Рабочая программа на ступень основного образования по обществознанию
рабочая программа по обществознанию на тему
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе программы Кравченко для 6-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_6-9_klassy.docx | 55.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию на ступень основного общего образования составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и учебным планом МОУ "Журавлевская СОШ" и авторских программ по обществознанию: А.И. Кравченко, И.С. Хромова Программа курса «обществознание» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово», 2006 г.; А.И. Кравченко. Программа курса «обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово», 2009 г.
При реализации данной рабочей программы используется УМК:
6 класс
- Учебник: Кравченко А.И. «Обществознание – 6 класс». «Русское слово» 2006 г.
- Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. : Учитель, 2008.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознания» 6 класс А.И. Кравченко. М.2011 г.
7 класс.
- Учебник: Кравченко А.И.
«Обществознание» 7 класс. «Русское слово» 2005 г.
- Рабочая тетрадь по обществознанию 7 класс. А. И. Кравченко. Издательство «Русское слово» 2011 год.
8 класс
- Учебник: Обществознание 8 класс Кравченко А.И. издательство «Русское слово» 2008 г.
- Обществознание: Поурочные планы по учебнику А.И, Кравченко 8 класс. – М.: Учитель 2007 г.
- Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. Москва «Русское слово» 2010 г.
9 класс
- Учебник: Под ред. А. И. Кравченко «Обществозннаие». Москва «Русское слово» 2009 г.
2. Поурочные методические разработки к учебнику А.И, Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс» Москва «Русское слово» 2010 г.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Данный предмет охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.
Курс «Обществознание» в 6–7 классах опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир» и носят преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. Важную роль при этом играют межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура».
Курс «Обществознание» в 8-9 классах ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.
Цели программы:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место предмета в учебном плане образовательного учреждения
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования отведено 140 часов. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Изменения в программе:
Курс по обществознанию в 6-м классе по программе Кравченко является логическим продолжением курса для 5-го класса и рассчитан на 34 часа. Предмет обществознание не изучался учащимися в 5 классе, поэтому учителем в программу были добавлены темы: «Исторические ступени прошлого», «Современное общество», «Человек как сумма поколение», «Человек общество природа», которые, необходимы для усвоения знаний по обществознанию на уровне 6-го класса. Они водятся в тематическое планирование и содержание программы. В рабочую программу вводится блок «Социальная сфера» - 2 часа, для полного формирования системы знаний по обществознанию на уровне 6 класса. Темы: «Рынок», «Предпринимательство и бизнес» выносятся на самостоятельное изучение. Темы: «Город и урбанизация» скрашена на 1 час и объединена с темой: «Город и село», для изучения в сравнительной характеристики.
В 7-м классе курс полностью посвящен личности подростка, его психологическому, физическому и эмоциональному развитию. Программа Кравченко рассчитана на 32 часа, в связи с этим учитель счел необходимым добавить по одному часу на темы: «Речевое поведение подростка», «Подростковая культура», «Подросток в обществе риска», для расширенного изучения данных проблем в формирование личности подростка.
В 8-м классе учителем были внесены изменения по распределению учебного времени на изучение разделов курса. По программе Кравченко на каждый раздел отводится по 10 часов, для расширенного изучения и усвоения материала на разделы «Общество и человек» -12 часов, «Экономическая сфера»-13 часов, а на блок «Социальная сфера» 9 часов. В программе темы: «Социализация и воспитание» «Социально-психологический процесс общения» были объединены в одну тему: «Социализация, воспитание, общение».
В 9-м классе в программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, самостоятельные, контрольные, тесты которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений об обществе, а также подготовка к ГИА по обществознанию. На изучение тем: «Формы правления» и «Гражданское общество и правовое государство», «Право, его сущность и особенности», «Конституция», «Наука», «Культурные нормы» учитель отводит-2 часа, для расширенного изучения данного материала.
Формы урочной организации работы учащихся:
- уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;
- уроки повторения и закрепления изученного;
- комбинированные уроки;
-уроки- игры;
-урок взаимообучения;
-урок творчества;
Формы контроля
- Тесты
2.Контрольные работы
3.Самостоятельная работа
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание рабочей программы
6 класс
Раздел 1 Общество и сферы
Глава I Сущность и структура общества 6 часов
Что такое общество?
Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».
Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.
Происхождение и развитие человека
Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек — биосоциальное существо.
Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.
Основное понятие темы: человек — биосоциальное существо.
Исторические ступени развития общества
Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.
Основные понятия темы: аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс.
Современное общество
Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени.
Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.
Человечество как сумма поколений
Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.
Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.
Человек, общество, природа
Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.
Основные понятия темы: биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы.
Глава II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА 5 часов
Что такое экономика и бизнес.
Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.
Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель.
Экономическая деятельность подростков
Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере.
Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.
Основные понятия темы: молодежная экономика; карманные деньги.
Трудовое воспитание детей в разные эпохи
Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.
Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.
Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь.
Труд с точки зрения закона
Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы.
Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия.
Глава III СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (3 часа)
Социальная структура общества. Семья
Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.
Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.
Правила и нормы поведения в обществе
Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.
Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.
Глава IV ПОЛИТИКА И ПРАВО (5 часов)
Что такое государство.
Государство — фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.
Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.
Гражданство и граждане.
Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.
Основные понятия темы: государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.
Основной закон страны
Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ — глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации — высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.
Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.
Право и правопорядок
Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.
Основные понятия темы: законность; правопорядок.
Как можно защититься от несправедливости
Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.
Основное понятие темы: правосудие.
Право на службе человека
Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.
Основные понятия темы: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления.
Глава V ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (4 часа)
Роль книгопечатания в развитии образования.
Изобретения книгопечатания,, Первые печатные книги их содержание влияние на общество.
Появление цивилизаций.
Понятие цивилизации. Возникновение цивилизаций, этапы ее развития. Роль книг и чтения в современном обществе.
Наука и образование
Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.
Основные понятия темы: наука; общественные науки; образование; самообразование; знание.
Мораль и право. Добро и зло
Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.
Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.
Идеал
Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.
Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.
Что такое ценности.
Определение ценностей. Вечные ценности: истина, красота, добро, польза, свобода. Ценности семейной жизни. Конфликт ценностей. Ценности подростка.
Раздел II Ребенок и его жилая среда 8
Город и село (3 часа)
Эволюция города.
Возникновение городов. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современный город. Пригородная зона.
Город и урбанизация. Город и село.
Урбанизация. Процесс урбанизации, его проявления. Качество городской жизни. Плюсы и минусы городской жизни. Город и село – две основные среды обитания человека. Отличительные черты городской среды.
Город: отчуждения людей и влияние быстрых перемен.
Влияние города на отношения между людьми. Общение и уединение. Человек среди незнакомых людей: дистанция, отчуждение.
Мой дом мое жилище. (5 часов)
В каком пространстве мы обитаем.
Понятие «социальное пространство». Общественная территория. Поведение на общественной территории. Домашняя территория.
Дом, в котором мы живем.
Понятие «дом». Дом в жизни человека. Эволюция жилища в первобытном обществе, дом в античности, дом в Средневековье.
Наши соседи.
Кто такие соседи. Отношения с соседями. Уровни знакомства. Уровни поверхностного знакомства. Уровень глубокого знакомства.
Район проживания. Дача и дачная жизнь.
Жилой район. Районы города: старые и новые. Центр города. Привязанность к району, к месту жительства. Понятие дачи. Появление дачи.
Учебно-тематический план 6 класс
№ | Название раздела | В рабочей программе | Уроки-повторения |
Введение | 1 | ||
1 | Сущность и структура общества | 6 | |
2 | Экономическая сфера | 5 | |
3 | Социальная сфера общества | 2 | |
4 | Политико-правовая сфера | 7 | |
5 | Духовная сфера | 6 | |
6 | Город и село | 3 | |
7 | Мой дом мое жилище | 4 | |
8 | Итоговое повторение | 1 |
7класс
Глава 1. Личность подростка 11 часов
Переходный возраст Определение возраста. Понятие подросток. Система ценностей подростка.
Задачи и трудности подросткового возраста. Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Формирование более зрелых отношений сов сверстниками обоего пола.
Быть взрослым. Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг друга.
Физические изменения у подростков. Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост.
Психологический портрет личности. Понятие личность. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Самооценка подростка. Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка.
Выдающаяся личность. Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях.
Как сталь лидером. Определение лидер. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства.
Глава 2. Подросток в социальной среде 22 часа
Социальная среда подростка. Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи.
Юношеский пессимизм. Драматизм подросткового возраста. Возникновение юношеского пессимизма, причинные его развития.
Подросток в группе. Определение группы и их классификация. Человек в группе. Закон группы.
Межличностные отношения. Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений.
«Мы» и «Они». Непосредственное окружение. Понятие Я.
Мир знакомых и незнакомых людей. Знакомые и незнакомые: различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека.
Социальный портрет молодежи. Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа.
Юридические границы подросткового возраста.Малолетние их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние, их права и обязанности.
Подросток как гражданин.Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав.
Подросток и его права. Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии.
Опасный путь преступности. Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность.
Заброшенные, одинокие, непонятые. Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность.
Подросток в обществе риска. Современное общество как источник опасности. Поведение подростка кА источник опасности.
Подростковая культура. Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков.
Образ жизни. Понятие образ жизни. Образ жизни человека, семьи, народа.
Досуг и отдых. Досуг и отдых – часть повседневного образа жизни. Понятие досуга.
Развитие спорта. Определение спорта. Спорт в различные исторические времена.
Речевое поведение. Значение речевого поведения. Пять жанров речевого поведения подростка.
Город и село. Отличительные черты города и села. Влияние на воспитание подростка.
Мой дом, мое жилище. В каком пространстве мы обитаем. Домашняя территория.
Учебно-тематический план 7 класс
№ | Название раздела | Фактически | Уроки повторения |
1 | Личность подростка | 11 | |
2 | Подросток в социальной среде | 23 | |
3 | Итоговое повторение | 1 |
8 класс
Раздел I Общество и человек. 12 часов.
Введение 1 час
Что такое общество.
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны.
Человек, общество, природа.. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы.
Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общества охотников и собирателей. Зарождение земледелия, появление письменности и возникновения городов.
Социальные прогресс и развития общества. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Прогрессивные и регрессивные реформы.
Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества личности. Роль семьи и социальной среды. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления.
Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей.
Социализация и воспитание, общение. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Последствия недостаточного воспитания в семье. Общение как социально- психологический процесс. Виды общения. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Раздел II. Экономическая сфера. 12 часов
Сущность и структура экономики. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие структуры экономики.
Товар и деньги. Понятие товар, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Плановая и рыночная экономики
Рынок, цена и конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Влияние цены на производство. Конкуренция производителей и продавцов.
Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Прямые и косвенные налоги.
Бюджет государства и семьи.
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг.
Труд, занятость, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Заработная плата. Причины и социальные последствия безработицы.
Раздел III. Социальная сфера. 8 часов.
Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека.
Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Социальное расслоение и дифференциация.
Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерения богатства. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление.
Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Семья, род как разновидности групп.
Межнациональные отношения. Отношения между различными национальностями внутри одного государства. мирные и военные формы взаимодействия народов.
Конфликты в обществе. Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Особенности семейных конфликтов.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи.
Учебно-тематический план 8 класс
№ | Название раздела | В рабочей программе | Повторение |
1 | Вводное занятие | 1 | |
1 | Общество и человек | 12 | |
2 | Экономическая сфера | 13 | |
3 | Социальная сфера | 9 | |
4 | Итоговое повторение | 1 |
9 класс.
Раздел 1. Политическая сфера. 10
Власть. Формы правления: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия.
Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. причины и условия появления государства.
Национально-государственное устройство. Объединение и отделение нации. Формирование Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики.
Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристик и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима.
Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Понятие о правовом государстве и история его становления.
Голосование, выборы, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политическое предпочтение людей.
Политические партии. Определение и признаки политических партий. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки.
Раздел 2. Человек и его права. 1
Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах.
Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Конституция. Конституция как основной законно государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав.
Право и экономика. Имущественные отношения. Принцип равенства гражданских правоотношений. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем.
Правовые основы брака и семьи Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака.
Преступление и наказание. Формы совершения преступления: действия и бездействия. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления.
Раздел 3 Духовная сфера. 10
Сущность и строение человеческой культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила.
Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символичность.
Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения.
Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Религиозные обряды.
Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства субъекты художественной культуры и деятели искусства.
Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее образование.
Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классическая наук.
Учебно-тематический план 9 класс
№ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | ЧАСЫ | ПОВТОРЕНИЕ |
1 | Политическая сфера | 10 | 1 |
2 | Человек и его права | 10 | 1 |
3 | Духовная сфера | 10 | 1 |
4 | Итоговое повторение | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
№ | Наименова-ния объектов и средств материально-технического обеспечения | Фактическое наличие | % оснащенности |
1 | Комплекты таблиц демонстрационных по обществознанию | Нет | |
2 | Универсальный портативный компьютер | Нет | |
3 | Цифровой проектор | Нет | |
4 | Экран настенный | Нет | |
5 | Энциклопедия | Нет | |
6 | ОБЩЕСТВОЗНА-НИЕ // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОН-НЫЕ ИСТОЧНИ- КИ // СПЕЦИАЛИЗИ-РОВАННЫЕ// по обществознанию | Нет | |
7 | Учебно-методические комплексы по обществознанию | Обществознание: Учебник для 8 класса. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007 Обществознание. 8 класс.: поурочные планы по учебнику А. И, Кравченко/ авт. – сост. Н . С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2007.- 134.с. Хромова И. С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику Программы курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Кравченко. Кравченко А.И., Певцова Е. А. Обществознание: Учебник для 9 класса. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. Певцова Е. А. Поурочные методические разработки к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание.9 класс». – 3-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2010/ФИПИ. - М.: «Интеллект-Центр», 2010 – 304 с. Программа курса по обществознанию 8-9,10-11 классы. А.И. Кравченко. М. Издательство «Русское слово» 2009г. | 100 100 100 |
8 | Иллюстрации по обществознанию | Нет | |
9 | Справочники по обществознанию | Нет |
Список дополнительной литературы:
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 2, 4, 5. М., 1997.
Бабаленкова И.И. Обществознание. : весь курс: для выпускников. –М.: Экаом, 2010.-352 с.
Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / А.И. Матвеева, Л.Ф. Иванова, Л.Н. Боголюбова: Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 1997
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. ХV-ХVIII вв. М., 1986.
Бабаленкова И.И. Обществознание. : весь курс: для выпускников. –М.: Экаом, 2010.-352 с.
Введение в обществознание: Учебное пособие для 8—9классов общеобразовательных учреждений / А.И.Матвеева, Л.Ф.Иванова,
Л.Н.Боголюбов и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. 2-е изд. М., 1997.
Захарова Е. Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». М., 1998.
Исаев И. А. История государства и права России. М., 1994.
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1997.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1998.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.
Обществознание в вопросах и ответах: учебное пособие/под ред. А.Б. Безбородова, В.В. Минаеча. –М: Проспект, 2011. -336с.
Обществознание в вопросах и ответах: учебное пособие. –М.:КНОРУС, 2006. -272 с.
Сторчевой М.А. Основы экономики: Учебник для 8—9 классов. СПб.: Экономическая школа, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа на ступень основного общего оразования по истории
Рабочая программа по истории на ступень основного общего образования составлена на 2014-2015 учебный год....
Рабочая программа на уровень основного общего образования по учебному предмету «Обществознание» для 6-9 классов
Рабочая программа на уровень основного общего образования по обществознанию составлена на основе учебной предметной программы Козленко С. И., Козленко И. В. Обществознание (Программа курса для 6-7 кла...
Рабочая программа Английский язык Основное общее образование 5-9 класс 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для 5-9 класса среднего общего образования составлена на основе авторской программы «Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Англий...
Рабочая программа на уровень основного общего образования по учебному предмету "Биология"
Рабочая программа на уровень основного общего образования по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Примерной программой основного ...
Рабочая программа начальной ступени общего образования учебного курса «Физическая культура» 3,4 класс
Рабочая программа 3,4 класс...
Рабочая программа по информатике основного образования
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Панаевской школы-интерната на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагогов дошкольного образования Панаевской школы-интерната для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа) составлена в виде развернутого перспективного планирования на основе ...