Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 10 профильном социально-гуманитарном классе "Общество и человек"
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) по теме
Представленный материал позволяет обобщить и систематизировать знания по разделу "Общество и человек" (УМК Л.Н.Боголюбова, профильный уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 51.23 КБ |
задания для групп | 19.75 КБ |
Презентация "Общетво и человек" | 103.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Обществознание 10 класс (профильный)
Тема урока: Общество и человек.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цель
образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме «Общество и человек», подготовиться к контрольному тестированию;
развивающая: развивать у суворовцев умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать и анализировать, делать выводы; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; применять полученные знания для решения познавательных задач; формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; работать с тестом.
воспитательная: способствовать формированию гражданской позиции суворовцев, умению работать в группе.
Формы и методы: беседа, работа в группах, проблемное обучение, выполнение тренировочных интерактивных тестов.
Материальное обеспечение урока: мультимедийный комплекс, учебник, презентация, раздаточный материал, тест по технологии MyTest.
Ход занятия:
Преподаватель Александрова Л.В.
Предварительный просмотр:
1 группа
- Первый этап: характеристика общества как системы.
- Каковы основные значения понятия «общество»?
- В каком значении использовано понятие «общество» в каждом из приведённых ниже высказываний?
- Дверь в зал распахнулась, и его взору предстало довольно разношёрстное общество.
- Объединяя, как правило, людей широко образованных, смотрящих на вещи здраво и критически, дворянское общество и в XIX в. оставалось замкнутой группой, своего рода кастой, не принимавшей чужаков.
- Индустриальное общество разрешило ряд противоречий, существовавших на прежнем этапе развития, но при этом породило новые.
- Второй этап: социальная макротеория анализа исторического развития.
Укажите общие черты и различия в трактовке мировой истории сторонниками учения о формациях и приверженцами теории постиндустриального общества.
- Третий этап: иллюстрация некоторых характерных черт исторических типов обществ, выделенных в рамках теории постиндустриального общества.
Сравните две поговорки: «От судьбы не уйдёшь» и «Городской воздух делает свободным». Умонастроение каких типов обществ выражает каждая из них?
2 группа
- Первый этап: характеристика общества как системы.
- Что такое система? Какие виды систем вам известны? Опираясь на обществоведческие знания и знания из других предметов, выберите из перечисленных характеристик те, которые отражают свойства любой системы:
- сохранение с течением времени своего состояния неизменным;
- наличное состояние позволяет точно определить последующее;
- постоянный обмен веществ с внешней средой;
- наличие взаимосвязанных элементов;
- несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов.
- Что позволяет утверждать, что общество является системой? Дайте характеристику общества как системы.
- Второй этап: социальная макротеория анализа исторического развития
Укажите достоинства и недостатки формационного подхода.
- Третий этап: иллюстрация некоторых характерных черт исторических типов обществ, выделенных в рамках теории постиндустриального общества.
Символом какого исторического типа общества можно считать Книгу рекордов Гинесса? Ответ аргументируйте.
3 группа
- Первый этап: характеристика общества как системы.
- Дать характеристику социального института, как компонента общества. Охарактеризуйте функции социальных институтов. Приведите примеры, иллюстрирующие основные комплексы социальных институтов.
- Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.
Институты | Сферы |
А. государство | 1. экономическая |
Б. семья | 2. политическая |
В. школа | 3. социальная |
Г. церковь | 4. духовная сфера |
Д. финансовая система | |
Е. средства массовой информации |
Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жёсткого соответствия сфер и институтов?
- Второй этап: социальная макротеория анализа исторического развития
Укажите достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода.
- Третий этап: иллюстрация некоторых характерных черт исторических типов обществ, выделенных в рамках теории постиндустриального общества.
Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества – как прогресс («стрела времени»)?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Человек есть мера всех вещей» Протагор «Человек самое эксцентричное создание на Земле» Эрих Фромм «Человек есть принципиальная новизна в природе» Николай Александрович Бердяев «Человек – вольноотпущенник природы» Иоганн Гердер «Я царь – я раб, я червь – я Бог!» Гаврила Романович Державин
Человек соткан из парадоксов: Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе. У человека есть инстинкты, но руководствуется он в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается подчинить её себе. Человек обладает естественными потребностями, но в первую очередь ориентируется на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бессознательное. Человек имеет все, чтобы жить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания не может приспособиться к ней.
Уровень Сущность Конкретно-исторический На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения Историко-типологический Обобщение, связанное с типологией общества Социально-философский Выделение, анализ всеобщих свойств общества
Первый этап: характеристика общества как системы. 1 группа Каковы основные значения понятия «общество»? В каком значении использовано понятие «общество» в каждом из приведённых ниже высказываний? Дверь в зал распахнулась, и его взору предстало довольно разношёрстное общество. Объединяя, как правило, людей широко образованных, смотрящих на вещи здраво и критически, дворянское общество и в XIX в. оставалось замкнутой группой, своего рода кастой, не принимавшей чужаков. Индустриальное общество разрешило ряд противоречий, существовавших на прежнем этапе развития, но при этом породило новые.
Первый этап: характеристика общества как системы. 2 группа Что такое система? Какие виды систем вам известны? Опираясь на обществоведческие знания и знания из других предметов, выберите из перечисленных характеристик те, которые отражают свойства любой системы: сохранение с течением времени своего состояния неизменным; наличное состояние позволяет точно определить последующее; постоянный обмен веществ с внешней средой; наличие взаимосвязанных элементов; несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов. 2. Что позволяет утверждать, что общество является системой? Дайте характеристику общества как системы.
Первый этап: характеристика общества как системы. 3 группа Дать характеристику социального института, как компонента общества. Охарактеризуйте функции социальных институтов. Приведите примеры, иллюстрирующие основные комплексы социальных институтов. 2. Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества . Институты Сферы А. государство 1. экономическая Б. семья 2. политическая В. школа 3. социальная Г. церковь 4. духовная сфера Д. финансовая система Е. средства массовой информации Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жёсткого соответствия сфер и институтов ?
Важнейшие жизненные потребности Основные виды деятельности Главные социальные институты Потребность в воспроизводстве рода Семейно-бытовая деятельность Институт семьи и брака Потребность в безопасности и социальном порядке Политическая, управленческая, государственная деятельность Политические институты, особенно государство Потребность в средствах существования Экономическая деятельность Экономические институты, в первую очередь производство Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров Научная, воспитательная, образовательная деятельность Институты науки, образования и культуры Потребность в решении духовных проблем смысла жизни Религиозная деятельность Институт религии
Основные комплексы социальных институтов Экономические Политические Социальные Духовные Деньги, обмен, производство, собственность, и др. Власть, парламентаризм, партия, суд, армия и др. Семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др. Религия, образование, СМИ, общественное мнение и др.
Второй этап : социальная макротеория анализа исторического развития
Второй этап : социальная макротеория анализа исторического развития 1 группа Укажите общие черты и различия в трактовке мировой истории сторонниками учения о формациях и приверженцами теории постиндустриального общества. 2 группа Укажите достоинства и недостатки формационного подхода. 3 группа Укажите достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода.
Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия Формационный подход Теория постиндустриального общества Общее выделяются и обосновываются определённые крупные этапы, через которые идёт развитие человечества обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства переходы носят характер революционных изменений Различия главные фазы развития роль духовных факторов
Характеристика Подход формационный цивилизационный Достоинства Позволяет: увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов представить историю человечества как единый процесс установить определённые законы исторического развития предложить периодизацию всемирной истории Позволяет: глубоко изучать историю конкретных обществ во всём их многообразии и специфике ориентируется на изучение ценностей, национальных особенностей, духовной жизни, психологии (что обычно выпадает из поля зрения) ставит в центр исследования человеческую деятельность Недостатки многие народы не проходили в своём развитии через большинство формаций большинство процессов не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций задвигает на задний план роль человеческого фактора недостаточно внимания уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов невозможен взгляд на историю как на единый процесс отрицание единства человеческой истории не исследует закономерности исторического развития
Третий этап : иллюстрация некоторых характерных черт исторических типов обществ, выделенных в рамках теории постиндустриального общества. 1 группа Сравните две поговорки: «От судьбы не уйдёшь» и «Городской воздух делает свободным». Умонастроение каких типов обществ выражает каждая из них? 2 группа Символом какого исторического типа общества можно считать Книгу рекордов Гинесса ? Ответ аргументируйте. 3 группа Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества – как прогресс («стрела времени»)?
Задание на самоподготовку Повторить содержание главы II «Общество и человек». Подготовиться к контрольному тестированию по технологии MyTest .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературе для профильного (социально-гуманитарного, филологического) 11 класса
Планирование составлено по программе С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, рассчитано на 170 часов.В планировании подробно представлены темы уроков, тип урока, планируемый результат, виды самостоятельной деятельн...
Контрольно-измерительные материалы для итогового контроля по обществознанию в 10 профильном социально-гуманитарном классе (УМК Л.Н.Боголюбова)
Модель итоговой работы отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, положения различных областей обществознания. В результате объектами проверки в...
Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 11 профильном социально-гуманитарном классе "Политическая жизнь современного общества"
Представленный материал позволит обобщить и систематизировать знания в 11 профильном социально-гуманитарном классе по разделу "Политическая жизнь современного общества". Материал подготовлен в рамках ...
Рабочая программа по праву для профильного социально-гуманитарного 10 класса
Данная рабочая программа предназначена для изучения предмета в 10—11 классах на углубленном уровне.Учебно-методический комплект включает следующие материалы: 1. ...
по обществознанию для 10 класса социально-гуманитарного профиля по теме:"Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях"
Презентация по обществознанию "Древнекитайская философия" помогает дать наглядное представаление об основных идеях и понятиях даосизма и конфуцианства. Приведённые изречения китайских ...
Методическая разработка урока по обществознанию для учащихся 10 профильного социально-гуманитарного класса "СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КТО Я? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМ Я?"
Данная разработка посвящена методике организации и проведения интегрированного урока в профильных (социально-гуманитарных ) классах на старшей ступени обучения ...
Урок по обществознанию на тему "Социально-гуманитарные профессии"
Узнаем о профессиях социально-гуманитарного характера...