Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.
статья по английскому языку на тему

Рощина Ирина Николаевна

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе.

 До 50-ых годов 20 века урок представлял собой феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 – 60  годы происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и  методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока.

 Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество новых вакансий и возможностей. Молодой человек, выйдя из стен школы, должен быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе.

Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность, а для успешной карьеры ему еще понадобятся и качества лидера - умение общаться, находить новые неожиданные решения и т.д. Реальность диктует нам, что молодой  человек должен обладать набором  определенных качеств и только тогда он сможет быть успешным и востребованным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и быть полезным обществу.

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания.  

У каждого ученика в запасе целый портфель, правда, виртуальный, в котором он приносит на урок свои собственные ресурсы. Можно представить себе этот виртуальный портфель внутренних ресурсов в таком виде: знаю, умею, могу и хочу.

        Учитель не может управлять внутренними ресурсами ученика напрямую, но он может использовать внешние ресурсы учебного успеха ученика - методики, оснащение, общение, содержание, чтобы открылся «замочек» виртуального портфеля внутренних ресурсов ученика, чтобы ученик захотел учиться. И оказывается, если ученик захочет, то и память работает, и знания сохраняются и выявляются, и умения формируются и не подводят.

Урок – это работа души, и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребёнка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Каким должен быть современный урок? Как в сегодняшнем уроке соседствуют традиционное и новое? Ученик – репродуктор или ученик - творец?

От мастерства учителя зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а, следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения.

Роль современного учителя – не только «учить», но и создать условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания для своих учеников, научить учиться, создать условия для формирования универсальных учебных действий, обратить внимание на индивидуализацию учебного процесса. На это направлена технология  «ИСУД» - технология учёта и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика, автором которой является Наталья Львовна Галеева.

Понятие «индивидуальный стиль учебной деятельности» используется как характеристика проявления внутренних ресурсов ученика, которые могут помочь ему в достижении учебного успеха. Это понятие обладает интегрированным содержанием, на основе которого может быть выстроена непосредственная деятельность учителя по проектированию условий для развития каждого ученика средствами учебного предмета. 

 На сегодняшнем этапе вся система образования постепенно меняется, и к ней предъявляются следующие общие требования:

  • формирование у учащихся сознательных, глубоких и прочных знаний, умений и навыков, способствующих подготовке их к жизни;
  • повышение воспитательного эффекта обучения на уроке, формирование  у учащихся черт личности;
  • осуществление  всестороннего  развития учащихся;
  • формирование  у учащихся самостоятельности, творческой активности, инициативы, умения творчески решать жизненные задачи;
  • формирование у учеников положительных мотивов учебной деятельности, познавательного интереса и потребности в расширении и приобретении знаний.

Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности. Опросы учащихся разных классов показали, как они представляют современный урок на практике.

  • Современный урок - это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно.
  • Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются.
  • Современный урок - это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок.
  • Современный урок - это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком.
  • Современный урок - это урок, на котором чувствуешь себя уверенно.
  • Современный урок - это урок без стрессов.

Итак, давайте подведем некоторый итог. Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками:

  • Главная цель урока -  развитие  личности ребенка.
  • На уроке реализуются идеи гуманизации образования, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению
  • Организация урока динамична и вариативна.
  • На уроке используются современные педагогические технологии.
  • Кабинеты школы полностью оснащены современным оборудованием.

Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Закончить свое выступление мне хочется словами неизвестного автора

Ребенок похож на бабочку на ветру.

Одни могут летать выше, чем другие.

Но каждая летает самым наилучшим образом.

Зачем сравнивать ее с другими?

Каждая отличается от других.

Каждая особая.  Каждая красивая. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок: проблемы и перспективы

В данной статье говорится о проблемах , возникающих при подготовке и проведении современного урока, требованиях, предъявляемых к современному уроку, а также пути совершенствования современного урока...

Современный урок, проблемы, опыт, перспективы(презентация)

Пути повышения мотивации у школьников с целью преодоления интеллектуальной пассивности в обучении и самовоспитании в процессе изучения "Технологии"...

Современный урок, проблемы, опыт,перспективы.

Пути повышения мотивации у школьников с целью преодоления интеллектуальной пассивности в обучении и самовоспитании в процессе изучения "Технологии"...

Статья "Современный урок-проблемы и перспективы""

В статье рассматриваются основные требования к современному уроку...

Проблемы и перспективы современного преподавания математики в школе.

Современное образование предъявляет учителю все более  высокие требования к обучению математики, делая упор на инновационные процессы, метапредметные связи и реализацию компетентностн...

«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Мастер-класс «Духовная культура современного общества: проблемы и перспективы»

Мастер-класс для педагогов. Выступление на Гуманитарном форуме...