Повторительно-обобщающий урок по обществознанию "Немного о праве" 9 класс
план-конспект урока (право, 9 класс) по теме

Материал может быть полезен для организации повторительно-обобщающего урока по разделу "Право" в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu_9_kl.rar62.09 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Немного о праве»

Цели: создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся к изучению темы, посвященной правовым основам общества; пополнить их знания в области теории государства и права; формировать умения анализа, обобщения общественных явлений; воспитание правовой культуры, чувств ответственности, принадлежности к коллективу.

Форма проведения: игра - соревнование

Условия проведения: В игре участвуют 4 команды. В каждой команде от 4 до 6 человек. Побеждает команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. Для оценки конкурсов создаётся заранее жюри из 3-х человек.

Оборудование: мультимедийная презентация с заданиями конкурса; подготовленные места для участников; карточки с текстами - высказываниями о праве; тест; вопросы к викторине; карточки с текстами - латинскими выражениями; кроссворд; набор таблиц подведения результатов для жюри; карточки с текстами - зашифрованными фразами.

Ход урока:

Учитель: Один испанский анархист требовал: «Отмените все правила уличного движения. Почему я должен поворачивать направо, когда мне нужно налево? Это против свободы».

Итальянский историк и поэт Карло Ботта утверждал: «Общественная свобода есть ни что иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех».

С каким из приведённых высказыванием вы согласны? А, может, у вас есть собственная версия о роли права в жизни общества? Но не спешите сразу делать выводы. Прежде поучаствуйте в состязаниях — конкурсах. Итак, мы открываем КВН «Немного о праве».

I задание для команд. Конкурс «Как бы я продолжил высказывание?»

Участникам команд предлагаются карточки с незавершёнными высказываниями о праве. Также они высвечиваются на экране. В течение 1 минуты они должны закончить цитату или предложить свою версию и обосновать её. Правильный ответ - 2 балла.

  • Цицерон, римский оратор: «Мы должны быть рабами закона, чтобы стать...» (свободными)
  • Тацит, римский историк: «Хорошие законы порождены дурными        »(нравами)
  • Г.Гессе, писатель: «Лучше терпеть зло, чем причинять..» (зло)
  • В. Соловьёв, русский философ: «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий возле мир обратился в царствие Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в....» (ад)

На экране  появляются законченные высказывания.

II задание для команд. Тест.

Всем командам выдан набор жетонов с цифрами «1», «2», «3». На экране высвечивается и озвучивается вопрос. Задание: поднять карточку с номером ответа, который считается правильным. После ответов обучающихся высвечивается правильный ответ. Выигрывает та команда, участники которой быстрее других дали правильный ответ на вопрос теста. Каждый правильный ответ - 1 балл.

1. Каким является право Древней Греции и Древнего Рима?

A.        Несовершенным.
Б. Классовым.

B.        Классическим.

2. Физическое лицо - это:

а)        гражданин, обладающий дееспособностью и правоспособностью;

б)        физически крепкий человек;

           в)человек, имеющий высшее образование в области физики.
3. При оценке деяний, запрещённых уголовным правом, учитывается вменяемость лица, т.е.:

а)        его способность точно воспроизводить формулировки
статей Уголовного Кодекса;

б)        его способность предвидеть последствия своих действий;

в) его способность квалифицированно защищать себя в суде.

4. От какого слова происходит название Уголовного кодекса?

A.        От слова «угол» - почётное место в избе.

Б. От слова «голова», «головной», т.е. заглавная отрасль права.

B.        От слова «головьник» - убийца по-древнерусски.

5. Как с латинского переводится слово «constitutio», давшее название Конституции?

A.        Исполнение.   .
Б. Разрешение.

B.        Запрещение.

6. К каким правам относятся права на жизнь, свободу, равенство?

A.        К правам человека.
Б. К правам гражданина.

B.        К всеобщим правам.

7. В 1948 г. ООН приняла международный документ о правах человека. Как он называется?

A.        «Конвенция прав человека».

Б. «Всеобщая декларация прав человека».

B.        «Международный пакт о правах человека».

8. В какой главе Конституции РФ содержатся положения о правах человека и гражданина?

A.        Второй.
Б. Пятой.

B.        Десятой (специально введён вариант ответа с несуществующей главой).

Если обучающиеся не заметили подвоха, то нужно акцентировать внимание на том, что в Конституции РФ только 9 глав. После ответов на экране высвечивается изображение начала 2 главы Конституции РФ.

Ключ к тесту: , 2А, ЗБ, 4В, 5Б, 6А, 7Б, 8А.

III задание для команд.  Конкурс «Латинские выражения»

Каждой команде выдаются карточки с латинскими выражениями о праве. Задание: воспроизвести его. Во время воспроизведения высвечивается на экране выражение и его перевод. За каждый правильный ответ - 2 балла.

  • Vox populi - vox Dei /вокс попули - вокс деи/: «Глас народа -глас Божий»;
  • Salus   populi - suprema lex /салюс попули - супрема лекс/ :«Благо народа - высший закон»;
  • Pereat mundus et, fiat justitia /периат мундус ет фиат юститиа/ : «Правосудие должно свершиться, хотя бы погиб мир»;
  • Dura lex, sed lex /дура лекс, сед лекс/ : «Закон суров, но это - закон».

IV задание для команд. Конкурс «Кроссворд»

Каждой команде выдаётся кроссворд. Время его решения - 5 минут. За каждое правильно разгаданное слово - 1 балл.

3

2

4

5

6

1

Вопросы:

  1. Разновидность политического режима, (демократия)
  2. Сборник законов, регулирующих однородные общественные отношения, (кодекс)
  3. «Элементарная частичка» права, образец поведения в определённой ситуации, (норма)
  4. Высший нормативный акт государственной власти, (закон)
  5. Система общеобязательных правил поведения, закреплённая в нормативных актах государственной власти, иногда выступает как синоним слова «закон» (право)

6.        Структурный элемент правовой нормы, который описывает условия, при которых действует правовая норма, (гипотеза)

V задание для команд. Зашифрованная фраза.

 В таблице 1 зашифрована фраза из 3 слов. Чтобы ее расшифровать, необходимо познакомиться с выдержками из статей Конституции РФ. Определить, из какой статьи Конституции РФ она взята. Потом с помощью таблицы 2 определить, какой букве соответствует номер статьи и эту букву вписать в таблицу 1. Количество баллов – 3.

Таблица 1. Зашифрованная фраза

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Выдержки   из статей Конституции РФ:

1. «Достоинство личности охраняется государством».

2. «Единственным источником власти является многонациональный народ».

3. «Россия есть демократическое ...государство...»

4. «В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг».

5. «Россия есть.. .правовое государство...»

6. «Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, ...»

7. «Право на жизнь».

8. «Гражданство в РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом».

9. «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина».

10. «В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная или иные формы собственности».

11. «Россия есть федеративное...государство...»

12. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и  органы местного самоуправления».

13. «Россия есть...государство с республиканской формой правления».

14. «В РФ признаётся идеологическое многообразие».

15. «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства...»

16. «РФ состоит из республик, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения...»

17. «Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности».

18. «Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти».

А

Б

В

Г

Д

Е

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Закрепление. Рефлексия.

Пока жюри подводит итоги конкурсов, мы проведем небольшую заключительную игру, которая называется «Правовая копилка»: вспомните все правовые термины, которые прозвучали сегодня на уроке и запишите их в тетрадь.

Закон, Конституция, право, права человека, физическое лицо,  демократия, формы демократии, кодекс, норма правовая, правовое государство, принцип разделения властей, федеративное государство,  форма правления.

 Дайте определения некоторым из них.  На следующий урок будет проведен по ним правовой диктант.

Подведение итогов урока. Объявление оценок.

Победившей команде выдаются жетоны, которые дают право повысить отметку за одну из самостоятельных работ по обществознанию на следующих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Система повторительно-обобщающих заданий по курсу физики VII-VIII классов.

Система повторительно-обобщающих заданий по курсу физики VII-VIII классов....

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...