Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Хвостова Светлана Ивановна

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в  IX классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_9.docx44.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Пристенская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

        

«Согласовано»

 Руководитель МО

_________________________

Протокол № ___ от «___»___________ 201_г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______________________

«_____»     июня   201_г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Пристенская ООШ»

 ________________________

«_____»     августа 201_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Хвостовой Светланы Ивановны

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

9 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

                   

                                 

                     

                             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа создана на основе

  •  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089
  • Программы по обществознанию для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Боголюбов 2010

Цели  и задачи курса:

— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

Учебно-методический комплект

  1. Программа по обществознанию для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Боголюбов, 2010

       2.Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных  

           учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова.  изд.— М., 2010

Изменения, внесенные в авторскую программу,  

 их обоснование

  1. В авторской программе изучение предмета ориентировано на 35 часов, однако в 9 классе 34 учебные недели, поэтому считаем целесообразным планирование ориентировать на 34 учебных часа, таким образом, уходит  1 час резервного времени.
  2. Резервное время распределить на следующие темы:

1 раздел:   Политика и социальное  управление

                   1 - Урок обобщения  по теме «Политика и социальное управление»

                               2-  ГИА в 9 классе -3 варианта заданий.

                2 раздел:   Право

                                 1- Особенности правового статуса несовершеннолетних

                                 2- Урок обобщения « Закон охраняет тебя»

                                 3- Права ребенка и их защита.

                                 4- Трудоустройство несовершеннолетних.

                                 5- Жилищные правоотношения.

                                 6- Тестовый контроль. ГИА 2013

                                  7- Урок обобщения по теме: «Право».

                                  8-   Урок обобщения по теме: «Мир обществознания»

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в  IX классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. 

Формы   организации   учебного   процесса

  • индивидуальные;  групповые;
  • индивидуально-групповые;           фронтальные

Формы контроля ЗУН (ов):

  • тестирование;  
  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  •  индивидуальный опрос

Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе

Программа предусматривает формирование  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  • на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 9 КЛАССЕ

№урока

 

Тема раздела,    урока

Тип урока

Плановая дата

фактическая

дата

материалы и

оборудо-вание

основные термины и

понятия

подготовка к  ГИА

        

                                                     

Раздел 1:  Политика и социальное управление - 10 часов

1              

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.

ИНМ

учебник, схема

политика, власть

2

Государство. Формы государства.

ИНМ

учебник, схема

государство

3

Политические режимы. 

ИНМ

учебник, схема

политический режим, демократия , тоталитаризм

4

Правовое государство. Разделение властей

ИНМ

учебник, схема

правовое государство

ГИА в 9 классе

5

Гражданское общество. Местное самоуправление.

ИНМ

учебник, схема

гражданское общество, самоуправление

6

Участие граждан в политической жизни.

УЗ

учебник, схема

выборы,

 референдум

7

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

ИНМ

учебник, схема

8

Средства массовой информации в политической жизни.  

ИНМ

 схема, тест

СМИ

9

Урок обобщения  по теме «Политика и социальное управление»

ОЗ

схемы, тест

Инструкция для участника

экзамена

10.

ГИА в 9 классе -

3 варианта заданий.

УЗ

тест

ГИА в 9 классе

Раздел 2:  Право - 24 часа

11

Право и его роль в жизни  человека, общества и государства.

ИНМ

учебник, схема

гражданин, гражданство, государство

12

Понятие правоотношения. Виды правоотношений.

ИНМ

учебник, схема

правоотношения

13

Особенности правового статуса несовершеннолетних.

УЗ

учебник, схема

несовершеннолетний

14

Понятие правонарушения.  Понятие и виды юридической ответственности.

ИНМ

учебник, схема

правонарушения,

юридическая ответственность

15

Урок обобщения  по теме:

«Закон охраняет тебя»

УО

учебник, схема

документ

закон

Тесты по теме

«Право»

16

Правоохранительные органы. Судебная система РФ.

ИНМ

Конституция РФ

17

Конституция  - основной закон Российской Федерации.

ИНМ

схемы, тест

мультимедиа

конституция, закон

18

Конституция  - основной закон Российской Федерации

УЗ

учебник,  схема

конституция, закон

эссе

19

Права, свободы, обязанности человека и гражданина в России.

УЗ

учебник, схема

права, свободы

20

Права ребенка и их защита.

УЗ

учебник, схема

документ

права, свободы

Тесты

21

Гражданские правоотношения.

Право собственности.

ИНМ

учебник, схема

гражданские правоотношения,

 собственность

22

Труд и трудовое право.

ИНМ

учебник, схема

труд

трудовой договор

23

 Трудоустройство несовершеннолетних.

УЗ

учебник, схема

труд,

трудовой договор

24

Семейные правоотношения. Заключение брака.

ИНМ

учебник, схема

семья, брак

Задания с выбором ответа

25

Административные правоотношения.

ИНМ

кодекс

административные правоотношения, правонарушение, наказание.

26

Уголовное право. Преступления и наказания.

ИНМ

кодекс

уголовный кодекс, преступления, наказания

27

Социальные права.

ИНМ

учебник, схема

социальные права

28

Жилищные правоотношения.

ИНМ

жилье

29

Право человека на жизнь и его защита.

ИНМ

учебник, схема

гражданское население

вооруженный конфликт.

30

Право на образование.

ИНМ

образование, самообразование, культурные ценности

Тесты

31

Правовое регулирование отношений в сфере образования

УЗ

образование, самообразование, культурные ценности

Эссе

32

Тестовый контроль.

КЗ

учебник, схема

33

Урок обобщения по теме: «Право».

ОЗ

схемы, тест

мультимедиа

Тесты

34

Урок обобщения по теме: «Мир обществознания»

ОЗ

схемы, тест

мультимедиа

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                         

Раздел 1: Политика и социальное управление (10 час)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

 Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

 Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления  гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

 Участие граждан в политической жизни.  Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

  Средства массовой информации в политической жизни.  Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

 

Раздел 2:  Право.     (24 часа)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права.  Субъекты права.

Система права.  Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства.  Правовая информация. 

Правоотношения как форма общественных отношений.  Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.  

Признаки и виды правонарушений.  Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений.  Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ.

Конституция  Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.  Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации.  Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.  

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты  прав и свобод человека  и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

        Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю.  Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.  

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право.  Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания  привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

  Международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь.

Правовое регулирование отношений в сфере образования

ФОРМЫ   И   СРЕДСТВА  КОНТРОЛЯ

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование  собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в  моделируемых учебных задачах  и в реальной жизни;
  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Формы контроля:

  • тестирование;  
  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  •  индивидуальный опрос

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обучения

Оснащенность

(%)

1

Литература основная

 -  Программа общеобразовательных учреждений. Обществознание./ Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И. и др.-       М. «Просвещение»,2010

-  Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2012.

100%

2

Литература дополнительная         

-  Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002
-
Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. 4. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 8 кл.— М., 2010.

- Методические рекомендации по курсу «

Обществознание  9 класс/ Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2010.
-Контрольно-измерительные материалы. Обществознание:9 класс/  Сост.А.В.Поздеев.-М.:ВАКО, 2011

100%

3

Технические средства обучения

-компьютер

-мультимедийный проектор

-экспозиционный экран

- принтер лазерный

100%

4.

Экранно-звуковые пособия

-электронные презентации по обществознанию

100%

5.

Оборудование класса

-ученические двухместные столы с комплектом стульев

-стол учительский

-шкафы

-настенная доска

100%



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по обществознанию. (К учебнику Л. Боголюбова, 10 класс, профильный уровень)

Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию в 10 классе, профильный уровень....

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой, 10 класс

рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Гольцовой...

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

Рабочие программы для 7 класса (коррекционная программа VIII вида)

В папке собраны рабочие программы по математике, русскому языку, чтению и развитию речи, биологии, истории для 7 класса с тематическим планированием для надомного обучения....