методическая разработка урока обществознания по теме: "В мире мыслей и чувств" (6 класс)
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему
Данная методическая разработка содержит презентацию, технологическую карту и подробное описание хода урока. Урок разработан на основе учебника обществознания Боголюбова Л.Н. с применением проблемно-диалоговой технологии, разработанной образовательной системой "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kireevoy_e.a.zip | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
КАРТА УРОКА по обществознанию для 6 класса. Тема «В мире мыслей и чувств»
Тема | Цель урока | Этапы урока | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | Используемые материалы |
В мире мыслей и чувств | Выяснить смысл понятий: Духовный мир человека, мысль, суждение, умозаключение чувства, эмоции. Учиться делать собственный вывод по уроку, применять полученные знания. Формирование представлений обучающихся о роли мыслей и чувств в духовном мире человека, об уникальности духовного мира любого человека. |
- Применение новых знаний (слайд 15) 4. Итог урока. Оцениваем урок: чему он нас научил? Оцениваем выступления обучающихся на уроке (даем самооценку своей активности и активности одноклассников на уроке). 5. Домашнее задание с тремя уровнями сложности (слайд 16) | Усвоение понятий: Духовный мир человека, мысль, суждение, умозаключение чувства, эмоции. | Умение ставить коллективную цель и организовать деятельность. Согласование принятых решений друг с другом. | Формирование представлений обучающихся о роли мыслей и чувств в духовном мире человека, об уникальности духовного мира любого человека. | Учебник Боголюбова, 2011. Презентация учителя. |
Открытый урок обществознания в 6 классе
Учитель: Киреева Елена Анатольевна
ОУ: МБОУ СОШ №18 Кировского района ГО город Уфа Республики Башкортостан ХОД УРОКА
Этапы урока (время) | Учитель (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) | Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска и оборудование |
Организационный момент с элементами повторения ранее изученного материала | Приветствие.
Ознакомление учеников с новым понятием «Духовный мир человека». Духовный мир человека зависит от потребностей. Вспомните, что такое потребности? Какие виды потребностей вы помните? Прочитайте высказывание Сократа на странице 57 учебника: «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть». Как вы думаете, чей внутренний мир богаче? Почему? Как можно развить свой внутренний мир, сделать его богаче? | Запись учениками темы урока в тетрадях. В диалоге с учителем ученики вспоминают, что такое потребности и называют их виды. Ученики высказывают свои мнения, приводят аргументы в защиту своей точки зрения. Самостоятельно, или с помощью наводящего диалога, приходят к выводу, что внутренний мир можно развить в процессе приобретения знаний. | На экране демонстрируется слайд 1, содержащий название темы урока: «В мире мыслей и чувств». Демонстрация слайда 2 «Духовный мир человека» после беседы с учениками о потребностях и их видах. |
Создание проблемной ситуации | Создание учителем проблемной ситуации при помощи двух противоречивых высказываний. Сначала зачитывается мнение Декарта. Вопрос ученикам: что для Декарта важнее всего? Сравните, его высказывание с мнением Владимира Высоцкого. Что особенно важно для Высоцкого? – Какое вы заметили противоречие? | Ученики, работая в парах, обсуждают предложенные для сравнения высказывания. В диалоге с учителем ученики приходят к выводу, что для Декарта особенно важны мысли, а для Высоцкого – любовь. Любовь это чувство, значит, для поэта на первом месте находятся чувства. Рассуждая над афоризмами, ученики замечают, что один из авторов считает, что важнее всего мысли, а другой превыше всего ценит чувства. | В двух разных углах доски учитель фиксирует два противоречащих друг другу высказывания. Справа: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт) Слева: «Я люблю, и, значит, я живу» (В.Высоцкий) На экране демонстрируется слайд 3 «Определяем проблему урока» |
Формулирование проблемы урока | – Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке? | Ученики формулируют вопрос. Основной вопрос записывается в тетрадях. | Основной вопрос, сформулированный учениками, записывается учителем на доске (в центральной части) и затем на экране демонстрируется слайд 4, содержащий учительский вариант основного вопроса (проблемы) урока. |
Постановка цели урока | Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке? | Ученики предполагают, что необходимо выяснить, что важнее для человека: мысли или чувства? То есть решить поставленную проблему. | |
Версии | – Какие у вас есть версии решения проблемы? | - Ученики предлагают свои версии решения основного вопроса урока. Они могут, как правило, предложить 3 версии. 1 – чувства важнее мыслей, 2 – мысли важнее чувств, 3 – мысли и чувства важны для человека в равной степени. | Под основным вопросом урока, чуть ниже записываются версии учеников. На открытом уроке версия, записанная на доске: «Мысли и чувства важны для человека в равной степени» |
Планирование деятельности | – Что нужно узнать для решения проблемы? - Где и как можно добыть знания о мыслях и чувствах? | – Ученики сами определяют, каких знаний им не хватает: необходимо узнать, что такое мысли и что такое чувства. - Ученики предполагают, где можно добыть знания: в учебнике, в Интернете, в библиотеке и т.д. | Запись учителем на доске плана работы, предложенного учениками. План работы:
На экран выводится слайд 5, содержащий планирование работы по двум вариантам. |
Поиск решения (открытие нового знания) |
Учитель спрашивает ребят о том, знают ли они что такое логика. В случае, если никто в классе не может объяснить, что такое логика, то это делает сам учитель и предлагает ученикам выполнить задания логического характера. – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)
- С целью лучшего понимания значения органов чувств, как основных каналов получения информации, учитель вызывает добровольца для проведения эксперимента «Зажатые эмоции». Добровольцу с помощью шарфов завязываются поочередно глаза, уши, рот, нос, руки и ноги. - Какую роль выполняют чувства в познании? – Исходя из того, что мы еще сейчас узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? | – Первыми вступают в диалог с учителем ученики, выполнявшие задание первого варианта. Они объясняют, что такое мысли, как с помощью мыслей человек познает мир. Ученики записывают, что такое мысли в тетрадях.
– Выполняют задания на новый материал. Данные задания нужно выполнить индивидуально. После того, как правильный ответ будет найден, ученики выполняют следующую задачу – пытаются разгадать загадку Сфинкса. Эту работу можно провести в групповой или парной форме (на выбор учителя, в зависимости от уровня класса). Если ученикам это не удается, то отгадку учитель демонстрирует сам с помощью слайда презентации. – Ученики предполагают, что мысли играют очень важную роль в познании человеком окружающего мира, однако для того чтобы дать ответ на основной вопрос, необходимо также узнать, что такое чувства. В диалог с учителем вступают ученики, выполнявшие задание второго варианта. Они объясняют, что такое чувства и что такое эмоции. - Ученики называют органы чувств. - Наблюдая за экспериментом, ученики делают вывод о важности органов чувств человека для получения им информации о мире, других людях и о себе самих. – Ученики предполагают, что чувства также играют очень важную роль в познании человеком окружающего мира. - Все желающие высказывают свои ответы по основному вопросу урока. | После выступления учеников, выполнивших задание первого варианта , на экран выводится слайд 6, содержащий краткий и лаконичный ответ на вопрос первого варианта: что такое мысли. Для выполнения заданий на новый материал на экран выводится слайд 7, содержащий логические задания. На экран выводится слайд 8 с заданием «Загадка Сфинкса». Затем, после обсуждения логической задачи, учитель демонстрирует слайд 9 с решением «Загадки Сфинкса». После обсуждения вопроса о чувствах, на экран выводится слайд 10, содержащий краткий и лаконичный ответ на вопрос второго варианта: что такое чувства, затем слайд11 (о богатстве человеческих эмоций). После того, как ученики назовут органы чувств, на экран выводится слайд 12, содержащий перечень органов чувств. На экране – слайд 13, содержащий основной вопрос (проблему) урока |
Выражение решения. Применение нового знания. | – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Подтвердилась наша версия? Как оцените свою работу? – Используя свои новые знания, выполните задания, представленные на следующем слайде:
| – Обобщают, делают вывод по проблеме. - Делают вывод, что версия о равном значении мыслей и чувств человека, в ходе решения проблемы урока подтвердилась. - Каждый ученик записывает свой собственный вывод по теме урока в тетради, приводя свои собственные аргументы. - Ученики дают свои ответы. - Обсуждают крылатую фразу. Задача учителя натолкнуть на размышление с логической позиции: если вор это тот, кто украл, то почему его не надо считать вором в том случае, если он не пойман? Если вора не поймали, перестанет ли он быть вором, если не поймали убийцу, то он таковым не является? - Ученики обсуждают ситуации, приведенные в учебнике по рядам (1 ряд – первая ситуация, 2 ряд – вторая…) работа в парах и затем высказывают свои выводы перед классом. | После обсуждения на экран выводится слайд 14 с выводом учителя по уроку, однако вывод не дописан, т.к. каждому ученику предстоит подобрать свои собственные аргументы в защиту сделанного вывода. Для применения новых знаний на экран выводится слайд 15 с заданиями по изученной теме. |
Подведение итогов урока и домашнее задание | Что нового мы сегодня узнали на уроке? Как оцените свою работу? Учитель предлагает ученикам с помощью эмоций показать понравился ли им проведенный урок и в ответ показывает с помощью эмоций, доволен ли он сам работой своих учеников на уроке. Домашнее задание (трех уровней сложности) учитель дает с помощью последнего слайда. | - Несколько учеников выступают с подведением итогов урока. - Обсудив в группах (группа – 4 человека, сидящих за стоящими рядом партами) оценивают выступления друг друга (взаимное оценивание), а некоторые дают оценку своего ответа (самооценку). | В конце урока на экране демонстрируется слайд 16 с домашним заданием |
В ходе урока, если позволяет время, можно использовать фрагмент повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
«На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.
Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним армии бутылок – пустых и полных.
- Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц.
- Пью, - мрачно ответил пьяница.
- Зачем?
- Чтобы забыть.
- О чем забыть? – спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
- Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову.
- Отчего же тебе совестно? - спросил Маленький принц; ему очень хотелось помочь бедняге.
- совестно пить! – объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.
И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий».
Данный фрагмент можно использовать в ходе применения нового знания (до, или после выполнения второго задания). Учитель задает вопрос после прочтения фрагмента: «Почему Маленький принц ушел от пьяницы, растерянный и недоумевающий»? После ответов учеников, учитель объясняет, что не только пьяница, но и любой человек, имеет свой замкнутый логический круг. Иногда в замкнутом логическом кругу может находиться целое общество.
Практикум
Ситуация №1. Подросток сидит, развалившись на переднем сиденье автобуса. Входит пожилой человек, встает рядом. Подросток закрывает глаза и делает вид, что спит.
Как ты охарактеризуешь поведение подростка? Заслуживает ли оно одобрения? Можно ли назвать его бесчеловечным? Бескультурным?
Ситуация №2. Пожилая женщина несла тяжелую сумку. Поскользнувшись, она упала, из сумки выпал батон, яблоки покатились по асфальту. Мимо проходили два подростка; увидев эту сцену, они рассмеялись. Прохожий, помогая женщине подняться, сказал ребятам: «Как вам не стыдно!» «А мы ничего такого не сделали», - удивились они «Вот за это вам и должно быть стыдно», - сказал прохожий.
Как ты оцениваешь такое поведение подростков? Согласен ли ты с мнением прохожего?
Ситуация №3. Представь, что тебя угощают кушаньем, которое ты не любишь. Найди ответ, который не обидит повара:
- Я это терпеть не могу.
- Спасибо, но я это не ем.
- Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в другой раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".
Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира"....
методическая разработка урока обществознания по теме "Диалог культур"
Данный урок был проведен в рамках конкурса уроков и внеурочных разработок "Диалог культур в содержании образования"...
Методическая разработка урока обществознания по теме «Многообразие путей познания мира»
Урок с использованием ТРКМ...
Методическая разработка урока обществознания по теме "Право на труд. Трудовые правоотношения", 9 класс
Разработка урока по трудовому праву в 9 классе с позиций деятельностного подхода. Урок построен на групповой работе по изучению положений Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренных станда...
Методическая разработка урока обществознания по теме: "Семейное хозяйство", 5 класс.
Конспект урока, презентация, приложения, рабочий лист...
Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс
Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс (с технологической картой)....
Методическая разработка урока обществознания на тему "Государство и его отличительные признаки"
Данный урок предназначен для учащихся 9-х классов.Форма урока: урок – обсуждениеМетоды: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: гру...