урок обществознания 6 класс тема "Что такое человечность" по учебнику Л.Н. Боголюбова
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме
Тема урока: Что такое человечность
Подготовила учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с.Крутояр
Аникина Татьяна Александровна
Цели:
1. Актуализировать необходимые знания обучающихся из курса обществознания.
2. Подвести к пониманию того, что такое гуманное общество.
3. Продолжить формирование умений анализировать дополнительные источники, самостоятельно делать выводы.
4. Развивать исследовательский интерес к обществознанию.
5. Воспитывать чувство гуманности.
Оборудование: доска, компьютер, раздаточный материал, цветные карандаши или фломастеры, ватманы, учебник «Обществознание» для 6 класса – автор Боголюбов Л.Н. «Просвещение» 2012.
Оформление:
Доска: Тема урока, новые слова, эпиграф, высказывания ученых, задача для учащихся.
Компьютер: презентация урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Что такое человечность
Подготовила учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с.Крутояр
Аникина Татьяна Александровна
Цели:
1. Актуализировать необходимые знания обучающихся из курса обществознания.
2. Подвести к пониманию того, что такое гуманное общество.
3. Продолжить формирование умений анализировать дополнительные источники, самостоятельно делать выводы.
4. Развивать исследовательский интерес к обществознанию.
5. Воспитывать чувство гуманности.
Оборудование: доска, компьютер, раздаточный материал, цветные карандаши или фломастеры, ватманы, учебник «Обществознание» для 6 класса – автор Боголюбов Л.Н. «Просвещение» 2008.
Оформление:
Доска: Тема урока, новые слова, эпиграф, высказывания ученых, задача для учащихся.
Компьютер: презентация урока.
Ход урока
Организационный момент сообщение темы и целей урока.
- Здравствуйте! Садитесь. Сегодняшний урок обществознания проведу у вас я, зовут меня Татьяна Александровна.
(СЛАЙД 1) Тема нашего урока «Что такое человечность».
Сегодня мы с вами узнаем, что такое «гуманизм» и «гуманное общество». Но сначала давайте вспомним из курса обществознания.
Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Человек»
(СЛАЙД 2) Беседа по вопросам:
- Что такое человек?
- Чем человек отличается от других живых существ?
- А как человек относится к тому, что его окружает?
Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Вот перед вами на карточках – слова – различные качества человека. Давайте попробуем с вами разобраться в них и отделить положительное от отрицательного.
(СЛАЙД 3) (весь класс по очереди подходит, берет одну карточку, зачитывает слово вслух, определяет качество данного слова и кладет его в соответствующую стопку).
По окончании слова пересчитываются (их поровну).
- Посмотрите, что получилось?
(и хорошего и плохого поровну в нашем мире)
- А что может произойти?
(может плохого стать больше)
- Если негативного в нашей жизни будет больше как мы будем жить?
- А что нужно сделать, чтобы этого не произошло?
(чтобы доброго и хорошего стало больше)
(СЛАЙД4) - А как?
Вот на этот вопрос мы и попытаемся сегодня ответить.
Изучение новой темы
План:
- Происхождение понятия «гуманизм»
- Легко ли быть гуманным
- Гуманное общество
Задача для учащихся: Выяснить главные особенности гуманного общества и что заключает в себе истинный гуманизм.
Тема нашего урока «Что такое человечность» - запишите ее в тетрадь. (СЛАЙД5) План урока таков: сначала мы выясним происхождение понятия «гуманизм» (оно на доске); попробуем определить, легко ли быть гуманным; затем выявим особенности гуманного общества.
Беседа по вопросам: послушайте еще раз положительные качества. (СЛАЙД6) (зачитать).
- Подумайте, а можно все слова, которые мы посчитали положительными назвать одним словом?
- Каким? (ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ)
(СЛАЙД 7)- Есть еще одно слово, оно звучит так – ГУМАНИЗМ (от латинского homo – человек).
Работа со словарем:
Найдите это слово в словаре, прочтите вслух.
Работа в тетради: запишите себе в тетрадь определение (СЛАЙД 8)
Слово учителя:
Гуманным называют великодушие, доброе отношение к людям, готовность понять другого, стремление видеть в нем равного себе, достойного уважения человека.
Гуманизм – исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.
Происхождение понятия «гуманизм» связывают с эпохой Возрождения (конец XV- первая половина XVI) с которой вы познакомитесь в следующем учебном году. Эпоха Возрождения – это время, когда интерес к человеку, вера в его способности и возможности были характерны для новой культуры, выходившей из недр Средневековья (знакомого вам из курса истории). Первыми гуманистами высокого Возрождения были: Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. (СЛАЙД 9)
Содержание понятия менялось на протяжении истории, развиваясь и обогащаясь. Но при этом оставалось главное – интерес к разнообразным проявлениям человека, его деятельности, творчеству. Идеи гуманизма волновали и волнуют человечество. Многие учение посвящают гуманизму свои труды, среди них: Даль, Лондон, Швейцер, Карлейль, Солженицын, Достоевский, Паскаль, Горький, Ожегов, Кон и многие другие. (СЛАЙД 10)
(зачитать высказывания на доске. Обсудить)
Работа с дополнительными источниками
(СЛАЙД-РИСУНОК ЛЕС)Гуманизм – это не только определенное отношение к человеку, но и его определенное поведение. Такое значение гуманизма дает нам возможность предположить, что все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.
- Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки? (жизненные обстоятельства)
Истинный гуманизм заключает в себе ответственность человека за свои дела и поступки. Вот как писал об этом писатель В.В. Вересаев в рассказе «Легенда»: (учитель читает вслух с.209 уч-ка).
- Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.
Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.
- Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?
Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни. (СЛАЙД 11). Работа в тетради: Определение записать в тетрадь.
- Легко ли быть гуманным человеком?
О справедливости и гуманности общества люди мечтали веками. Гуманное общество – это общество справедливое, в котором главное – человек, его благо. Чем большему числу людей общество может дать все необходимое для подлинного человеческого счастья, для разнообразных проявлений в них (людях) лучшего, доброго, светлого, тем оно гуманнее.
Беседа по вопросам:
- Как вы себе представляете гуманное общество?
- Подумайте, а кто в нашем обществе больше всех нуждается в помощи и заботе? (слабые – дети, старики)
- Почему необходимо заботиться о слабых?
Творческая работа
(СЛАЙД –Презентация4 – все)
- Давайте попробуем сейчас с вами нарисовать такое гуманное общество (дети поочередно рисуют на ватмане свои ассоциации).
РИСУНКИ ВЫВЕШИВАЮТСЯ НА ДОСКУ
- Что же у нас получилось? (обсуждение).
- Давайте сформулируем определение «гуманное общество». Гуманное общество – это общество справедливое, в котором главное человек, его благо.
Работа в тетради Записать определение (см.Слайд 12).
Закрепление изученного на уроке (СЛАЙД 13)
- Что такое «гуманизм»?
- Что значит быть гуманным человеком?
- Какое общество называется гуманным?
- Сравните: ученый препарирующий лягушку, ставящий опыты на животных в поисках новых способов лечения болезни и человек, раздавивший лягушку, потому что ее кваканье мешает отдыхать его семье, кто из них гуманист? Почему?
Подведение итогов урока
Вернемся к задаче, поставленной в начале урока, каково ее решение?
(Гуманное общество- это общество справедливое, в котором главное – человек, его благо. Истинный гуманизм - ответственность человека за свои дела и поступки). (СЛАЙД 14)
Оценки
Домашнее задание
&21, ответить на вопросы, выучить определения, подготовится к обобщающему уроку по теме «Добродетели». (СЛАЙД 15)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
(СЛАЙД 16)Резерв: Игра «Скажи мне доброе слово».
Суть игры: класс делится на команды, в соответствии с количеством рядов парт. Командам дается задание говорить другой команде добрые слова. Условие: повторять слова нельзя, победит та команда, которая последняя скажет доброе слово.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспомни: Что такое человек? Чем человек отличается от других живых существ? А как человек относится к тому, что его окружает?
Качества человека Качества человека Положительные Отрицательные
План урока Происхождение понятия «гуманизм» Легко ли быть гуманным Гуманное общество
гуманизм Гуманизм
Гуманизм (от латинского homo – человек) – человеколюбие, уважение к человеку
Гуманисты Возрождения Эразм Ротердамский Томас Мор Франсуа Рабле Уильям Шекспир Рафаэль Санти Мигель Сервантес Леонардо да Винчи
Гуманисты Даль, Лондон, Швейцер, Карнейль, Солженицын, Достоевский, Паскаль, Горький, Ожегов, Кон
Истинный гуманизм ответственность человека за свои дела и поступки
Легко ли быть гуманным? Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта – не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть.
Поищите варианты гуманного поведения в следующих ситуациях. Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия? В подъезде ты встречаешь бездомное животное. Твои действия?
Гуманное общество– это общество справедливое, в котором главное человек, его благо
Ответь на вопросы: Что такое «гуманизм»? Что значит быть гуманным человеком? Какое общество называется гуманным?
Решение задачи: Гуманное общество – это общество справедливое, в котором главное человек, его благо Истинный гуманизм – ответственность человека за свои дела и поступки
Быть добрым надо по привычке Сумей преодолеть преграды И боль, и призрачный успех. Живи, не требуя награды За свой поступок ради всех. Еще печалью мир простужен, Исподтишка разит беда, Ты должен быть кому-то нужен – Всегда – как хлеб или вода…
Домашнее задание: Параграф 21 прочитать; Составьте рассказ или сказку, используя новые термины, изученные сегодня на уроке.
Игра «Скажи мне доброе слово»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по обществознанию для 6 класса по теме "Школа", учебник Л.Н. Боголюбова и др.
Предлагаемый материал содержит тестовые задания разных уровней сложности (А, В, С) к каждому параграфу и к уроку обобщения по теме "Школа", учебник для 6 класса Л.Н. Боголюбова и др. Реком...
календарно-тематическое планирование-1 по обществознанию 10 класс-68 часов по учебнику Л.Н.Боголюбова
В данном материале размещено развернутое календарно-тематическое планирование по обществознанию 10 класс-68 часов по учебнику Л.Н,Боголюбова 1часть (1-24)урок...
Презентация урока 8 класс с использованием электронного учебника"Измерение сопротивления проводника"
Презентация урока 8 класс с использованием электронного учебника "Измерение сопротивления проводника"...
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой и др.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и ...
Презентация к уроку обществознания в 5 классе "Загадка человека" к учебнику Л.Н. Боголюбова
Презентация к уроку обществознания в 5 классе к учебнику Л.Н.Боголюбова...
Технологическая карта урока 5 класс Технология Проект по учебнику Казакевича
Технологическая карта урока 5 класс Технология Проект на примере изготовления прихватки....