Обобщающий урок по обществознанию в 8 классе по теме "Что такое человек?"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Костарева Людмила Васильевна

Обобщающий урок в виде игры-состязания, включающий разноплановые задания для итогового повторения материала первой главы учебника по обществознанию в 8 классе.(к учебнику под редакцией Л.Н.  Боголюбова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока34 КБ
Файл прил 1235.96 КБ
Файл прил 214.88 КБ
Файл прил 315.9 КБ
Файл прил 4386.52 КБ
Microsoft Office document icon прил 530 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок  в 8-м классе по обществознанию

по главе I  «Что такое человек?»

Тип учебного занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Дидактическая цель: создать условия для освоения знаний и способов деятельности учащихся, для формирования умений применять эти знания при решении стандартных и творческих задач.

Цели урока:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свое мнение.

Воспитательная: побуждать учеников к само– и взаимоконтролю, способствовать формированию уважительного отношения к другим учащимся в процессе групповой работы.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, игра-состязание.

Средства обучения: раздаточный материал

Ожидаемый результат: установление взаимосвязей между понятиями, структурирование и систематизация, обобщение учебного материала, применение на практике.

Ход урока:

Вводное слово учителя, организационный момент, деление класса на 4 команды

I этап. Задание «Ребус». Учащиеся получают карточки с ребусами, в которых зашифрованы понятия. Необходимо не только разгадать понятие, но и дать его определение. Зашифрованные понятия: познание, потребность, культура, мораль. (Приложение 1.)

II этап. Задание «Умозаключение». Учащиеся получают карточки с набором понятий, их задача – составить из данных понятий суждения и умозаключения. (Приложение 2)

III этап. Задание «Соответствия». Учащиеся получают карточки с таблицами, в которых они должны соотнести понятия с примерами (разумные потребности, ложные потребности, материальные потребности, моральные нормы/поступки и т.п.). (Приложение 3)

IV этап. Задание «Ассоциация». Предложить как можно больше ассоциаций (существительных) к высказыванию «Я – человек». На выполнение задания дается 1 минута.

V этап. Задание «Лото». Каждая команда получает игровое поле с пятью понятиями. Учитель по очереди зачитывает определения понятий из других карточек, если команда сразу угадывает свое понятие, она получает карточку и постепенно закрывает игровое поле, если команда назвала неправильный ответ, карточка откладывается и повторно оглашается уже в конце после всех карточек. Выигрывает та команда, у которой быстрее закроется игровое поле, карточки учитель тасует как карты, поэтому не знает, какой команде принадлежит очередная карточка. (Приложение 4)

VI этап. Задание «Тест». Учащиеся выполняют тестовые задания. (Приложение 5)

VII этап. Задание «Словесный портрет». Учащиеся должны составить за 3-5 минут словесный портрет культурного человека. Можно проявить креативность и нарисовать человека словами или составить своеобразную схему, модель и т.п.

Заключительная часть урока. Заключительное  слово учителя, в котором он благодарит  всех за активное участие и продемонстрированный уровень знаний по теме. Подведение  итогов  состязания. Поздравление   команды победителей,  выставление оценок.



Предварительный просмотр:

З

,   E:\Работа\картинки\396.gif

    ,,Описание: E:\Работа\картинки\elka-5.jpg

Приложение 1. Ребусы. После печати на букве «З» надо написать буквы «н», на букве «Т» - буквы «р».

Т

, E:\Работа\картинки\Risunok_kub_risunoc2.jpg

 

         У  → Е

E:\Работа\картинки\images.jpg

         К  → Н

,,E:\Работа\картинки\images (1).jpg

                   ↔

,                               ,

E:\Работа\картинки\грач.png

,,                                     ,,

E:\Работа\картинки\254764855.jpg

E:\Работа\картинки\8048cc2725459c71b13741503d631f3e.jpg

                   ↔

                                    ,,E:\Работа\картинки\tucha2.jpg

,                               ,

E:\Работа\картинки\грач.png

     



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

1. Каждый новые год появление человек потребности. Человек  разные зависят потребности условия.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Человек, способности, выдающийся, талант. Человек, развитие, свой, каждый, возможность, талант.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Самовоспитание, существенный, характер, влияние, оказывать, формирование, человека. Человек, характер, может, каждый, свой, изменить.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Каждый новые год появление человек потребности. Человек  разные зависят потребности условия.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Человек, способности, выдающийся, талант. Человек, развитие, свой, каждый, возможность, талант.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Самовоспитание, существенный, характер, влияние, оказывать, формирование, человека. Человек, характер, может, каждый, свой, изменить.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Каждый новые год появление человек потребности. Человек  разные зависят потребности условия.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Человек, способности, выдающийся, талант. Человек, развитие, свой, каждый, возможность, талант.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Самовоспитание, существенный, характер, влияние, оказывать, формирование, человека. Человек, характер, может, каждый, свой, изменить.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Каждый новые год появление человек потребности. Человек  разные зависят потребности условия.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Человек, способности, выдающийся, талант. Человек, развитие, свой, каждый, возможность, талант.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Самовоспитание, существенный, характер, влияние, оказывать, формирование, человека. Человек, характер, может, каждый, свой, изменить.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Соотнесите понятия с их примерами:

материальные потребности

а) ударил одноклассницу       б) знания

социальные потребности

в) уважение                            г) курение

разумные потребности

д) зависть                               е) доброта

лжепотребности

ё) питание                              ж) труд

моральные качества

з) спас щенка от машины      и) украл шоколадку

аморальные качества

к) отзывчивость                      л) сон

моральные поступки

м) общение                              н) ярость и гнев

аморальные поступки

о) помог брату                         п) одежда

Соотнесите понятия с их примерами:

материальные потребности

а) ударил одноклассницу       б) знания

социальные потребности

в) уважение                            г) курение

разумные потребности

д) зависть                               е) доброта

лжепотребности

ё) питание                              ж) труд

моральные качества

з) спас щенка от машины      и) украл шоколадку

аморальные качества

к) отзывчивость                      л) сон

моральные поступки

м) общение                              н) ярость и гнев

аморальные поступки

о) помог брату                         п) одежда

Соотнесите понятия с их примерами:

материальные потребности

а) ударил одноклассницу       б) знания

социальные потребности

в) уважение                            г) курение

разумные потребности

д) зависть                               е) доброта

лжепотребности

ё) питание                              ж) труд

моральные качества

з) спас щенка от машины      и) украл шоколадку

аморальные качества

к) отзывчивость                      л) сон

моральные поступки

м) общение                              н) ярость и гнев

аморальные поступки

о) помог брату                         п) одежда

Соотнесите понятия с их примерами:

материальные потребности

а) ударил одноклассницу       б) знания

социальные потребности

в) уважение                            г) курение

разумные потребности

д) зависть                               е) доброта

лжепотребности

ё) питание                              ж) труд

моральные качества

з) спас щенка от машины      и) украл шоколадку

аморальные качества

к) отзывчивость                      л) сон

моральные поступки

м) общение                              н) ярость и гнев

аморальные поступки

о) помог брату                         п) одежда

Соотнесите понятия с их примерами:

материальные потребности

а) ударил одноклассницу       б) знания

социальные потребности

в) уважение                            г) курение

разумные потребности

д) зависть                               е) доброта

лжепотребности

ё) питание                              ж) труд

моральные качества

з) спас щенка от машины      и) украл шоколадку

аморальные качества

к) отзывчивость                      л) сон

моральные поступки

м) общение                              н) ярость и гнев

аморальные поступки

о) помог брату                         п) одежда



Предварительный просмотр:

E:\Работа\картинки\лото\images.jpg

познание

E:\Работа\картинки\лото\horosho_sm.jpg

гуманизм

Я

Образ «Я»

E:\Работа\картинки\лото\kultura.jpg

Культура (деятельностный подход)

E:\Работа\картинки\лото\slide_10.jpg

Ложные потребности

Приложение 4.

E:\Работа\картинки\лото\book.gif

Умозаключение

Я

Представляемое «Я»

E:\Работа\картинки\лото\slide_6.jpg

Потребность

E:\Работа\картинки\лото\slide_36.jpg

Рациональное познание

E:\Работа\картинки\лото\1787_33.jpg

Культура (технологический подход)

E:\Работа\картинки\лото\shape_similarity_fig_1_600.jpg

Представление

Я

Фантастическое «Я»

E:\Работа\картинки\лото\article431.jpg

Мораль

E:\Работа\картинки\лото\img1.jpg

Чувственное познание

E:\Работа\картинки\лото\321597.jpg

Вечный вопрос

E:\Работа\картинки\лото\Individ.jpg

Индивид

Я

Реальное «Я»

E:\Работа\картинки\лото\загруженное.jpg

Человечность

E:\Работа\картинки\лото\images (1).jpg

Разумные потребности

E:\Работа\картинки\лото\0011-017-Absoljutnaja-i-otnositelnaja-istina (1).png

Истина

Процесс актуализации образа объекта познания, запечатленный в памяти

(представление)

Образ «Я», каким человек видит себя в мечтах

(фантастическое «Я»)

Образ «Я», каким человек представляет себя на самом деле, в настоящий момент

(реальное «Я»)

Образ «Я», каким человек представляет себя намеренно

(представляемое «Я»)

Отношение человека к самому себе

(образ «Я»)

Система норм, регулирующих общение и поведение людей

(мораль)

Процесс приобретения знаний через органы чувств

(чувственное познание)

Вопрос, возникающий рано или поздно у каждого человека, ответ на него может меняться со временем

(вечный вопрос)

Представитель человеческого рода, отличный от других

(индивид)

Моральное качество, означающее воплощение принципов гуманизма в повседневной жизни людей

(человечность)

Потребность человека, направленная на развитие, побуждающая к благоразумной деятельности

(разумная потребность)

Адекватное отражение действительности в сознании человека, соответствие представлений действительности

(истина)

Активное отражение действительности в сознании человека, процесс приобретения и углубления знаний

(познание)

Мировоззрение, в центре которого находится идея о человеке как высшей ценности

(гуманизм)

Осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность

(культура, деятельностный подход)

Совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества

(культура, технологический подход)

Потребность, удовлетворение которой ведет к физической и духовной деградации личности

(ложная потребность)

Мысленная связь нескольких суждений, выведение из них нового суждения, вывод

(умозаключение)

Нужда человека в чем-либо

(потребность)

Процесс приобретения знаний, связанный с абстрактным и логическим мышлением

(рациональное познание)



Предварительный просмотр:

1. Человек – это существо…

а) биологическое     б) социальное            

в) биосоциальное

2. Нормы, регулирующие поведение людей, сложившиеся в обществе:

а) правовые      б) религиозные     в) моральные

3. К чувственному познанию относится:

а) суждение      б) ощущение    в) понятие      

4. Под личностью человека понимают:

а) в первую очередь своеобразие внешнего облика  

б) качества, которые складываются в процессе взаимодействия с обществом

в) качества, присущие человеку от рождения

5. Человеческой деятельностью движут в первую очередь:

а) желания      б) потребности     в) эмоции    

6. Знание о предмете истинно, если оно

а) соответствует предмету познания      

б) разделяется большинством людей

в) воплощено в форму теории    

7. Потребность – это …

а) общая ориентация человека на определенный вид деятельности

б) осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма

в) человеческие побуждения к действию

8. Человеческое общество отличается от животного:

а) наличием потребностей, навыков, ценностей, развивающихся исторически

б) жестокой непрекращающейся конкуренцией между живыми организмами

в) постоянным потоком изменений, передаваемых по наследству и называемых мутациями

9. Какие вопросы человечества можно отнести к «вечным»? Как на них можно ответить?

10. Что такое познание, каким оно бывает?

1. Человек – это существо…

а) биологическое     б) социальное    

в) биосоциальное

2. Нормы, регулирующие поведение людей, сложившиеся в обществе:

а) правовые      б) религиозные     в) моральные

3. К чувственному познанию относится:

а) суждение      б) ощущение    в) понятие      

4. Под личностью человека понимают:

а) в первую очередь своеобразие внешнего облика  

б) качества, которые складываются в процессе взаимодействия с обществом

в) качества, присущие человеку от рождения

5. Человеческой деятельностью движут в первую очередь:

а) желания      б) потребности     в) эмоции  

6. Знание о предмете истинно, если оно

а) соответствует предмету познания      

б) разделяется большинством людей

в) воплощено в форму теории      

7. Потребность – это …

а) общая ориентация человека на определенный вид деятельности

б) осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма

в) человеческие побуждения к действию

8. Человеческое общество отличается от животного:

а) наличием потребностей, навыков, ценностей, развивающихся исторически

б) жестокой непрекращающейся конкуренцией между живыми организмами

в) постоянным потоком изменений, передаваемых по наследству и называемых мутациями

9. Какие вопросы человечества можно отнести к «вечным»? Как на них можно ответить?

10. Что такое познание, каким оно бывает?

1. Человек – это существо…

а) биологическое     б) социальное    

в) биосоциальное

2. Нормы, регулирующие поведение людей, сложившиеся в обществе:

а) правовые      б) религиозные     в) моральные

3. К чувственному познанию относится:

а) суждение      б) ощущение    в) понятие      

4. Под личностью человека понимают:

а) в первую очередь своеобразие внешнего облика  

б) качества, которые складываются в процессе взаимодействия с обществом

в) качества, присущие человеку от рождения

5. Человеческой деятельностью движут в первую очередь:

а) желания      б) потребности     в) эмоции  

6. Знание о предмете истинно, если оно

а) соответствует предмету познания      

б) разделяется большинством людей

в) воплощено в форму теории      

7. Потребность – это …

а) общая ориентация человека на определенный вид деятельности

б) осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма

в) человеческие побуждения к действию

8. Человеческое общество отличается от животного:

а) наличием потребностей, навыков, ценностей, развивающихся исторически

б) жестокой непрекращающейся конкуренцией между живыми организмами

в) постоянным потоком изменений, передаваемых по наследству и называемых мутациями

9. Какие вопросы человечества можно отнести к «вечным»? Как на них можно ответить?

10. Что такое познание, каким оно бывает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания 6 класс тема "Что такое человечность" по учебнику Л.Н. Боголюбова

Тема урока: Что такое человечностьПодготовила учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с.КрутоярАникина Татьяна АлександровнаЦели: 1. Актуализировать необходимые знания обучающихся из курса общ...

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию "Немного о праве" 9 класс

Материал может быть полезен для организации повторительно-обобщающего урока по разделу "Право" в 9 классе....

Конспект и презентация к повторительно-обобщающему уроку по обществознанию для 10 класса по разделу "Сознание и познание"

Данный материал представляет собой конспект урока и презентацию к повторительно-обобщающему уроку обществознания в 10 классе по разделу "Сознание и познание".   Урок разработ...

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 10 профильном социально-гуманитарном классе "Общество и человек"

Представленный материал позволяет обобщить и систематизировать знания по разделу "Общество и человек" (УМК Л.Н.Боголюбова, профильный уровень)...

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 11 профильном социально-гуманитарном классе "Политическая жизнь современного общества"

Представленный материал позволит обобщить и систематизировать знания в 11 профильном социально-гуманитарном классе по разделу "Политическая жизнь современного общества". Материал подготовлен в рамках ...

Повторно-обобщающий урок по обществознанию в 9 классе на тему: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Учащиеся получают представление о нормах российских законов через рассмотрение правовых  ситуаций. Углубляют свои представления о юридической  ответственности за совершение правонарушен...