Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Урок общеметодологической направленности.
Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.
Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главного героя, его поступки; активизировать познавательные интересы учащихся средствами ИКТ, проектной деятельности; развивать способность к анализу; обобщению, систематизации полученных знаний;формировать умение находить и обрабатывать информацию; формировать умение работать в группе: умение планировать работу, уважать мнение выступающего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literature_v_11_klasse.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 11 классе
Тема: «Проблема выбора» (по повести Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»)
Организационная информация | ||||
Предмет | Литература | |||
Класс | 11 класс | |||
Тема урока | Проблема выбора (по повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана») | |||
Учитель | Русинова Оксана Алексеевна, учитель русского языка и литературы | |||
Образовательное учреждение | МБОУ гимназия им. И.А. Бунина | |||
Методическая информация | ||||
Тип урока | Урок общеметодологической направленности | |||
Цель урока |
| |||
Задачи урока |
| |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | ||
Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | ||
Знать содержание прочитанного произведения; уметь анализировать художественный текст; давать характеристику герою произведения. | Р1- принимать учебную задачу; Р2- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану; Р3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; Р4- анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата; Р5- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | К1- участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; К2- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета; К3- строить монологические и диалогические высказывания; К4- сотрудничать в совместном решении проблемы. | П1- извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства); П2- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; П3- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | Л1- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; Л2- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; Л3- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. |
Формы и методы | Фронтальный опрос, эвристическая беседа, работа в группе. | |||
Педагогические технологии | Проблемное обучение. Информационно-коммуникационные технологии. | |||
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор. |
Структура урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Этап мотивации (самоопределение к деятельности) Цель:
| 1. Работа над эпиграфом «Во всем, что происходит с нами и вообще в мире, истоки там, в наших душах, в том, чем они наполнены» В.Распутин. 2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся. 3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. У.: - Перечитывая произведения В.Распутина, можно заметить одну характерную особенность. Как правило, в основе каждой из повестей лежат исключительный случай, драматическая ситуация. Повести Распутина– это произведения о жизни, в них автор исследует вечные вопросы добра, справедливости, долга, ставит ситуации, которые требуют полного и точного проявления моральных качеств человека. Таким является и его произведение “Дочь Ивана, мать Ивана”. - Подумайте, на какой вопрос мы сегодня должны ответить? - Сформулируем тему урока? | Комментируют эпиграф. Выдвигают предположения о теме урока. | Л1 Р1 К3 П1 |
2 | Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности Цель:
| Активизирует знания учащихся. Вспоминаем сюжет повести Распутина. Организует работу по проверке знания текста. Создает проблемную ситуацию. 1.Учащиеся вспоминают сюжет. У: 2) Убийство или возмездие? Как вы считаете? (Учащиеся высказывают свои точки зрения на поставленные вопросы.) 3) Почему именно в руки матери автор вкладывает орудие возмездия? ( Женщина, защищая своего ребенка, в кризисные ситуации способна на многое, даже на убийство человека, надругавшегося над ее дочерью) 4) Каковы истоки характера главной героини? ( Проследить по тексту повести, как складывается характер героини: детство, юность, влияние отца на характер героини) 5) Каким предстает отец пострадавшей девочки? (Характер отца девочки слабее характера матери. Немаловажная деталь - фамилия Воротников - лишь подчеркивает второстепенность образа) 6) Как вы считаете, символично ли, что только главную героиню автор называет по имени - отчеству? ( Уважаемого человека всегда называют по имени - отчеству. Именно такой является Тамара Ивановна. Традиционно у Распутина женские образы сильнее, чем мужские. Именно женщина является хранительницей семьи, ее консолидирующим центром) 7) Обратим внимание на семантику имени главной героини: Тамара в переводе с древнееврейского ("финиковая пальма"), вспоминается и грузинская царица Тамара, правившая в XIII веке, которая отомстила своим врагам. 8) Каков смысл названия повести? (Дважды повторенное "Иван" в имени сына и деда дает основание говорить о преемственности поколений. Сын - мать - дед - неразрывная жизненная нить, которая связывает семью) 9) Какие еще проблемы поднимает автор в своей повести? ( проблемы: преступление - наказание, отцы - дети, народ - власть) 10) Как решается первая проблема? ( За совершенное убийство главная героиня осуждена на шесть с половиной лет, она не пытается оправдываться: "Сама ответ держать буду". В городе женщине сочувствуют) 11) Можно ли утверждать, что беда случилась с дочерью, потому что существовала проблема "отцов и детей"? (Иногда недопонимание между старшим и младшим поколениями приводит к печальным и даже трагическим последствиям) 12) Как показаны в произведении народ и власть? ( Народ, уставший ждать, когда жизнь наладится, способен на открытое проявление недовольства, если власть продажна, не способна навести порядок) 13) Каковы приметы времени? ( Город, в котором все чувствуют себя неуютно, противопоставлен деревне с вековыми традициями. Хорошо живут лишь те, кто приспособился к новым условиям жизни, вписался в рыночные условия) 14) Что автор говорит о современной школе? (Новомодные предметы вытеснили традиционные, школа - уменьшенная модель общества, в которой отразились все реалии современного времени) 15) Как автор показывает досуг молодежи? ( Учащиеся находят в тексте повести описание Дома пионеров, погром скинхедов) 16) Какая роль автором отводится сыну Ивану? ( Иван в отличие от надломленной Светланы характером пошел в мать, Тамару Ивановну. Он также не пасует перед опасностью, может за себя постоять. Зачитать фрагмент "На берегу". После армии с артелью плотников Иван отправляется в деревню строить храм) | Учащиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы. Вспоминают сюжет повести Распутина. В основе произведения лежит происшествие, случившееся в одной семье. Из дома неожиданно пропадает дочка Светлана. Родители начинают поиск самостоятельно, но затем привлекают и милицию. Мать и отец находят дочь и вычисляют преступника. Начинается следствие. Светлану и ее родителей подвергают бесконечным допросам, но у преступника появились связи и он может избежать наказания. Об этом догадались и узнали родители Светланы. Ее мать– Тамара Ивановна решила сама свершить правосудие. Она убивает преступника в здании прокуратуры и попадает в тюрьму. Трудолюбивая и крепкая семья почти распадается. Через 4 года Тамара Ивановна возвращается. Ее освободили за добросовестное поведение. В это время дочь успеет выйти замуж, затем развестись. Она растит ребенка одна, сын Иван плавает на Байкале, затем уходит в армию, а муж Анатолий ждет ее. 2) Учащиеся высказывают свои точки зрения на поставленные вопросы. 3) Женщина, защищая своего ребенка, в кризисные ситуации способна на многое, даже на убийство человека, надругавшегося над ее дочерью. 4) Проследить по тексту повести, как складывается характер героини: детство, юность, влияние отца на характер героини. 5) Характер отца девочки слабее характера матери. Немаловажная деталь - фамилия Воротников - лишь подчеркивает второстепенность образа 6) Уважаемого человека всегда называют по имени - отчеству. Именно такой является Тамара Ивановна. Традиционно у Распутина женские образы сильнее, чем мужские. Именно женщина является хранительницей семьи, ее консолидирующим центром. 7) Тамара в переводе с древнееврейского ("финиковая пальма"), вспоминается и грузинская царица Тамара, правившая в XIII веке, которая отомстила своим врагам. 8)Дважды повторенное "Иван" в имени сына и деда дает основание говорить о преемственности поколений. Сын - мать - дед - неразрывная жизненная нить, которая связывает семью. 9)Проблемы: преступление - наказание, отцы - дети, народ - власть). 10) За совершенное убийство главная героиня осуждена на шесть с половиной лет, она не пытается оправдываться: "Сама ответ держать буду". В городе женщине сочувствуют) 11) Иногда недопонимание между старшим и младшим поколениями приводит к печальным и даже трагическим последствиям. 12) Народ, уставший ждать, когда жизнь наладится, способен на открытое проявление недовольства, если власть продажна, не способна навести порядок). 13) Город, в котором все чувствуют себя неуютно, противопоставлен деревне с вековыми традициями. Хорошо живут лишь те, кто приспособился к новым условиям жизни, вписался в рыночные условия. 14) Новомодные предметы вытеснили традиционные, школа - уменьшенная модель общества, в которой отразились все реалии современного времени. 15) Учащиеся находят в тексте повести описание Дома пионеров, погром скинхедов) 16) Иван в отличие от надломленной Светланы характером пошел в мать, Тамару Ивановну. Он также не пасует перед опасностью, может за себя постоять. Зачитать фрагмент "На берегу". После армии с артелью плотников Иван отправляется в деревню строить храм.
| Л2 Р3 К1 П2 |
3 | Этап постановки учебной задачи (проблемы) Цель:
| Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации. Завершение этапа связано с постановкой цели урока. У.: Молодцы. Вы прекрасно справились с заданием. А теперь нам предстоит поработать в группах, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока. 1 группа Дает ли автор совет, как найти выход из сложившейся ситуации? Свой взгляд на происходящее в России Валентин Григорьевич вложил в литературно выграненную формулу: "За эту эпоху жизнь закалилась и уплотнилась настолько, что она не признает никаких сомнений, ничего хлябающего, перетаптывающегося, и уверенно делает главное дело - чеканит из человека монету"
2 группа Повесть Распутина вызвала разные отклики: положительные и отрицательные. Некоторые рецензенты считают, что повесть разжигает национальную рознь. Как вы считаете? (Учащиеся высказывают свою точку зрения) 3 группа Можно ли молчать, когда на ваших глазах происходить утрата традиций, попирается святое, на чем веками держалась жизнь? Автор показал причины, почему это произошло с нами, поставил диагноз, наша задача сделать свой нравственный выбор.
| Учащиеся выявляют и фиксируют причину затруднения. | Р1 К1 П1 |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения. Работа в группах. Цель:
| Учитель организует групповую деятельность учащихся. | Учащиеся выбирают метод разрешения проблемной ситуации. Работают в группах. | Л3 Р2, Р4 К4 П1, П2 |
5 | Этап включения в систему знаний и повторения. Цель:
| Учитель организует беседу по вопросам после выступления каждой группы. Вывод: Можно по - разному оценивать повесть В.Распутина, но важно то, что в изображении страдания, в описании людей, потерявших себя, ему по - прежнему нет равных. Точностью его диагнозов нельзя не восхититься. Распутину удалось главное: его произведения не оставляют читателя равнодушным. Невольно вспоминается ранее написанная вещь Распутина, где писатель сказал: "Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоить твой дом". Давайте прислушаемся к мудрому совету писателя. Это наша земля, и от нас с вами зависит, каким будет завтра, от нас зависит, будем ли мы на своей земле хозяевами. Выбор за нами.
Можно по - разному оценивать повесть В.Распутина, но важно то, что в изображении страдания, в описании людей, потерявших себя, ему по - прежнему нет равных. Точностью его диагнозов нельзя не восхититься. Распутину удалось главное: его произведения не оставляют читателя равнодушным. Невольно вспоминается ранее написанная вещь Распутина, где писатель сказал: "Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоить твой дом". Давайте прислушаемся к мудрому совету писателя. Это наша земля, и от нас с вами зависит, каким будет завтра, от нас зависит, будем ли мы на своей земле хозяевами. Выбор за нами.
| Защищают проекты. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют вывод по проблеме урока. | Р3 К2, К3 П3 |
6 | Этап рефлексии учебной деятельности Цель:
| Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание. У.: Подведем итоги урока. Подумаем над вопросами: - Над чем заставила задуматься повесть Валентина Распутина? Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению: 1 уровень: напишите сочинение - отзыв о прочитанном произведении В.Распутина: "Нравственные уроки повести "Дочь Ивана, мать Ивана». 2 уровень: «Письмо В. Распутину» | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание. | Л2 Р5 К3 П3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока литературы по теме: Басни И.А. Крылова
урок изучения нового материала...
Урок литературы "Человек в кризисной ситуации, или Проблема выбора" (По повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
Урок литературы с применением проблемной технологии нацелен на осмысление современных проблем, поднятым В.Распутиным в повести; формирование активной гражданской позиции учащихся; воспитание чувства о...
Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"
Технологическая карта урока литературы. Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...
Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»
Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной...
Технологическая карта урока литературы по теме:" Рассказ О.Генри "Фараон и хорал"
Технологическая карта урока литературы по теме: "Рассказ О.Генри "Фараон и хорал" демонстрирует возможности проведения урока с использованием технологии РКМПЧ и таких инновационные приемы,...
Технологическая карта урока литературы на тему "Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"
Данный материал содержит конспект урока на тему :" Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"Цель: рассмотреть образы Тараса Бульбы, казачества в изображении Н.В. ГоголяЗадачи:Ø...
Технологическая карта урока литературы по теме: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2 урок в темеТема урока: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Фе...