рабочая программа на ступень основного общего оразования по истории
календарно-тематическое планирование по истории на тему

Блажко Елена Александровнаа

Рабочая программа по истории на ступень основного общего образования составлена на 2014-2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx90.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории основного общего образования составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, учебным планом МОУ "Журавлевская СОШ" и   авторскими программи:

  • Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Программа по истории Древнего мира (5 класс). М., «Просвещение»,2007г.;
  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. Программа по истории Средних веков (6 класс).М., «Просвещение», 2005 г.;
  • Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.. Программа по Новой истории (7-8 классы). М., «Просвещение», 2007 г.;
  • Сороко-Цюпа А.О., Стрелова О.Ю.. Программа по Новейшей  истории зарубежных стран (9 класс). М., «Просвещение», 2007 г.;
  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программа по истории России (6-9 класс). М., «Просвещение», 2009г..

Данные авторские программы являются единой линией и реализуются  через  УМК, выпущенный для учащихся издательством «Просвещение»:

  •  5 класс

- Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2011 г.

- Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2011 г.

- Учебник История. Введение в историю. 5 класс, автор Майков А.Н

- Атлас «Древний мир».

- Рабочая тетрадь под редакцией А.Н. Майкова. Издательский центр «Вентана - Граф» 2011 г. М.

  • 6 класс

- Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. «История средних веков» 6 класс, М., Просвещение, 2010 г.

          - Рабочая тетрадь «История средних веков». 6 класс, М., «Просвещение», 2011 г.

- Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России» 6 класс, М., Просвещение, 2003 г.

         - Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2011 г.

  • 7 класс

- Учебник Юдовская А.Я. и др. «Всеобщая история. История нового времени».7 кл, М., «Просвещение», 2011 г.

         - Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь «Новая история». 7 кл., М., «Просвещение», 2011 г.

        - Учебник. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России». 7 кл. М., «Просвещение», 2011г.

        - Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России конец XVI - XVIII в». 7 кл. М., «Просвещение», 2012 г.

  • 8 класс

-«Новейшая история 1800-1900 гг.», автор А.Я. Юдовская, П. А. Баранов. Издательство Просвещение 2004

- «История России XIX век» автор А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  Издательство Просвещение 2001-2005 гг.

-А.А. Данилов. История Россия в XIX веке. Тетрадь- тренажер. –М.: Просвещение. -2010  

        - Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России XIX в». 8 кл. М., «Просвещение», 2008 г.

  • 9 класс

        - Сороко-Цюпа О.С, Сороко-Цюпа А.О. «Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран». 9 кл. М., «Просвещение», 2006г.

        - Сороко-Цюпа О.С. Рабочая тетрадь "Новейшая история зарубежных стран». 9 кл. М., «Просвещение», 2008г.

        - Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. «История России». 9 кл. М., «Просвещение», 2008г.

        - Данилов А. А. Рабочая тетрадь по истории России: ХХ - нач. ХХI века. 9 кл.: В 3 вып. М., «Просвещение», 2008г.

       

 Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Общая характеристика учебного предмета

    Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

          Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса «Истории России» и «Всеобщей истории» в 5-9 классах.

Классы

Всего часов

Разделы рабочей программы

История России

Всеобщая история

V

класс

70 ч

История Древнего мира

VI класс

70 ч

История России (с древности до XV в.)    –36 ч.

История Средних веков – 34ч

VII

класс

70 ч

История России (XVI-  ХVIII вв.) –  40 ч

История Нового времени (XVI- XVIII вв.) – 30 ч

VIII класс

70 ч

История России (XIXв.) – 40 ч

История Нового времени (XIX- начало ХХ вв.) –30 ч.

IX

класс

68 ч

Новейшая и современная история России –  40 ч

Новейшая и современная история –  28 ч

         

Изменения в программе:

В программу по изучению истории в 5-м классе учителем были внесены изменения в связи с  введением 10 часового модуля «Что изучает история», на модуль добавлен один час на тему: «О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг сопровождают историю», для расширенного ознакомления с государственными символами России. Количество часов на изучение отдельных тем были сокращены: «От первобытности к цивилизации» на 1 час, «Древней Восток» - на 3 часа, «Древняя Греция» - на 5 часов.

В рабочей программе темы: «Древнейшие цивилизации Месопотамии», «Восточное средиземноморье в древности», «Великие военный империи Ближнего востока», были объединены в одну тему «Древние Цивилизации Передней Азии». Изменен и порядок изучения тем: «Древний Египет», «Древнейшие цивилизации Месопотамии. Темы: «Древняя Индия»  и «Древний Китай» объединены в одну тему: «Индия и Китай в древности» - 3 часа.

В изучении истории в 6-м классе внесены изменения с распределением учебного времени. По примерной программе на изучение истории средних веков отводится не менее30 часов, учитель добавил учебного времени для расширенного изучения материала. Разделы программы; «Византийский и арабский мир» вошли  в блок «Западная и центральная Европа в V-XIII веках», раздел «Страны Азии и Америки в эпоху средневековья» изучаются в блоке «Культурное наследие Средневековья». В программе на изучение раздела «Русь во второй половине XII-XIII веков» добавлено -2 часа, для расширенного изучения материала.

        В изучение курса по истории России  в 7- м классе учителем были внесены изменения; на курс по истории России отводится 40 часов, по программе Данилова на изучение истории отводится 42 часа, такие темы: «Россия на рубеже XVI-XVII вв.» - 3 часа (по программе 4 часа)  «Россия в первой четверти XVIII в» - 10 часов (по программе 11 часов), были уменьшены.

      Курс по всеобщей истории по программе рассчитан на 32 часа, учитель счел возможным внести изменения в  распределении часов, раздел «Мир в начале нового» уменьшен на один час, один час был добавлен для изучения темы «Ранние буржуазные революции» для расширенного изучения, темы «Колониальные страны Латинской Америки» вошла в блок по изучению США. Тема; «Великие географические открытия» вошла в блок «Европа вначале нового времени». Для дополнительного контроля за усвоение знаний по всеобщей истории учитель ввел в программу уроки-повторения.

В изучении курса истории в 8 -м классе учителем были внесены изменения. Программа рассчитана на большее количество учебного времени. Распределение учебного времени  по истории в соотношении 30:40 Темы как: «Становление индустриального общества», уменьшена  на 4 часа, «Становление Новой Европы» на 2 часа, в этой теме 3 часа отводится на  изучение «Наполеоновских войн», изучение этой темы пойдет в Истории России.  Часть часов пошла на уроки – повторение по темам. Также тема «Две Америки», предусмотренная в размере 3 часов и «Страны Восточного мира».

В программе темы, касающиеся культуры России были объединены: «Развитие науки в первой половине XIX в» и «Развитие архитектуры, искусства и литературы в первой половине XIX в». Отдельной темой была выделена «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»,  с целью детального ознакомления учащихся с победами русского оружия во второй половине XIX века. На темы: «Общественные движения 80-90-х годов» и «Либеральные реформы Александра II» - 2 часа, для расширенного изучения материала.

В изучении истории в 9-м классе  были внесены изменения изучение отдельных блоков истории, с расчетом 28:40 часов. В программе проведена корректировка соотношений объемов первого и второго разделов курса, в целях более полного изучения тем раскрывающих события и процессы первой половины XX века. На темы: «Страны Европы  и США в 1900-1918 г», «Первая мировая война» добавлено – 2 часа, «Страны Латинской Америки» объединены в тему «Версальско-Вашингтонская система», «Двадцатый век и культура» вынесены на самостоятельное изучение учащихся.

Программа по курсу «История России XX век» под редакцией Данилова рассчитана на 68 часов. В связи с нехваткой учебных часов, сокращены темы: «Россия в начале XX в (1906-1916)» - 4 часа, «Россия в1917- до середины 30-х годов» - 3 часа, «Великая Отечественная война» - 1 час. Тема «СССР в 1928-1938 годы» вошла в  общий раздел «Россия в1917- до середины 30-х годов».  Темы «Экономического и политического развития России в начале XX века» совмещены. Тема: «Общественно- политические движения в начале XX века» отведена на самостоятельное изучение. Темы: «Становление советской власти» и «Экономическая политика советской власти», «Развитие политического режима в 20-е гг.», «Внешняя политика в 20-е гг.», «Политическое развитие страны», «Идеология и культура»,  объединены.   В календарно – тематическое планирование включена работа по подготовке к ГИА.

Формы урочной организации работы учащихся:

- уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;

- уроки повторения и закрепления изученного;

- комбинированные уроки;

-уроки- игры;

-урок взаимообучения;

-урок творчества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание программы

История Древнего мира 5 класс

Введение. Что изучает история ? (10) часов

Что изучает история.  

Источники знаний о прошлом.

Изменение времени.

Археология – помощница истории.

Наука о народах и наука о прошлом.

Знать своих предков.

Географические названия свидетели прошлого  

О прошлом рассказывают гербы.

Знамя и флаг сопровождают историю.

Из истории гимнов. Как работать с учебным материалом.

Глава I. От первобытности и цивилизации (6 часов)

Древнейшие люди и природа. Происхождение человека. Природа и человек в первобытном мире.  Изобретение новых орудий труда, одежда и жилище. Зарождение первобытных обществ.

Появление «Человека разумного». Собирательство и охота, присваивающее хозяйство. Родовые общины. Появление человеческих рас.

Возникновение искусства и религии. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Первобытные мифы. Искусство древних людей на территории России.

Возникновение земледелия. Орудия труда земледельцев, первые культуры. Появление ремесла. Переход от присваивающего хозяйства к производящему.  Совершенствование орудий труда в новом каменном веке. Переход к производящему хозяйству- возникновение скотоводства и земледелия.

Развитие ремесла. Начало обработки металлов. Новые изобретения. Появление знати. Соседская община, возникновение рабовладения.

Опорные понятия и термины: первобытность, древние люди, каменный век, родовая община, орудия труда, земледелие, скотоводство, неолитическая революция, племя, знать, вождь, город.

Глава  II.  Древнего Востока. 17 часов

Тема «Древний Египет» (всего 6 часов)

Возникновение древнеегипетской цивилизации. Значение реки Нил для развития земледелия в Древнем Египте. Тру и жизнь земледельцев.

Власть и положение фараонов. Нравы и обычаи при дворе фараонов. Египетские вельможи. Жизнь в городе, жилища, одежда. Труд земледельцев – основа существования древнеегипетской цивилизации. Ремесла и торговля.

Пирамида власти. царь и его чиновники, писцы.  Войско фараонов. Завоевание Тутмоса  III Рамзеса II. Могущество Древнеегипетского государства.

Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Вера в загробную жизнь. Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность.

Самостоятельная работа по теме: «Цивилизация Древнего Египта»

Опорные понятия и термины: фараоны, вельможи, чиновники, писцы, реформа, пирамида, мумия.

Тема «Древние цивилизации Передней Азии» (всего 7 часов) Местоположение, природа и климат. Основные занятия населения. Роль ирригации в жизни народов древнего междуречья.

Образование Вавилонского царства. Правление Хаммурапи и его законы. Роль законов в древнем обществе.  Занятия древних финикийцев. Развитие ремесла и торговли. Расцвет финикийских городов.

Еврейские племена скотоводов-кочевников во II тыс. до н.э. Мифы и предания древних евреев.

Положение Ассирии до конца II тыс. до н.э. Перемены в хозяйстве и в военном деле.  Ассирийское войско.

Образование Нововавилонского царства. Расцвет города Вавилон. Хозяйство и население древнего Ирана. Персидские завоевания.

 Опорные понятия и термины: Ближний Восток, речная цивилизация, письменность, клинопись, деспотия, монарх, законы, боги.

Тема «Индия и Китай в древности» (3 Часа) Природные условия. Население и его основные занятия. Особенности хозяйства индийской сельской общины. Древнейшие государства в Индии. Роль религии в жизни общества. Варны. Образ жизни и представителей разных варн и каст.

Зарождение китайской цивилизации. Особенности государства и религии в Китае. Достижения хозяйства. Объединения Китая. Первая Китайская империя. Великая китайская стена.

Глава III Древней Греции 16 часов.

Тема «Древнейшая Греция. Полисы Греции и Древнегреческая демократия» (всего 9 часов)

Природа материковой и островной Греции.  Занятия древних греков. Легенды и предания. Земледелий и скотоводство.

Древнейшее критское царство. Миф о Тесее и Минотавре. Использование достижений критской культуры. Троянская война и ее причины. Вторжение северных греческих племен. Упадок и гибель.

Одиссей и его спутники. Долгий путь домой. Приключения Одиссея.

Мифы и боги Греции. Особенности природных условий аттики. Занятия населения.

Демос и аристократия. Законы Дракона. Законодательство Солона: отмена долгового рабства. Устройства древнего полиса-государства. Тирания.

Два великих полиса: Афины и Спарта. Рождение демократии в Афинах. Господство знати. Природа и хозяйство Лаконики. Законодательство Ликурга. Управление  и военное дело в Спарте.

Великая греческая колонизация. Причины греческой колонизации. Основание колоний и их связи с метрополиями. Значение греческих колоний в Средиземноморье и Причерноморье.

Тема «Расцвет Греции. Упадок. Рождение нового мира»(7 часов)

Греко-персидские воны. Причины греко-персидских войн. Угроза порабощения эллинского мира. Восстановление города после разрушения. Быт простых граждан. Гавани Пирея.

Зарождение и значение Олимпийских игр. Подготовка отлетов к Играм. Порядок проведения.

Представление древних греков о красоте. Рассвет древнегреческой архитектуры. Система образования и воспитания афинских граждан.

Македонское царство в IV в. до н.э. природа, особенности хозяйства.

Походы Александра Македонского на восток. Гибель Персидского царства и создание державы. Причины распада.

 Глава  IV Древнего Рима 20 часов.

Тема «Ранний Рим. Поздняя республика» (5 часов)

Природа Италии. Цивилизация этрусков греческие колонии. Особенности хозяйства и общественной организации. Миф об основании РимаПредание о первых римских царях. Установление республики в Риме.

Пунические войны. Борьба Рима с Карфагеном. Вторжение Ганибалла в Италию. Римская армия, вооружение римлян. Разгром Сирии и Подчинения Македонского государства. Установление римского господства во всем Средиземноморье.

Тема «Гражданские войны в Риме. Гибель Республики»  (6 часов)

Положение рабов в Риме. Источники рабства. Занятия рабов. Восстание Спартака. Причины восстания рабов, ход  и итог восстания

Суть проводимых реформ земельный закон Тиберия Гракха. Судебный закон Гая Гракха. Кризис республики. Установление единовластия Юлия Цезаря.

Первая гражданская война. Гай Марий и Корнелий Сулла. Внешние войны. Установление диктатуры Цезаря. Гай Юлий Цезарь -историческая личность и легенды.

Тема «Возникновение и расцвет Римской империи» (9 часов)

Третья гражданская война. Установление внутреннего мира при Октавиане Августе. Управление империей.

Взаимоотношения Римской империи с ее соседями. Захват новых территорий и оборона старых. Переход империи от захвата земель к обороне по всем рубежам. Кризис хозяйства и управление Римской империей вIII в н.э. усиление натиска варварских народов.

Особенности восточных провинций римской империи. Первые христианские общин и их состав.

Центры городской жизни. Дома образ жизни. Римские достижения в архитектуре.

Разделение империи на Западную и Восточную. Начало великого переселения народов окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. Гибель

Учебно-тематический план по истории 5 класс

Раздел

Часы

1

Что изучает история

10

2

От первобытности к цивилизации

6

3

Древний Восток

17

4

Древняя Греция

16

5

Древний Рим

20

6

Итоговое повторение

1

 6 класс

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (34 часа)

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. 

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. 

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. 

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).      

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.  

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Содержание программы по истории России (36 часов)

Введение 1 час

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории.

Глава I Восточные славяне 2 часа

Восточные славяне и их соседи.Древнейшие люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян.

Основные понятия: присваивающее и производящее хозяйство, пашенное земледелие, союз племен.

Глава II Русь в IX- первой половине XII века 6 часов

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развития ремесла и торговли, появление городов.

 Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина, полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба  за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская правда. Земельные отношения. Внешняя политика Ярослава.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любеческий съезд князей.

Культура Древней Руси. Быт и нравы. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Формирование древнерусской народности.

Основные понятия темы:  государство, княжеская власть, дружина, православие, монахи, рядовичи, холоп, Русская правда, усобица, летопись.

Глава III Русь во второй половине XII-XIII вв. 10 часов.

Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности.

Владимиро – Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.

Великий Новгород. Территория,  природные  условия и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятия населения. Взаимодействие между боярами и князем.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Москвы. Поход на Новгород. Завоевание Юго-Западной Руси.

Борьба русских земель с западными завоевателями.  Походы шведов на Русь. Невская битва. Ледовое побоище.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Русского- Литовского государства. Присоединение западных земель к Великому княжеству Литовскому.

 Культура русских земель. Общерусское культурное единение.

Родной край в древности 1 час.

Глава IV. Образование единого русского государства.  8 часов

Усиление Московского княжества в Северо-восточной Руси. Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва  и Тверь. Куликовская битва.

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Образование русской народности.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества Иван III. Присоединения Новгорода к Москве. Борьба за возвращение западных русских земель. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Церковь и государство. Становление русской церкви. Теория «Москва-третий Рим».

Культура и быт в XIV- начале XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры. Культурный взлет Руси после Куликовской  битвы.

Основные социальные слои Российского государства в XIV-начале XVI в.

Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина.

Глава V. Московское Государство в XVI века. 5 часов.

Начало правления Ивана IV. Реформы избранной рады. Социально – экономическое и политическое развитие Русского государства. боярское правление. Избранная рада. Начало Земских соборов.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России. Присоединения казанского и астраханского ханства.

 Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг.  сущность и цель опричниной политики.

Культура и быт XVIв. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания.

Родной край в XIV-XVI вв.

Итоговое повторение. 1 час

Учебно-тематический план по истории 6 класс

Название раздела

Часы

1

Введение в историю Средних веков

1

2

Западная и центральная Европа в V-XIII веках

11

3

Средневековое европейское общество

5

4

Государства Европы в XII-XV вв.

9

5

Культурное наследие Средневековья

8

6

Введение в историю Россию

1

7

Восточные славяне в древности

2

8

Русь в IX-первой половине XII в.

6

9

Русь во второй половине XII-XIII в.

10

10

Родной край в древности

1

11

Образование единого русского государства

8

12

Московское государство в XVI в.

5

13

Родной край в XIV-XVIвв.

1

14

Итоговое повторение

1

7 класс

История нового времени 30 часов  

Раздел I.  МИР  В  НАЧАЛЕ  НОВОГО  ВРЕМЕНИ.
ВЕЛИКИЕ  ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ  ОТКРЫТИЯ.  ВОЗРОЖДЕНИЕ.
РЕФОРМАЦИЯ (13 ч)

Великие Географические открытия  Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Европа в начале нового времени  Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Дух предпринимательства преобразует экономику. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.

Художественная наука и культура эпохи Возрождения  От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.

Реформация и Контрреформация в Европе. Укрепление Абсолютизма.

Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции.

Раздел II. РАННИЕ  БУРЖУАЗНЫЕ  РЕВОЛЮЦИИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ  (БОРЬБА  ЗА  ПЕРВЕНСТВО
В  ЕВРОПЕ  И  В  КОЛОНИЯХ) (5 ч)
 

Нидерландская революция и рождение новой республики Голландии.

Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии.  Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента.

Международные отношения в  XVI—XVIII вв.  Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы.

Раздел III. ЭПОХА  ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)

Западноевропейская культура в XVIII в. Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Промышленный переворот в Англии Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование США. Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.

Великая Французская революция  XVIII в. Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения.

Раздел IV. КОЛОНИАЛЬНЫЙ  ПЕРИОД  В  ЛАТИНСКОЙ  АМЕРИКЕ.
ТРАДИЦИОННЫЕ  ОБЩЕСТВА  ВОСТОКА.
НАЧАЛО  ЕВРОПЕЙСКОЙ  КОЛОНИЗАЦИИ (4 ч)

Традиционные общества Востока. Начало колонизации Европейских стран.

Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Тема 2. Колониальный период в Латинской Америке. 1 час.

Мир испанцев и мир индейце. Создание колониальной системы. Бесправие коренного населения.

История России 40 часов

Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. 3 часа

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иванович. Учреждение патриаршества. Голод 1601-1603 гг. обострение социальных противоречий.

Смутное время в России. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I.

 Окончание Смутного времени. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Основные понятия темы: Смута, патриаршество, крестьянское восстание, интервенция, Семибоярщина.

Тема  2. Россия в XVII веке 8 часов

Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становление абсолютизма.

Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Никон. Церковный раскол.

Народные движения. Причины и особенности народных движений. Городские волнения. Восстание под предводительством Степана Разина.

Внешняя политика Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины. Русско-польская война 1653-1667 гг.

Образование и культура в XVII веке. Усиление светского характера власти. научные знания. Образование.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьянства.

 Основные понятия темы:

Мелкотоварное ремесло, мануфактуры, фабрики, ярмарка, протекционизм, тягло, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество.

Родной край в XVII веке.

Тема 3. Россия в первой четверти XVIII века 10 часов

Преобразования ПетраI. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство.

 Реорганизация армии. Упразднение боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего Синода.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве. Денежная реформа.

Внешняя   политика Петра I. Северная война 1701-1721 гг. Полтавская битва. Восточное направление внешней политики.

Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством Булавина.

Изменения в культуре. Культура «Верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Создание академии наук. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость дворец двенадцати коллегий в Петербурге.

Изобразительное искусство и изменения  в быту. Светская живопись. Новый порядок летоисчисления. Внедрение европейской одежды и кухни.

Основные понятия темы;  рекрутская система, посессионные крестьяне, приписные крестьяне, меркантилизм, ассамблеи,   

Тема  4. Россия в 1725-1762 гг. 4 часа.

Дворцовые перевороты. Причины, сущность, последствия, фаворитизм. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменения системы центрального управления. Верховный тайный совет. Расширения привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война1735-1739 гг. . Русско-шведская война 1741-1742 гг. присоединение к России казахских земель. Россия в семилетней войне  1757-1762 гг.

Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. 10 часов.

 Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренне политики. Политика преосвященного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Губернская реформа.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики.  Русско-турецкие войны. русское военное искусство. Суворов, Ушаков. Присоединение Крыма. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделе Речи Посполитой. Борьба с революционной Францией.

Внутренняя политика Павла I. Изменения порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьянства. Репрессивная политика.

Культура и быт во второй половине XVIII века. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета. Становление отечественной науки.

Литература. Театр. Музыка. Драматургия.  Н.М. Карамзин, А.н. Радищев. Крепостные театры. В.А.Пашкевич. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Архитектура. Историческая живопись. Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский.  Барокко. В.В. Растрелли (зимний дворец). Русский классицизм. В.И.

Учебно-тематический план 7 класс

Название раздела

Часы

1

Мир в начале нового времени  Великие Географические открытия.

13

2

Ранние буржуазные революции.  Международные отношения.  

5

3

Эпоха просвещения. Время преобразований  

8

4

Колониальные период Латинской Америки. Традиционные общества в период раненного Нового времени

4

5

Россия на рубеже  XVI-XVII вв.

3

6

Россия в XVII веке.

9

7

Родной край в XVIIв.

1

8

Итоговое повторение

1

9

Россия в первой четверти XVIII в.

10

10

Россия в 1725-1762 гг.

4

11

Россия в 1762-1800

10

12

Родной край в XVIII в.

1

13

Итоговое повторение

1

 8 класс

Новая история

Содержание рабочей программы

Ведение. От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.

ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.
ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ (6
ч) 

Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.

      Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий  класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

 Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека

 Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя*. Джозеф Редьярд Киплинг*. Воплощение эпохи в литературе

      Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества.

Тема 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ (6 ч)

 Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта.

 Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

 Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

  Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.

 Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. 

Тема 3СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв.(5 ч)

    Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией.

  Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос.

  Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития.

  Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма.

   Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. 

Тема 4. Страны Африки, Азии и США в XIX век(7 часов)

 США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик*. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов.

Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

 Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг

 Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества.

Глава 1 .  Россия в первой половине XIX века 20 часов

 Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословие. Экономический строй, политический строй.

Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 года. Реформа народного просвещения. Аграрная реформа. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы.

 Внешняя политика в 1801-1812 гг.  международное положение Росси в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Расширение Российского присутствия на Кавказе.

Отечественная война 1812 года. Начало войны. Планы силы сторон. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение.  

Заграничный поход русской армии.  Внешняя политика России в 1813-1825 гг. начало заграничного похода. Разгром Наполеона. Роль и место Росси в Священном союзе. Россия- мировая держава.

 Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская Конституция. Основные итоги внутренней политики. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально – экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.  

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Программные проекты.

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. 1 час Смерть Александра I и династический кризис. Историческое значение последствия восстания декабристов.  

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточения контроля над обществом. Свод законов Российской империи.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Финансовая реформа Канкрина.

Внешняя политика с 1826-1849 гг.  Участие России в подавлении революционных движений в Европе. Обострение русско-английский противоречий. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война.

Общественные движения в 30-х-50-х гг.  Особенности общественного движения. Консервативно движение. Либеральное движение.

Крымская война 1853-1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон.

Развитие науки в первой половине XIX в. Открытия в биологии, химии.

Развитие архитектуры и литературы в первой половине XIX  в.

Особенности и основные стили в художественной культуре. В.А. Жуковский. Критический реализм. Н.В. Гоголь. Драматургические произведения Островского.

 Родной край в первой половине XIX века.

Основные понятия и термины:

Негласный комитете, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, декабристы, военные поселения, промышленный подъем, расслоение крестьянства, охранительная политика, теория официальной народности, западничество, славянофильство, крестьянская община, революционная демократия.  

Глава  № 2. Россия во второй половине XIX в.  20 часов

 Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х XIX века. Личность Александра II. Смягчение политического режима, предпосылки и причины отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военная реформа. Реформа в области просвещения. Незавершенность реформ.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельского хозяйственного и промышленного производства. Завершение промышленного переворота, его последствия.

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х начала 60-х гг. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Первые рабочие организации.

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860-1870-х г. Европейская политика России. Завершение кавказкой войны.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Причины, ход, военных действий.

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Укрепление позиции дворянства.

Экономическое развитие страны в 80-е-90-е годы. Общая характеристика экономической политики Александра III.

Положение основных слоев  российского общества.  Социальная структура пореформенного общества.

Общественные движения 80-90 гг.  Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики. Ослабления Российского влияния на Балканах.

Развитие образование и науки во второй половине XIX века. подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XI века.

Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики.

Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников «Могучая кучка».

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Развитие и взаимовлияние культур народов России.

Родной край во второй половине XIX века.

Основные понятия темы:

Промышленный переворот, экономический кризис, индустриализация, полицейского государство, либерализм, консерватизм, террор, марксизм, буржуазия, рабочее законодательство.

        Учебно-тематический план 8 класс

Тема

Часы

Часы

1

Введение

1

2

Становление индустриального общества

6

1

3

Становление Новой Европы

6

1

4

Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX  веков.

5

1

5

Страны Африки, Азии и США в XIX веке.

8

1

6

Россия в первой половине XIX века

19

7

Родной край в первой половине XIX века

1

8

Россия во второй половине XIX века

19

9

Родной край во второй  половине XIX века

1

 9 класс

Раздел 1. Новейшая история. Первая половина XX века 19 часов.

Тема 1. Страны Европы и США в 1900-1918 гг. первая мировая война.

 (6 часов)

Развитие индустриального общества в начале XX века. Новая индустриальная эпоха. Вторая промышленно-техническая революция – основа перемен в экономическом развитии ведущих стран. Важнейшие черты развития индустриального общества. Причины и формы вмешательства государства в экономику.

Экономическое развитие Европы. Предпосылки формирования в начале XX века единого мирового хозяйства. Неравномерность экономического развития как характерная черта новой индустриальной эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами.

Политическое развитие Европы в начале XX века Политическая карта мира в начале XX века. демократизация социально-политической  жизни в начале XX. Становление современных политических партий.

Первая мировая война. Территориальное разделение мира на зоны и колонии великих держав. Гонка вооружений и локальные конфликты как предвестники «Великой войны». Цели и характер войны для ее участников. Основные фронты и сражения Первой мировой войны.

Установление Версальско-Вашингтонской системы. Основные положения  Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования. Идея Лиги Нации как гаранта послевоенного мира. Причины неустойчивости новых мирных соглашений.

Тема 2. Версалько -Вашингтонская системы в Действии (9 часов)

От новых революций к стабилизации в Европе Социальный последствия Первой мировой войны. Наступление эпохи массового общества. Активизация праворадикальных политических сил. Карта мира после окончания войны.

Капиталистический мир в 1920-е годы. Международный отношения на основе Версальско –Вашингтонской системы. Нестабильность экономической ситуации в Европе в начале 20-х годов.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов. Масштабы экономического кризиса 1929-1933 годов и его причины. «Великая депрессия»: человек и общество в условиях кризиса. Типы политических режимов и пути выхода их кризиса в 1930-е годы.  

США: «новый курс» Ф. Рузвельта. Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма. Ф. Рузвельт: политический портрет. Реакция американского общества на реформы правительства США,

Демократические страны Европы в 1930-е годы. Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции. Историческое значение либерально-демократических моделей преодоления кризисных явлений в экономике.

Тоталитарные режимы в 1930-е годы. Тотальные режимы: общее и особенное. Италия в 1920-1930-е гг. путь к тоталитарной диктатуре фашисткой партии. Особенности итальянского фашизма. Германия в 1930- годы. Особенности германского фашизма. Испания в 1930-е годы. Особенности испанского фашизма.

Крах Версальско - Вашингтонской системы.. Влияние мирового экономического кризиса на международные отношения и внешнюю политику ведущих стран Европы  и США. Подготовка к войне и бессилие Лиги Нации противостоять государствам – агрессорам. Провал идеи коллективной безопасности.  

Восток в первой половине XX : традиции и модернизация. Основные факторы развития стран Востока в первой половине XX века и особенности их модернизации. Япония: европейское знание. Китай: сто ней реформ.

Латинская Америка в первой половине XX века. Особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки.

Тема 3. Вторая мировая война и ее уроки. (4 часа)

Вторая мировая война: причины, характер, и основные театры военных действий..Причины и характер Второй мировой войны. Основные военные действия. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции.

Вторая мировая война: итоги и уроки. Геополитическая ситуация после Второй мировой войны. Международные судебные процессы над военными преступниками. Проблемы мирового урегулирования в послевоенной Европе.

Раздел 2. Новейшая история. Вторая половина  XX века (9 часов)

Тема 5. Мир во второй половине XX – начале XXI века. основные тенденции развития ( 5 часов)

Раскол после военного мира. Формирование двухполюсного мира. Первые акты холодной войны.

1945-1970-е: завершающий этап эпохи индустриального общества.

Послевоенное восстановление и экономический подъем в западных странах в 1945-1970-е гг.условия послевоенного экономического развития западных стран.

Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества. Экономические кризисы 1970-198-х годов. И их роль в переходе к интенсивному типу производства. Современная НТР, ее достижения.

Политическое развитие мира во второй половине XX века. Международные коммунистические движения, международные социалистические движения. Особенности политического развития западных стран во второй половине XX века.

Социальные движения. Популярные социальные  движения: антивоенное, экологическое этнические.  

Тема 6. Страны и регионы Мира во второй половине XX-начале XXI века.

( 4 часа)

США, страны Европы во второй половине XX-началеXXI века. Экономическое и политическое развитие передовых стран мира.

Страны восточной Европы во второй половине XX- начале XXI века.

Политическое и экономическое развитие восточной и центральной Европы. Развал коммунистической системы.

Латинская Америка, Африка и Азия во второй половине XX – начале XXI века.  Развитие стран третьего мира, процесс развития производства и становления индустриальных обществ.

Международные отношения в 1960-1990-е года. Карибский кризис и его значение. Региональные конфликты в биполярном мире и обострение международных отношений в 1980-е годы. Роль ООН в поддержании мира и демократизации международных отношений.

Глобализация, тенденции и проблемы современности.Глобальные проблемы современности. Предпосылки глобализации, ее компоненты.

Тема 1. Россия в начале XXв. (1900-1916) (8 часов)

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение. Характеристика населения.

Экономическое и политическое развитие Росси в начале XXв. Особенности развития российской экономики. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну. Российский монополизм. Характеристика политической системы Российской империи начала XX века. личность Николая II,  его политические воззрения. Либеральная программа политических преобразований.

Социальная структура Российской империи начала XX века. Особенности социальной структуры российского общества в начале XX века .поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. Характеристика русской буржуазии, ее неоднородность. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология.

Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II.  Миротворческая инициатива русского императора. Русско-японская война 1904-1905 гг. ход военных действий на суши  и море.

Первая русская революция. Антиправительственные движения в 1901-1904 гг. причины революции. Основные революционные события. Манифест 17 октября 1905 г. формирование либеральных и консервативных политических партий.

Политическое и социальное развитие. Реформы Столыпина. Деятельность I Государственной Думы. Обострение внутриполитической ситуации аграрная реформа Столыпина.

Россия в Первой мировой войне. Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. создание двух военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских отношений.  

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в начале XX века. основные тенденции развития русской культуры. Развитие науки. Русская философия.

Тема 2. Россия 1917-до середины 30-х годов. (10 часов)

От Февраля к Октябрю. Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластии: суть и причины его появления. Отречение Николая II.  Приоритеты новой власти. курс на продолжение войны. демократизация русского общества.

Становление советской власти и ее экономическая политика. Всероссийский съезд советов. Создание коалиционного советского правительства. Судьба учредительного собрания. Формирование советской государственности. Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли. Переход к продразверстке.

Гражданская война. Причины гражданской войны и ее этапы. Расстановка сил. Первые вспышки Гражданской войны. Формирование южного фронта. Антибольшевистской восстание на Дону. Белый Крым. Гражданская война на национальных окраинах.

Новая экономическая политика. Кризисы 20-х годов. Переход к новой экономической политики. Сущность нэпа и его экономические итоги. Кризис нэпа и его причины. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Образование СССР.

Внешняя политика в 20-е годы. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне. Прорыв мировой изоляции советской страны. Новый Курс Коминтерна.  

Экономическое развитие в 30-е годы. Хлебозаготовительный кризис. Индустриализация: цели, методы, источники. Коллективизация: Раскулачивание. Результаты  форсирования и его цена.

Внешняя политика в 30-е годы. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Принятие СССР в Лигу Нации. Дальневосточная политика СССР.

Духовная жизнь Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Успехи советских химиков.

Родной край в 30-е годы.

Тема 3. Великая Отечественная война (6 часов)

СССР на кануне войны. советско-германские договоры. Проблемы внезапного нападения Германии. Первые мероприятия советского правительства. Оборонительные сражения летом – осенью 1941 года. Разгром немецких войск под Москвой.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой-летом 1942 г.  Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Приказ № 227. Сталинградская битва. Морально психологическое состояние людей. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация.

Тыл в годы войны. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в  тылу. Наука и образование в годы войны.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Результаты зимнего наступления. Битва на Курской Дуге. Освобождение Донбасса.

Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Берлинская операция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги победы.

Тема 4. СССР в 1945-1952 г. (3 часа)

Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики после окончания войны. Экономические дискуссии 1945-1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства.

Политическое развитие страны. Идеология и культура. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГ в послевоенные годы. Национальная политика. Идеологические компании 40-х годов. Эволюция официальной идеологии.

Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных отношениях. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии.

Тема 5. СССР в 1953-середине  60-х годов. (3 часа)

Изменения политической системы. Экономическое развитие Смерть Сталина борьба за власть. Реорганизация государственных органов. Разработка новой Конституции. Экономический курс Маленкова. Реформы в области сельского хозяйства.

«Оттепель» в духовной жизни. Научно-техническая революция в СССР . Первый полет в космос. Духовная жизнь. Зарождение новых направлений в литературе.

Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политики. Карибским кризис. Берлинский кризис.

Тема 6. СССР  в середине 60- середине 80-х гг. (2 часа)

Консервация политического режима. Экономика «Развитого социализма». Л.И.Брежнев Укрепление роли армии и органов безопасности.  Реформирование КГБ. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965г: цели. Содержание, результаты.

Внешняя политика. Установление военно-стратегического паритета между США и СССР. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад. СССР  в региональных конфликтах.

Тема 7. Перестройка в СССР 1985-1991 г. (2 часа)

Реформа политической системы и экономические преобразования. Смерть Л.И. Брежнева. Проведение выборов народных депутатов. Возрождение российской многопартийности. Национальная политика. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Распад СССР

Внешняя политика. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана. Итоги и последствия политики нового мышления.

Тема 8. Новая Россия 1991-2006 гг. (3 часа)

Российская экономика на пути к рынку. Политическая жизнь. Программа радикальных экономических реформ. Либерализация цен. Приватизация. Россия в мировой экономике. Выборы Президента России. Разработка новой конституции. Российский парламентаризм. Итоги политического развития страны в конце 90-х годов.

Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия и СНГ. Результаты внешней политики  страны в 90-е годы. . Укрепление российской государственности. Политические реформы. Новые государственные символы России. Экономические реформы.

Учебно-тематический план 9 класс

Тема раздела

Часы  

Повторение

1

Введение

2

Новейшая история первая половина XX века

19

3

Новейшая история. Вторая половина XX века.

9

4

Россия в начале XX в (1906-1916)

8

1

5

Россия в1917- до середины 30-х годов

10

1

6

Родной край в 30-е годы.

1

7

Великая Отечественная война

5

1

8

 СССР в 1945-1952 г.

3

9

СССР в 1953-середине 60-х годов.

3

10

СССР  в середине 60- середине 80-х гг.

2

11

Перестройка в СССР 1985-1991 г.

2

12

Новая Россия 1991-2006 гг.

3

1


Перечень учебно-методического обеспечения

Наименова-ния объектов и средств материально-технического обеспечения

Фактическое наличие

% оснащенности

1

Комплекты таблиц демонстрационных по истории

Нет

2

Карты историко-географические

Карты по истории Древнего мира

Карты по истории Средних веков

Карты по истории России с древнейших времен до  XV в.

Карты по Истории России

  1. Россия в первой половине XIX века.
  2. Социально-экономическое развитие Росси
  3. Россия во второй половине XIX века.
  4. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
  5. Крымская война 1853-1858 гг.

Карты по Новейшей истории XIX века.

  1. Европа в эпоху Наполеоновских войн.
  2. Европа в первой половине XIX века.

Европа во второй половине XIX века. Карты по Всеобщей истории XX век

Россия в годы первой русской революции 1905-1907 гг.

 Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Политическая карта Советского Союза.

Россия в годы первой мировой войны 1914-1917 гг.

25

35

40 %

50%

3

Универсальный портативный компьютер

Нет

4

Цифровой проектор

Нет

5

Экран настенный

Нет

6

Лента времени

Нет

7

Исторические источники

Документы по истории России

35

8

Иллюстрации по истории

Картины по истории России

Альбом по Истории Древнего мира

15

9

Галерея портретов исторических личностей

нет

10

Справочники по истории

Нет

11

Учебно-методические комплекты по истории

Учебник Данилов, А. А, Косулина, Л. Г. История России: XIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2010

- Данилов А.А., Косулина В.Г,  «Рабочая тетрадь Истории России. XIX век». - М.:«Просвещение», 2010.

Тетрадь-тренажер. История России: 8 класс. Издательство «Просвещение» 2010 г.  «Новейшая история 1800-1900 гг.», автор А.Я. Юдовская, П. А. Баранов. Издательство Просвещение 2007 год.

Программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Закомолкиной И.М. Издательство «Просвещение». М. 2007.

Учебник «История средних веков» Е.В. Агибалова. Г.М. Донской

Г.М. Донской «Задания для самостоятельной работы по истории средних веков». Издательство «Просвещение» 2001 г

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «Методическое пособие по истории средних веков». Издательство «Просвещение» 2008 г.

Атлас «Средние века»

Рабочая тетрадь по истории Средних веков.  

Программы общеобразовательных учреждений  6-11 классы по истории. А.А. Данилов, Л.Г. Косулин. М. «Просвещение». 2009 г.

Учебник «История России с древнейших времен до конца  XVI  века» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Издательство «Просвещение» 2001-2005 гг.

История России с древнейших времен до конца XVI века Рабочая тетрадь. Москва «Просвещение» 2011 год

Атлас «Россия в средние века».

История России с древнейших времен до конца XVI века. Тетрадь – тренажер издательство «Просвещение» М. 2010 г.

Сороко-Цюпа О.С., Новейшая история зарубежных стран. XX- начала XXI в.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/  О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. – 9-е изд. –  М.: «Просвещение», 2007.

Соловьев К.А.,Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран:. XX – начала XXI века, 9 класс. – М.:ВАКО,2006.- 208с.

Атлас:  Новейшая история. XX- начало XXI, 9 класс.-  М., Дрофа,2010

Данилов А.А., История России, XX – начала XXI века, 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брант.- 7-е изд. - М.:«Просвещение», 2010. – 384 с.

Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс. Первое полугодие /Сост. К. В. Волкова. – М.: ВАКО, 2010.-112

Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс. Второе полугодие /Сост. К. В. Волкова. – М.: ВАКО, 2010.-112

100

        

100

        

Нет                         

Список литературы

  1. Арасланова О.В.  Поурочные  разработки по  истории  Древнего  мира. Универсальное  издание.  5класс. «ВАКО», М., 2005
  2. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера,  И.С. Свенцицкой. Издательство «Экзамен» М. 2010 г.  
  3. Андреевская Т.П.  «Тесты по истории России с древнейших времен до конца XVI  века» к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулина. Издательство «Экзамен» М. 2006.
  4. История России с древнейших времен до конца XVI века тетрадь-тренажер. Москва «Просвещение» 2010 год.
  5. Кирилов В.В.  «Отечественная история в схемах и таблицах». Издательство «Эскимо» 2007 г од.

Интернет ресурсы,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на уровень основного общего образования по учебному предмету «Обществознание» для 6-9 классов

Рабочая программа на уровень основного общего образования по обществознанию составлена на основе учебной предметной программы Козленко С. И., Козленко И. В. Обществознание (Программа курса для 6-7 кла...

Рабочая программа на ступень основного образования по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе программы Кравченко для 6-9 классов....

Рабочая программа Английский язык Основное общее образование 5-9 класс 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по английскому языку для 5-9 класса среднего общего образования составлена на основе авторской программы «Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Англий...

Рабочая программа на уровень основного общего образования по учебному предмету "Биология"

Рабочая программа на уровень основного общего образования по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Примерной программой основного ...

Рабочая программа по физике основного общего образования

Данная рабочаяпрограмма составлена на основе Примерной программы по физике основного общего образования для реализации УМК "Физика. 7-9 кл." А.А. Фадеевой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ основное общее образование 7 класс

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), с учётом Примерной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ основное общее образование 8 класс

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), с учётом Примерной...