 класс, книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание 9 класс» М., 2000

Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны. Поэтому больше времени уделять на оценку своих способностей и дать возможность сделать осознанный выбор в жизни.

Методика проведения итоговой диагностики.                                                                                      Специфика данного предмета позволяет контролировать ребенка по итогам изучения разделов в учебнике, используя тестовые задания и ответы на вопросы после разделов.
Итоговый контроль – тестирование, включающее как предметно-информационный блок, так и деятельностно - коммуникативный.

 Программа курса                                                                                                                                          (34 часа)

РАЗДЕЛ 1      Политическая сфера

Политическая сфера общества — это сцена, на которой за главные роли исполняет верхушка общества, которую принято называть элитой. Именно здесь разворачивается борьба за власть и разгораются политические страсти по поводу принци пов и механизмов управления обществом.

Сущность и происхождение государства, виды и формы поли тической власти, формы правления в обществе, политические режимы, гражданское общество и правовое государство, нако нец, устройство и борьба политических партий составляют со держание политической жизни общества. Они касаются не толь ко элиты, но и рядовых граждан, поскольку влияют на их судьбу.

Они внимательно следят по телевизору за выступлениями лидеров политических партий, за сменой правительства, борь бой между законодательной и исполнительной властью, оцени вают то, насколько государство эффективно решает экономиче ские, социальные и юридические вопросы. Граждане, в том числе юные, формируют свои политические убеждения, участ вуют в референдумах и избирательных кампаниях и совершают свой политический выбор.

При изучении политической сферы общества необходимо от ветить на следующие вопросы:                           1.     Что такое государство, политические партии, власть, закон и право?                                                                      2.     Как группы людей борются за получение власти, как устра няют соперников и завоевывают симпатии населения, как под держивают правопорядок?                                                                                                                     3.  Кто составляет избирательную базу партии или движущую силу революции, кто является противником, а кто сторонником в борьбе, кто совершает преступления и кто с ними борется?

Опорные понятия и термины: влияние, сила, власть, авто ритет, государство, политическая система, суверенитет, нацио нально-государственное устройство, сепаратизм, централизо ванное государство, однонациональное и многонациональное государство, формы правления, парламентская и президент ская республика, авторитаризм, законодательная власть, ис полнительная власть, судебная власть, гражданское общество, гражданство, правовое государство, парламент, выборы, элек торат, политическая партия, партийная система, политическая программа.

Рекомендуется: познакомить учащихся с практикой избира тельной кампании, провести встречу с народным депутатом и об судить злободневные для политической жизни России вопросы.

Тема 1    Власть.

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Ста новление власти в качестве политического института общества.

Разделение властей. Властные отношения и социальная иерар хия. Борьба за власть.

Тема 2    Государство.

Определение политической системы общества. Общие при знаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.

Тема 3    Национально-государственное устройство.

Объединение и отделение наций. Формирование единой Ев ропы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-ос вободительные войны и межнациональные конфликты. Центра лизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.

Тема 4     Формы правления.

Понятие об источнике власти. Классификация форм правле ния. Сущность и политическое устройство демократии. Особен ности демократии в нашей стране. Природа и сущность респуб лики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Тема 5     Политические режимы.

Сущность и классификация политических режимов. Характе ристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущ ность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Тема 6     Гражданское общество и правовое государство.

Два значения гражданского общества. Признаки граждан ского общества. История развития и сущность гражданства. Из бирательное право и его происхождение. Борьба за граждан ские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тотали тарного государства.

Тема 7      Голосование, выборы, референдум.

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Ак тивность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция полити ческих партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Тема 8     Политические партии.

Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная сис темы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

Повторение. Политическая жизнь современной России: об щее и особенное.

РАЗДЕЛ   2     Человек и его права.

В этом разделе затрагиваются вопросы, с которыми еже дневно сталкивается каждый гражданин. Это область прав и обязанностей людей, их ответственности перед законом, здесь выясняются причины нарушения закона и последствия, к кото рым это ведет. Закон и право — такие виды социальных норм, которые организуют повседневную жизнь рядовых граждан и ка саются каждого из нас. Поэтому особое внимание в разделе уделено правовым вопросам, с которыми приходится постоянно сталкиваться современному подростку. Кроме того, раскрыва ются, понятие права, нормы права, отрасли права, конституция как основной закон государства, основы конституционного строя Российской Федерации, ее субъекты, права человека, всеобщая декларация прав человека и международное гумани тарное право, права ребенка, защита прав человека, преступле ние, уголовная ответственность, административный проступок, действие правоохранительных органов.

Опорные понятия и термины: конституция, закон, права человека, гражданские права, защита прав человека, преступ ление, уголовная ответственность, правоохранительные орга ны, санкции, правосознание, правовая культура, отрасли права, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность, пре зумпция невиновности.

Рекомендуется: провести деловую игру на тему защиты прав подростка и ответственности за совершенное деяние. Пригласить для участия представителей правоохранительных органов.

Тема 9    Право, его сущность и особенности.

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представле ние о юридической ответственности. Права и обязанности. По нятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия норматив но-правовых актов.

Тема 10     Закон и власть.

Равенство перед законом. Структура Федерального собра ния. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Со вета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Рес публиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных ор ганов России.

Тема 11     Конституция.

Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.

Тема 12    Право и имущественные отношения.

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юриди ческого лица. Право собственности на имущество. Сделка и до говор.

Тема 13    Потребитель и его права.

Потребитель в юридическом смысле. Законы регулирующие права потребителя.  Основные права потребителя.

Тема 14     Труд и право.

Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс зако нов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключе ние трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольне ние. Защита детского труда.

Тема 15   Правовые основы брака и семьи.

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридиче ская трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечи тельства. Классификация прав и свобод ребенка.

Тема 16   Преступление и наказание.

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответствен ность. Понятие административного проступка. Субъекты приме нения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представле ние о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумп ции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды нака зания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Повторение. Права и обязанности подростка.

 

РАЗДЕЛ   3       Духовная сфера

Духовная сфера общества охватывает все области и прояв ления духовной деятельности человека — от создания дворцов и храмов до украшения новогодней елки. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «общественное сознание» и «духовная культура». Проявлениями или формами духовной сферы общества выступают культура, мораль, искус ство, наука, религия, образование. Понятие культуры имеет ши рокое и узкое толкование, при широком культура равна по объему духовной сфере общества, а при узком она — ее часть. Оба толкования правильные и одинаково широко применяются в ли тературе. В этом разделе будут освещены культура, религия, искусство и образование. Когда мы анализируем процесс со здания духовных ценностей, то неизменно отвечаем на такие вопросы:

1.Что именно создается из культурных ценностей: картины, здания, одежда, идеи и теории, традиции и обряды, танцы, сти хи, романы, песни и т.д.?                                                                                                                2.  Как создаются и распространяются культурные произведе ния?                                                                                 3. Кто выступает создателем произведений искусства, слу шателем, зрителем, критиком, ценителем, меценатом и т.п.?

Опорные понятия и термины: культура, искусство, наука, образование, религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, миф, мифология, вера, верование, культурный комплекс, культурное наследие, культурные универсалии, обычаи, традиции, мода, церемония, ритуал, обряд, элитарная культура, народная куль тура, массовая культура, субкультура, контркультура, молодеж ная субкультура, христианство, ислам, буддизм, культ предков, художественное творчество, изящные искусства, школа, инсти тут, университет, академия.

Рекомендуется: провести экскурсию в музей и обсудить произведения искусства, обсудить проблемы школьного обра зования или встретиться с деятелями религии и вместе пораз мышлять над вечными ценностями.

Тема 17     Сущность и строение человеческой культуры.

Происхождение слова «культура» и его значение. Матери альная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его проис хождение и правила. Культурное наследие и культурные уни версалии. Роль культурного наследия в сохранении и разви тии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

Тема 18     Культурные нормы.

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жиз ни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое зна чение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого по ведения. Культурная относительность норм.

Тема 19     Формы культуры.

Основные формы культуры. Характерные особенности эли тарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркульту ре, их отличительные черты. Неформальные молодежные груп пы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.

Тема 20     Религия.

Различные определения религии, ее значение и роль в общест ве. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христиан ство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения ро дителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божествен ное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.

Тема 21     Искусство.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобра зительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их ис тория и развитие. «Свободные искусства».

Тема 22     Образование.

Основная задача и исторические формы образования. При емы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьника ми. Государственное и частное образование, школьное и до машнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Тема 23       Наука.

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследова тельские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарожде ние и развитие университетов. История и разновидности ака демий.

Повторение. Школьное образование как механизм приоб щения подростка к основам культуры и научным знаниям.

Итоговое занятие.

Примерные вопросы для итогового контроля знаний 

1.  Основные сферы и строение общества.                                                                                                                                      2.  Влияние общества на природу и его последствия.                                                                                               3.  Основные типологии общества.                                                                                                                              4.  Социальный и научно-технический прогресс.                                                                                                     5.  Мировое сообщество и глобальные проблемы человечества.                                                                                    6. Социализация и воспитание как способы формирования человеческой личности.                                                 7.  Психологический и духовный мир человека.                                                                                                       8.  Межличностные отношения и процесс общения.                                                                                                 9.   Возникновение и разрешение конфликтов в обществе.                                                                                   10. Сущность и строение культуры.                                                                                                                         11. Наука и образование в современном российском обществе.                                                                            12.  Искусство, его виды и место в жизни человека.                                                                                             13. Формы и эволюция религии.                                                                                                                               14.  Факторы производства и ограниченность ресурсов в эко номике.                                                                15. Собственность и правовое регулирование имуществен ных отношений.                                                           16. Функции и роль денег в экономике.                                                                                                                 17. Взаимосвязь конкуренции, спроса и предложения.                                                                                            18. Сущность предпринимательской деятельности.                                                                                              19. Рычаги влияния государства на экономику.                                                                                                                                    20. Труд, занятость и безработица в современном обществе.                                                                                                                  21. Сущность экономических реформ в России.                                                                                                                      22. Социальная структура и социальная стратификация.                                                                                       23. Семья как социальный институт и малая группа.                                                                                                     24. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.                                                           25. Природа и формы проявления политической власти.                                                                                             26. Возникновение и функции государства.                                                                                                                                 27. Формы правления, их типология и взаимопревращение.                                                                                         28. Политические режимы и демократическое общество.                                                                                                  29. Участие граждан в политической жизни общества.                                                                                                   30. Политические партии и их роль в современной России.                                                                                                                 31. Право и правонарушение.                                                                                                                                                32. Основы конституционного строя Российской Федерации.                                                                                                33. Права человека и их защита.

Календарно-тематический план

Уроки

§ - §

Темы

недели

Фактич.

дата

1 урок

Развитие общественных наук.

1

2 урок

Повторение учебного материала за курс 8 класса.

2

Глава 1.  Политическая сфера.   ( 11 часов)

3 урок

§ 1

Власть.

Элементы минимального содержания образования

Влияние: понятие, формы, способы.

Власть:

а) понятие, история возникновения и развития;   б) формы и методы.

Политическая власть:

а) пирамида легитимности;      б) разделение властей.

Понятия: влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей.

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти.

Знать понятия: влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей.

Домашнее задание

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины.

Репродуктивный уровень:  § 1 (25), вопросы 1–3.

Конструктивный уровень: привести примеры легитимной

и нелегитимной власти.

Творческий уровень: написать сочинение «я и власть»

3

4 урок

§ 2

Государство.

Элементы минимального содержания образования

Государство – элемент политической системы общества.

Причины возникновения государства.

Признаки и функции государства. Суверенитет.

Понятия: взаимодействие, взаимовлияние общества

и государства: общество делегирует часть прав государству;

Термины: государство, суверенитет, внутренние и внешние функции, политическая система, монополии государства.

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Знать причины зарождения государства, его функции (уметь их анализировать), основные признаки государства.

Уметь анализировать виды монополии государства (вариант: объяснять закономерности развития процессов).                                                                  Знать понятия: государство, суверенитет, внутренние и внешние функции, политическая система, монополии государства.

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 2 (26), в. 1, 3.

Творческий уровень: мини-сочинение на тему «Мое понимание идеального государства»

4

5 урок

§ 3

Национально-государственное устройство.

Элементы минимального содержания образования

Две тенденции в межнациональных отношениях.

Централизованное государство.

Общенациональное государство. Причины распада национальных государств.

Понятия: многовариативность государственного строительства;

– повторение понятия «межнациональные отношения»;

– новые понятия  и термины: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенациональное государство, империя

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения.

Уметь:

– объяснять процесс создания централизованных государств;

– объяснять причины и особенности распада национальных государств.

Знать понятия: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенациональное государство, империя

Домашнее задание

Для всех учащихся: знать основные понятия.

Репродуктивный уровень:  § 3 (27), в. 1, 3, 5–7.

Конструктивный уровень: таблица «Формы государственного устройства».

Творческий уровень: проведение мини-исследования «Сепаратизм в истории России: основные вехи»

5

6 урок

§ 4

Формы правления.

Элементы минимального содержания образования

Форма правления: понятие и виды.

Монархия и республика - различные формы правления.

Демократия, ее основные признаки.

Понятия: республиканская форма правления, основанная на демократии, способствует наиболее гармоническому развитию личности;

Термины: монархия, республика,  демократия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– сравнивать две формы правления: республику и монархию;

– разъяснять сущность демократической формы правления;

– анализировать политическую систему государства.

Знать понятия: монархия, республика, демократия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии

Домашнее задание

Для всех учащихся: знать основные понятия § 4 (28), в. 2, 3.

Конструктивный уровень: называть формы правления и национально-государственного устройства Древней Руси, России XVI–XIX вв., XX в. (таблица на с. 38).

Творческий уровень: подготовить сообщение об эволюции форм государства в России (РФ)

6

7 урок

§ 5

Политические режимы.

Элементы минимального содержания образования

Политический режим: понятие, типы и формы политических режимов. Демократические и недемократические режимы. Политический режим Российской Федерации.

Понятия: статус личности как субъекта или объекта политики определяется политическим режимом  (вариант: демократический режим максимально благоприятствует развитию личности и общества);

Термины: политический режим; демократический, недемократический режимы; авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально-демократический режим. Развитие демократии в современном мире.

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь объяснять особенности политических режимов

(аргументировать фактами  из всеобщей истории и истории России).

Знать понятия: политический режим, демократический

и недемократический режимы; авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально-демократический режим

Домашнее задание

Для всех учащихся: знать основные понятия; § 5 (29), в. 1–4, 6.

Конструктивный уровень: подбор дополнительного материала, в котором отражены особенности политического режима стран Западной  Европы, России и Азии  (групповая работа).

Творческий уровень: ответить на вопрос «Какие препятствия на пути к правовому государству существуют в современной России?»

7

8 урок  

§ 6

Гражданское общество и правовое государство.

Элементы минимального содержания образования

Понятие гражданского общества. Пути становления гражданского общества.

Институт гражданства (вариант: гражданин и гражданство).

Правовое государство и его основные признаки.

Понятия: многовариативность взаимосвязей общества и государства (вариант: гражданское общество – основа для правового демократического государства, верховенство права);
– гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство);

– формулировать и отстаивать свою позицию.

Знать понятия: гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия,  § 6 (30), в. 1–3.

Конструктивный уровень: написать предложение, заявление или жалобу.

Творческий уровень: провести мини-исследование на тему «Перспективы формирования гражданского общества в Российской Федерации»

8

9 урок

§ 7

Голосование, выборы, референдум.

Элементы минимального содержания образования

Основные формы участия граждан

в политической жизни страны. Голосование. Процедура выборов.

Референдум в общественной жизни страны.

Понятия: реализация права граждан на участие в политической жизни страны - важная составляющая гражданской политической культуры (вариант: участие каждого гражданина в политической жизни страны – основа народовластия);

– активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум;

– собрания, митинги, шествия, пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны;

– высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае.

Знать понятия: активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум, собрания, митинги, шествия, пикетирование предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия, § 7 (31), в. 1, 2, 4, 5.

Конструктивный уровень: объяснить, почему в процессе становления тоталитарной системы одним из мероприятий государственной власти является ограничение или ликвидация права граждан на выбор.

Творческий уровень: изобразить структурно основные составляющие политической культуры личности. Опережающее задание: определить роль и значение многопартийности в политической жизни страны.

9

10 - 11 урок

§ 8

Политические партии.

Элементы минимального содержания образования

Политическая партия и ее основные признаки. Роль политических партий в обществе.  Функции политических партий.

Особенности содержания программ. Классификация политических партий.

Понятия: наличие легальной политической оппозиции как важнейший признак демократии;

– политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа;

– партии: парламентские и массовые, правящие

и оппозиционные, открытые и закрытые; революционные, реформистские, реакционные

и консервативные; левые, правые и центристские партии; многопартийность. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь: 

– сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

– формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию (вариант: выявлять сходства и различия родственных объектов (партий)).                          Знать понятия: политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа;

– партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые; революционные, реформистские, реакционные и консервативные, левые, правые  и центристские партии; многопартийность

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия: политическая партия, классификация политических партий; § 8 (32).

Репродуктивный уровень: в. 3, 5.

Конструктивный уровень: представить, что Вы – лидер новой партии; назовите ее, дайте ей характеристику по плану, напишите программу партии (по группам).

Творческий уровень: указать достоинства и недостатки многопартийной и однопартийной системы. Обосновать свой выбор.

10 - 11

12 урок

Политическая жизнь современной России. Повторительно-обобщающий урок.

Элементы минимального содержания образования

Политическая система современной России.

Внутриполитические проблемы России и пути их решения:

а) властные отношения, социальная иерархия и борьба за власть;

б) национальные отношения в России. Проблема сепаратизма;

в) политическая культура (объективный и субъективный смысл).

Понятия: идеальная модель политического устройства России, отраженная в Конституции РФ

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Знать термины: политическая система, демократия.

Уметь:

– называть формы правления, формы национально-государственного устройства;

– объяснять роль политики в жизни общества;

– характеризовать государство;

– приводить примеры участия граждан в политической жизни;

– высказывать свое отношение к достижениям и проблемам процесса модернизации России, преобразованиям в крае.

Знать понятия: идеальная модель политического устройства России, отраженная в Конституции РФ

Домашнее задание

Для всех учащихся: определить форму государственного правления, форму государственного устройства и политический режим современной России.

Конструктивный уровень: сравнить политическую систему России с политической системой любой другой страны.

Творческий уровень: написать рефераты по выбору:

1) «Пути повышения политической культуры российских граждан».

2) «Политическая культура жителя области»;

3) «Политическая социализация молодежи».

Опережающее задание (групповое): подготовить сообщения о политических организациях и движениях области, их целях и задачах, программах деятельности

12

13 урок

Политическая жизнь в нашей стране.

Элементы минимального содержания образования

Общественно-политические движения на территории области.

Политические организации, их программа, практическая деятельность  и влияние на общественную жизнь.

Участие населения в политической жизни края и страны.  Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Знать термины: политические организации, общественно- политические движения.

Уметь:

– приводить примеры участия населения в политической жизни страны и края;

– характеризовать политические организации

– высказать суждения об их общих чертах и различиях, свой ответ аргументировать фактами

Домашнее задание

Для всех учащихся: перечислить общественно-политические движения, существующие на территории области; назвать их цели и задачи.

Конструктивный уровень: охарактеризовать какую-либо политическую организацию области, ее программу и значение ее деятельности.

Творческий уровень: сравнить участие в политической жизни населения края и центральных городов России.

13

Глава 2.  Человек и  его права.  ( 12 часов)

14 - 15 урок

§ 9

Право.

Элементы минимального содержания образования

Право в системе социальных норм.   Права и обязанности.

Нормы права. Отрасли права. Правовая культура.

Понятия: социальные нормы, норма права, отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция,

юридическая ответственность, обязанность, нормативно-правовой акт; международное гуманитарное право. Принципы права, субъекты права

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– объяснять особый статус права в системе социальных норм;

– сравнивать нормы морали и нормы права.

Знать понятия: социальные нормы, норма права,

отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно-правовой акт, международное гуманитарное право

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия  § 9 (33), вопросы 1, 2, 5, 6.

Конструктивный уровень: составить схему «Основные понятия темы: система взаимосвязей».

Творческий уровень: написать сочинение «Право в моей жизни».

Опережающее задание: составить схему «Органы власти и управления»

14 - 15

16 урок

§ 10

Закон и власть.

Элементы минимального содержания образования

Власть и закон: история отношений.

Система высших органов государственной власти Российской Федерации.   Принципы разделения властей. 

Понятия: Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет Федерации, Государственная дума, Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат  (адвокатура), арбитражный суд, правоохранительные органы, криминальная милиция, Федеральная пограничная служба, юрисконсульт

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– давать оценку изученных политико-правовых явлений;

– формулировать и отстаивать свою позицию по поводу  необходимости разделения властей;

– объяснять сущность разделения властей.

Знать понятия: Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет Федерации, Государственная дума,  Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат (адвокатура), арбитражный суд, правоохранительные органы, криминальная полиция, Федеральная пограничная служба, юрисконсульт

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 10 (34), вопросы 1, 2, 4, 5.

Конструктивный уровень: изобразить схему иерархии высших органов государственной власти.

Творческий уровень: раскрыть изменение отношений между властью и законом в истории России  XI–XX вв. Составить таблицу. Объяснить выбор периода

16

17 урок

§ 11

Конституция.

Элементы минимального содержания образования

Конституция:

а) понятие, структура;   б) первые конституции и их значение.

Правовой статус человека и гражданина России.  Проблема прав человека в России.

Понятия: Конституция РФ – правовая основа политической и правовой системы России; гражданин РФ умеет защитить свои права и обязанности

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– объяснять особенности правового статуса гражданина России;

– соотносить правовой статус жителя области с правовым статусом гражданина России.

Знать понятия: Конституция РФ, статус гражданина

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия  § 11 (35), вопросы 1, 3, 6.

Конструктивный уровень: таблица «Основные конституционные права».

Творческий уровень: подготовить сообщение на тему «Права, записанные в Конституции: формальность или действительность?». Разработать проект Устава своего учебного заведения.

17

18 - 19 урок

§ 12 –

13

Право и имущественные отношения.

Потребитель и его права.

Элементы минимального содержания образования

Правовая регуляция имущественных отношений:

а) субъекты и объекты гражданского права;

б) институт права собственности;

в) сделки и договоры.

Права потребителя в Российской Федерации.

Понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск; права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности, Федеральный антимонопольный комитет

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения;

– характеризовать институт права собственности;

– приводить примеры прав потребителя и способов их защиты.

Знать понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск; права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности, Федеральный антимонопольный комитет

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия; § 12 (36), вопросы 1, 2; § 13 (37), в. 1, 3.

Творческий уровень: подготовить мини-рассуждение на тему «Почему в РФ право частной собственности на землю имеют только граждане?»

18 - 19

20 урок

§ 14

Труд и право.

Элементы минимального содержания образования

Предмет трудового права.

Трудовой договор (контракт): заключение и прекращение. Особенности трудовых отношений в области.

Труд несовершеннолетних, охрана труда несовершеннолетних.

Понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор (контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск.

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт;

– характеризовать правовой статус несовершеннолетних

в трудовых отношениях;

– называть: виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений.

Знать понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор (контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия § 14 (38).

Конструктивный уровень: § 14 (38), вопросы 2, 3.

Творческий уровень:

а) составить трудовой договор от своего имени, оговорив все необходимые условия;

б) составить задачи (ситуации) на нарушение норм трудового права в отношении несовершеннолетних. Продумать правовые пути их решения

20

21 урок

§ 15

Право, семья, ребёнок.

Элементы минимального содержания образования

Семейное право – отрасль, регулирующая брачно-семейные отношения.

Семья, жизненный цикл семьи. Заключение и расторжение брака.

Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребенок, его права. Права и обязанности подростка

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

– приводить примеры правового регулирования семейных отношений.

Знать понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребенок, его права

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия;  § 15 (39):

а) права и обязанности супругов; б) права ребенка.

Конструктивный уровень: а) § 15 (39) вопросы 1, 2, 3, 6; б) называть правозащитные организации.

Творческий уровень: а) § 15  (39), вопросы 4, 5;  б) подготовить сообщение о защите прав ребенка

21

22 урок

§ 16

Преступление.

Элементы минимального содержания образования

Преступление и его состав. Признаки, формы вины.

Основные виды юридической ответственности.  Уголовная ответственность. Особенности наказания несовершеннолетних. Правоохранительные органы области.

Понятия: преступление, состав преступления, действие, ответственность и ее виды. Бездействие, деяние, вина и ее формы, проступок и его виды. Презумпция невиновности, хулиганство, обвиняемый, следствие, следователь, суд, наказание и особенности наказания несовершеннолетних, приговор Презумпция невиновности. Пределы допустимой самообороны

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Знать, что собой представляют проступки и преступления, совершаемые людьми.

Уметь:

– анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

– давать оценку изученным правовым явлениям.

Знать, что такое юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют, что представляет собой принцип презумпции невиновности; знать наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления.

Знать понятия: преступление, состав преступления, действие, ответственность и ее виды. Бездействие, деяние, вина и ее формы, проступок и его виды. Презумпция невиновности, хулиганство, обвиняемый, следствие, следователь, суд, наказание и особенности наказание несовершеннолетних, приговор

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия темы § 16 (40), вопросы: 2, 6, 8.

Конструктивный уровень: § 16 (40), вопросы 3, 4, 9, таблица «Виды правонарушений».

Творческий уровень: изобразить модель государства, в котором не нарушается закон. Привести аргументы

22

23 урок

Правовая  и социальная защита несовершеннолетних в РФ.

Повторительно-обобщающий урок

Элементы минимального содержания образования

Правовая база по защите прав ребенка в области. Современное состояние правовой  и социальной защиты детства в крае.

Деятельность государственных и общественных организаций, осуществляющих правовую и социальную защиту несовершеннолетних в регионе.

Понятия: особая необходимость в социальной и правовой защите детства в стране и области

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– называть основные документы по защите прав детства;

– характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка в крае;

– приводить примеры деятельности государственных органов и общественных организаций по защите несовершеннолетних

в области.

Знать понятия: особая необходимость в социальной и правовой защите детства в стране и области

Домашнее задание

Для всех учащихся: знать правовые источники по защите прав детства  и государственные органы по защите прав ребенка.

Конструктивный уровень: разработать алгоритм защиты прав ребенка в случае их нарушения.

Творческий уровень: разработать практические рекомендации по защите прав детства

23

24 урок

Местное  самоуправление.

Элементы минимального содержания образования

Законодательство России, области  и города о местном самоуправлении.

Система органов местного самоуправления. Роль органов местного самоуправления  в общественной жизни.

Понятия: Устав области, города, областная дума, губернатор, правительство области. Муниципальные образования, мэр города, администрация, бюджет области, города; дотация

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Умение работать с документами (первоисточниками);

– сравнивать, сопоставлять федеральное и региональное законодательства;

– характеризовать систему органов местного самоуправления.

Знать понятия: Устав области, города, областная дума, губернатор, правительство области. Муниципальные образования, мэр города, администрация, бюджет области, города; дотация

Домашнее задание

Для всех учащихся: знать основные понятия; Конституция РФ, ст. 71–73.

Конструктивный уровень: составить схему органов местного самоуправления области, города (групповое задание).

Творческий уровень: составить проект проведения мероприятий по благоустройству своего микрорайона. Указать ответственных.

24

25 урок

Человек  и его права.

Повторительно-обобщающий урок

Элементы минимального содержания образования

Правовая система.   Право в современной России.

Понятия: конституция, закон, права человека, преступление, уголовная ответственность, правоохранительные органы, санкции, правосознание, правовая культура, отрасли производства, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность и презумпция невиновности.  Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь: 

обобщать  и систематизировать изученный материал  по теме;

– вести дискуссию, отстаивать свою позицию;

– сопоставлять федеральные  и региональные законы;

 реализовывать имеющиеся права и защищать свои интересы.

Знать понятия: конституция,  закон, права человека, преступление, уголовная ответственность, правоохранительные органы, санкции, правосознание, правовая культура, отрасли производства, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность и презумпция невиновности

Домашнее задание

Для всех учащихся: указать тенденции развития правовой системы современной России.

Конструктивный уровень: составить таблицу прав и обязанностей граждан РФ.

Творческий уровень: написать реферат на тему «Я – гражданин России»

25

Глава 3   Духовная сфера. ( 9 часов)

26 урок

§  17

Что такое культура.

Элементы минимального содержания образования

Культура: многозначность понятия.

Что такое культурный комплекс?  Культурное наследие.

Понятия: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты, духовная и материальная культура, культурный комплекс; этикет, культурное наследие, культурные универсалии

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– характеризовать духовную жизнь человека и общества;

– разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.

Знать правила этикета и то, как они могут проявляться.

Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей; объяснять сущность культурного наследия.

Знать понятия: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты, духовная и материальная культура, культурный комплекс; этикет, культурное наследие, культурные универсалии

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия темы, § 17 (41), вопросы: 1, 2, 4.

Конструктивный уровень: составить схему культурного комплекса с выделением исходного элемента.

Творческий уровень: указать тенденции развития этикета

с древних времен до наших дней (использовать для этого материал учебника, с. 130–134 (с. 270 – 274))

26

27 урок

§  18

Культурные нормы.

Элементы минимального содержания образования

Понятие культурной нормы. Виды культурных норм.

Мораль, ее основные ценности, моральный выбор. Санкции в обществе. 

Понятия: культурные нормы, манеры,  обычаи, традиции, обряды, ритуал, привычки, мода, этикет, нравы, мораль, обычное право, санкции

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются.

Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев;

– разъяснять понятия вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов;

– разъяснять понятие «мораль общества».

Уметь объяснить назначение тех или иных санкций в обществе.

Знать понятия: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, обряды, ритуал, привычки, мода, этикет, нравы, мораль, обычное право, санкции

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия, §18 (42),вопросы 1, 2, 5, 7.

Конструктивный уровень:  § 18 (42), вопросы 3, 4.

Творческий уровень: написать мини-сочинение «Культура моей семьи: традиции и нормы»

27

28 урок

§  19

Формы культуры.

Элементы минимального содержания образования

Элитарная, народная, массовая культура; их взаимосвязь и взаимопроникновение. Субкультура. Молодежная культура.

Контркультура.

Понятия: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Знать сущность основных форм культуры и ее разновидностей.

Знать особенности молодежной субкультуры.

Уметь анализировать формы культуры (вариант: высказывать суждения о ценностях разных видов и форм культуры).

Знать понятия: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 19 (43), вопросы: 1–3, 5.

Конструктивный уровень: таблица «Музыкальные предпочтения».

Творческий уровень: написать сочинение от имени одного из сторонников той или иной формы культуры, обосновать свою позицию.

Опережающее задание: подготовить сообщения: а) о мировых религиях  и их роли в обществе;    б) «Вера и безверие»

28

29 урок

§  20

Религия.

Элементы минимального содержания образования

Религия: многоплановость понятия. Виды религий.

Архаичные и мировые религии.  

Свобода совести  и вероисповедания в России.

Понятия: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии. Культурный символ, ислам, христианство, буддизм. Религиозная толерантность

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Знать что такое религия;

– иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества.

Знать некоторые особенности мировых религий, уметь сравнивать мировые религии, выделять общие черты и различия.

Знать понятия: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии. Культурный символ, ислам, христианство, буддизм

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия, § 20 (44); в. 1, 2.

Конструктивный уровень: нравственные ценности мировых религий.

Творческий уровень: написать сочинение-рассуждение на тему: «Религиозная терпимость – необходимое условие жизни современного общества»

29

30 урок

§  21

Искусство.

Элементы минимального содержания образования

Что такое искусство? Объекты  и субъекты художественной культуры и искусства. Функции художественной культуры и искусства.  Влияние искусства на современное общество.

Понятия: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство», истина, красота, добро

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Знать, что такое искусство  и как оно соотносится с художественной культурой;

Уметь:

– пояснять, кто является субъектом художественной культуры;

– анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают.

Знать понятия: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство», истина, красота, добро

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия  § 21 (45), вопросы 1–5.

Конструктивный уровень: составить развернутый план ответа на вопрос: «Функции искусства в современной России».

Творческий уровень: определить свои критерии красоты, добра, истины

30

31 урок

§  22

Образование.

Элементы минимального содержания образования

Образование – важнейший институт общества.  История образования.

Образование в современной России:

а) структура современного образования;

б) права и обязанности участников учебного процесса.

Понятия: образование, начальное, основное, среднее образование, школа, устав школы, юридический статус ребенка, монастырские школы, профессиональные школы

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Знать, что представляет собой образование как институт общества (вариант: образование – составная часть общечеловеческой культуры).

Уметь разъяснять:

– эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;

– особенности правового статуса ученика современной школы.

Знать понятия: образование, начальное, основное, среднее

образование, школа, устав школы, юридический статус ребенка, монастырские школы, профессиональные школы

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 22 (46), вопросы: 1, 2; основные понятия.

Конструктивный уровень: изобразить структуру (схему) непрерывного российского образования.

Творческий уровень: разработать проект: «Образование будущего» (вариант: «Мои предложения в Устав лицея, гимназии, школы»)

31

32 урок

§  23

Наука.

Элементы минимального содержания образования

Наука – самая сложная область интеллектуальной деятельности.

Функции науки. Классификация  наук.  Особенности современной науки. Ее структура.

Понятия: наука, Российская Академия наук, наука как социальный институт, виды научного знания, университет, академия, научно-исследовательский институт

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Знать, что такое наука, каковы ее функции  в обществе, какие существуют учреждения науки; что собой представляет высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения.

Знать понятия: наука, Российская Академия наук, наука как социальный институт, виды научного знания, университет, академия, научно-исследовательский институт

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия темы, § 23 (47), вопросы 1, 2, 4, 6.

Конструктивный уровень: изобразить структуру научных учреждений РФ (в виде схемы).

Творческий уровень: написать доклад «Перспективные направления в развитии российской науки».

Опережающее задание: написать реферат  по теме «Духовная жизнь края»

32

33 урок

Контрольно-обобщающее занятие по теме «Духовная сфера общества».

Элементы минимального содержания образования

Культура как многоуровневое явление. Нормы и формы культуры.  Духовная жизнь человека.  Культура современной России.

Понятия: культура, мораль, искусство, наука, религия, образование, система норм и ценностей; культурный комплекс, этикет; менталитет россиянина

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Знать основные понятия темы.

Уметь: 

– сопоставлять, сравнивать уровни культуры в разные периоды истории России;

– систематизировать и обобщать материал по теме «Духовная сфера общества».

Знать понятия: культура, мораль, искусство, наука, религия, образование, система норм и ценностей; культурный комплекс, этикет; менталитет россиянина

Домашнее задание

Для всех учащихся: «В чем состоит духовная жизнь человека?».

Конструктивный уровень: сопоставить культуру, религию, искусство и образование. Что общего в этих формах духовной сферы общества?

Творческий уровень: составить таблицу «Духовная сфера российского общества», пояснить взаимосвязь и взаимозависимость всех ее составляющих

33

34 урок

Взаимосвязь права, политики и культуры.

Итогово - обобщающий урок по курсу.

Элементы минимального содержания образования

Роль политики  в нашей жизни.

Правовая организация политического процесса:

а) правовая и политическая культура человека в России;

б) защита прав.

Духовная культура общества. Влияние духовной культуры на личность, ее социализацию.

Понятия: основные спорные понятия по темам курса

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Знать высшие органы власти, правовые основы организации власти.

Уметь: объяснять взаимосвязь права  и политики;

соотносить духовную культуру с правовой  и политической

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по обществознанию для 6-11 классов (Кравченко)

Рабочая учебная программа по обществознанию для 6-11 классов по УМК Кравченко, Певцовой с учетом требований ФГОС. В программе пока нет КТП на 10-11 класс....

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова

       Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...

Рабочая учебная программа по обществознанию для 6 класса

рабочая учебная программа по обществознанию на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта  к учебнику Л.Н.Боголюбова...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа  по обществознанию 8 класс к учебнику Л.Н.Боголюбова...

Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс

Рабочая учебная программа по обществознанию для 9 класса к учебнику Л.Н.Боголюбова...

Рабочая учебная программа по обществознанию для 6 классов

Данная программа сотсавлена по УМК Кравченко А. И., Певцовой Е. А. и расчитана на 34 учебных часа...

Рабочая учебная программа для 5 классов на основе ФГОС ,предмет- обществознание

Программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №...