конспект по теме: Деятельность в жизни человека
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) на тему

Лозяная Людмила Владимировна

включает в себя материал характеризующий виды деятельности человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_4_deyatelnost_v_zhizni_cheloveka.docx170.57 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность в жизни человека. Её виды формы и функции

Деятельность человека:

—        носит сознательный  и общественный характер;

—        связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда;

Деятельность имеет определённую структуру.

Мотивы деятельности — это внутренние побудительные силы субъекта деятельности (потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы).

Цель — это то, чего субъект деятельности хочет достичь.

Средства достижения цели — это сумма знаний, которой обладает субъект деятельности: орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация.

Действием называется процесс, направленный на достижение поставленной цели.

•        целенаправленное действие — действие субъекта деятельности, которое отличается рационально поставленной целью и продуманными средствами;

•        ценностно-рациональное действие — действие, при котором субъект деятельности поступает в соответствии со своими убеждениями о долге, доброте и зле;

•        аффективное действие — действие, связанное с душевным волнением, при котором субъект деятельности стремится удовлетворить свою потребность в чём-либо;

•        традиционное действие — действие, связанное со сложившейся привычкой.

Результат является завершающим звеном в структуре деятельности, которое подтверждает достижение поставленной цели.

Виды деятельности

Признаки игры:

  • происходит в условной, быстро изменяющейся, ситуации;
  • в процессе игры  используются замещающие предметы;
  • игра нацелена на удовлетворение интереса ее участников;
  • способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Игра связана с социальной сущностью человека.  В детстве  это форма жизни ребёнка. У взрослого игра заменяется искусством, спортом.

Признаки общения:

  • Субъект взаимодействует с субъектом, так как объект является активным субъектом.
  • Способствует реализации совместных целей.
  • Необходимо для социализации личности.

Виды  общения:

  • Непосредственное -  прямой контакт друг с другом
  • Опосредованное - обмен информацией через различные средства информации: книги, телевизор, телефон
  • Прямое  - личный контакт
  • Косвенное  - общение через посредника
  • Вербальное – при помощи речи устной и письменной
  • Не вербальное – общение знаками, танцем, символами и т.д.

Функции общения 

  • Социализация  - Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности.
  • Познавательная  - Познание людьми друг друга.
  • Психологическая  - Осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека
  • Отождествления  или противопоставления - Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»
  • Организационная  - Организация совместной деятельности людей

Особенности:

Общение  — это элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения, между ними можно  поставить знак равенства;

Общение  — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

Общение  и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учебная деятельность включает в себя:

  • Восприятие
  • Осмысление
  • Сознательную творческую переработку
  • Ясное выражение
  • Применение

Учение  служит средством психологического развития человека.

 

Труд имеет свойственные только ему черты:

  • целесообразность;
  • нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
  • наличие умений и знаний;
  • практическая полезность;
  • наличие результата;
  • развитие человека;
  • преобразование внешней среды обитания человека.

Другие точки зрения:

Труд  — это любая сознательная деятельность человека.  Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;

Труд  — один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд — это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.

Основные формы деятельности человека

Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.

Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях,

Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.

Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.

Критерии  классификации деятельности.

  • По объектам и результатам деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей.
  • По субъекту деятельности — индивидуальная и коллективная.
  • По характеру самой деятельности — репродуктивная и творческая.
  • По соответствию правовым нормам — законная и незаконная.
  • По соответствию моральным нормам — моральная и аморальная.
  • По соотношению с общественным прогрессом — прогрессивная и реакционная.
  • По сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая.
  • По особенностям проявления человеческой активности — внутренняя и внешняя.

Механизмы творческой деятельности:

•        комбинирование уже имеющихся знаний;

•        воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании;

•        фантазия — плод воображения, яркость и необычность создаваемых представлений и образов;

•        интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.

Характер деятельности:

•        сознательный характер — сознательное выдвижение целей деятельности и предвидение её результата;

•        продуктивный характер — стремление получить конкретный результат;

•        преобразующий характер — изменение окружающего мира и самого человека;

•        общественный характер — в процессе деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока: "Значение осанки в жизни человека"

Формирование красивой осанки, походки, красоты движений. Научить обучающихся заботиться о правильном положении тела. Показать упражнения для формирования правильной осанки....

Конспект теоретического урока. Спорт в жизни человека

Формирование знаний о роли спорта в жизни человека....

Конспект урока по теме "Проценты в жизни человека" 5 класс

Когда и с какой целью человек использует проценты в своей жизни?...

Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».

Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....

План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»

План-конспект открытого урока  по Обществознанию   по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...