Учебная программа по обществознани для 7 класса.
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему

Помольцева Ирина Григорьевна

Учебная Программа курса "Обществознание " для 7 класса. (  К Учебнику для общеобразовательных учреждений под ред. Боголюбова Л.Н.- М:,2013. ) В программе  указаны цели, результаты  преподавания обществознания в 7 классе,требования  к уровню подготовки учащихся в соответствии с ФГОС. В работе имеется развернутое поурочно- тематическое планирование , содержательная часть программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 7 класса

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Примерная программа по обществознанию в основной школе предусматривает выделение двух самостоятельных,  связанных между собой этапов. Первый этап 5-7 класс. Преподавание обществознания в 7 классе является логическим продолжением изучения проблем жизни человека в обществе и ориентировано на  анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества. Данные курсы представляют единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включают методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.На каждом из этапов  реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Основные цели изучения обществознания в 7 классе

Развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

1-я линия развития личности. Понимать и объяснять разнообразие  современного мира, характеризуя  более сложные системы и  абстрактные понятия. Систематизировать обществоведческую информацию с целью определения своего места и роли в обществе.

2-я линия развития личности.  Давать оценку  не только поступкам, но и комплексным сложным общественным явлениям. Учиться договариваться  с другими, осознавая значимость коммуникации в межличностном общении и определении своего места в обществе.

3-я линия развития личности. Понимать и принимать  последствия своего выбора  и правила поведения в той или иной ситуации.  Выбирать адекватные способы деятельности  и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей

  • -общественной; межличностных отношениях;

 Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:

  • Добывать и критически оценивать информацию.
  • Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
  • Обобщать.
  • Группировать.
  • Сравнивать факты, явления и понятия.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:

  • Определять и объяснять другим людям своё  отношение к общественным нормам.
  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за  свои поступки.
  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:

Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

1-я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия)

Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нём.

Добывать и критически оценивать информацию:

  • о способах познания мира; об особенностях разных мировоззрений; о проблеме поиска смысла жизни; об этических понятиях «долг», «совесть» и др.; о структуре и правилах социальных отношений;
  • о структуре общества (различать деление по возрасту, профессиональной принадлежности, национальному признаку, принадлежности к различным социальным институтам и др.); о правилах социальных отношений внутри и между частями общества;
  • о разных типах экономических систем; о значении денег, банков; о роли мировой экономики; о нормах, регулирующих гражданские экономические правоотношения;
  • об элементах политической системы и её устройстве в Российской Федерации; о
  • структуре прав человека и о защите их с помощью законов, о правах и ответственности несовершеннолетних; о способах изменения политической системы.

Систематизировать всю получаемую информацию (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать) и представлять её в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д. 

2-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия)

        

Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и ценностей.

Определять и корректно формулировать своё отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины, общепринятым нравственным нормам и ценностям, выражаемым в понятиях «долг», «совесть», «милосердие»; отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т.д.

Определять и выражать своё отношение к делению общества на группы и слои, к сложившимся правилам социальных взаимоотношений, к справедливости устройства разных экономических систем.

Формулировать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении проблем поиска смысла жизни, отношений между поколениями.

Определять и выражать своё отношение к идее прав человека, в возможности граждан влиять на власть, к революциям и реформам как способам изменения общества.

Отстаивать свою точку зрения при обсуждении экономических прав подростков.

Формулировать и обосновывать свою точку зрения о возможности защиты прав ребёнка и прав человека в условиях существующей политической системы.

3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия)

Действовать в пределах норм нравственности и права. Определять свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нравственный выбор между желаемым и необходимым (должным); договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, в основе которых столкновение различных типов мировоззрения.

        Выстраивать линию своего поведения в ситуациях:

  • моделирующих межличностные отношения в различных общественных группах и слоях; договариваться с людьми, предотвращать или преодолевать конфликты,
  • связанных с межличностными, межнациональными, классовыми и другими взаимоотношениями;
  • моделирующих экономические отношения между подростками и взрослыми.
  • нарушения прав человека, отношения граждан и органов власти.

Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

История, 7-й класс: наращивание единой с обществознанием системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 7-й класс:
 общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.
География, 7-й класс:
 закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 7-й класс:
 общие закономерности развития биологических видов, позволяющие находить общее и различное с развитием человеческого общества

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

7 класс (35 часов)

Введение.  Как работать с учебником 1 час

Раздел 1.  ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН      ( 15 часов)

Что значит жить по правилам. Многообразие правил. Правила этикета и хорошие манеры

Права и обязанности граждан. Кто и как обеспечивает наши права. Фрагменты Международного пакта о гражданских и политических правах. Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты  прав и свобод человека  и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних

Почему важно соблюдать законы. Где проходит граница прав человека. Почему не бывает прав без обязанностей.

Защита Отечества- долг и обязанность граждан. Для чего нужна регулярная армия. Внешние угрозы для нашей страны.

Что такое дисциплина. Виды дисциплины. Особенности ее соблюдения в разных жизненных ситуациях. Последствия нарушения дисциплины.

Виновен- отвечай .Необходимость знания и соблюдения закона для человека. Неизбежность справедливого наказания за совершенные преступления. Воспитание уважения к закону. Правоотношения как форма общественных отношений.  Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности  правового статуса несовершеннолетних. Признаки и виды правонарушений.  Понятие и виды юридической ответственности.

Кто стоит на страже закона. Тестирование. Правоохранительная система России. Функции полиции, суда, прокуратуры, адвокатуры, нотариата, службы безопасности

Обобщающий урок по теме «Человек и закон».  Тестирование. 1 час

Раздел 2. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА( 15 часов)

Понятие экономики Экономика и ее основные участники

 Основные проявления экономии: производство, распределение , обмен, потребление. Потребности человека.        Золотые руки работника Основные условия качественного труда. Из чего складывается мастерство работника Причины различий в оплате труда. Тестирование.

Производство, затраты, выручка, прибыль Понятие ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека. Затраты производства переменные и постоянные. Массовое производство. Производительность труда Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика .Рынок

. Роль предпринимательства в современной экономике. Индивидуальное предпринимательство. Товарищества . Акционерные общества.

Обмен, торговля, реклама. Причины возникновения обмена между  людьми. Экономические выгоды обмена для всех его участников. Роль торговли и рекламы в жизни современного общества. Потребительская и меновая стоимость товара. Оптовая и розничная торговля

.Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы ,история денег. Как возникли современные деньги. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа

Экономика семьи. Семейное хозяйство, материальные и трудовые ресурсы. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи обязательные и желаемые         Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации.  Налоги, уплачиваемые гражданами.

Обобщающий урок по теме  «Человек и экономика». ( 1 час)

Итоговое повторение по курсу обществознание (2 часа)

Поурочно- тематическое планирование

№ раздела / темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия(количество часов)

Лабораторные, 
практические занятия, экскурсии (час.)

Контрольные занятия (количество часов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33/34

        Введение .Как работать с учебником

Раздел 1.  ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН

                  ( 15 часов)

Что значит жить по правилам. Многообразие правил.

Правила этикета и хорошие манеры

Права и обязанности граждан. Кто и как обеспечивает наши права.

Международные документы  о гражданских и политических правах.

Почему важно соблюдать законы.  

Тестирование по предыдущей теме. Где проходит граница прав человека. Почему не бывает прав без обязанностей

Защита Отечества- долг и обязанность граждан.

Для чего нужна регулярная армия. Внешние угрозы для нашей страны

Что такое дисциплина. Виды дисциплины.

 Особенности ее соблюдения в разных жизненных ситуациях. Последствия нарушения дисциплины

Виновен- отвечай .Необходимость знания и соблюдения закона для человека.

Неизбежность справедливого наказания за совершенные преступления. Воспитание уважения к закону

Кто стоит на страже закона. Тестирование.

Правоохранительная система России. Функции полиции, суда, прокуратуры, адвокатуры, нотариата, службы безопасности

Обобщающий урок по теме «Человек и закон».  Тестирование

Раздел 2. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА

Экономика и ее основные участники

Понятие экономики

 Основные проявления экономии: производство, распределение , обмен, потребление. Потребности человека. Предпринимательство

Золотые руки работника Основные условия качественного труда. Из чего складывается мастерство работника Причины различий в оплате труда. Тестирование

Производство, затраты, выручка, прибыль Понятие ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека. Затраты производства переменные и постоянные.

 Массовое производство. Производительность труда

Виды и формы бизнеса. Роль предпринимательства в современной экономике. Индивидуальное предпринимательство. Товарищества . Акционерные общества. Практическая часть.

Обмен, торговля, реклама. Причины возникновения обмена между  людьми. Экономические выгоды обмена для всех его участников.

 Роль торговли современного общества. Потребительская и меновая стоимость товара. Оптовая и розничная торговля

 Роль рекламы в жизни человека и общества

Деньги.. История денег. Как возникли современные деньги.

Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа

Экономика семьи. Семейное хозяйство, материальные и трудовые ресурсы. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи обязательные и желаемые

Обобщающий урок по теме  «Человек и экономика». Итоговое тестирование

Воздействие человека на природу

Охранять природу- значит охранять жизнь

Закон на страже природы

Итоговое повторение по курсу обществознание

        1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1        

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Развернутое календарно- тематическое планирование

курса «Обществознание» для 7 класса

№ урока

Тема урока.  Основные элементы содержания урока

Тип урока. Виды деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся

Контрольно-измерительные материалы

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

1

2/3

4/5

6/7

8/9

10/11

12/13

14/15

16

17/18

19/20

21/23

24\25

26/27

28/29

28

29

30

31

32

33/34

Введение .Как работать с учебником

Раздел 1.  ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН

                  ( 15 часов)

Что значит жить по правилам. Многообразие правил. Правила этикета и хорошие манеры

Права и обязанности граждан. Кто и как обеспечивает наши права. Фрагменты Международного пакта о гражданских и политических правах

Почему важно соблюдать законы.  Тестирование по предыдущей теме. Где проходит граница прав человека. Почему не бывает прав без обязанностей

Защита Отечества- долг и обязанность граждан. Для чего нужна регулярная армия. Внешние угрозы для нашей страны

Что такое дисциплина. Виды дисциплины. Особенности ее соблюдения в разных жизненных ситуациях. Последствия нарушения дисциплины

Виновен- отвечай .Необходимость знания и соблюдения закона для человека. Неизбежность справедливого наказания за совершенные преступления. Воспитание уважения к закону

Кто стоит на страже закона. Тестирование.. Правоохранительная система России. Функции полиции, суда, прокуратуры, адвокатуры, нотариата, службы безопасности

Обобщающий урок по теме «Человек и закон».  Тестирование

Раздел 2. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА

Экономика и ее основные участники

Понятие экономики Основные проявления экономии: производство, распределение , обмен, потребление. Потребности человека. Предпринимательство

Золотые руки работника Основные условия качественного труда. Из чего складывается мастерство работника Причины различий в оплате труда. Тестирование

Производство, затраты, выручка, прибыль Понятие ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека. Затраты производства переменные и постоянные. Массовое производство. Производительность труда

Виды и формы бизнеса. Роль предпринимательства в современной экономике. Индивидуальное предпринимательство. Товарищества . Акционерные общества. Практическая часть.

Обмен, торговля, реклама. Причины возникновения обмена между  людьми. Экономические выгоды обмена для всех его участников. Роль торговли и рекламы в жизни современного общества. Потребительская и меновая стоимость товара. Оптовая и розничная торговля

Деньги и их функции. История денег. Как возникли современные деньги. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа

Экономика семьи. Семейное хозяйство, материальные и трудовые ресурсы. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи обязательные и желаемые

Обобщающий урок по теме  «Человек и экономика». Итоговое тестирование

Воздействие человека на природу

Охранять природу- значит охранять жизнь

Закон на страже природы

Итоговое повторение по курсу обществознание

Урок -беседа

 Урок-беседа

Комбинированный урок. Работа в группах

Комбинированный урок

Урок- беседа

Комбинированный урок

Комбинированный урок Групповая работа с элементами диспута

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Урок беседа

Комбинированный урок

Комбинированный урок: лекция с элементами беседы, индивидуальная работа, работа групп, практическая работа

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Урок-игра

Знать новые понятия привычки, обычаи, обряд , церемония, этикет, социальные нормы и правила

Знать основные гражданские, политические , экономические, социальные, культурные права

Знать и соблюдать права и обязанности граждан РФ

Знать основные понятия  патриот, долг, всеобщая воинская повинность, профессиональная армия, военная присяга, повестка, контракт

Познакомить учащихся с различными видами дисциплины и пониманию ее роли в жизни человека

  Знать значение терминов и понятий закон, преступление, наказание, общественный порядок, справедливость, проступок

Знать функции правоохранительных органов РФ

Систематизация и контроль полученных учащимися знаний по разделу

Знание основных терминов урока: потребности, производство, распределение. Потребление

Понимать какими качествами должен обладать человек чтобы стать мастером своего дела

Знание основных экономических терминов  и понятий

Знание  основных терминов и понятий: бизнес, финансово-экономический продукт, кредит, индивидуальное предпринимательство, акционерное общество, акция, акционер

Знание терминов и понятий общественное разделение труда, потребительская и меновая стоимость, товарный знак, бренд, потребитель

Знать и понимать причины перехода от бартера к деньгам, функции денег

Подвести учащихся к пониманию что такое хозяйство семьи и его значение для экономики страны, необходимости планировать семейные расходы

Систематизировать и контролировать качество знаний учащихся по изученному разделу

Знать смысл «великого  экологического правила», выражения «вторая  природа, ресурсы исчерпаемые и неисчерпаемые

Знать значение понятия « экологическая мораль», безответственное отношение к природе

Ответ на вопрос «Почему природа нуждается в охране?»

Работа с доп. Материалом

Практическая работа по документу, кроссворд

Работа групп с текстами документов, заполнение таблицы

Работа с текстом Конституции и доп. материалом

Работа со схемами и дополнительным материалом

Работа с учебником, составление таблицы  по рассказу учителя и материалам учебника

Работа с фрагментами текстов  Гражданского и Трудового кодекса

Работа с доп. материалом

Тесты по вариантам. Проверочные работы дифференцированного уровня сложности

Тексты сказок для решения практических заданий. Самостоятельный ответ на вопросы(письменно). Составление таблицы

На 2 уроке выполнение практической работы

Практическая работа по документам. Работа в группах. Решение экономических задач

Работа по карточкам в группах. Составление бизнес плана

Практическая работа с дополнительным материалом

Составление схемы в тетрадях. Работа с учебником и дополнительной литературой

Практическая работа «Как рационально организовать хозяйство семьи»

Тестирование. Индивидуальная работа по карточкам. Решение экономических задач

Иллюстрации с.124-129. Ответы на вопрос

Заслушать сообщения учащихся.Сделать выводы. Предложить свои рекомендации чтобы установить правильные отношения человека с природой

Работа с иллюстрациями  с.142, 146. . карта с.144-145

С..4-8

П.1 с.10-21, зад.3-4 с.22

П.2 с.23-28

П.2 с.23-30, зад.7 с.32-33

П.4, зад. 1 4 5 с.52-53

П.5, подготовить сообщениями, об авариях вызванных нарушениями дисциплины

П.6, зад 5 6 с. 75

П. 7,зад. 7 8 с. 80

П.8, зад.5 с.96 письменно

П.9, зад. 1 3 с.106

П.10,  составить кроссворд

П.11, зад. 3 с.134

П.12 зад. 4 с.134. Придумать рекламу товара или услуг

П. 13, записи в тетради

П.14, зад.4 5 6  с. 156-157

П.14

-

П.15, подготовить сообщение об экологическом состоянии вашего дома, двора, улицы

П.16

П.17

Учебно-методический комплекс

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. № 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
    № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.02.2011 № 19644
  • Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373»
  • Приказ департамента образования и науки Приморского края от 02.06.2011 № 721-а «О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в образовательных учреждениях Приморского края»;

Обществознание. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений  под ред. Боголюбова Л.Н.- М.: Просвещение. 2013

Программа курса «Обществознание» для 6-9 классов под ред. Л. Н. Боголюбова- М., 2013.

Котова О.А., Лискова Т.Е. Рабочая тетрадь по обществознанию для 7 класса.- М.: Просвещение,2013

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Биенова Е.Б.Поурочные разработки по обществознанию к УМК Кравченко Е.А.- М.: Вако, 2010

Мананникова Е.Н. Основы психологии. Учебное пособие. - М., 2006

Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика». Для 1-11 классов.- М., Вако, 2005

 Поздеев А.В. Поурочные разработки к УМК Боголюбова Л.Н. Обществознание для 7 класса - М.: Просвещение,2010

Презентации по темам

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс

Учебная  программа    основного  общего     образования по обществознанию  разработана  на   основе  федерального  компонента...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова

       Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа  по обществознанию 8 класс к учебнику Л.Н.Боголюбова...

Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс

Рабочая учебная программа по обществознанию для 9 класса к учебнику Л.Н.Боголюбова...

Рабочая учебная программа по обществознанию 5 класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения и предназначена для реализации в общеобразовательной школе...

Рабочая учебная программа по обществознанию 7 класс ФГОС

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС,  учебник- Обществознание Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова 2010...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс ФГОС

Рабочая учебная программа по общенствознанию для 8 класса, составлена в соответствии с  ФГОС....