Тема урока | Образование в жизни человека. |
Дата урока | 02.12.2016 |
Тип урока | Ознакомление с новым материалом. |
Цель урока | выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией; формирование представлений о значении школьного образования в жизни человека, о системе российского образования, значении образования; развивать познавательный интерес к разным формам и способам получения общего и профессионального образования; воспитывать ответственное отношение к образованию, самосовершенствованию в целом. |
Образовательные ресурсы | Л.Н.Боголюбов Обществознание, презентация «Ученик –это профессия»?, медиапроектор, рабочая тетрадь, раздаточный материал для учащихся(задания группам).
|
План урока | 1.Школьное образование. 2.Значение образования для общества. 3. ступени получения образования. 4. О чём рассказала бабушка. 5.Что нужно делать, чтобы научиться учиться. |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично – поисковый, практический. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Основные понятия | Образование, ступени образования. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД
|
Научатся: определять мотивы обучения детей в школе Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждение. | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в тои числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации | УУД | Формы контроля |
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний. | Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Беседа. Каждый правильный ответ –умник, умница;3 умника или умницы- 1 золотая медалька. (отметка- 5) | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Учитель: Ребята, представьте, что нам с вами сегодня нужно отправиться в страну знаний. Для этого мы с вами из волшебной шкатулки возьмём с собой знания, умения, навыки. (Играет музыка «Чему учат в школе»). Как вы думаете чему посвящён урок? (Отвечают дети. Правильно, школе, образованию.) Эпиграфом к нашему уроку являются слова французского просветителя 18 века Дени Дидро « Образование придает человеку достоинство». Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы Перед нами стоят следующие цели задачи. А какие цели и задачи урока для вас? Сформулируйте, пожалуйста. (проверка презентация). Беседу по вопросам: -Кто из вас помнит первый день в школе? -Какое у тебя было настроение? Кто такой школьник? - Что его отличает от других? -Кого бы ты назвал хорошим учеником? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.
Аргументированно отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительно обсуждения.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга. | Устные ответы |
3.Изучение нового материала. | Работа с текстом учебника и схемой стр.50-51.
Работа с текстом учебника стр.51-52, и рубриками «Путешествие в прошлое».
Работа с учебником «Картинная галерея» стр.53.
Работа с текстом учебника стр.55-57, с заданиями рубрики «В классе и дома»стр.57-58, № 2,3,4
Задания в рабочей тетради, №2стр29 | 1.Организует прочтение текста на стр.50 (учебник) -опираясь на схему (стр.50) назовите три ступени школьного образования. -Определите, какую ступень школьного образования вы уже прошли? На какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас? Какие ступени у вас впереди? ( схема на стр.51) 2. “История образования” (работа с документом на стр.51) рубрика «Путешествие в прошлое». Найти в тексте учебника (в документе) ответы на вопросы. (Объед .в группы) Учитель:Вопросы по истории образования высвечены на экране (каждая группа получает по одному вопросу) - Учащиеся устно отвечаю на вопросы:
- - Когда на Руси появилась первая напечатанная книга?
- - Как называлась первая напечатанная книга на Руси, кто её напечатал?
- - Какой указ издал Петр I в начале XVIII века?
- - Чьи дети учились в начальной школе в XVIII веке?
- -Чему учили в школах в конце XVIII века?
- Ребята вспомните когда,где и кем был основан первый университет в в России?
- В 1755 г. благодаря
- М. В.Ломоносову был открыт первый российский университет в Москве. При императрице Елизавете Первой.
3. Рассмотрите картину В.М. Кустодиева. Чем школа Московской Руси отличается от современной? (выступление учащихся с индивидуальными сообщениями «Как учились мои родители», «О чём рассказала бабушка».
4. Нацеливает на самостоятельное изучение пункта «Учись учиться» и выполнение заданий. Организует обсуждение вопросов: -Как вы понимаете слова «учись учиться№? -Можно ли самому научиться чему- то? -Сколько времени вам необходимо на выполнение домашнего задания? -Где делаете уроки? Кто помогает вам в этом? Формулирует задания, организует самостоятельную работу учащихся в рабочих тетрадях. | Анализируют схемы, отвечают на вопросы.
Самостоятельно читают текст учебника. Отвечают на вопросы.
Знакомятся с информацией учебника, рассматривают иллюстрации, высказывают разные точки зрения, участвуют в обсуждении вопросов.
Самостоятельно читают текст учебника, отвечают на вопросы, принимают активное участие в обсуждении практических заданий. Высказывают своё мнение, приводят примеры и доказательства.
Самостоятельно выполняют задания. | Фронтальная беседа
Групповая, фронтальная беседа.
Индивидуальная, фронтовая работа
Индивидуальная работа | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, предлагают помощь и сотрудничество.
Познавательные: выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Устные ответы
Устные ответы
Устные ответы
Устные ответы
Задания в рабочей тетради |
|
| 4.2 Физминутка слайд загадки: (если ответ связан со школой - присядем, если нет - руки вверх) Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём. Там пишут и считают, Рисуют и читают.(Школа.) | Под ногами лежат, Зашагаешь — шуршат, Яркие, цветные, Краешки резные.(листья) | Физкультурник нам сказал Всем зайти в спортивный …(Зал.)
| В буйном море-океане Рыба страшная живёт: У неё большой живот, Пасть с ужасными клыками.(акула) | Зимою в школу он бежит, А летом в комнате лежит. Как только осень настаёт, Меня он за руку берёт.(Портфель.) | Я летаю, я порхаю, На цветок похожая. Я красивая такая, Милая, пригожая! (бабочка) | По алфавиту В строгом порядке - Сорок фамилий В толстой тетрадке. Справа от них Разлинованы клетки, Чтоб не сбежали Ваши отметки.(Классный журнал.) | Открыть свои тайны Любому готова. Но ты от неё Не услышишь и слова. (Книга.)
|
|
4.Первичное осмысление и закрепление изученного материала. |
| Предлагает учащимся пройти тестирование и обсудить результаты. | Принимают участие в тестирование и оценивают свою деятельность используя новые знания | тестирование | Познавательные:
|
|
5. Итоги урока. Рефлексия. | Обобщение полученных на уроке сведений Повторительно-обобщающая беседа: - с чем мы сегодня познакомились? - какие новые понятия изучили? - какие ступени образования есть в школе? - на какой ступени образования находишься ты сейчас? - на какую ступень ты перейдешь, когда будешь учиться в 10 классе? - какое образование можно получить после школы? - можно ли сказать, что образование не нужно? - что лично для тебя значит образование? - какой у нас был главный вопрос урока и как мы на него получили ответ? - что мы можем записать в качестве вывода к уроку? Вывод: в современном мире необходимо получение образования. После окончания школы обязательно продолжить учебу в другом учебном заведении: колледже, институте. «Век живи, век учись!» | Проводит беседу по Что, если бы не было школ, как бы человек образовывался? Что, если тебе позволят выбрать предметы, какие ты оставишь и почему? Что, если ты на машине времени окажешься в XXII веке, представь каким будет обучение в школе?
Прослушивание песни «Если б не было школ, до чего человек бы дошёл» -только ли знания по разным предметам даёт школа? -интересно ли вам учиться?
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило…
| Отвечают на вопросы. Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга | Оценивание учащихся за работу на уроке |
7.Домашнее задание | Задания в рабочей тетради стр. 30 зад №3-8 | Конкретизирует домашнее задание - § 6 читать, вопросы -устно
- Задания в рабочей тетради стр. 30 зад. № 3-5
- Сделайте рекламу образованию
| Записывают домашнее задания | Индивидуальная работа |
|
|