Разаботка урока по обществознанию 10 класс "Конфликт в межличностных отношений"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Михайлова Валентина Сергеевна

урок  обществознания в 10 классах,  разработан для профильных обучения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 

Конфликт  в межличностных отношениях

Метод проведения урока: Проблемное изложение

Способы проведения урока: Фронтальный, индивидуальный, групповой

Оборудование:

1. Интерактивная доска

2. Презентация для интерактивной доски

3. Раздаточный материал;

- форма опорного конспекта на каждого учащегося (Приложение 1)

- ксерокопии с заданием на каждую группу (Приложение 2)

- иллюстрации на каждую группу (Приложение 3)

Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения.

Задачи урока

I. Обучающие:

1. Сформировать представления учащихся о понятиях: «конфликт», «социальный конфликт», «личностный конфликт», «межличностный конфликт», «межгрупповой конфликт», «конфликт с внешней средой».

2. Формирование представления о субъектах конфликтов и их роли.

3. Формирование представления о классификации конфликтов и стратегиях

поведения.

II. Развивающие:

1. Способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся.

2. Развитие навыков анализа ситуаций

3. Развитие коммуникативной компетенции

III. Воспитывающие:

1. Воспитывать толерантное отношение к окружающим

Ход урока

I этап. Организационно-мотивационный

Учитель: Посмотрите на доску и выберите из предложенных на доске качеств те, которые помогают человеку договориться с другими людьми, общаться, и выпишите их.  Продолжение этот список. Объясните свой выбор. (Слайд 1)

На доске:

Скромность                                                                                  злость

Справедливость                                                                           честолюбие

Честность                                                                                      милосердие

Стыдливость                                                                                 грубость

Искренность                                                                                   ответственность

Порядочность                                                                                                                

Как эти качества человека проявляются в общении с другими? Что происходит, когда люди утрачивают в процессе общения качества, указанные в левой колонке?(Может привести к конфликту)

Учитель: Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение

слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения

человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутрен-

ним и внешним конфликтам.

Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? (  о конфликтах)

II.  Актуализация темы. (Слайд № 2)

Постановка проблемной ситуации

Учитель: Бывает, что человек начинает мстить тому, кого считает своим обидчиком. Ему кажется, что удавшаяся месть поможет восстановить справедливость и принесет моральное удовлетворение. Является ли месть  решением  конфликтной  ситуации?

III. Этап изучения нового материала

Тема урока: « Конфликт в межличностных отношениях»  

(Слайд № 3, 4)

План урока  

  1. Структура межличностного конфликта
  2. Поведение субъектов конфликта
  3.  Способы разрешения конфликта

Учитель: Известный немецкий философ И. Кант так охарактеризовал этот возраст: «Годы юности – трудные годы, ибо это годы выбора». Как вы думаете, что имел в виду Кант? О каком выборе он говорил? Возможные варианты ответов учащихся: выбор поведения, друзей и  т.д.

II этап. Изучение нового материала

Учитель: Человек в ранней юности, т.е. в 16-17 лет выбирает не только друзей, профессию, но и те принципы, по которым он будет общаться с другими людьми, стиль поведения в конфликте. Конечно, стиль поведения в конфликтной ситуации закладывается гораздо раньше, ещё в дошкольный период, но оттачивается, устанавливается и осмысливается он в вашем, подростковом возрасте. Тем более что именно ваш возраст считается возрастом наибольшей конфликтности. Давайте вместе разберемся, что такое конфликты, какими они бывают и какие существуют пути выхода из конфликтов. Чтобы лучше усвоить новый материал и успешно его закрепить, в ходе урока вы будете самостоятельно заполнять опорный конспект, а в этом вам поможет работа с интерактивной доской. Вопрос классу: На ваш взгляд, что такое «конфликт»?

Возможные варианты ответов учащихся: спор, разногласия, противоречия и.т.д. (записывают в конспект в тетради, затем сверяют со слайдом и при необходимости дополняют)

Учитель: Вы правы. (Слайд №5)

Конфликт-это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов

Учитель: А что же такое «социальный конфликт»?

Возможные варианты ответов учащихся: споры между людьми, между группами и.т.д. (записывают в конспект, затем сверяют со слайдом и при необходимости дополняют)

Учитель: Мы с вами живем в обществе, которое неоднородно по своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными силами.

Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов. (Слайд № 6)

Учитель: Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.е. субъектах. Обратите внимание на следующий слайд. (Слайд № 7). Учащиеся продолжают заполнять опорный конспект.

Субъекты конфликта

Прямые участники

Непосредственные участники

Те, чьи интересы оказались недостижимыми в неизменном виде в результате конфликтной ситуации

Те, кто своими непосредственными действиями  вовлечены в конфликт взаимодействий

Учитель: А теперь исследуем динамику конфликта. Работая с материалом учебника на странице  73-74 , познакомьтесь с этапами  протекания конфликта  и охарактеризуйте их. ( по мере проверки задания на доске появляется таблица) (Слайд № 8)

Этапы протекания конфликта (Слайд№9)

Предконфликтная стадия

 Непосредственно конфликтная

Послеконфликтная

Накопление противоречий

Это совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон

Принимаются меры для окончательного устранения противоречий

Учитель: И так  вам предлагается самостоятельная работа в группах по 4 человека (учащиеся соседних друг с другом парт объединяются для совместной работы), на 3-5 минут.

Задание (идентично для каждой группы):

  1. Обсудите ситуацию и попытайтесь, определить 3 стадии протекания конфликта.
  2.  Укажите, какие внешние проявления могут быть характерны для каждой из них?

Ситуация: Мать и отец много времени проводили на работе, поэтому не замечали когда прихожу я и как это время трачу. Приходя вечером уставшим домой, они видели простую картину – какие-либо домашние дела не выполнены. Таким образом, у родителей сложилось впечатление ленивого неуспевающего ребенка. С моей же стороны все было проще. Выполняя завещание родителей, я проводил все больше времени на учебе, как в школе, так и после нее. Но также нельзя было забывать о друзьях, хоть каком-то отдыхе. Тут же добавилась и личная жизнь, “съедающая” кучу времени. Расставить правильно приоритеты тогда было сложно. Я пробовал объяснить ситуацию, но понимания не нашел.

Описанные выше обстоятельства создали напряженною обстановку в общении, усталость и раздражительность. Отец и мать резко выражают свое недовольство сложившейся ситуацией, что, безусловно, меня сильно задевает. Попытки доказать свою “небесполезность” встречают новую волну “враждебных” доводов о моем бездействии в их отсутствие. Высказываются доводы, каким образом я обязан тратить свое время: столько-то времени за компьютером и учебой, столько по дому, точно по часам спать.

Так продолжалось буквально дня два-три, в течение которых правилам само собой пришлось следовать. За это время скорее всего ситуация обсуждалась внутри группы (между отцом и матерью), и возможно они поняли, что что-то изменилось и сколько мне на тот момент было лет. Суровый контроль постепенно прекратился. Обе стороны пошли на уступки, возврат к нормальному общению прошел на удивление быстро. Ожидания сторон практически полностью воплотились. Проблем в учебе не оказалось, личная жизнь воспринята с положительной стороны. Подобных споров не повторялось.

По истечении отведенного времени, представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами и записать в опорный конспект

(Слайд №10)

Физкультминутка (зарядка для глаз):

Учитель: Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

а лишь глазами осторожно

ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

Учитель: Вы немного отдохнули и нам пора вернуться к нашей теме. Про-

должаем работу в группах. Обратите внимание на иллюстрации, которые

есть на партах у каждой группы, а на доске таблица с разновидностями конфликтов и их характеристиками. Ваша задача состоит в том, чтобы попробовать определить к какому виду конфликта относится каждая картинка.

Возможные варианты ответов учащихся: обсуждают и  фиксируют правильнее ответы в опорном конспекте.

Классификация конфликтов (Сдайд№11)

Личностный

Межличностный

Межгрупповой

Конфликт с

внешней средой

На уровне сознания индивида, т.е.

с самим собой

Разногласия между двумя и более членами одной

группы

Между группами

индивидов

Индивид испытывает давление извне (прежде всего со стороны социальных норм и предписаний)

Учитель: К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному. Наверное, и некоторые из вас участвуя в конфликте, находили пути выхода из него. Поделитесь своим опытом.

Возможные варианты ответов учащихся: Применял силу, договаривалась, уступали, прерывал спор и.т.д.

Учитель: Ученые –исследователи выделяют пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения. Исследуем их и мы.  Рассмотрим  разные стратегии поведения в конфликте с обязательной записью в опорном конспекте. Обратите внимание на доску. Какие чувства, мысли, действия характерны для каждой стратегии?

Учитель: Перед вами таблица. Внимательно изучите ее и приведите в соответствие терминов с их характеристиками ( работа в парах)  3 мин.

Основные стратегии взаимодействий в конфликте (Слайд № 12)

Стратегия  поведения

                                Характеристика

  1. Избегание

А. Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Максимальная настойчивость в удовлетворении собственных интересов

  1.  Конкуренция

Б. Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов

  1. Приспособление

В. Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержании интересов каждой из сторон входит удовлетворении основных интересов другой стороны

  1. Сотрудничество

 Г. Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны

  1. Компромисс

Д. Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта. Это минимальный,  практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов

 

(ответ: А-2,  Б-3, В-4, Г-5, Д-1)

Учитель: Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно. Путями  конструктивного разрешения конфликтов являются: переговоры, медиация, арбитраж. (Слайд №13,14,15,16) При этом, решение конфликта может быть полным, когда исчерпана причина конфликта и «образ врага»  трансформируется в образ друга. И частичным, когда изменяется только  его внешняя форма, сохраняется причина породившая противоборство. 

III. Подведение итогов урока в виде  заполнение кластера (Слайд № 17)

Учитель:  Итак, мы  сегодня на уроке познакомились с такими понятиями как «конфликт» и «социальный конфликт», «субъект  конфликта». Выяснили, что существуют разнообразные виды конфликтов. Обсудили, каковы могут быть стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Какая самая лучшая, решать вам самим.

Учитель: В завершении нашего урока еще раз обратимся к  проблеме нашего урока.   Может  ли месть стать методом решения конфликта? Почему?

(Возможный ответ учащихся: Нет, не исчерпана причина конфликта)

 И всё-таки, стоит заметить, что побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто  сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё.

IV. Постановка домашнего задания.(Слайд №18)

&7   учебника. Написать  эссе на тему  « Если мира в тебе нет, то мира и вокруг тебя быть не может»

Приложение 1

Опорный конспект по теме «Социальные конфликты»

«Конфликт» –

«Социальный конфликт»

Субъекты конфликта

Стадии протекания

Классификация конфликтов

Личностный

Межличностный

Межгрупповой

Конфликт с внешней средой

Стратегии поведения

Избегание

Уступки

Подавление

Компромисс

Сотрудничество

Приложение 2

Ситуация: Мать и отец много времени проводили на работе, поэтому не за-

мечали когда прихожу я и как это время трачу. Приходя вечером уставшими

домой, они видели простую картину – какие-либо домашние дела не выпол-

нены. Таким образом, у родителей сложилось впечатление ленивого неуспе-

вающего ребенка.

С моей же стороны все было проще. Выполняя завещание родителей, я про-

водил все больше времени на учебе, как в школе, так и после нее. Но также

нельзя было забывать о друзьях, хоть каком-то отдыхе. Тут же добавилась и

личная жизнь, “съедающая” кучу времени. Расставить правильно приоритеты

тогда было сложно. Я пробовал объяснить ситуацию, но понимания не на-

шел.

Описанные выше обстоятельства создали напряженною обстановку в обще-

нии, усталость и раздражительность. Отец и мать резко выражают свое недо-

вольство сложившейся ситуацией, что, безусловно, меня сильно задевает.

Попытки доказать свою “небесполезность” встречают новую волну “враждебных” доводов о моем бездействии в их отсутствие. Высказываются доводы, каким образом я обязан тратить свое время: столько-то времени за компьютером и учебой, столько по дому, точно по часам спать.

Так продолжалось буквально дня два-три, в течение которых правилам само

собой пришлось следовать. За это время скорее всего ситуация обсуждалась

внутри группы (между отцом и матерью), и возможно они поняли, что что-то

изменилось и сколько мне на тот момент было лет. Суровый контроль посте-

пенно прекратился.

Обе стороны пошли на уступки, возврат к нормальному общению прошел на

удивление быстро. Ожидания сторон практически полностью воплотились.

Проблем в учебе не оказалось, личная жизнь воспринята с положительной

стороны. Подобных споров не повторялось.



Предварительный просмотр:

                                                       

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в "Конфликт в межличностных отношениях"

Презентация содержит описание причин конфликтов, тактик поведения в конфликте....

6 класс "Конфликты в межличностных отношениях"

урок обществознания в 6 классе с учетом требований ФГОС...

Урок обществознания в 6 классе Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»

Урок обществознания в 6 классеТема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»...

Разработка урока по обществознанию на тему : «Конфликты в межличностных отношениях» (6 класс)

Разработка урока по обществознанию на тему : «Конфликты в межличностных отношениях» (6 класс)...

Описание урока по обществознанию 6 класс по теме "Конфликты в межличностных отношениях"

Данный урок по теме «Конфликты в межличностных отношениях» изучается в разделе « Человек среди людей».  Урок разработан для обучающихся 6 класса.Изучение межличностных отн...

План-конспект урока по обществознанию 6 класс: «Конфликты в межличностных отношениях»

Основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. Урок в 6 классе по теме «Конфликты в межличностных отношениях»...

Рабочий лист для урока обществознания в 6 классе по теме «Конфликты в межличностных отношениях»

1. Формулировка темы, цели урока.Кто спорит, тот ни гроша не стоит (русская поговорка)Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит (русская поговорка)Конфликт любой всегда уладит мудрец, вла...