Урок-проблема. Антисоциальные и криминальные молодежные группы.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Разработка урока по обществознанию. 10 класс (профильный уровень), по теме:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antisotsialnye_i_kriminalnye_molodezhnye_gruppy.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Антисоциальные и криминальные молодежные группы
Класс: 10 профильный
Цели и задачи:
- объяснить понятия и термины: «неформальные молодежные группировки», «антисоциальная субкультура», «криминальные группы», «криминогенные группы», «дедовщина»; ознакомить с особенностями антисоциальных групп; проанализировать явление «дедовщины»;
- развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- способствовать выработке ответственной позиции учащихся.
Тип урока: урок-проблема.
План.
- Неформальные молодежные группы.
- Криминализация в асоциальных группах.
- Антисоциальная субкультура.
- Опасность криминальных групп.
Х о д у р о к а
- Организационный момент
Ситуация:
Тихий спокойный вечер. На лавочках мирно сидят пожилые люди, молодые мамы бдительно наблюдают за своими маленькими детьми. Но вот на ухоженных улицах парка появляется группа подростков, на которых все сразу обращают внимание. Они громко говорят, нецензурная брань то и дело слетает с их языка. Бутылки с пивом летят в песочницу, в которой играются дети. Испуганные мамаши едва успевают защитить своих детей от хулиганов. А тем нет дела до остальных людей в парке, они не замечают осуждающих взглядов и ворчания старших по возрасту жителей города. Они ведут себя как хозяева данной территории и внутренне кричат окружающим: «Ну, подойдите! Вам же и не поздоровиться!»
Не правда ли, знакомая картина. Из-за таких молодежных групп по вечерам страшно выходить на улицу.
Поговорим сегодня о природе и сущности тех групп, которые ученые называют асоциальными группами
II Объявление темы урока.
.
Антисоциальные и криминальные молодежные группы
III Новый материал
Ученые заметили, что группа способна позитивно влиять на личность. При этом происходит взаимное обогащение. А какие процессы происходят в тех группах, где утеряны нравственные корни, совсем не позитивные цели и мотивы?
Рассмотрим данные проблемы. Каждая группа получит свое задание.
Группа 1 исследует вопрос о неформальных молодежных группах.
Группа 2 анализирует процесс криминализации в асоциальных группах.
Группа 3 описывает и характеризует антисоциальную субкультуру.
Группа 4 найдет доказательства особой опасности криминальных групп.
Вопросы и задания для группы 1
- Как вы считаете, какие причины заставляют подростков вступать в неформальные группы, которые существуют вне школы?
- Проанализируйте эти причины?
- Какие качества, свойственные неформальным объединениям молодежи, вы отнесете к положительным?
- Почему они так притягивают молодых людей?
- Как вы считаете, процесс формирования таких групп является закономерным, или это происходит по чисто субъективным причинам? Ответ аргументируйте.
- Какие характерные особенности имеют данные группы?
- Классифицируйте типы неформальных молодежных групп. Охарактеризуйте их.
- Какой критерий положен в основу данной классификации?
- Приведите пример социальной группы и проанализируйте ее.
- Что является стержнем для объединения второго типа молодежных групп? Приведите примеры.
- Почему эти группы названы асоциальными? Приведите доказательства.
- Как вы относитесь к деятельности спортивных фанатов?
- Почему авторы учебника называют процесс образования асоциальных групп опасным явлением?
- Согласны ли вы с этим выводом? Свое мнение аргументируйте.
Вопросы и задания для группы 2
- Какое определение дают авторы учебника криминогенным группам?
- Перечислите характерные черты криминогенных групп.
- Какие процессы прослеживаются во всех неформальных группах?
- На каких качествах держится авторитет лидера криминогенных группировок? Сравните с качествами, которые свойственны лидеру из формальных групп.
- Кто оказывает на подростков огромное негативное влияние? Почему?
- Как вы думаете, почему условия неформальной молодежной группы усиливают проявление конформности, конформного поведения?
- Опишите механизм влияния социальное «заражение».
- Какие последствия имеет этот процесс?
- В формальной группе принцип противостояния звучит «Мы – они», как вы понимаете формулу «Свои – чужие»? Есть ли разница между ними?
- Как должен себя вести член неформальной группы согласно данной формуле?
- Согласны ли с термином «стая», который отождествляют с неформальными группами? Почему? Какие правила, применяемые в мире животных, можно отнести к человеческому обществу?
- Почему в «стае» преступления совершаются с особой жестокостью?
- Какой механизм включается в дело?
- Как именуют его специалисты?
- Кто больше всего страдает от конформности в этих группах? Почему?
- Согласны ли вы с высказыванием Аристотеля?
- Какие факторы усиливают действия социально-психологических механизмов криминализации?
- Выскажите свое отношение к таким группировкам?
Вопросы и задания для группы 3
- Что подразумевается под антисоциальной субкультурой в широком и узком смысле?
- В чем она проявляется?
- На что направлены антисоциальные нормы?
- Приведите примеры искаженного понимания норм поведения в антисоциальной субкультуре.
- Ваше отношение к такой трактовке.
- Охарактеризуйте и проанализируйте особый феномен антисоциальной субкультуры – круговой поруки?
- Какие последствия имеет это феномен?
- Какую материальную основу имеет антисоциальная субкультура?
- Охарактеризуйте систему отношений в такой группе? В чем ее механизм? Цели?
- Каково отношение к новичкам в этих группах? Почему?
- Охарактеризуйте и проанализируйте явление «дедовщины».
- Какова психологическая основа данного явления?
- Ваше отношение к «дедовщине».
- Можно ли ее остановить?
- Как государство борется с этим явлением?
Вопросы и задания для группы 4
- Каковы отличия криминальных групп от остальных?
- Дайте им характеристику?
- Что такое «преступление»?
- Как образуются криминальные группы?
- Охарактеризуйте этапы «становления» такой группы.
- Охарактеризуйте структуру криминальной группы.
- Каким образом группа «приобретает» себе новых членов? Какие методы используются?
- Почему их трудно отследить?
- Исправляет ли суд и заключение членов криминальной группы? Почему?
- Почему криминальные группы являются особо опасными?
Работа с документами.
Перед вами не совсем обычные документы. Это фрагменты из писем тех ребят, которые входили в такие неформальные группировки. Это их письма родным и близким, а некоторые, вы в этом убедитесь, адресованы вам. Ребята писали их добровольно, а это дорогого стоит.
Фрагменты писем разделены на две части: «Пожелания сверстникам на свободе» и «Дороги в мир, где небо в клеточку».
Познакомьтесь с ними, проанализируйте, обсудите и задумайтесь о последствиях существования таких криминальных, антисоциальных групп.
Пожелания сверстникам на свободе…
Я жила в розовом мире, не хотела понимать, что на самом деле мир жесток. Я не хотела прислушиваться к советам родителей, считала, что мама просто несовременная, не знает прелестей современной жизни. А оказалось наоборот: я не знаю всех гадостей, которые есть в мире.
Надежда В., Новооскольская ВК
На мой взгляд, следует в первую очередь прислушиваться к словам матери, знать, с кем дружить, потому что не зря есть пословица: «С кем поведешься, от того и наберешься».
… Чтобы не попасть за решетку, нужно поставить перед собой цель в жизни.
Руслан С., Казанская ВК
В местах лишения свободы я часто думал и пришел к выводу, что если бы у меня был другой круг общения, который бы состоял из ребят и девчонок, ни разу не нарушавших закон и порядок, то я бы сейчас находился на свободе.
Я.Д., Можайская ВК
Я частенько употреблял спиртные напитки и не слушал свою маму… Если бы я мог вернуть, я бы никогда такого не сделал. Находясь здесь, я понял, что надо прислушиваться к советам близких тебе людей, которые желают только добра и ничего больше.
Сергей С., Арзамасская ВК
Дорогие подростки, не старайтесь быть круче и независимей, к добру это не приведет. Лучше читайте книги. От них пользы больше, чем от дурных друзей и подруг. Жалко, что я это поздно поняла. А могло все быть иначе…
Татьяна Х., Новооскольская ВК
Меня спасло бы от тюрьмы, если бы я была чем-то занята. Но так как целыми днями нечего делать, то ты себе находишь «друзей», которые придумывают разные занятия. Начинается все с малого. Сначала ты начинаешь курить, пить, потом допоздна гулять. Начинаешь совершать преступления. Ты хочешь легких денег, но в этой жизни ничего легко не бывает. Тебе нравятся твои старшие «друзья». Ты хочешь показаться «крутым». Ты вывертываешься весь перед ними, хочешь, чтобы они с тобой считались. Но для этого им нужны деньги. Вот оно твое первое преступление, а потом еще и еще. И тогда тебя сажают. Ты думаешь, что твои «друзья» тебя вытащат. Но ты им не нужен.
Вот тут ты все понимаешь, кто на самом деле тебе друг. Начинаешь задумываться над своей прожитой жизнью, благо времени у тебя достаточно. Ты понимаешь, что ты делал неправильно. Ты поменял своих родных, отца и мать, на улицу. К чему тебя это привело? Да ни к чему хорошему. Ты хочешь все исправить, но уже поздно, надо было раньше думать, учиться, работать, помогать матери.
И вот тут ты понимаешь, думаешь о том, как жить дальше.
Нужно не ходить по улицам, а учиться и получать профессию. И самое главное – дорожить тем, что у тебя есть: свобода, мать.
Анастасия С., Новооскольская ВК
Дороги в мир, где небо в клеточку…
Я попал в тюрьму из-за драки. Меня в тот момент мог остановить только разум, но не остановил.
Петр В., Арзамасская ВК
О том, что меня накажут, если честно, я даже и не знал, потому что я совершая преступление, не осознавал свои действия и не понимал, что делал.
Евгений, Можайская ВК
Как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Здесь много сидит людей из-за того, что они не знали, как сильно их накажут, если они совершат данный поступок. Из-за водки. Спиртное очень сильно действует на подростка.
Александр Ш.
Не подумал и по глупости совершил, пошел на поводу. Все сделали, я тоже решил попробовать. Вот и попробовал на свою шею.
Сергей Б.
Мне нужно было больше денег. Я думал, что никогда меня не поймают.
Дмитрий Б.
Я был глуп, и мне хотелось чего-то нового, необычного, поэтому я совершил самую большую ошибку в своей жизни.
Раньше я думал, что это весело и прибыльно, но, попробовав, я понял, что это не только бессмысленно, но и глупо.
Андрей Е.
Когда совершаешь преступление, плохо понимаешь, к чему все это может привести. В глубине души ты понимаешь, что это плохо, это нельзя, но все же делаешь.
Во многом виноват соблазн. Если человек сильный духом (но таких мало), то он ничего не совершит того, чего не стоит делать.
Елена Ч.
Мой мозг не принимал слова закон на момент совершения преступления. Он так же не принимал такие понятия, как душа, жизнь. Я был глуп и молод.
Сергей Ш.
Когда мне было семнадцать лет, я связался с плохой компанией, и с того дня моя жизнь резко переменилась.
Игорь Ш., СИЗО г. Пенза
Я даже не знаю, для чего я совершил преступление. Просто захотелось покататься на машине. И я очень жалею сейчас об этом.
Николай Б.
IV Итог урока
- С помощью убедительных аргументов подтвердите или опровергните утверждение одного из представителей юридической психологии: «Предоставленные самим себе группы подростков – самый надежный прогностический параметр роста преступности».
- Замечено, что, когда соседями оказываются два пятнадцатилетних подростка, способные к правонарушениям, они сходятся и творят больше бед, чем каждый мог бы натворить в отдельности. Объясните, почему это происходит.
Домашнее задание.
Работа с документом в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Урок для 8 класса. В работе можно увидеть, как Булгаков безо всяких наставлений показывает истоки глубокой бездуховности и помогает взглянуть в себя и ужаснуться тому, чт...
Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.
Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...
Лекционно-практическое занятие "Неформальные молодежные группы"
Цель занятия - ознакомление родителей с молодежными неформальными объединениями, формирование аргументированной позиции в отношении молодежной субкультуры....
Урок «Проблемы современной семьи. Уроки великого Л.Н. Толстого»
Урок «Проблемы современной семьи. Уроки великого Л.Н. Толстого»...
Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»
Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?...
Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...
Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...