Мировозрение российского общества и роль образования в его формировании
статья по обществознанию по теме

Лариков Владимир Николаевич

Попытка на примере дать оценку событий мировозренческого кризиса российского общества и привести примеры воздействия на него (мировозрения) со стороны УД "История" и "Обществознания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozhd._chteniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мировоззрение российского общества и роль образования в процессе его формирования»

Современное образование требует постоянных изменений, к этому стремится государство, это ощущает общество и к этому подталкивают события, происходящие в данный момент в мире. Россия, занимает в этом процессе, важную роль, а конкретно её ресурсы и геополитическое положение, делает нашу страну своеобразным центром, связующим мостом, между различными частями мировой политической и экономической систем. И очень важно, какое роль место при этом она займёт. Станет объектом этих отношений или субъектом.

Российское образование играет в этом процессе немаловажную роль. Однако, несмотря на активную поддержку государства, которое стремится подготовить профессиональные и социально активные кадры для модернизации всей системы отношений в обществе  и создание тем самым конкурентоспособной экономики, способной вывести страну в лидеры мирового развития, образованию иногда не хватает некой глубины, некой «крепости», которая позволила бы более успешно решать поставленные государством задачи. И одной из причин, данного явления, является «сбой» ценностного ориентирования, как общества, так и отдельно взятого человека, а особенно учащегося.

«Шоковые 90 – е» разрушили старую ценностную ориентацию. Активные экономические преобразования привели к наплыву западных нравственных ориентиров, и дело не в том, что они чужды или вредны, просто они «другие», не для нас. Получился непонятный «слоёный пирог», где одни говорят можно, а другие нельзя, где одни поощряют, а другие запрещают, где возникает столько соблазнов, что человек, даже вполне состоявшийся, бросается в крайности, а в каком положении находятся наши студенты, можно только представить. Но для понимания этих проблем нужно обратиться к самому понятию - ценности. Если брать определение Парсонса Т., то ценности указывают на то, к чему люди должны стремиться. Обычно, рядом присутствует понятие норма – то, как люди должны достигать этих целей. То есть и ценности и нормы, являются важнейшей составляющей частью образовательного процесса, именно преподаватели обучают и показываю, как можно достичь цели с объяснением того, зачем это нужно студенту. А с учётом появления таких понятий как  надпредметность (метапредметность) и активное внедрение компетентностного подхода в обучении, именно образование как раз и должно, помочь в формировании нормативно – ценностной системы общества, той системы, которая  подготовит студента самостоятельной деятельности и определит новую историческую роль нашей страны в мире.

Однако, что сам педагог понимает под этим понятием – ценности, какие из них для него значимы, а какие нет? Почему одни ценности можно применять, о них нужно говорить, к ним нужно призывать, а других или не касаться или упоминать в таком контексте, что на них и не обратят внимание? Дело в том, что, как и у общества, так и у ценностей существует своя иерархия, и она формируется религией. У любой религии есть определённая структура поведенческих решений на те или иные ситуации. И именно религия давала абсолютную в своей внутренней гармонии целостную картину мира, не требующую ни - каких доказательств.

Самое интересное, что даже в советское время, оттесняя религию на второй план, идеологическая система воспроизводила точно такую же иерархию ценностей.

Таким образом, базой для ценностного ориентирования студента в процессе обучения, и той опорой, на которую должен опереться преподаватель, должны стать религиозные ценности, которые формирует православная церковь.

Важно отметить, что церковь может помочь и в реализации образовательных программ и более конкретным образом, а не только простой констатацией имеющихся у неё ценностей и нравственных понятий. Современные стандарты образования направлены на воспитание и обучение мыслящего студента, понимающего и умеющего применять полученные знания на практике и в жизни. А при тех соблазнах, лавине информации, ухода семьи в процесс создания материальных ценностей, очень сложно привить у учащегося  понимание полезности  и нужности обучения, особенно самостоятельного, направленного на всю жизнь. Его можно заставить, но у нас есть и негативные исторические примеры таких «заставлений», да и само общество сопротивляется этому давлению извне. И церковь, с её мощнейшей нравственной базой в этом вопросе может очень сильно помочь. Потому что, заставляя, мы вызываем такое наложение воли на внутренний или внешний состав человека, которое обращается не к духовному видению и любовному приятию заставляемой души непосредственно, а пытается понудить её или пресечь её деятельность (Ильин И.А. «О сопритевлению злу силою»). То есть эффективно только то «заставление», которое человек соотносит с сами собой, но не как от других.

Каким образом можно реализовывать христианские принципы в процессе обучения, и что они дают преподавателю для достижения тех целей, которые он ставит, работая со студентами?

Во – первых, более чёткое понимание самих дисциплин и связанность получаемых знаний с окружающей действительностью.

Во – вторых, для студентов открывается новая грань понимания изучаемого материала, значимость его для него самого.

В – третьих, более глубокая эмоциональность изучаемого материала, которая позволяет создать яркий образ происходивших событий и изучаемых терминов.

Так при изучении таких дисциплин как «История» и «Обществознание» можно увидеть точки соприкосновения по ряду моментов. Так в «Обществознании» закладываются критерии моральности поступков людей в обществе, которые опираются на так хорошо известные, но одновременно забытые «десять заповедей», что в свою очередь позволяет производить, достаточно объективную оценку исторических событий с точки зрения человека, без которой просто никак не обойдись. Важно чтобы эту оценку производили сами студенты, и она была объективной  и всесторонней. Это  помогает и определять качество образования для преподавателя:

Качество образования для педагога

работа по программе и

методике

предметно-развивающая и кружковая работа

работа с родителями                                            

повышение квалификации

И всё это должно происходить с опорой на духовно – нравственную сферу, на ориентир, базирующийся на религиозных (православных ценностях)

В контексте педагогической деятельности преподавателя это позволяет реализовывать государственные стандарты дисциплин «История» в направлениях:

«Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;»

И дисциплины «Обществознание»:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Нужно отметить, что по программе «Обществознание», все данные пункты можно реализовывать с опорой на православные ценности и нормы.

На самих занятиях это позволяет придать фактам и событиям яркую, общечеловеческую окраску. Так по теме 5.9. Смутное время,  оборона монахами Троице – Сергивой Лавры стала переломом в общественном сознании, подтолкнула людей к сопротивлению, стала тем моральным стержнем вокруг которого сформировались первое и второе народные ополчения. Работа по этой теме строится на подготовке студентами презентации о Смуте, работой с различными источниками по ней и короткими сообщениями о событиях этого времени и наиболее ярких людях и событиях (Лжедмитрии I и II, восстание Болотникова, Скопин – Шуйский М.В., Пожарский Д.М., Минин Кузьма, патриарх Филарет) оценивая деятельность этих людей они должны понять переломный момент Смуты (оборона Троице – Сергивой Лавры) и понимание значение этого места в самосознании русского народа (Сергий Радонежский – Куликовская битва), это позволит понять внутреннюю причину Смуты и причину победы русского народа в ней.

По дисциплине «Обществознание» тема 1.1. Человек, начинается с характеристик самого человека, студенты сами дают определения и формируют понимание «кто такой человек?» Затем рассматриваются три теории происхождения человека:

1.божественная;

2.космическая;

3.эволюционная.

С каждой из данных теорий, прорабатываются человеческие качества:

 - божественная – духовность;

 - космическая – тяга к неизведанному;

 - эволюционная – инстинкты.

И студенты сами определяют наиболее важнейшее качество присущее человеку, определяющею его суть, делающего его уникальным и отличающим от природного мира. В основном выбор сводится к духовности и все дальнейшая работав той или иной сфере опираются на результаты первого занятия. Потому что духовный мир человека формируется в большей степени опираясь на ценности, на нормы, на понятие нравственности и связан с очень чёткой мировоззренческой позицией человека, которую в большей степени определяет именно религия.

Нужно заметить, что усилия одного преподавателя приведут к незначительному результату, а усилия всего педагогического коллектива могут сделать их ошеломляющими. Потому что именно целостная система охватывающая все сферы деятельности как учебного заведения, так и общества способна решить проблемы формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Подводя итог данного размышления, хочется добавить, что все изменения, только тогда приносят результат, когда меняется внутренняя сущность, в нашем случае, внутренняя сущность, каждого отдельного человека. И именно в этом состоит задача современного образования – изменить человека к лучшему.

Использованная литература:

1.Гаджи Абдулкаримов. Теоретические проблемы актуальной этнополитики в России. М.: - Весь мир, 2008г. С. 332.

2.Ильин И.А. О сопротивлению злу силою. М.: - Айрис – Пресс, 2005г. С. 575.

3.Парсонс Т. О социальных системах. /пер. с англ. М.: - Академический проспект, 2002г. С.832.

4.Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско – социологических исследований. М.: - Мысль, 1982г. С.220.

5.Хиршман А.О. Выход, голос и верность: реакция на упадок фирм, организаций и государств. /пер. с англ. М.: Новое издательство, 2009г. С.156.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Коррупция в Российском обществе: образование" в форме "Заседание суда"

Классный час на тему: ”Коррупция в Российском обществе: образование» (Свидетельство участника Всероссийского конкурса «Я классный руководитель»)10 А классКлассный руководитель Горелышева Светлан...

"ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ" Статья Краевой заочной научно-практической конференции "Историческое образование как социокультурная ценность российского общества" 30 июня 2012 г.

В материалах конференции проводится анализ и поиск решений по актуальным проблемам развития исторического образования в современных условиях, обмен результатами научных исследований и практическим опы...

Система работы учителя по формированию у обучаемых базовых национальных ценностей российского общества

Тема: «Формирование творческой личности черезуроки  изобразительного искусства»...

Презентация на тему: "Влияние СМИ на формирование жизненных установок подростков, здоровья будущих граждан российского общества".

В данной презентации представлены материалы исследующие тему влияния СМИ на психическое и физическое здоровье подростков. Данные выкладки подводят родителей обучающихся, как и педагогов школ,  к ...

Проблема формирования позитивного образа учителя в российском обществе

Профессия учитель в современной России за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Образ учителя перестал быть эталоном безупречности и интеллигентности. Каковы предпосылки и как можно...