Лекционно-практическое занятие "Неформальные молодежные группы"
план-конспект занятия по психологии (6 класс) на тему

Тулинова Елена Сергеевна

Цель занятия - ознакомление родителей с молодежными неформальными объединениями, формирование аргументированной позиции в отношении молодежной субкультуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_v_shkole_dlya_roditeley.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение Губкинского городского округа                                                   «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Лекционно-практическое занятие

Тема «Неформальные молодежные группы»

                                                                                       Подготовила:

                                                                                       педагог-психолог  

                                                                                       Тулинова Е.С.

Губкин 2013 г.

Цель - ознакомление родителей с молодежными неформальными объединениями, формирование аргументированной позиции в отношении молодежной субкультуры.

Ход занятия:

1. Типы и виды неформальных молодежных группировок

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации. Среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью. За последние годы в нашей речи укоренилось слово «неформалы». Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни, не вписываются в привычные правила поведения, стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами. Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. 

Основной причиной возникновения нетрадиционных групп является:

-  воспитание молодежи в семье: неправильная позиция родителей по отношению к своим детям, отсутствие у родителей достаточного времени для воспитания детей и контроля за их поведением, совершение правонарушений членами семьи: алкоголизм, хулиганство в семье, систематические конфликты, неполнота семьи, неверная позиция родителей по отношению к социальным запретам;

- ошибки, допускаемые органами массовой информации: избыточной демонстрации убийств, насилия, жестокости;

- повышение уровня обеспеченности;

- стремление молодежи к самостоятельности.

Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.

Музыкальные неформальные молодёжные организации. Главная цель таких молодёжных организаций – прослушивание, изучение и распространение любимой музыки. Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей. Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ. break-dance- особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся движение). Есть и другое толкование - в одном из значений брейк означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению. Рэперы вызывают опасение и презрение из-за явной демонстративности, внешней разболтанности, что подчеркивается просторной болтающейся одеждой.

Неформальные организации в спорте. Ведущие представители данного течения — знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов.  Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т. д. Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют.
Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют
рокеры. Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты – мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.

Философствующие неформальные организации. Интерес к философии – один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире. Выделяются среди них хиппи. Они появились в 60-70 годах прошлого столетия. Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки. Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. 

Эмо (Эмо-киды) - внешний вид: крашенные в черный цвет волосы, косая рваная челка на пол-лица, подведенные черным глаза, черный лак для ногтей, одежда в розовых тонах: узкие джинсы, кеды. Интересы: собственный внутренний мир, эмоции (от этого слова и происходит название субкультуры) и переживания, стихи о разбитых мечтах, жестоком мире и превратностях злой судьбы. Кроме того, среди эмо весьма популярна тема суицида как способа уйти от реальности (на самом деле - отчаянная попытка привлечь к себе внимание окружающих).

Готы - внешний вид: черная одежда, крашенные в черный цвет волосы и «вампирский макияж», украшения и одежда с крестами, черепами, летучими мышами и прочей мрачной атрибутикой. Интересы: готическая музыка, мистика, фильмы  ужасов, прогулки по кладбищу. Такая субкультура привлекает подростков с депрессивным складом характера, множеством комплексов и проблем. Во многом близки к готам санатисты  - субкультура действительно мрачная и опасная, с элементами оккультизма, насилия и жертвоприношений.

Политические неформальные организации. В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных  митингах, участвуют и проводят агитацию. Среди них выделяются нацисты (или скинхэды), панки и другие. Панки -  возникли в 80-х годах минувшего века. Само название «панки» переводится как «отбросы». В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей  приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений. Это могут быть цепочки, булавки, лезвие бритвы. Панки делятся на «левых» и «правых» и пропагандируют цели «протеста против существующих меркантильных отношений в обществе». Борясь с ними, эти течения хотят личным примером бескорыстных отношений утверждать этику будущего. В качестве средств достижения такой морали много говорят о добре, терпимости, роли труда. В целом панков отличают низкое трудолюбие, нелюбовь к реальной работе.

Неофашисты (скинхэды) -  родились в середине 60-х годов как реакция определенной части рабочего класса Великобритании на хиппи и рокеров-мотоциклистов. Они терроризировали иностранных рабочих с целью изгнания их из страны. Скинхэдов не волнует, что иностранец может быть честным и порядочным человеком. Внешний вид -  традиционная рабочая одежда, которую трудно было порвать в драке: черные куртки и джинсы. С 70-х годов осталась неизменной униформа «скинов»: черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках, армейский ремень с железной пряжкой, тяжелые армейские ботинки. Практически во всех странах мира «скины» предпочитают заброшенные места. Новичкам скинхэды устраивают испытания в виде неожиданного группового избиения. Об основах учения «скинов» говорят и надписи, весьма обычные в местах их обитания: Россия – для русских! Москва – для москвичей!

Фрики - внешний вид: максимально странный, чудаковатый и необычный - бешеные прически, немыслимые наряды, сумасшедший макияж,  огромное количество тату и пирсинга. Интересы: многолюдные встречи и веселое времяпровождение.

2. Как пройти отбор в неформальные группировки, носящие асоциальный характер?

   - не верь взрослым, привлекай внимание дерзкими бессмысленными выходками; обманом,  предательством добивайся своего; отнимай и сдавай деньги в «общак»; умей внезапно, напасть на слабого, старика, женщину (остальные дадут отпор); научись курить, пить водку, умей достать наркоту; запутывай сверстников, заманивай их в бригаду; преследуй, унижай несогласных; совершил проступок - не думай о последствиях и ответственности; не слушай родителей и близких. Сделал этот выбор – помни, что ты попал, попал в жизнеопасную ситуацию. Хочешь или нет, заставят делать все, о чем, прочитал.

Путь пацана. Так случилось…. Почему попал в группировку? Не чувствовал себя защищенным. Надо кому-то подчиняться, ведь так проще жить. Живешь на подконтрольной  территории. Куда и все, туда и я. Привлекла возможность получения «легких денег». В группе сверстников проще проявить себя, реализовать характер.

Что теперь? Теперь ты думаешь, что никого не боишься, ведь можно навалиться кучей на любого. Толпой – мы сила. Что хотим, то и делаем. Главное – хотеть и все. Ты считаешь, что можешь ударить, оскорбить, унизить любого. Хочешь – парня, хочешь – девчонку. Ты не нуждаешься в морали. Зачем она тебе? Это для слабаков, пусть они кого-то уважают, с кем-то считаются. 

А на самом деле... Ты…Сильный…? Твоими руками взрослые бандиты решают свои проблемы, набивают карманы, мучают людей. В группировке для того чтобы выжить, ты должен стать злым, жестоким, агрессивным. Как можно меньше думать, как можно чаще прибегать к насилию. Рано или поздно придется задуматься, а что же дальше? Группировка так просто не отпустит. Но если решил жить по другому – не сдавайся! Главное – преодолеть страх. Одно – это пугать других, другое – когда страшно тебе. 

3. Прослушай и обдумай - откровения 15-17 летних.

Психолог зачитывает откровения подростков и совместно с родителями проводит обсуждение. Вопросы для анализа: почему это произошло? Как можно было это избежать? Что могут сделать родители в данной ситуации? Как помочь ребенку?

   !  «…В той небольшой жизни, которую я успел прожить, я был страшным хулиганом. Большинство людей меня боялись, и это мне нравилось…Если раньше я думал, что быть вором и хулиганом очень престижно, то теперь понял, как сильно я заблуждался. Я хотел быть счастливым, но при этом приносил несчастья другим. Я любил деньги и добывал их, отнимая у других. Я был жадным, и эта жадность в конце концов меня и погубила».

    !   «…Меня  сурово наказали за мою несознательность, лишив свободы на много лет. Статьи хоть и тяжкие, но откуда я мог знать или понимать в свои 14 лет то, что за все эти преступления предусмотрен немалый срок? Теперь я здесь – что поделаешь, приходится отвечать за свои поступки…Жизнь в колонии однообразная, практически каждый день одно и то же. Вся система постепенно начинает раздражать, становишься слишком нервным, каким-то дерганным…Конечно, я не могу быть уверенным на сто процентов за свое будущее…»

     !   «…В пятом классе я познакомился с новыми мальчишками, они были старше меня на два года. С ними я научился курить, пить пиво. Вот с этого знакомства все и началось. Учебу я запустил, начал прогуливать. Даже если и приходил в школу, то только на два-три урока… После восьмого класса я познакомился с более старшими парнями. С ними я гулял допоздна, воровал у родителей  деньги, чтобы купить себе пачку сигарет и бутылку пива. В десятом классе меня в первый раз осудили за хулиганство: мы избили одного мальчишку, я до сих пор не знаю, за что…»

    !   «…Я всегда был сыт, одет, согрет родительским теплом. Мне так стыдно, что за родительскую заботу, за их старания для моего благополучия, за всю их теплоту и любовь я отплатил тем, что совершил преступление, тем самым, перечеркнув все то, что они для меня сделали, заставил их страдать…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...

Лекционно-практическая форма преподавания математики в старших классах

Лекционно – практическая форма  преподавания математики в старших классах (из опыта работы, выступление на КМО)Опыт работы свидетельствует об эффективности применения лекционно-практиче...

Урок-проблема. Антисоциальные и криминальные молодежные группы.

Разработка урока по обществознанию. 10 класс (профильный уровень), по теме:...

Лекционно-практическое занятие "О родительском авторитете"

                Цель занятия - побуждение родителей к разговору об их важнейшей роли в жизни детей, о выборе приоритетов в организации будней своих ...

Лекционно-практическое занятие "Подростковая мода"

Цель занятия - ознакомить родителей с проблемами здоровья подростка, косвенно или напрямую связанных с модой....

Лекционно-практическое занятие "Я познаю себя"

Занятие направлено на развитие интереса к психологии, содействие процессу личностного развития, осмысление своих поступков и поступков других....

Проект «Я – подросток» Проектная группа «Молодежная мода и стиль» Творческое название «Молодёжка»

Юные модники и модницы всегда были двигателем fashion-индустрии. Ведь именно молодые люди склонны к экспериментам и первыми принимают все, в том числе самые смелые модные тенденции. Молодежная мода от...