Интеллектуальная игра "Конституция Российской Федерации" для учеников 10-11 классов
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему
Интеллектуальное казино, которое проводилось в рамках декады "Правовых знаний" в МБОУ СОШ № 78 города Новосибирска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra_dlya_10-11_klassov.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальное казино
«Конституция Российской Федерации»
(ко Дню Конституции РФ)
Для учащихся 10 – 11 классов
Составила и провела Лукашенко С.А.,
учитель истории, обществознания, социальный педагог МБОУ СОШ № 78
12.12.2012 год
Цель: активизация познавательной деятельности на уроках обществознания и права. Задачи: воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;
формирование у учащихся картины жизни общества и человечества, как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений, то есть человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества.
Понятие «Конституция» происходит от лат. Constitutio – устойчивость, установление. Конституция – это основной закон государства, определяющий государственное устройство, регулирующий порядок образования государственных и исполнительных органов власти, устанавливающий избирательную систему, фиксирующий права граждан, символы государства и т.д. Конституция является своеобразным договором между народом и властью, государством. Причем, народ стремиться зафиксировать как можно больше прав, а власть – утвердить такие формы правления, при которых ей легче реализовывать собственные цели, сохраняя хоть какую-то справедливость или ее видимость.
Существует несколько способов принятия конституций. Она может быть введена односторонним актом правителя. Возможно её принятие конвентом (США), учредительным собранием (Италия, Индия), путем народного голосования (Франция, Испания, Греция, Россия).
Конституции подразделяются по видам на конституции идеологические, конституции власти и конституции человека. Последние являются наиболее привлекательными для людей, но и наиболее трудно реализуемыми из-за противодействия властей.
Конституция предполагает установление конституционного строя, опирающегося на правовую справедливость (реальное верховенство закона, защищающего справедливый порядок государства и его отношений с обществом, а также основанной на нем Конституции), социальную справедливость (широкое гражданское согласие по основным положениям Конституции), историческую справедливость (преемственность конституционного строя во имя устойчивости общества).
Конституция в глазах народа является инструментом построения демократического государства.
В дореволюционной России не существовало писаной Конституции. Впервые о конституционном строительстве заговорили в начале XIX века в связи с реформаторской деятельностью Сперанского и движением декабристов. Появление писаной конституции связано с установлением советской власти. Истоки советского конституционализма восходят к первым актам советского государства и прежде всего к «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа». Именно на ее базе была разработана первая советская конституция – Конституция РСФСР 1918 года. Последующие варианты конституций РСФСР принимались в 1925, 1937, 1978 годах. Принятие их именно в эти сроки обуславливалось тем, что в 1924, 1936, 1977 годах были приняты конституции СССР, на основе которых и разрабатывались конституции союзных республик и в том числе РСФСР.
Политический кризис и разгон Верховного совета в 1993 году поставили на повестку дня вопрос о принятии новой конституции. Разработка и принятие новой конституции проходили в условиях острой конфронтации политических сил. Представленный на референдум проект конституции отличался рядом спорных предложений, альтернативные проекты не были допущены к рассмотрению. В такой обстановке в ходе голосования 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ. Конституцию одобрили примерно 30% избирателей.
Достоинством новой Конституции РФ является закрепление прав и свобод человека и гражданина; они признаны и гарантированы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Конституция РФ способна выполнять роль юридического фундамента, основы демократии. Основной закон гарантирует каждому россиянину неприкосновенность собственности, обеспечивает преемственность собственности между поколениями. Четко разделены функции Президента, Федерального собрания, Правительства. Закреплен принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Удалось найти удачную форму сочетания местных и федеральных интересов, составляющую основу российского федерализма. Все субъекты Федерации равны. Исключен принцип свободного выхода из Федерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Введен новый институт – Парламентский уполномоченный по правам человека.
К недостаткам новой Конституции РФ можно отнести слишком большой объем полномочий Президента РФ и соответственно небольшую роль Государственной Думы в решении основополагающих проблем государственной и общественной жизни. Слишком широк спектр причин, по которым права и свободы могут быть отменены. Перечень форм собственности в России заужен. Предложена смешанная (президентско-парламентская, или так называемая французская) модель организация власти.
Конституция РФ состоит из преамбулы, 9 глав, 137 статей первого, Основного, раздела Конституции, а также второго раздела, который называется «заключительные и переходные положения».
В преамбуле рассказывается о том, чем руководствовался многонациональный народ РФ, принимая новую Конституцию.
Основная часть Конституции начинается с главы об основах конституционного строя. В этой главе закреплены самые общие и важные принципы и положения Конституции, которые являются исходными, фундаментальными для других статей Конституции и для всего законодательства государства.
Во второй главе Конституции РФ говорится о правах и свободах личности, которые провозглашаются высшей ценностью.
Третья глава определяет вопросы федеративного устройства нашего государства. В главе перечислены все 89 субъектов РФ. Раскрываются общие принципы федерализма – равноправие субъектов РФ, государственная целостность РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов, равноправие и самоопределение народов.
Системе, полномочиям законодательной, исполнительной и судебной власти посвящены четвертая, пятая, шестая и седьмая главы Конституции РФ.
Глава четвертая называется «Президент РФ». Здесь определены статус и полномочия Президента РФ. Глава пятая называется «Федеральное собрание» и рассказывает о парламенте нашей страны – представительном и законодательном органе нашей страны. Глава шестая называется «Правительство РФ». Правительство является органом исполнительной власти.
Седьмая глава посвящена судебной власти. Восьмая глава посвящена вопросам местного самоуправления.
Завершается Основная часть Конституции главой 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», в которой говорится о том, кто может вносить предложения о поправках и пересмотре предложений Конституции и в каком порядке эти предложения рассматриваются и принимаются.
Второй раздел Конституции называется «Заключительные и переходные положения». Здесь говорится о том, когда была принята Конституция РФ, когда она вступила в законную силу, а также о том, что действие предшествующей конституции с принятием новой Конституции РФ прекращается.
Вопросы и задания:
- Шарада.
(Российская конституция) 2 балла.
Выступление с вводной частью.
- Что такое конституция?
(установление, устройство; основной закон государства, определяющий государственное устройство, регулирующий порядок образования государственных и исполнительных органов власти, устанавливающий избирательную систему, фиксирующий права граждан, символы государства и т.д.) 3 балла.
- Каково место конституции среди других правовых документов?
(основа всего законодательства страны) 1 балл.
- Какие бывают виды конституции?
(писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны жизни государства. Неписаные конституции являются собранием различных законов.) 2 балла.
- Какие конституции принимались в СССР и в РСФСР после октября 1917 года? Когда?
(СССР: 1924г., 1936г., 1977г.
РСФСР: 1925г., 1937г., 1978г., 1993г.) 2 балла.
- Почему возникла необходимость принятия новой Конституции Российской Федерации?
(политический кризис и разгон Верховного совета в 1993 году) 2 балла.
- Назовите точную дату принятия последней, ныне действующей Конституции Российской Федерации.
(12 декабря 1993 года) 1 балл.
- Каковы достоинства и недостатки новой Конституции РФ?
(Достоинством новой Конституции РФ является закрепление прав и свобод человека и гражданина; они признаны и гарантированы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Конституция РФ способна выполнять роль юридического фундамента, основы демократии. Основной закон гарантирует каждому россиянину неприкосновенность собственности, обеспечивает преемственность собственности между поколениями. Четко разделены функции Президента, Федерального собрания, Правительства. Закреплен принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Удалось найти удачную форму сочетания местных и федеральных интересов, составляющую основу российского федерализма. Все субъекты Федерации равны. Исключен принцип свободного выхода из Федерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Введен новый институт – Парламентский уполномоченный по правам человека.
К недостаткам новой Конституции РФ можно отнести слишком большой объем полномочий Президента РФ и соответственно небольшую роль Государственной Думы в решении основополагающих проблем государственной и общественной жизни. Слишком широк спектр причин, по которым права и свободы могут быть отменены. Перечень форм собственности в России заужен. Предложена смешанная (президентско-парламентская, или так называемая французская) модель организация власти.) 10 баллов.
- Из чего состоит Конституция? Сколько в ней глав, статей и чему они посвящены?
(Конституция РФ состоит из преамбулы, 9 глав, 137 статей первого, Основного, раздела Конституции, а также второго раздела, который называется «заключительные и переходные положения».
В преамбуле рассказывается о том, чем руководствовался многонациональный народ РФ, принимая новую Конституцию.
Основная часть Конституции начинается с главы об основах конституционного строя. В этой главе закреплены самые общие и важные принципы и положения Конституции, которые являются исходными, фундаментальными для других статей Конституции и для всего законодательства государства.
Во второй главе Конституции РФ говорится о правах и свободах личности, которые провозглашаются высшей ценностью.
Третья глава определяет вопросы федеративного устройства нашего государства. В главе перечислены все 89 субъектов РФ. Раскрываются общие принципы федерализма – равноправие субъектов РФ, государственная целостность РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов, равноправие и самоопределение народов.
Системе, полномочиям законодательной, исполнительной и судебной власти посвящены четвертая, пятая, шестая и седьмая главы Конституции РФ.
Глава четвертая называется «Президент РФ». Здесь определены статус и полномочия Президента РФ. Глава пятая называется «Федеральное собрание» и рассказывает о парламенте нашей страны – представительном и законодательном органе нашей страны. Глава шестая называется «Правительство РФ». Правительство является органом исполнительной власти.
Седьмая глава посвящена судебной власти. Восьмая глава посвящена вопросам местного самоуправления.
Завершается Основная часть Конституции главой 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», в которой говорится о том, кто может вносить предложения о поправках и пересмотре предложений Конституции и в каком порядке эти предложения рассматриваются и принимаются.
Второй раздел Конституции называется «Заключительные и переходные положения». Здесь говорится о том, когда была принята Конституция РФ, когда она вступила в законную силу, а также о том, что действие предшествующей конституции с принятием новой Конституции РФ прекращается.) 9 баллов.
- Составьте кроссворд по теме: «Конституция РФ» (минимальное количество 6 слов) для своих соперников. 8 баллов.
- Команды разгадывают кроссворда друг друга. 5 баллов.
- Работа с текстом Конституции.
- Разделите статьи конституции по главам.
6 баллов.
- Как вы думаете, почему глава о правах и свободах человека расположена в Конституции РФ сразу же после главы, закрепляющей основы конституционного строя?
6 баллов.
- Прочитайте статьи 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Какие принципы правового государства нашли отражения в этих статьях?
6 баллов.
- Во второй главе Конституции РФ есть статьи (57, 58, 59), в которых говориться об обязанностях гражданина. Назовите эти обязанности. Противоречат ли эти статьи принципам прав и свобод человека?
6 баллов.
- Докажите статьями Конституции РФ, что права Президента РФ превышают полномочия других органов власти.
6 баллов.
- Составьте вопрос другой команде по тексту Конституции РФ.
5 баллов.
Всего 80 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по исследованию интеллектуальных особенностей и способностей учеников 8 «а» класса Волховской городской гимназии.
данное исследование проводилось на основе методики Л.А.Ясюковой...
Факультативный курс "История Российской армии" для 8-9 классов
Авторская педагогическая разработка факультативного курса "История Российской армии" для 8-9 классов...
Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)
Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...
Интеллектуальная игра: «Крестики- нолики» для учеников 8-9 классов
Интеллектуальная игра: «Крестики- нолики»для учеников 8-9 классов Цель: Развивать у учащихся познавательный интерес к изучаемому на уроках материалу, способствовать развитию мышления,...
Лучшие работы учеников. Рецензия на спектакль "Отцы и сыновья" ученика 11-б класса Персиянова Николая
Спектакль"Отцы и сыновья" театра "На Литейном" никого из учащихся 11 класса не оставил равнодушным На уроке, посвященном написанию рецензии на спектакль, ребята прочитали сво...
Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы
Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...
Внеклассное мероприятие по химии для учеников 10-11 классов «Интеллектуальная игра для старшеклассников по предметам естественно-математического цикла»
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В последнее время наблюдается тенденция, когда ребенка, проявляющего успехи в одном предмете, преподаватели начина...