Рабочая учебная программа по обществознанию 7 класс ФГОС
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему

Анохова Наталья Алексеевна

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС,  учебник- Обществознание Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова 2010

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

«ПРИНЯТО»

на заседании ШМО учителей социально-гуманитарного цикла

Протокол № 1

от  «28» августа 2015 г

Председатель ШМО

________ _______________

ФИО

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГАПОУ МОК

им. В. Талалихина

В.Л.Поляков

____________ ___

«1» сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса «Обществознание»

для 7аб класса

на 2015-2016 учебный год

Всего часов по программе__34__, часов в неделю    _1_

Рабочая программа составлена на основе:  

  • Примерной программой основного общего образования по обществознанию и авторской программы под редакцией Л.Н.Боголюбова  «Обществознание», издательство «Просвещение», 2009г.

Учебник:  Боголюбов Л.Н.. Иванова Л.Ф. Обществознание. Учебник для 7 класса. допущено Министерством образования и науки РФ. ОАО Издательство «Просвещение» 2010

Всего часов: 68

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

34

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

8

7

10

9

КР - 4

1

1

1

1

Составитель:

Анохова Наталья Алексеевна

учитель истории

Категория –первая  квалификационная категория

МОСКВА, 2015 г

Пояснительная записка.

Данная программа составлена для общеобразовательного учреждения для 7 класса. Планирование составлено на основе «Примерные программы по обществознанию». Составители: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, М: «Дрофа», 2007г. Учебник: «Обществознание» 7 класс Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Москва, «Просвещение » 2010г. Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определить в обществе два полюса - государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать гражданином современной России. Представляется крайне важным для будущего развития страны преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, расизма и шовинизма, духовной деградации личности. В первую очередь это касается подростковой среды, поколения будущих граждан России.

Цели и задачи учебного предмета.

Курс преподавания обществознания в среднем звене является первой ступенью подобного обучения в средней школе, и, поэтому носит вводный характер. Данный курс рассказывает об очень важной и очень необходимой людям науке — обществознании. В целом его структура та же самая, в предыдущем учебнике (для 6 класса) — повествование идет от общего к частному.

Вместе с тем он не похож на него потому, что двенадцатилетний возраст — это граница между детским и подростковым мирами. А если учесть ускорение социального и духовного взросления современной молодежи, то можно считать, что нынешние семиклассники уже подошли к этой черте.

Важно не опоздать и вовремя направить формирующуюся личность младшего подростка в нужном для общества направлении. Перед ним открывается очень непростой, во многом непонятный и наверняка незнакомый мир подростков — от 13 до 19 лет.

На взаимоотношения с другими людьми в огромной мере влияет характер и темперамент подростка, его психологическая конституция, включающая интеллект, чувства, способности. Она же во многом определяет самооценку, низкую или высокую, в зависимости от которой подросток строит свои жизненные планы.

Курс призван научить не только тому, как контролировать свои эмоции, но и тому, как стать лидером, а, возможно, и выдающейся личностью. Непростая наука лепить свою личность состоит не только в умении общаться, говорить или слушать, но и в нравственном развитии. Об этом и о том, как стать взрослым, ведется очень серьезный разговор.

Однако, любой человек, в том числе и семиклассник, уже живет, причем живет в обществе, а не готовится в него «войти» (как принято говорить, «вступить во взрослую жизнь» или на какую-то конкретную ступень – поступить в вуз, начать работать, образовать семью и т.д.). Развивая существующий минимум требований ФГОС, программа и соответствующий ей УМК вводит также понятия действия и взаимодействия, лидерства, инициативы, планирования и другие, поскольку они создают необходимое предметное поле.

Поэтому, цель обучения в 7 классе – содействовать пониманию процесса взаимодействия людей в обществе, создать условия для осознания того, как в обществе развивается личность и как деятельность каждого человека влияет на общество в целом.

Задачи:

1.Ввести основные понятия: «личность», «субъектность», «общество», «действие», «взаимодействие», «согласие» и «конфликт», «потребление».

2.Показать ценность взаимопонимания как основы для эффективного взаимодействия, роль контроля в этом процессе.

3.Организовать опыт анализа и самоанализа, показывая значимость выявления социальных закономерностей

4.Способствовать развитию первоначальных навыков самостоятельного критического аргументированного диалога и спора.

В течение учебного года ученики получат возможность работать с федеральным учебником, способствующим развитию целостного, интегрированного видения общества. Решению данной проблемы служит критическая модель преподавания обществознания, когда знания не являются самоцелью и системообразующей основой обучения данного предмета, а изначально выступают как инструментальное средство, позволяющее более глубоко понимать факты собственной жизни и жизни общества в целом. Свободное общение между учителем и учеником в процессе урока, высказывание и отстаивание ими собственного мнения позволяет развивать речь учащихся, адаптировать понятийный аппарат, используемый учителем, к уровню учеников, что также способствует мыслительной деятельности, которая не возможна в условиях непонимания слов и терминов, используемых в процессе взаимодействия, поскольку не позволяет мысли подростка выражаться в слове.

Саморефлексия учащихся в рамках этой модели может осуществляться, в частности, через написание мини-эссе, статей.

Применяется принцип единства различных способов познания. Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:

• литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы, здесь нужно учитывать возможные проблемы с разными программами и предпочтениями учеников);

• художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);

• публицистические (соответствующие тексты интернет-, печатных, телевизионных СМИ) и новостийные;

• научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);

• опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.

Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года.

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

первичного анализа и использования социальной информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения        

Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с пребываниями к уровню подготовки учащихся выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования.

знать:

•        Основные понятия и термины;

•        Психологический портрет личности в подростковом возрасте;

•        О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;

•        Свои права и обязанности;

уметь:

•        применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;

•        получать социальную информацию из разнообразных источников;

•        ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.

иметь представление:

•        о специфике развития личности в подростковом возрасте.

В результате изучения предмета:

• развиваются личностные качества ученика, потому что изучение обществознания осуществляется как постоянный процесс познания самого себя и окружающей социальной среды. Как наиболее оптимальный результат обучения - развитие уверенности в себе и создание потенциала для поисков способа самореализации позитивного плана, не только исходя из собственных интересов, но и других людей, общества в целом.

• появляется и закрепляется познавательный интерес к изучению социально-гуманитарных дисциплин, потому что обучающийся видит связь между содержанием этих дисциплин и своей собственной жизнью, что может способствовать развитию познавательного интереса и учебной мотивации в целом.

• развивается критическое мышление, позволяющее осознанно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке. Развитие критического мышления по отношению к социальным явлениям безусловно повлияет на развитие социальной компетентности, особенно ее мировоззренческого аспекта.

• осуществляется «воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности», поскольку ученик понимает не только какие законы и почему принимаются в государстве, какие традиции, обычаи и почему существуют в обществе, но и как его действия влияют на то, что происходит в государстве и в обществе в целом;

• происходит освоение системы социального знания в процессе практического исследования социальной среды, что не только способствует дальнейшему получению профессионального образования, но и создает основу для дальнейшего развития навыков аналитической (исследовательской) деятельности;

• происходит овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных, что не только приводит к освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях, но и позволяет более активно и целенаправленно участвовать в модификации этих ролей, более осознанно, осмыслено выстраивать отношения с другими людьми, социальными группами, социальными институтами;

• осуществляется формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Как оптимальный результат - понимание ценности собственного опыта, собственной позиции.

Система оценки достижений учащихся: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, презентации, творческие работы. Основное содержание.

Основное содержание.

Глава I ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ.

Тема 1. Отношения между товарищами.

Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Виды межличностных отношений.

Тема 2. Ты и твои товарищи.

Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Групповые нормы. Способы охраны групповых норм. Лидерство.

Тема 3. Зачем люди общаются.

Общение, его роль в жизни людей. Средства и способы общения. Особенности общения со сверстниками, старшими  и младшими.

Тема 4. Почему нужно быть терпимым.

Межличностный конфликт, его ступени. Особенности каждой ступени конфликта. Причины конфликта, способы решения конфликта. Варианты поведения в конфликтной ситуации.

Глава II ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН.

Тема 5. Что значит жить по правилам.

. Социальные нормы и их многообразие. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета, манеры.

Тема 6. Права и обязанности граждан.

Права и свободы человека.  Гражданские, политические, экономические и социальные права человека. Особенности прав человека. Гарантии соблюдения прав человека. Долг и обязанности каждого человека. Особенности прав несовершеннолетних.

Тема 7. Почему важно соблюдать законы.

 Закон, его роль в жизни общества. Обеспечение порядка и справедливости через закон. Свобода и ее ограничение.

Тема 8. Защита Отечества.

Защита Отечества - это долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Необходимость в регулярной армии. Современные военные угрозы. Военная служба. Обязанности военнослужащих.

Тема 9. Что такое дисциплина.

Понятие дисциплина. Общеобязательная и специальная дисциплина. Воинская и трудовая, внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Тема 10. Виновен - отвечай.

Роль закона в обществе. Законопослушное поведение. Противозаконное поведение. Ответственность за противозаконное поведение. Виды правонарушений. Особенности применения наказаний к несовершеннолетним.

Тема 11. Кто стоит на страже закона.

Необходимость охраны закона и правопорядка. Правоохранительные органы, нотариат, таможня, полиция, Федеральная служба безопасности. Система судопроизводства. Презумпция невиновности. Работа полиции.

Раздел III Человек и экономика.

Тема 12. Экономика и ее основные участники.

Экономика, ее функции. Проявления экономики.  Производство, распределение, обмен, потребление. Экономические продукты. Производительность труда. Основные участники экономики : производитель, потребитель.

Тема 13. Золотые руки работника.

Труд и его оценивание. Качество труда, квалификация. Уровни квалификации. Труд и заработная плата. Количество и качество труда. Секреты профессионального успеха.

Тема 14. Производство: затраты, выручка, прибыль.

Производство и его основная цель. Затраты производства (постоянные и переменные затраты). Разделение труда в производстве. Прибыль, снижение затрат производства. Капитал

Тема 15. Виды и формы бизнеса.

Бизнес как экономическая деятельность. Предпринимательский успех. Портрет предпринимателя. Виды бизнеса. Финансы, кредит. Формы бизнеса, акции, акционерные общества.

Тема 16. Обмен, торговля, реклама.

Обмен и его роль в жизни общества. Рынок, товар, стоимость товара. Цена товара, бартер. Торговля и ее формы. Ассортимент. Реклама- двигатель торговли.

Тема 17. Деньги и их функции.

Деньги, происхождение денег, функции денег. Виды денег (монеты, банкноты, кредитные карточки). Валюта. Изменения современных денег.

Тема 18. Экономика семьи.

Ресурсы семьи. Материальные, трудовые, энергетические.

Глава IV ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.

Тема 19. Воздействие человека на природу.

Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков.

Тема 20. Охранять природу - значит охранять жизнь.

Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким

Тема 21. Закон на страже природы.

Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.

План контрольных работ.

№ п/п

Тема

часы

Формы контроля

1

2

3

4

5

Человек среди людей.

Человек и закон.

Человек и экономика.

Человек и природа.

8

7

5

1.Контрольная работа по теме: «Человек среди людей»

2..Контрольная работа по теме: «Человек и закон»

3.Контрольная работа по теме: «Человек и экономика»

4.Контрольная работа по теме: «Человек и природа»

5.Итоговое тестирование

Список используемой литературы:

  1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.

  2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

  3. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.

  4.Морозова СВ. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 36—40.

Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.

  5.Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 38-41.

  6.Репин Е.Н., Репина Н.А. Деньги в их истинном значении: Пособие для учителей и учащихся. М., 1999.

  7.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002/03 учебный год / Под ред. СИ. Козленко. М., 2002.

  8.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2003/04 учебный год / Под ред. СИ. Козленко М., 2003.

  9.Справочник преподавателя общественных дисциплин/ Авт.-сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 1998.

  10.Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном обществознании: Пособие для учителя. М., 2003.

   11.Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 1. С. 16-23.

Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс

Учебная  программа    основного  общего     образования по обществознанию  разработана  на   основе  федерального  компонента...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова

       Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...

Рабочая учебная программа для 5 классов на основе ФГОС ,предмет- обществознание

Программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №...

Рабочая учебная программа по обществознанию в рамках ФГОС

Программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно- тематическое и поурочное планирование, а так же требования и критерии оценивания....

Рабочая учебная программа по обществознанию 5 класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения и предназначена для реализации в общеобразовательной школе...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс ФГОС

Рабочая учебная программа по общенствознанию для 8 класса, составлена в соответствии с  ФГОС....

Рабочая учебная программа (5-9 класс ФГОС)

Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, пре...