Проблема формирования позитивного образа учителя в российском обществе
статья на тему

Лоскутова Дарья Андреевна

Профессия учитель в современной России за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Образ учителя перестал быть эталоном безупречности и интеллигентности. Каковы предпосылки и как можно изменить ситуацию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема формирования позитивного образа учителя в российском обществе

Профессия учитель в современной России за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Образ учителя перестал быть эталоном безупречности и интеллигентности.  

Начать изучение представления об образе современного учителя необходимо с рассмотрения культурной составляющей личности педагога.  Она включает в себя три компонента. Первый из них когнитивный, представляющий собой совокупность мировоззрения, убеждений и знаний человека о явлениях окружающего мира, обществе и самом человеке. Он представляет собой основу духовной культуры человека, формирующуюся сознательно под воздействием социальных институтов и самостоятельно. Вторая составляющая – эмотивная, которая представляет собой эмоционально-волевую сферу деятельности человека, которая формируется при активном воздействии окружающей социальной среды и самого человека. Она включает в себя такие характеристики личности, как чувства, переживания, симпатии, антипатии, а также степень осознания, принятия и устремленности к достижению конкретной цели. Эмотивная составляющая складывается стихийно, под воздействием непосредственной социальной среды. Третий компонент – инструментальный, либо поведенческий. Он характеризует, насколько педагог выполняет требования культуры в повседневной деятельности. Именно степень овладения навыками, приемами, способами, нормами культурного поведения в деятельности и степень реализации дают окончательный ответ о культурности человека.

Таким образом, основой педагогической культуры служит общая культура, которая дает личности педагога определенную ориентацию в мире, позволяет ему быть на уровне требований своего времени, развивает глубину суждений, аналитические способности и концептуальное мышление. Значение общей культуры для личности педагога чрезвычайно велико, в том числе и для его профессиональной деятельности.

Образ учителя основывается на его педагогической культуре, которая включает в себя культуру: речи, педагогического мышления, познавательной деятельности, педагогических чувств, педагогически направленного общения и поведения, культуру внешнего вида и рабочего места, а также педагогическое мастерство, педагогическую направленность и общую и профессиональную эрудицию.

Итак, можно сделать вывод, что позитивный образ учителя включает в себя множество значимых компонентов, которые необходимы в успешной педагогической деятельности и которые составляют общее представление о культуре личности педагога.

Однако, образ учителя не всегда бывает положительным.  В исследовании Янгировой Г.Ф. оценки школьников образа своего учителя были выделены несколько типов.  

Начнем с такого образа учителя как «Добрая». Учительница в классическом костюме, добрая, умеет решать любые вопросы, возникающие у детей, не прибегая к строгим методам и крику. Дети могут обратиться к ней с любым вопросом, испытывая при этом к ней уважение как к учительнице, которая много знает и может помочь , если это нужно. Дружелюбно –открытый образ учительницы.

Также в данном исследовании обозначен такой образ учителя, как «Барби».  Это учительница в современном молодежном наряде. Она не утруждает себя решением трудных задач, не ругает учеников, всегда их поймет и все разрешит. Особых рамок в ее требованиях к ученикам нет. Более того, ученики воспринимают ее как подругу, действия которой им заранее известны. Легкомысленно-дружеский образ соблазнительной девушки.

Также был обозначен такой образ, как «Учительница без комплексов». Это педагог без определенных четких требований, излишне открытая, раскованная, компанейская. Не соблюдает дистанции между собой и учениками. Дети ее воспринимают как объект, с которым можно хорошо провести время. Учеба при этом ставится на предпоследнее место.

Еще один образ учителя носит название «Строгая».  Это образ классического учителя, в меру строгого, с очень четкими требованиями. Учительница в современном модном деловом костюме. За невыполнение заданий наказывает, но наказывает справедливо. Не допускает разболтанности учеников и их неуважение в свою сторону. Дети ее требования знают и выполняют их.

Из представленных выше образов современных педагогов мы видим, что часть из них не допустимы в педагогической деятельности. И именно наличие таких педагогов разрушает позитивный образ учителя, как в глазах учеников, так и их родителей.

Одни из способов, который может эффективно сказаться на формировании позитивного образа учителя является социальная реклама, которая пропагандирует педагогические ценности и нормы культуры личности педагога.

Итак, в современной России наблюдается некая безответственность среди некоторых учителей в отношении своего образа как педагога. Учителя выходят за строгие рамки, установленные для данной профессии, порой не зная меры. Все это сказалось на том, что сегодня образ учителя потерял свои позиции. Одним из действенных, но малоиспользуемых методов, способных исправить сложившуюся ситуацию является социальная реклама, направленная на формирование позитивного образа учителя.

Такой феномен как реклама имеет большую популярность и востребованность в современной России. В отношении нее применяются разнообразные подходы, но наиболее значимыми являются личностно-ориентированные и медиа-ориентированный подходы. Личностно-ориентированный подход задействует такие психические процессы у потребители как восприятие, внимание, мышление и память.  Но его применение уместно только при условии, если потребитель нуждается в рекламируемом товаре.  А медиа-ориентированные подход применяется в тех случаях, когда рекламодателю нужно привлечь потребителя и повлиять на его решение. В данном подходе задействованы такие механизмы, как внушение, убеждение, заражение. Однако, несмотря на то, что реклама окружает нас повсеместно, социальная реклама в России остается мало востребованной, хотя она направлена на достижение общественных и государственных интересов и улучшение обстановки в социуме.  Так, на пример, уместно ее применение для формирования позитивного образа учителя, особенно в свете того, что в последнее время возникает множество факторов, негативно сказывающихся на нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования положительного образа России в глазах учащихся

Статья посвящена анализу влияния СМИ на формирование образа Росси у учащихся....

Методика организации коллективного дела как инструмент формирования позитивного образа выпускника

Воспитание, формирование и развитие личности осуществляется в коллективе. Именно коллектив раскрепощает личность, открывает простор для ее всестороннего развития,  при условии, что этот к...

Результаты исследования по проблеме формирования здорового образа жизни на базе Зубово-Полянского педагогического колледжа

В работе представлены результаты проведенного исследования, оформлены протоколы исследования...

Формирование позитивного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проект содержит размышления по теме :"Формирование позитивного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...

Статья на тему: "Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста".

Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста....

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....